34756

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм

Доклад

Логика и философия

Объективная и субъективная диалектика. Диалектическая логика и догматизм Диалектика достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение диалектика. Учитывая что диалектика присутствовала и в дофилософские времена и разрабатывалась на протяжении всей истории философии целесообразно дать два определения диалектика.

Русский

2013-09-08

27 KB

8 чел.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм

Диалектика достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени - рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение диалектика. Учитывая, что диалектика присутствовала и в дофилософские времена, и разрабатывалась на протяжении всей истории философии, целесообразно дать два определения диалектика.  Эти определения дополняют друг друга, только одно из них общее и охватывает собой все философские и нефилософские подходы к диалектика, а второе узкое и отражает теоретическое определение диалектика в современном  материализме.

Диалектика – учение о единстве и борьбе противоположностей, всеобщей взаимосвязи и развитии,  движении и функционировании мира и в мире.

Диалектика – система законов и категорий (центральное место среди которых принадлежит закону единства и борьбы противоположностей) отражающих всеобщие моменты взаимосвязи, развития и функционирования материи в целом и ее отдельных образований (природы, общества, человека, мышления).

Различают объективную и субъективную диалектика Объективная – естественно царит в мире. Субъективную использует человек. Субъективная специфическое, человеческое отражение объективной. Можно сказать, что субъективная диалектика относительно богаче и абсолютно беднее объективной.

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др., пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы, одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке, так и в политике С играет реакционную роль.

Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный (классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики, обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов.

Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54918. Жизнь диких животных осенью 72 KB
  Цели: познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных кроме насекомых и птиц показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений; создать условия для приобретения новых знаний выявить общий уровень знаний о диких животных; расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему; выявить уровень усвоения понятий; обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осеньюâ€. Оборудование: кроссворд плакат; слова отгадки; иллюстрации диких...
54919. Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина 61 KB
  Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...
54920. Ознайомлення учнів із дією множення. Знак множення. Розв’язання задач 33 KB
  Мета уроку: Ознайомлення учнів з дією множенням як знаходження суми однакових доданків; увести назву цієї дії; розвівати абстрактне мислення математичну мову уміння узагальнювати й порівнювати; виховувати старанність у роботіповагу до вчителя та однокласників.
54921. Развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет 376 KB
  В связи с исследованием нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет, который позволит повысить результативность за менее короткий период обучения.
54922. Environmental Problems 68 KB
  It’s a wonderful world we live in. It is our Earth. For thousands of years the Earth has given support to all forms of life – human beings, animals, birds, fishes, insects and plants. But now people all over the world think about our planet. They think about air, water, plants and animals on the Earth. They say our planet is in danger. We have very serious environmental problems on our Earth. Who can say what these problems are?