34750

Обыденные представления человека Древней Руси о времени и хронологии

Доклад

История и СИД

Таковы например масленица коляда от латинского календы; другое название этого праздника овсень от овесень которым отмечали поворот солнца на лето красная горка праздник встречи весны радуница и русалии весенний и летний поминальные праздники и другие.Пережиточные названия дней недели связанные с астральными культами сохранились в некоторых странах Европы до наших дней например: немецкие Montg день Луны понеденьник Sonntg день солнца воскресенье французское Vendredi день Венеры пятница...

Русский

2013-09-08

17.96 KB

9 чел.

Вопрос 16 Обыденные представления человека  Древней Руси о времени и хронологии

Древнейшей системой счета времени у восточнославянских племен, основу хозяйства которых составляло земледельческое производство, скорее всего был счет сезонами: весна, лето, осень, зима. Полный период смены сезонов назывался «лето». Погодные записи русских летописей начинались со слов «в лето», что означает — «в год». С земледельческим календарем, с временами года были связаны многие обрядовые языческие праздники, ставшие впоследствии христианскими. Таковы, например, масленица, коляда (от латинского «календы»; другое название этого праздника «овсень»—от «о-весень»), которым отмечали поворот солнца на лето, «красная горка»— праздник встречи весны, «радуница» и «русалии» — весенний и летний поминальные праздники и другие.

На Руси год начинался весной, когда возобновлялись сельскохозяйственные работы. Сезон весны приходился на период от 25 марта до 24 июня, лета — от 24 июня до 24 сентября, осени — от 24 сентября до 25 января, зимы — от 25 января до 25 марта. Неразрывную связь с природой показывают древнерусские названия месяцев: январь назывался просинец (заметно увеличивалась светлая часть суток, становилось светлее), февраль — сечень ( в этом названии отразилось занятие подсечным земледелием, это было время вырубки леса), март — сухой (подсыхали срубленные деревья, а в некоторых местах и земля), апрель — березень или березозол (начало цветения березы в южных областях, превращение сожженных деревьев в золу), май — травень (время появления травы), июнь — изок ( кузнечик), июль — червень или серпень (время жатвы), август — зарев (от «заревети»— вероятно, начало рева оленей в период осеннего гона), сентябрь — рюень (от глагола «рюить»—реветь) или вересень (скорее всего от вереска, можжевельника, цветущего осенью), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь назывались грудень («груда»—мерзлая дорожная колея), реже — студень.

Вместе с христианством на Руси распространились юлианский календарь и римские названия месяцев, зафиксированные в одном из древнейших памятников русской письменности — Остромировом Евангелии. Многие же древнерусские названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языках.

В Древней Руси был известен счет времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели «седмица». В отличие от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвященных античным богам — Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну, древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося «неделя» (от «не делать»— не работать, так как это был день отдыха). Следующий день понедельник (после недели), далее—вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после «недели»). Суббота получила свое название от древне-еврейского слова «саббат» (шабаш), означавшего отдых.

Пережиточные названия дней недели, связанные с астральными культами, сохранились в некоторых странах Европы до наших дней,  например: немецкие Montag — день Луны (понеденьник), Sonntag —  день солнца (воскресенье), французское Vendredi — день Венеры (пятница), английское—Saturday — день Сатурна (суббота).

Точно не известно, каким днем начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом — суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем.

Сутки в Древней Руси делились на две половины по 12 часов, но известно и другое деление. Так, в Московской Руси XVI—XVII вв сутки назывались «день», который делился на светлую (день) и темную (ночь) части. Естественно, что эти части были равны или приблизительно равны только лишь в течение нескольких дней весной и осенью, но в сумме они всегда составляли 24 часа. Деление часа на минуты и секунды известно с XII в. Счет часов велся от восхода солнца. Когда были изобретены механические часы, точно не известно, но в XIV в. на Руси они уже существовали. Так как велся счет часов только светлой части суток, их количество зависело от времени года, колеблясь от 7 до 17 часов. В результате этого бывает очень трудно установить соответствие древнего и современного счета — первый час мог соответствовать 3, 4, 5, 6, 7 и 8 часам современного ' счета, т.е. времени восхода солнца.

Индикты

Индиктом называется число, обозначающее порядковое место года в текущем 15-летнем цикле. Счет времени индиктами на Руси был заимствован у Византии. По-видимому, такой счет сложился в римском Египте на основе периодического пересмотра налоговых списков (вероятно, сам термин происходит от латинского слова «индикцион»— объявление, провозглашение, или «индико»—объявляю, назначаю). В Древнем Риме при императоре Диоклетиане каждые 15 лет в империи проводилась переоценка имущества для правильного налогообложения. Введение индиктового счета времени в Византии связывают с императором Константином, который ввел новое счисление с 23 сентября 312 г. Число месяца было избрано не случайно — это был день рождения первого рим ского императора Октавиана Августа. В 462 г. из практических соображений начало отсчета индиктов было перенесено на 1 сентября. Исходной точкой отсчета индиктов являлось сотворение мира. В 537 г. император Юстиниан ввел датировку по индиктам как обязательную. В Священной Римской империи она употреблялась вплоть до ее распада в 1806 г.

