34758

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера, скачок. Понятие нормы и патологии в медицине

Доклад

Логика и философия

Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов а как множество предметов явлений процессов наделенных различными свойствами. Вот почему познание предметов требует усилия мысли синтеза их многообразных проявлений. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт сторон предметов в их отношениях с другими пред метами.

Русский

2013-09-08

79.5 KB

17 чел.

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера, скачок. Понятие нормы и патологии в медицине.

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных, пазовых употреблений алкоголя иле пар-котика к' алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов.. нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

Качество и свойства

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Окажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще — общая характеристика любых материальных тел, находящихся в иоле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозициоиными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы — это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли — синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими пред метами.

Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить к различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Напомним ленинский пример со стаканом. Стакан сосуд для питья, вместе с тем он может использоваться и для других целей: геометром — как образец цилиндра, зоологом как емкость для заспиртованного насекомого. В домашнем хозяйстве, мы знаем, стакан часто используется как мера для пищевых продуктов и т. д. Так обстоит дело и с другими предметами. Их можно рассматривать с разных точек зрения, в разных аспектах. Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, требует навыка. Диалектика приучает к гибкому, многогранному, разностороннему подходу к одним и тем же явлениям.

Сходства и различия свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под  качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

При размышлении о качестве и свойствах предметов возникает' философский вопрос: носят ли они объективный характер или же зависят от точки зрения, практических целей, особенностей :',>(-приятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопроса философии) встал перед философами давно. Вспомните характерный для XVII   XVIII  веков спор о

«первичных» (плотность, протяженность, движение, вес) и «вторичных» (звук, цвет, вкус, запах) «качествах» вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соответствовало механистическому взгляду на материю как совокупность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях — но законам притяжения и отталкивания образующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности качественного многообразия мира привели к выводу, что и «первичные» качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или гладкость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механике, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъективны, чем восприятие звуков, цветов и других «вторичных» свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это «явлениями» — в отличие от характеристик «вещей самих но себе». Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме «субъективных образов объективного мира». Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т. д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов,  явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества. Качество и количество

Качество такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша — мужчиной, мужчина со временем делается стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.

Категория качества была впервые проанализирована Аристотелем, обосновавшим качественный подход к физическому миру (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «скрытых качеств», ссылками на которые объяснялись различные свойства предметов, веществ (лекарство лечит, так как в нем заключена способность лечить, и т. п.). Философы-материалисты XVII — XVIII веков касались данной проблемы в связи с размышлениями о «первичных» и «вторичных» качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный, подход к миру, при котором стиралось его качественное многообразие. Открытие количественных черт бытия имело очень важное значение. большое внимание этой стороне дела уделили пифагорейцы, разработавшие учение о числах как выражении сути бытия.

Количество характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Обобщая мысли пифагорейцев и других своих предшественников, Аристотель пояснял: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество сеть-множество, если оно исчислимо, а величина если измеримо» . При всей непривычности этого философского раз мышления (его отделяют от нас почти 2. тысячи лет) все же понять его суть нетрудно: к количественным причислены здесь те характеристики вещей, что доступны измерению и математическому выражению.

Оценка количественных характеристик реальных «вещей» начинается с выявления в них общих свойств, присущих как одно родным, так и качественно различным по своей природе «вещам». Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы,  могут быть линейные размеры, скорости движения.

масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких, показателях давления крови и т. д. Лишь выделение такого рода общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей. «...Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству,— пояснял Маркс — Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами» . Невозможность обобщения в единой количественной характеристике качественно совершенно разнородных предметов и явлений передает известная шутка А. П. Чехова: «Шел дождь и два студента» .

Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары — хлеб, одежда, автомобили — «уравниваются» при их погрузке, разгрузке, транспортировке на основе того, что все они имеют вес и габариты. Аналогично «уравнивает» людей с различием судеб, черт характера, профессий и т. д. лифт, «учитывая» только их вес. Многообразие видов продукции стерто в суммарном количественном (денежном) выражении их стоимости.

«Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Процедура измерения той или иной величины предполагает установление соответствующей единицы измерения. Например, метр — единица длины, килограмм — единица массы. Измерить нечто - значит установить количество укладывающихся в нем единиц. Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта, при переписи населения и т. д.

Количественный подход, основанный на нем математический аппарат играют важную роль в современной науке. Имея в виду естествознание и технические науки, Д. И. Менделеев отмечал, что наука начинается там, где начинается измерение. Экспериментальное, математическое естествознание, все точные пауки нового времени родились на базе применения количественных методов. Процесс математизации, все более глубокого проникновения математики в разнообразные разделы научного знания и техники особенно усилился во второй половине XX века, с развитием современной технической базы информатики - мощных, быстродействующих электронно-вычислительных машин.

Требования к точности измерений и номенклатуре измеряемых величин в науке и технике растут по мере научно-технического прогресса. Во многих современных технологиях контролируются линейные размеры обрабатываемых деталей с точностью до миллионных долей метра. Сегодня перспективной областью радио электроники является наноэлектроника (где точность измерения достигает миллиардных долей метра), которая приходит на смену микроэлектронике.

Рассматривая ту или иную «вещь» (явление, процесс), можно сосредоточить внимание либо на качественных, либо на количественных ее аспектах. Качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Так, в химии существует качественный и количественный анализ. Первый связан с выяснением химического состава, видов веществ, номенклатуры элементов, входящих в то или иное соединение; второй — с определением количественных характеристик этих составляющих. Понятия «качество» и «количество» важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции наращивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве! работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и инженеров, применения лучшей агротехники, высокосортных семян, то есть за счет качественных, а не просто количественных изменений.

До недавнего времени главной характеристикой экономического роста страны считались количественные показатели объемов выпускаемой продукции, величина так называемого валового производства продукции. Но погоня за количественным ростом продукции далеко не всегда вела к росту эффективности производства. Не последнюю роль в этом играла недооценка качества продукции. Так, наращивание числа выпускаемых комбайнов и другой агротехники низкого качества приводило к тому, что никак не удавалось насытить сельское хозяйство нужными ему машинами. Чем больше машин поставлялось аграрному сектору, тем больше скапливалось на селе неисправной техники. Выход из этого положения только одни: наладить выпуск" машин улучшенного качества - высокой производительности, повышенной надежности.

Сегодня перед специалистами различных областей стоит задача освоения самых перспективных, качественно новых форм деятельности, поиска путей перевода всей экономики в новое качественное состояние. Для этого необходимы наиболее эффективные, научно обоснованные решения проблем экономики, управления, педагогики. Отсюда ясно,  насколько важно представлять себе за счет чего в принципе обеспечиваются качественные сдвиги в состоянии системы, понимать диалектическое соотношение качества и количества.

Мера. Переход в новое качество

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.

В древнегреческой философии данное понятие применял Демокрит, считавший, что мера как бы соединяет объективные черты того или иного явления и ценностное отношение к ним (чувство меры). Второй момент еще сильнее был акцентирован в мысли софиста II рота гора: «Человек есть мера всех вещей...» Действительно, поскольку люди соотносят себя с окружающим миром и с другими людьми, они осмысливают, учитывают свойства вещей в своих действиях. В этом нет ничего странного — ведь философ* кие понятия, проблемы включают в себя «человеческий аспект». Понятие меры используется в производственной, художественной практике (соразмерность, согласованность частей, пропорции, гармония и т. д.), а также применительно к человеческому поведению (чувство меры). Вместе с тем с развитием науки и ее философским обобщением оно сосредоточило в себе познавательно-теоретический смысл.

