34743

Древние календарные системы: Египет, Древняя Греция, Китай

Доклад

История и СИД

Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь фиксирующий время проведения праздников. Схематический гражданский календарь Новый календарь был построен по простой схеме. Поздний лунный календарь Хронологической единицей в нем как и в раннем лунном календаре служил лунный месяц начинавшийся в первый день невидимости Луны.

Русский

2013-09-08

18.83 KB

13 чел.

Вопрос 9 Древние календарные системы: Египет, Древняя Греция, Китай

Египет:

  1.  Ранний лунный календарь

Первым древнеегипетским календарем был лунный календарь. Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников.

Основной единицей счета времени служил лунный месяц, включавший 29 или 30 дней. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца. Дни месяца были пронумерованы от 1 до 30 и носили особые названия, отражающие распорядок ритуальных действий, совершаемых на протяжении месяца, а также закономерности движения Луны. Так, день2-й назывался «днем нового месяца», поскольку в этот день фиксировалось появление молодой Луны, день7-й — «днем (окончания) части», или «днем первой четверти», день15-й — «днем половины месяца», или «днем полной Луны», день23-й — «днем (окончания) части», или «днем последней четверти», и т. д. Таким образом, лунные фазы делили месяц на четыре неравных промежутка. Лунный год состоял из трех сезонов и включал 12 или 13 месяцев в среднем по 4 месяца в один сезон. Нумерация месяцев на протяжении каждого сезона велась отдельно. В датировках указывали сначала номер месяца и название сезона, затем номер дня. Названия месяцев в раннем лунном календаре происходят от названий религиозных праздников, отмечавшихся в эти месяцы чаще всего в дни определенных лунных фаз. Так, первый месяц года назван по празднику текхи, третий — по имени богини Хатор и так для всех месяцев без исключения. Названия месяцев отражают также связь лунного календаря с сезонами года, поскольку в них зафиксирован распорядок сельскохозяйственных работ.

Дополнительный, тринадцатый месяц засвидетельствован уже в масштабах времени IV династии, включавших иногда 12 или 13 лунных праздников, и в ряде других более поздних текстов. Високосный год в древнеегипетских текстах именуется «большим годом». Дополнительный месяц вставляли каждые три года, реже — два, для того чтобы привести начало лунного года в определенное положение относительно сезонов.

  1. Схематический гражданский календарь

Новый календарь был построен по простой схеме. Один год включал 12 одинаковых месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней, получивших позднее название эпагоменов. Каждый месяц состоял из трех10-дневных недель, общее число которых в году составляло 36. Год подразделяли на три сезона по 4 месяца в каждом, носивших те же названия, что сезоны привязанного к восходам Сотис лунного календаря. Нумерация месяцев в каждом сезоне велась раздельно. Длина года равнялась 365 дням и была, таким образом, на 1/4 дня короче длины солнечного года. Эта разница приводила к постоянному смещению начала года относительно сезонов в среднем на 1 сутки за 4 года.

  1. Поздний лунный календарь

Хронологической единицей в нем, как и в раннем лунном календаре, служил лунный месяц, начинавшийся в первый день невидимости Луны. Однако, производилось это не по дате восхода Сотис, а по 1-му числу месяца тот. Дополнительный месяц назначался раз в 2–3 года, чтобы удержать начало лунного года в пределах месяца тот. Таким образом, лунный календарь передвигался по сезонам вместе с гражданским календарем, а его месяцы носили те же названия, что и месяцы гражданского календаря.

Древняя Греция:

Афинский календарь (лунно-солнечный)

Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней — всего в году было 354 дня — с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл, в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 г. до н. э.); в 432 г. до н. э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился.

Китай:

Лунно-Солнечный

В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12 мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.

Как же распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле? Так как год принимался равным 12 7/19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При этом добавочный месяц всегда вставлялся после зимнего солнцестояния.

Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.

Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились па 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.

Сезонный сельскохозяйственный календарь

В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике.

Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.

Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря.

