34739

Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Доклад

История и СИД

дают материалы Первой всероссийской переписи населения это прямой массовый статистический учет населения проводимый с целью определения его численности состава и размещения на определенный момент. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II согласно Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи изданному в 1895 г.

Русский

2013-09-08

13.06 KB

8 чел.

Вопрос 5 Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения

Наиболее полную и достоверную информацию о населении России конца XIX в. дают материалы Первой всероссийской переписи населения ( это прямой массовый статистический учет населения, проводимый с целью определения его численности, состава и размещения на определенный момент.) Кроме важной информации о демографических и социальных процессах в масштабе всей страны переписи несут и ценную информацию о каждом человеке - её участнике, его семье и родственных связях. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П.П. Семеновым-Тяньшанским в 1877 г. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II, согласно "Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи", изданному в 1895 г., перепись была назначена на 28 января 1897 г.

Для переписи населения  были подготовлены переписные листы 3 видов:

1.форма "А" - для крестьянских дворов, входивших в состав общины;

2.форма "Б" - для владельцев усадеб и хуторов, а также частных домов внутри селений;

3. форма "В" - для горожан.

Единицей наблюдения было хозяйство. В городе хозяйством считалась квартира, на каждое хозяйство заводился отдельный переписной лист. Перепись ставила целью учесть три категории населения: наличное, постоянное и приписное, для этого в приписном листе отмечались: 1) находящиеся налицо в день переписи; 2) числящиеся в данном хозяйстве и находящиеся во временной отлучке; 3) лица, которые были приписаны к данному месту.

Каждому опрашиваемому предлагалось ответить на ряд вопросов, размещавшихся на оборотной стороне листа. Список вопросов, содержащихся в переписном листе, был достаточно обширен и состоял из 14 пунктов:

1) фамилия, имя, отчество или прозвище;

2) пол;

3) отношение к главе семьи и главе хозяйства;

4) возраст;

5) семейное положение;

6) сословие, состояние или звание;

7) место рождения;

8) место приписки;

9) обыкновенное место жительства;

10) отметка об отсутствии;

11) вероисповедание;

12) родной язык;

13) умение читать;

14) занятие - ремесло, промысел, должность или служба, отдельно - главное и вспомогательное.

Делались отметки о воинской повинности и о физических недостатках. При заполнении переписного листа первым всегда указывали хозяина, затем всех остальных членов семьи по отношению к нему: жена, сыновья, дочери (или дети по старшинству), мужья и жены детей, внуки, престарелые отец и мать, братья, сестры, племянники, дядья, тетки и т.д.

Однако первичные переписные листы переписи 1897 г. сохранились плохо. Как правило, 1 экземпляры переписных листов направлялись в Главную переписную комиссию, 2 экземпляры оставались в губернских земских управах, а 3- в волостных правлениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...
8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...
8103. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей 28.09 KB
  Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репро...
8104. Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания 26.28 KB
  Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личнос...
8105. Синхронизация процессов при помощи семафоров 48 KB
  Синхронизация процессов при помощи семафоров Цель работы: получить представление о синхронизации процессов в ОС UNIX при помощи флагов в разделяемой памяти и процессных семафоров. Иcпользуемые средства: ОС Linux, графическая оболочка KDE, среда разр...