Мера —- диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Например, растительные и животные организмы сохраняют свою жизнеспособность только в четко определенных границах температуры. Все мы знаем, как невелик диапазон колебаний температур тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама жизнь человеческого организма. Существуют температурные меры агрегатных состояний различных веществ. Знание таких мер широко используется в практике. Так. вода существует в жидком состоянии при температуре от 0 до 1(10° С; при температуре ниже нуля вода превращается в лед, при ИКР начинает кипеть. Мора для ртути в жидком состоянии --от ,30° до 4-357°; при — 39е ртуть затвердевает, а при -f-357" начинает кипеть. Знание мер агрегатных состояний важно, например, в металлургии. На этом основан, в частности, процесс получения ртути. При нагревании руды, содержащей ртуть, до 500-550" С ртуть возгоняется и затем улавливается в конденсаторах, где поддерживается температура   около   20°.   Аналогичным   образом     через   возгонку и конденсацию — осуществляется пирометаллургия цинка и некоторых других цветных металлов.

Но здесь мы вплотную подошли к переходу количественных изменений в качественные.

Закон перехода количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом его истолковании Энгельс выразил так: «...качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии) » '.

Иначе говоря, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до норы до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Гегель в связи с этим заметил: кажущееся невинным количественное изменение представляет собой хитрость, за которой улавливается качественное изменение.

Конкретные формы связи количественных и качественных изменений выражены во многих естественнонаучных законах. Таков, в частности, периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева. Но закон перехода количественных изменений в качественные отличается от конкретно-научных законов. Он носит предельно общий, философский характер и выполняет мировоззренческую функцию, прежде всего разрушая долго господствовавший чисто количественный механистический подход к миру. Критикуя ограниченное понимание изменений лишь как уменьшения и увеличения, Гегель сравнивал его с «дурной бесконечностью», однообразным и монотонным, не имеющим предела накоплением количественных изменений: -«Дурной бесконечности» он противопоставил «истинную бесконечность» — такое уменьшение и увеличение, которое связано с переходами качественных границ, с новообразованиями.

Закон перехода количественных изменений в качественные ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, включающего в себя элементарные частицы, атомы, молекулы, кристаллы, горные породы, планеты, системы планет, галактики, метагалактики... Нее они отличаются друг от друга не просто размерами, массой и другими количественными характеристиками, но представляют собой разнокачественные образования, специфические, многообразные виды бытия. Иначе говоря, закон раскрывает многокачественность мира в ее неразрывной связи с различными количественными характеристиками « вещей ».

Скачки

Качественное изменение, в отличие от количественного, выражается понятием скачка. Скачок — переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению),— поломка детали машины из-за «усталости металла». Микроскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой металлической детали в конце концов приводят к излому. Коли микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зуба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически моментально, по наступлении некоторого продельного состояния металла. В результате нарастания температуры наступает момент свертывания белка — перехода его из жидкого в твердое состояние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цепная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это — примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсивной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества; такие «скачки» длительны, постепенны.

В природе, обществе, культуре можно найти немало примеров скачков второго тина. Длительно, постепенно происходят многие геологические процессы (образование угля, нефти, руд). Длительным был процесс возникновения жизни на Земле, в течение долгого времени формировались новые виды растений и животных.

Некоторые виды качественных изменении могут протекать как в интенсивной, так и е постепенной форме. Сопоставьте парообразование в процессе кипения воды и ее испарение из водоемов в естественных, природных условиях,, вяло протекающую химическую реакцию и такую же реакцию, протекающую бурно при добавлении  катализатора или при нагревании.  К скачкам в природе и обществе, связанным с большими разрушениями, бедствиями для людей, относят катастрофы. Примерами могут служить извержения вулканов, принесшие столько бед землетрясения, смерчи, другие стихийные бедствия. Однако и катастрофы могут быть «ползучими», незаметно подкрадывающимися. Так, исподволь и давно надвигается экологическая угроза человеческому существованию, нарастает истощение природных ресурсов и т. д.

В чем же отличие постепенных скачков от количественной постепенности изменений? Критерий скачка — качественное изменение. Скорость же изменения, его интенсивность не являются специфическими чертами качественных изменений. Быстрыми, интенсивными могут быть и количественные изменения, в то время как скачки могут растягиваться на сотни, тысячи, миллионы лет.

