34757

Принцип развития. Движение и развитие. Соотношение регресса и прогресса. Парадокс развития. Критерий прогресса

Доклад

Логика и философия

Парадокс развития. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни формы движения и игнорирующие другие.

Русский

2013-09-08

42 KB

37 чел.

Принцип развития. Движение и развитие. Соотношение регресса и прогресса. Парадокс развития. Критерий прогресса.

Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. Анаксимандр высказал мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга. Гераклит говорил о живом огне, вечно воспламеняющемся и вечно угасающем, о потоке и взаимопереходах противоположностей. «Панта рей» — «все течет, все изменяется», — учил основоположник древней диалектики. Однако это был наивный взгляд на мир, основанный на его чувственном восприятии. Элеаты (Парменид, Зенон Элейский и др.), поставив вопрос о невозможности мыслить движение, пришли к его отрицанию. Это противоречие между чувственным восприятием движения и невозможностью выразить его в мысли нашло свое место в апориях Зенона.

На различных этапах развития науки и философии существовали теории, абсолютизирующие одни формы движения и игнорирующие другие. Согласно теории круговорота, все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, завершаясь возвратом к исходной точке. В наиболее яркой форме, предполагающей абсолютное повторение пройденных стадий, идея круговорота выражена пифагорейцами: через каждые 760 000 лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяет уже пройденные ступени.

Идея бесконечного повторения воплощена в учении Ницше о речном возвращении. Он писал, что все вещи вечно возвращаюся, а с ними и мы. Мы существуем уже несчетное число раз, а с нами и вещи.

Французские материалисты XVIII в. разработали понятие об атрибутивности движения. Многие из них считали, что движение есть внутреннее, неотъемлемое, необходимое свойство материи, способ ее бытия. «Все во Вселенной, — отмечал Гольбах, — находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Движение — это способ существования, не обходимым образом вытекающий из сущности материи».

Мысль о неразрывной связи, единстве движения и материи проводил и Гегель. Он отмечал: «...как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Однако для Гегеля природа представляла собой инобытие духа, а поэтому внутренняя активность материи выводилась им из самодвижения абсолютной идеи.

Движение существует в разных формах. Но многие естество испытатели и философы — Галилей, Ньютон, Лаплас, Гоббс, французские материалисты XVIII в. — сводили все формы движения материи к механическому движению, перенося его законы на другие формы движения, игнорируя специфику последних. Такая позиция характерна для механистического материализма, который опирался на развитие механики.

Подобные попытки сведения высших, более сложных форм движения к низшим и объяснение высших форм на основе закономерностей, свойственных низшим формам, называется механицизмом, который в конкретном своем применении выступает как крайняя форма редукционизма (лат. — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию).

В конце XIX в. на основе открытий в физике развивалось особое направление, которое получило название «энергетизма». Основателем этого направления был немецкий химик В. Оствальд. Сторонники энергетизма пытались обосновать движение в отрыве от материи, т.е. лишить движение своего носителя.

С возникновением опытной науки Нового времени начинают формироваться представления о развитии как особом типе движения, характеризующемся необратимостью, направленностью изменений, ведущих к возникновению нового качественного состояния материальных и идеальных систем. Идея развития становится предметом изучения естествознания и философии, возникают различные, порой противоположные взгляды на развитие, в которых по-разному объясняются его причины и закономерностиНа протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое — в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития — метафизика и диалектика.

Метафизика

Термин «метафизика» (греч. «после физики») возник в I в. до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания. Сам Аристотель называл это учение «первой философией». Начиная с античности, термин «метафизика» употреблялся и нередко употребляется и теперь как синоним философии.

Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов, вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии. Пространство и время, например, рассматривались как самостоятельные субстанции, существующие независимо от материи и друг от друга, как внешние условия существования тел.

Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир. Метафизика стала подвергаться критике со стороны многих философов и ученых. Во второй половине XIX в. старая, классическая метафизика уступает место новой ее форме — неометафизике, которая не отрицает развития, понимая его или как чисто количественные, эволюционные изменения, не ведущие к изменениям качественным, или как только качественные, скачкообразные, катастрофические изменения, не подготовленные эволюционными процессами, или представляя его как движение по кругу с возвратом к исходной точке. Понятно, что эти концепции дают картины мира, отличающиеся от картины мира, основанной на классической метафизике. Однако, абсолютизируя одну форму развития и игнорируя другие, все неометафизические концепции страдают односторонностью, неспособностью объяснить многие явления и процессы в природе и обществе, в том числе — крупные открытия в естествознании. В философии формируется диалектическая концепция развития, обосновывается динамическая картина мира.

Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

   Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

   

    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

   

    Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

   

    В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном общест-вознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

   

    Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19526. Интегральный закон регулирования 454.5 KB
  Интегральный закон регулирования описывается уравнением. Как видно из уравнения интегральным регулятором является интегрирующие звено с постоянной интегрирования которая является параметром настройки регулятора. Динамические характеристики: ; АФХ ; АЧХ ; ФЧХ ...
19527. Пропорционально-дифференцируемый (ПД - регулятор) 1014 KB
  Пропорционально-дифференцируемый ПД регулятор Представляет собой параллельное соединение пропорционально и дифференциальной составляющей. Динамические характеристики: С точки зрения качества переходных процессов ПД – регулятора обладае...
19528. Пропорционально – интегральный регулятор (ПИ) 798 KB
  Пропорционально – интегральный регулятор ПИ Динамические характеристики: Система с ПИ – регулятором не дает статической ошибки. ПИ регулятор сочетает в себе достоинство обеих простейших составляющих. П составляющая обеспеч...
19529. Пропорционально – интегрально дифференцируемый регулятор (ПИД) 1.11 MB
  Пропорционально – интегрально дифференцируемый регулятор ПИД АФХ АЧХ: ФЧХ ПИД регулятор сочетает в себе достоинства всех 3х составляющих. Высокое быстродействие П составляющей малая динамическая ошибка за счет воздействия по скорости и отсутст...
19530. Определение настроек регулятора методом расширенных частотных характеристик 1.15 MB
  Определение настроек регулятора методом расширенных частотных характеристик. При изучении условий устойчивости замкнутой системы по критерию Найквиста было отмечено что если разомкнутая система разомкнута и ее АФХ проходит через точку то замкнутая система будет...
19531. Определение настроек регулятора методом незатухающих колебаний 36.5 KB
  Определение настроек регулятора методом незатухающих колебаний. Суть метода заключается в нахождении критической настройками П – регулятора при которой в замкнутой системе устанавливаются не затухающие колебания то есть система находится на границе устойчивости. На ...
19532. Цифровая обработка сигналов. Основные понятия 608.07 KB
  Лекция 1.Цифровая обработка сигналов. Основные понятия Введение В настоящее время методы цифровой обработки сигналов digital signal processing DSP находят все более широкое применение вытесняя постепенно методы основанные на аналоговой обработке. В данном курсе рассматрива...
19533. Преобразование Фурье и обобщенные функции 641.26 KB
  2 Лекция 2. Преобразование Фурье и обобщенные функции Вспомогательные утверждения Лемма. Справедлива формула 1 Доказательство. Хотя формула 1 хорошо известна мы приведем ее доказательство поскольку она является основой многих дальнейших выкл...
19534. Восстановление дискретного сигнала 146.5 KB
  Лекция 3 Восстановление дискретного сигнала Наша цель найти необходимые условия при которых сигнал может быть восстановлен по дискретной выборке Прежде всего отметим часто часто используемый факт: Преобразование Фурье от последовательности Пусть имеется сиг...