34739

Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Доклад

История и СИД

дают материалы Первой всероссийской переписи населения это прямой массовый статистический учет населения проводимый с целью определения его численности состава и размещения на определенный момент. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II согласно Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи изданному в 1895 г.

Русский

2013-09-08

13.06 KB

6 чел.

Вопрос 5 Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Наиболее полную и достоверную информацию о населении России конца XIX в. дают материалы Первой всероссийской переписи населения ( это прямой массовый статистический учет населения, проводимый с целью определения его численности, состава и размещения на определенный момент.) Кроме важной информации о демографических и социальных процессах в масштабе всей страны переписи несут и ценную информацию о каждом человеке - её участнике, его семье и родственных связях. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П.П. Семеновым-Тяньшанским в 1877 г. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II, согласно "Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи", изданному в 1895 г., перепись была назначена на 28 января 1897 г.

Для переписи населения  были подготовлены переписные листы 3 видов:

1.форма "А" - для крестьянских дворов, входивших в состав общины;

2.форма "Б" - для владельцев усадеб и хуторов, а также частных домов внутри селений;

3. форма "В" - для горожан.

Единицей наблюдения было хозяйство. В городе хозяйством считалась квартира, на каждое хозяйство заводился отдельный переписной лист. Перепись ставила целью учесть три категории населения: наличное, постоянное и приписное, для этого в приписном листе отмечались: 1) находящиеся налицо в день переписи; 2) числящиеся в данном хозяйстве и находящиеся во временной отлучке; 3) лица, которые были приписаны к данному месту.

Каждому опрашиваемому предлагалось ответить на ряд вопросов, размещавшихся на оборотной стороне листа. Список вопросов, содержащихся в переписном листе, был достаточно обширен и состоял из 14 пунктов:

1) фамилия, имя, отчество или прозвище;

2) пол;

3) отношение к главе семьи и главе хозяйства;

4) возраст;

5) семейное положение;

6) сословие, состояние или звание;

7) место рождения;

8) место приписки;

9) обыкновенное место жительства;

10) отметка об отсутствии;

11) вероисповедание;

12) родной язык;

13) умение читать;

14) занятие - ремесло, промысел, должность или служба, отдельно - главное и вспомогательное.

Делались отметки о воинской повинности и о физических недостатках. При заполнении переписного листа первым всегда указывали хозяина, затем всех остальных членов семьи по отношению к нему: жена, сыновья, дочери (или дети по старшинству), мужья и жены детей, внуки, престарелые отец и мать, братья, сестры, племянники, дядья, тетки и т.д.

Однако первичные переписные листы переписи 1897 г. сохранились плохо. Как правило, 1 экземпляры переписных листов направлялись в Главную переписную комиссию, 2 экземпляры оставались в губернских земских управах, а 3- в волостных правлениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54926. ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА 32.5 KB
  Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся Формулировка цели. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения: Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся; Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; Соотношение усвоения знаний в готовом виде со слов учителя ученика и т. и самостоятельного поиска; Какие звенья проблемноэвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися кто ставит проблему кто решает; Соотношение...
54927. Размножение и развитие насекомых 52.5 KB
  Так как учитель ставит перед учениками различные интересные задачи решение которых требует не только жизненного опыта но и логического мышления. Организация внимания Для организации внимания учеников на занятиях учитель обращает внимание на такие аспекты как: выделение важной информации то есть основную так называемый скелет новой темы который будет обрастать более подробной информацией. Важную информацию учитель выделяет с помощью занесения ее в конспект изменения тембра голоса также с помощью сосредоточения учеников на ней чтобы они...
54928. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП 20.34 KB
  Валовой национальный продукт – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны независимо от их местонахождения. Существует три метода определения величины ВНП: - метод конечного использования – определение ВНП как суммы расходов
54931. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики 19.19 KB
  Ведущей отраслью хозяйства страны является промышленность, так как она дает больше 50% совокупного общественного продукта, в ней сконцентрировано половина основных фондов страны и она объединяет большую часть трудовых ресурсов.
54932. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 230.5 KB
  Цели урока: Образовательная расширение представлений учащихся об устройстве и назначении токарно-винторезного станка ТВ-6; Воспитательная приветь качества аккуратности и собранности при выполнении трудовых операциях на токарно-винторезном станке; Развивающая развить навыки при работе на токарно-винторезном станке.