34741

Методика генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи

Доклад

История и СИД

Поколенная роспись это нумерованное перечисление членов рода потомков родоначальника по мужской линии обоего пола по генеалогическому старшинству с выделением поколений и указанием при каждом члене рода номера его отца. Выделяются три наиболее употребительных: а все лица рода распределялись по коленам нумеровавшимся римскими цифрами перед представителем рода ставился порядковый номер арабскими цифрами а в конце строки ставился порядковый номер отца; как валовая нумерация б номер отца при сплошной нумерации переносится в начало...

Русский

2013-09-08

15.71 KB

14 чел.

Вопрос 7 Методика генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи.

В основе генеалогического исследования лежит составление родословия.

Родословия делятся по типу на нисходящие и восходящие.

В восходящем родословии главным объектом является то лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем идут по восходящим ступеням или коленам, т. е. к отцу, деду, прадеду и т. д. (от потомка к предкам).

В нисходящем родословии начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. По мнению Л. М. Савелова, подобное родословие более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до последних дней.

Родословные по виду делятся на родословную таблицу и родословную роспись.

Достоинством табличной формы оформления родословий является наглядность: сразу видно, какие представители рода находятся в каких поколениях, лучше воспринимается родство и т. д. Недостатками – малая информативность и расположение материала занимает большую площадь.

Родословные таблицы бывают вертикальными, кругообразными и горизонтальными.

  1.  Вертикальные таблицы, или генеалогическое древо: рисуется ствол дерева, в основании его – круг, в котором ищущий предков пишет свое имя, выше рисуются ветви дерева, на них, в кружках, – имена отца, матери, бабушки, дедушки и т. д. Если отец, дед имели братьев, сестер, то изображались дополнительные ветви на той же высоте.
  2.  Кругообразные таблицы. Этот вид таблиц своеобразен по своей круговой форме, нагляден, но требует, подобно вертикальным таблицам, большой площади для размещения, как только составитель пойдет дальше четвертого поколения.
  3.  Горизонтальные таблицы. Вычерчиваются отдельные колонки, соответствующие каждому поколению; поколения расположены слева направо: в первой колонке помещают сына, во второй – отца и мать, в третьей – двух бабушек и двух дедушек и т. д. Колонки иногда заменяются скобками.

Родословная роспись – самая удобная форма.

Степенные росписи – перечень мужских имен представителей рода с указанием степени родства без четкого разделения по ветвям и поколениям. Уже к XIX в. такая форма не употреблялась.

Поколенная роспись – это нумерованное перечисление членов рода (потомков родоначальника по мужской линии обоего пола) по генеалогическому старшинству с выделением поколений и указанием при каждом члене рода номера его отца. К ее достоинствам относится большая информативность, при каждом имени можно включать любое количество данных; удобна для составления, восприятия и публикации. Кроме того, в росписи включаются и все необходимые ссылки, что делает само родословие результатом научного, исторического исследования.

Родословная роспись также может быть представлена в виде нескольких форм. Выделяются три наиболее употребительных:

а) все лица рода распределялись по коленам, нумеровавшимся римскими цифрами, перед представителем рода ставился порядковый номер арабскими цифрами, а в конце строки ставился порядковый номер отца; (как валовая нумерация)

б) номер отца при сплошной нумерации переносится в начало строки и ставится непосредственно после порядкового номера персоналии, отделяясь от первого дробью; мать (при нескольких браках отца) указывалась сразу или через дефис буквенным обозначением, или просто порядковой цифрой брака;

в) все номера переносятся в начало строки, при этом сначала указывается номер персоналии (как делал В. Б. Кобрин), или наоборот, сначала идет номер родоначальника, а потом все номера предков до родоначальника, а потом номера потомков по прямой линии до данного лица (А. И. Аксенов); во втором случае вводится также и ноль для первого представителя рода.

Для различных типов родословий используются разные виды нумерации.

Еще в XVII в. испанец Х.Соса предложил нумерацию для восходящих родословий. Сейчас она называется нумерация Соса-Страдонитца. Суть ее состоит в следующем: объект исследования получает номер 1, его отец и мать — номера 2 и 3, родители отца — соответственно — 4 и 5, родители матери — 6 и 7 и т. д. Четные номера всегда получают мужчины, нечетные - женщины. Таким образом, номер отца — это всегда удвоенные номера детей, номер матери - удвоенный номер детей плюс единица.
Система родства в нисходящих родословиях называется системой Абовилля. Порядковый номер колена обозначается римской цифрой. Дети внутри одного колена нумеруются арабскими цифрами. Дети общего предка I получают номера 1/1,1/2 ,1/3 и т. д. Внуки от первого сына обозначаются 1/1/1, 1/1/2, от второго 1/2/1, 1/2/2 и т. д. Количество цифр в номере указывает, к

какому колену данное лицо
принадлежит.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56543. ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ 123 KB
  Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.
56544. Застосування розв’язування трикутників у прикладних задачах 1.12 MB
  Мета уроку: Формувати вміння учнів у застосуванні знань розвязування трикутників до розвязування прикладних задач. Розвивати у учнів інтерес до математики шляхом розвязування прикладних задач формувати зацікавленість у результатах спільної роботи.
56545. Треугольники 212.5 KB
  Цель урока. Усвоить определение треугольника, медианы, биссектрисы, высоты треугольника; научить учащихся определять элементы треугольника, выполнять классификацию треугольников по углам...
56546. Розв’язування прямокутних трикутників 74 KB
  Мета уроку. Узагальнення, систематизація та закріплення знань про теорему Піфагора, розв’язування прямокутних трикутників; застосування набутих знань і вмінь у практичній діяльності.
56547. Основні фактори прояву шкільної тривожності 53 KB
  Існує навіть термін шкільна фобія що означає страх перед відвідуванням школи що переслідує деяких дітей. Іноді батьки самі бояться школи і мимоволі вселяють цей страх дітям чи драматизують проблеми початку навчання виконують...
56548. Целеполагание на уроках музыкального воспитания 33.5 KB
  Цель воспитание музыкального вкуса нравственных и эстетических чувств уважение к истории своей Родины музыкальным традиция своего народа и культур разных стран мира; показ песни.
56549. Профессия. Работа 1.64 MB
  Цели: совершенствовать навыки употребления изученного лексико-грамматического материала, познакомить со строением официально-делового письма, развивать навыки устной и письменной речи, формировать представление об активном образе жизни, развивать навыки делового общения.
56550. Є цінності, які за все дорожчі… Урок розвитку зв’язного мовлення. Твір-роздум на морально-етичну тему 73.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння і навички, які б сприяли вільному використанню засобів мови в будь-яких життєвих ситуаціях під час сприймання, відтворення і створення власних висловлювань...