34738

Ревизские сказки как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Доклад

История и СИД

Это документы именной переписи податного населения Российской Империи XVIII середины XIX вв. Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения в которых указывались имя отчество и фамилия владельца двора его возраст имя и отчество членов семьи с указанием возраста отношение к главе семьи.

Русский

2013-09-08

15.76 KB

20 чел.

Вопрос 4 Ревизские сказки как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Ревизские сказки 18-19вв

Одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки. Это документы именной переписи податного населения Российской Империи  XVIII - середины XIX вв. Возникновение ревизских сказок как особого вида исторических источников связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взиматься с "души мужского пола". Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать "сказки" о количестве душ в каждом населенном пункте. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения.

Ревизия состояла из нескольких этапов, на каждом возникали особые виды документов. Таким образом, данные переписи являются первичными материалами ревизии, сведения которых на следующих этапах обобщаются и структурируются, а также подвергаются дальнейшей обработке и тщательной проверке. Ревизские сказки подавались в местные органы, где составлялись перечневые ведомости - 1этап обобщения данных ревизских сказок в масштабах уезда, провинции и губернии. На момент полного окончания ревизий составлялись генеральные табели, а с четвертой ревизии (1782 г.) Начинают составляться окладные книги - общероссийские сводные материалы ревизии, предназначенные  для расчета податных сборов (поэтому в них отсутствуют сведения о женском населении и сопоставление с предыдущими ревизиями). В имениях переписи подавались владельцами или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами или другими должностными лицами, в городах - представителями городской управы.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о достоверности сведений, содержащихся в ревизских переписях. Вполне естественно, что государство стремилось максимально увеличить количество "душ", облагаемых налогом. Так же как и подлежащие учету слои населения (или их владельцы, если речь идет о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном (особенно это касалось раскольников). Как правило, серьезные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счета (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно.

С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий:
1 - 1718-1727 гг.
2 - 1743-1747 гг.
3 - 1761-1767 гг.
4 - 1781-1782 гг.
5 - 1794-1795 гг.
6 - 1811 г.
7 - 1815 г.
8 - 1833 г.
9 - 1850 г.
10 - 1857-1858 гг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41478. Жизнь первобытных людей 12.4 MB
  Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.
41479. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан 601.01 KB
  Целью фундаментальной юридической дисциплины «Уголовное процессуальное право Республики Казахстан» является усвоение студентами сложной и многогранной деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, предварительному расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...