Соотношения «изменения количественные — качественные» и «постепенные — быстрые» обычно почти отождествляют. Постепенные изменения приравнивают к количественным, а быстрые — к качественным. Иначе говоря, скачки нередко считают быстрыми и «краткосрочными», а количественные изменения — плавными, постепенными, «гладкими» или медленными. Между тем с философской точки зрения критерием количественного или качественного изменения является не продолжительность процесса, а его характер.

Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны, а значит, гибки, относительны. Крупные качественные градации (природа и общество, живая и неживая природа, растительный и животный мир) не исключают более дробных разграничений (веществ, химических элементов, видов растений, животных и т. д.). Это означает, что каждый предмет включен в множество общих и специфических классов однотипных с ним предметов. А это предполагает, что, в зависимости от масштаба рассмотрения, одни и те же предметы могут быть отнесены то к одной качественной группе, то к другой.

Этим определяется и известная относительность понятия скачка. Возможны скачки крупного масштаба: астрофизические, биологические' (появление жизни, человека), социальные (возникновение общественно-экономических формаций). По вместе с тем существует и множество скачков менее крупных и малых. В результате об одном и том же качественном переходе можно говорить как о скачке и как о количественном изменении. Скажем, переход от феодализма к капитализму — смена формаций, крупный скачок. Переход же капитализма от свободного предпринимательства к монополизму скачок в пределах той же формации. Не уточняя масштаба качественного изменения, трудно ответить на вопрос, скачок это или нет. Перестройка советского общества сегодня предполагает революционное преобразование; это скачок

в рамках социализма — переход от социализма казарменного, бюрократического к социализму гуманному, демократическому. Но в процессе развертывания перестройки общество должно пройти целый ряд преобразований в различных областях общественной жизни. С философской точки зрения картина качественных изменений в природе и обществе складывается таким образом, что различие между качественными и количественными изменениями относительно. Малые скачки происходят на каждом шагу, а крупные складываются из скачков меньшего масштаба. Имея в виду это обстоятельство, Энгельс говорил, что природа не делает скачков, она вся состоит из скачков. Но не исчезает ли тем самым количественное изменение? Нет, диалектика такова, что меньшие скачки по отношению к более масштабным скачкам выступают как их количественная подготовка.

Мы уже знаем, что каждое явление можно рассматривать как систему. На протяжении определенного времени основные подсистемы, элементы и связи, обеспечивающие жизнедеятельность и существование каждой системы, остаются более или менее устойчивыми, сохраняют свои основные признаки и характеристики и этим обеспечивают ее целостность, относительное тождество с самой собой. Категория «качество», или «качественная определенность», и отражает эту относительную устойчивость системы в определенном промежутке времени. Иначе говоря, качество выступает целостной характеристикой «вещей» как систем с определенной структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами» .