Циклический или бытовой календарь

Китайский циклический календарь использует шестидесятилетний цикл. Является комбинацией циклов по 10 лет («небесные стволы») и по 12 лет («земные ветви»). Половина сочетаний (у которых разная чётность) не используется, таким образом календарный цикл повторяется через 10·12 / 2 = 60 лет.

Начало года в календаре зависит от астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре. Поэтому, из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый Год могли отмечать в разные (±1) дни григорианского календаря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14893. Ұлттық суретшілердің рухани әлемі 126.5 KB
  Ұлттық суретшілердің рухани әлемі Қазақстан Республикасы мемлекеттік саясатының әлеуметтікмәдени дамуы жөніндегі тұғырнамасында Республикада тұратын барлық халықтар мәдениетінің өзіндік ерекшелігіне тиісті көңіл бөлінетіндігі және кез келген мәдениет қайтала
14894. Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны 197.5 KB
  Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны Жұмыстың жалпы сипаттамасы Зерттеудің өзектілігі. Театр мен шешендік өнер адам баласының ақылой мен сезім пернелерін сөз бен іс арқылы білдіруге талпынған пиғылынан туындаған рухани негізі ортақ екі түрл...
14895. Этнос туралы ұғым. Этностардың пайда болу заңдылықтары 199 KB
  Этнос туралы ұғым. Этностардың пайда болу заңдылықтары Этнос гректiң еtпоs тайпа халық деген сөзiнен шыққан. Ғылымда халық терминiнiң орнына этнос терминi орынды қолданыла бастады. Бұл термин этностың негiзгi тарихи түрi тайпа ұлыс нар
14896. АДАСТЫРУШЫ ДІНИ АҒЫМДАР 64 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарыныңкандидаты дінтанушыАДАСТЫРУШЫ ДІНИ АҒЫМДАРБүгінгі археология антропология ғылымдары діни сенімнаным жолдары мен жүйелерінің тым ерте дәуірлерден бері адамзаттың даму өркендеу және кемелдену барысымен біте қайнаса жалғасып ке
14897. Дін және мәдениет 74 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыДІН ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТ[1]Дін және мәдениеттің арақатынасы жөнінде қыруар пікірлер айтылуда. Соңғы кездері діни экспансия алаңына айналған елімізде дініміз өзгерсе өзгерсін мәдениетіміз өзгермесін...
14898. Діни экстремизм мен терроризм 90.5 KB
  ДІНИ ЭКСТРЕМИЗМ МЕН ТЕРРОРИЗМ Мұртаза Жүнісұлы БҰЛҰТАЙ Философия ғылымдарының кандидаты дінтанушы ДІНИ ЭКСТРЕМИЗМ МЕН ТЕРРОРИЗМ Ғылым және технология дамудың шырқау шегіне шыққанына және адамзат бірінбірін оңайлықпен тани алатын мүмкіншіліктерге ие б...
14899. Заманауи тұлғалардың ислам дінін қабылдау себептері 50.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыЗАМАНАУИ ТҰЛҒАЛАРДЫҢ ИСЛАМДIНIН ҚАБЫЛДАУ СЕБЕПТЕРI [1]Ғылым және информация ғасыры деп аталған өткен жүз жылда дамыған мемлекеттердiң азаматтарынан бек көп адам ислам дiнiн өз еркiмен қабылдаған. Ол...
14900. Ислам - әлемдегі бейбітшіліктің кепілі 103.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ ӘЛЕМДЕГІ БЕЙБIТШIЛIКТIҢ КЕПIЛI[1]Өткен жолғы Ислам және өркениет газеті №4 Сәуір 2001 ж. Дiни экстремизм мен терроризм деп аталатын мақаламда хақ дін исламның Батыс елдерінде пайда болған әл...
14901. Ислам дініндегі хош көрушілік 79.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙ ҚР Білім қайраткерлері одағының мүшесі ИСЛАМ ДIНIНДЕГI ХОШКӨРУШIЛIК Дін деген ұғымның негізінде зорлықзомбылық болмауы керек бұл хақ діннің ғайрихақ хақ емес діндерден ажырасатын айқын парқы. Дін дегеніміз негізінде иман яғни сенім жататын рух...