34759

Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций

Доклад

Логика и философия

Принцип антагонистической регуляции функций Противоречие как источник развития диалектика Гераклита. О том что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий говорят многочисленные факты истории математики физики и др. Закон единства и борьбы противоположностей Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.

Русский

2013-09-08

28.5 KB

36 чел.

Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций

Противоречие как источник развития, диалектика Гераклита.

Противоречие буквально означает редкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения. Согласно этому принципу, не может быть одновременно истинным некоторое предложение и его отрицание. Такие противоречия, издавна привлекающие внимание логиков, считаются нарушениями правил рассуждения. О том, что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий, говорят многочисленные факты истории математики, физики и др. наук. Критический пересмотр принципов математики в целом и отдельных ее ветвей всегда совпадал с периодами выявления и разрешения противоречий. Антиномия - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Обнаружение антиномий и их разрешение -характерная черта диалектического мышления. Сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика - не метод нагромождения противоречий. Дело диалектики - выяснение и разрешение противоречий. Разрешение антиномий-проблем подчиняется общему ритму, открытому еще в античности в ситуациях творческого диалога.

Гераклит не только возражает против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчетною следования традиции против некритического заимствования чужих взглядов, не следует перенимать что-либо некритически, догматически. По мнению Гераклита в принципе мышление -одно для всех людей. Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеждению Гераклита, в своем большинстве расходятся с "законом", или "разумом" (логосом). И Гераклит задается вопросом о том, почему это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд относительно чувственного познания. Он говорит: "Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души." Фрагмент этот толковали в том смысле, будто Гераклит отвергает в нем чувственное познание как несовершенное, будто при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что влияние чувства не дает истинного знания только тем людям, у которых грубые души. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Мышление по Гераклиту, = познавательной деятельности. Основу Гераклит видит в сухом огненном веществе. Физике огня в психологии Гераклита соответствует учение об огненной "психее". Гераклит утверждает, что мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском". В истории Философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит все из огня.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38775. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке и защите магистерских диссертаций 426.5 KB
  Тема объём и структура магистерской диссертации 7 4. Титульный лист магистерской диссертации 37 Приложение Б. Справка о результатах внедрения решений разработанных в магистерской диссертации 41 Приложение К. Примерная структура доклада на защите магистерской диссертации 43 Приложение Н.
38776. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТИЛЬ КАК ИСТОЧНИК ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНЕГО ТКАЧЕСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 303 KB
  Сибирские археологические ткани изучены очень фрагментарно в основном это древний текстиль с территории Южной Сибири и Алтая. Только в последние годы стали появляться работы содержащие технологическое описание найденных образцов текстиля из археологических памятников Западной Сибири а также первые попытки обобщения информации по отдельным районам или этносам. в результате археологических раскопок на территории Западной Сибири накоплено огромное количество текстильных образцов тканей плетений которые только сейчас вводятся в научный...
38780. ОЦЕНКА ОСТЕОГЕНЕЗСТИМУЛИРУЮЩИХ МЕТОДОВ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ ЛЕГГ-КАЛЬВЕ-ПЕРТЕСА У ДЕТЕЙ 235.5 KB
  Эта патология характерна для детей в возрасте 48 лет но возможны случаи заболевания в более раннем и более позднем возрасте Абальмасова Е. Среди множества теорий возникновения болезни Пертеса приоритетное место занимает гипотеза сосудистой ишемии что обусловлено особенностями кровоснабжения эпифиза у детей этой возрастной группы Хэм А. Проанализировать результаты лечения детей с болезнью ЛеггаКальвеПертеса с использованием метода биологической стимуляции.
38782. Организация расследования незаконного оборота оружия 191 KB
  Нарушение правил оборота гражданского оружия . Особенности расследования преступлений связанных с незаконным оборотом оружия31 3. Особенности следственных действий по преступлениям связанных с незаконным оборотом оружия.