Каковы же качественно-образующие факторы с точки зрения системного подхода? Возможны три позиции в этом вопросе. В основе качественной определенности предмета может лежать его вещественный состав. Это хорошо видно на примере изменения состава элементов в химических соединениях. Однако субстратный подход не раскрывает всех причин качественного изменения. Известны качественно различные вещества, имеющие одинаковый состав, но разную структуру (уголь, алмаз, графит). Важным фактором качественной определенности предмета является его структура - определенный способ связи элементов в системе. В свете структурного подхода качество выступает как устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, характеризующее его специфику и позволяющее отличать один объект от другого. Но и этот подход имеет ограничения. Существует подобие структур (изоморфизм) качественно различных систем. Наконец, качественную определенность связывают с функциональными свойствами системы (функциональный подход) .Лишь, в совокупности эти три подхода дают целостную картину факторов, от которых зависит качественная определенность предмета. Что же касается  процессов изменений появления качественно новых; образований, то их изучение полагает использование генетических методов, разрабатываемых в рамках системного подхода. Динамика  количественных и качественных изменений и ее современное осмысление в понятиях системного  подхода имеет большое  значение для анализа процессов развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22771. Діяльність ЮНРРА в УРСР 52 KB
  Позиція України щодо конфліктів на пострадянському просторі. Миротворча діяльність України. Миротворча діяльність України. представникiв України взяли участь в 20 минулих та триваючих миротворчих операцiях та мiсiях ООН.
22772. Проблема множинного представництва й міжнародних відносинах завершального етапу II світової війни 55.5 KB
  Ключові інтереси України щодо країн Західної Європи. Відносини України з державами Латинської Америки. Передбачалося що на початку роботи конференції делегати Великобританії й США підтримають пропозицію про допуск до первісного членства двох радянських республік України та Білорусії.Ключові інтереси України щодо країн Західної Європи Об`єктивна необхідність вимагає поступового але неухильного включення економіки України до системи міжнародного поділу праці МПП світових інтеграційних процесів.
22773. Реакція міжнародної спільноти на визнання УРСР членом-фундатором ООН 62.5 KB
  Відносини ЄССШАУкраїна. В СанФранціско в США 25 квітня 1945 р. У зв'язку з появою УРСР на високому міжнародному форумі на її адресу посипалося чимало гострих критичних зауважень переважно з кіл української діаспори в США та Канаді. Відносини ЄС – Україна – США.
22774. Українське питання на Ялтинський конференції (1945р.) 46 KB
  Національні інтереси України та механізми їх забезпечення. Позиція України щодо ЄЕП в контексті інтеграційних процесів на пострадянському просторі. Зрештою глави урядів трьох держав СРСР США й Великої Британії схвалили рішення що східний кордон Польщі проходитиме вздовж лінії Керзона з відхиленням від неї в деяких районах від п'яти до восьми кілометрів на користь Польщі Це було досягнення й України попри те що частина земель населених українцями залишалася під польською владою.Стеттініус який зазначив що радянський приклад можуть...
22775. Ініціативи дипломатії УРСР в 00Н 41 KB
  Концепції нейтралітету та позаблоковості в зовнішній політиці України. Відносини України з країнами Африки. Концепція нейтралітету та позаблоковостів в зовнішній політиці України. зазначається про намір України стати нейтральною однак в цьому документі крім положень що фіксують оборонний характер військової доктрини можна зустріти тезу про те що У дотримується свого позаблокового статусу.
22776. Створення та розгортання діяльності Наркомату закордонних справ УРСР 39.5 KB
  Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Під керівництвом Президента України практична реалізація зовнішньополітичної діяльності забезпечується Кабінетом Міністрів України і здійснюється Міністерством закордонних справ іншими центральними органами державної виконавчої влади на основі Конституції і законів України.
22777. Українське питання на завершальному етапі Другої світової війни 42 KB
  Засади та основні напрямки зовнішньої політики України. Під кінець війни міжнародний авторитет України зріс збільшувалась увага в світі до життя й долі українського народу. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Засади та основні напрямки зовнішньої політики України З погляду концептуальної визначеності зовнішньополітичного курсу України особливо велике значення мав документ схвалений Верховною Радою України 2 липня 1993 р.
22778. УРСР на міжнародній арені 1944-1949 рр 56 KB
  Національні інтереси України зовнішній аспект. Співробітництво України в Чорноморському регіоні. Про значний міжнародний авторитет України свідчило обрання Д. Національні інтереси України зовнішній аспект.
22779. Зовнішньополітична діяльність закордонних українських громадсько-політичних організацій в повоєнній добі 45 KB
  Концепція стратегічного партнерства в зовнішній політиці України. Розбудова відносин України з країнами Африки. Концепції стратегічного партнерства€ в зовнішній політиці України Стратегічне партнерство являє собою стан відносин що характеризуються наявністю комплексних стратегічних інтересів в сіх сферах діяльності двох сторін з огляду на певну політичну взаємозалежність та готовність до застосування компромісних механізмів узгодження спільних інтересів. Але у випадку з нашою державою така взаємозалежність є асиметричною і як правило...