Индикт года определяется делением даты от сотворения мира на 15 по сентябрьскому календарному стилю. Остаток от деления показывает индикт. Например, требуется установить индикт 6777 г. от сотворения мира. 6777 : 15= 451 и 12 в остатке, следовательно, от сотворения мира прошли 451 полных 15-летних цикла, а 12 — это порядковый номер года в текущем 452-м цикле, т. е. индикт 6777 г. Если дата делится на 15 без остатка, то индикт равен делителю, т. е. 15. Следует учитывать, что один индикт имели лишь сентябрьские годы, а январские, мартовские и ультрамартовские имели два индикта. Существуют специальные таблицы для определения дат по индиктам. В письменных источниках индикт или заменяет дату, или дополняет ее. В последнем случае открывается возможность проверки правильности указания источника на дату. Например, в Благословенной грамоте ростовского архиепископа Ефрема старцу Кассиа-ну 1448 г. указано: «А писана грамота на Москве месяца апреля в 11 день в лето 6956 индикта 11». Обычным путем датируем грамоту 1448 г. и проверяем ее. 6956 : 15= 464 и 11 в остатке. Индикт, указанный в грамоте, соответствует дате 6956 от сотворения мира. Если в источнике указан только лишь индикт, но по другим косвенным признакам устанавливаются определенные хронологические рамки источника, например время княжения какого-либо князя, то установление даты по индикту резко сужает круг возможных датировок.

Круги солнца

В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой, как и при счете индиктами, было сотворение мира.

Так как любой календарный год (простой и високосный) не содержат целого числа недель, одни и те же числа ежегодно приходятся на разные дни недели. Такое перемещение чисел имеет определенные закономерности. Простой год содержит 52 недели и 1 день, високосный — 52 недели и 2 дня. Простой год начинается и заканчивается одним и тем днем недели: если 1 января простого года приходилось на среду, то 31 декабря будет среда. В високосном году, естественно, 31 декабря в данном случае пришлось бы на четверг, 1 января 1979 г.— понедельник, значит, 1 января 1980 г. придется на вторник, но в 1981 г. не на среду, а на четверг, так как 1980 г. високосный, в 1982 г.— на пятницу, в 1983 г.— на субботу, в 1984 г.— на воскресенье, но в 1985 г. не на понедельник (как в 1979 г.), а на вторник, так как 1984 г. високосный. Продолжая дальше эти расчеты, мы легко убедимся, что строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через каждые 28 лет. Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года а его пределах — кругом солнца данного года.

Круг солнца определяется аналогично индикту — делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. К началу нашей эры прошло 196 полных циклов солнца (5508:28= 196 и 20 в остатке). Круг солнца 5508 г. равен 20. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28. Например, круг солнца 1980 г. равен 12—(1980+ +20):28=71 и 12 в остатке.

Указания источников на круги солнца помогают в определении дня недели, а в ряде случаев имеют большое самостоятельное значение для проверки дат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5595. Яйца и яичные продукты. Технологические характеристики и химический состав яиц 120 KB
  Вводная часть. Яйца содержат большинство известных питательных веществ и являются низкокалорийным продуктом (2 яйца - 180 калорий). В яйцах содержится полноценный и легкоусвояемый набор белков, поэтому они полезны в качестве гарнира. Можно пода...
5596. Сенсорная алалия как лексико-грамматическое нарушение речи 78 KB
  Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином алалия принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном...
5597. Обеспечение качества воздушной среды. Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата 193.5 KB
  Обеспечение качества воздушной среды. Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата. Причины и характер загрязнения воздушной среды. Действие вредных веществ загрязнителей воздушной среды на человека. Нормирование...
5598. Международная торговля и торговая политика. Перспективы их развития 196 KB
  Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким о...
5599. Особенности проведения аудита на предприятиях. Курс лекций 519.5 KB
  Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации. Понятие аудиторской деятельности Виды аудита Цели и задачи аудита Виды сопутствующих аудиту услуг Понятие аудиторской деятельности С возникновением...
5600. Законы Ньютона 27.5 KB
  Законы Ньютона. Кинематика устанавливает законы движения материальной точки, но не указывает причины вызвавшие это движение, а также факторы, влияющие на вариации кинематических параметров движения. Законы Ньютона, сформулированные более 300 лет наз...
5601. Введение потребителей в заблуждение 96 KB
  Введение потребителей в заблуждение Другой формой недобросовестной конкуренции является: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров. Введение потребителей в з...
5602. Кинематика. Механическое движение 55.5 KB
  Кинематика Механическим движением называется изменение положения предмета относительно заданной системы отсчета. Понятие системы отсчета включает в себя тело отсчета и систему координат. Для большинства задач нашего курса достаточно ограничиться пря...
5603. Экономика предприятия. Курс лекций 1 MB
  Производственная деятельность людей осуществляется в форме предприятия. Предприятие - трудовая кооперация людей, составленная из разнородных специалистов, способных производить полезный для общества товар или услугу, обменивая его затем на...