34768

Здоровье как ценность, философия здоровья человека

Доклад

Логика и философия

В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий по охране окружающей среды и здоровья человека. сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного способа существования. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей в основном энтузиастов.

Русский

2013-09-08

28.5 KB

61 чел.

Здоровье как ценность, философия здоровья человека.

В современном обществе одной из глобальных проблем является резкое нарастание противоречий между обществом и природой планеты, ускоряющееся приближение глобального экологического кризиса. Главной причиной экологических противоречий и приближающейся экологической катастрофы является почти неуправляемая технико-технологическая и научно-техническая революция ХХ века с преимущественной ориентацией населения на высокий уровень материального потребления, на всестороннее удовлетворение неуклонно возрастающих материальных потребностей. В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий, по охране окружающей среды и здоровья человека.. сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного способа существования. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. Он не стал предметом пристального внимания и соблюдения большинством населения государства. Хотя вспомним, что в западных странах культ здоровья становится важнейшей составляющей жизнедеятельности, пропагандируется и поддерживается государством. Следует констатировать, что в мире между обществом и природой противоречия достигли критического состояния, начались глобальные катастрофические изменения в природе и здоровье людей. При этом на отдельных территориях экологические проблемы приобретают особо опасный характер в связи с явным ускорением всех разрушительных процессов. При этом решение проблем возможно по двум важнейшим путям. Один из них - технико-технологический, а другой - педагогический и социально-профилактический. Первый, технико-технологический путь, совершенно необходим, но требует больших материальных затрат и капиталовложений, поэтому сталкивается с наибольшим числом трудностей экономического характера. Второй же путь связан прежде всего с перестройкой сознания людей. Он требует значительно меньшего количества материальных затрат, но возымеет предельно высокую эффективность, поскольку все преобразования в обществе совершаются людьми, а от их убеждений и качества сознания зависит сам характер их деятельности. более пристальное рассмотрение предмета здоровья показывает, что к нему необходим и другой, более общий подход, с позиций философского и общенаучного знания, который бы составил второй полюс валеологического образования, а в совокупности с конкретными валеологическими знаниями и дисциплинами обеспечил бы соответствующую всестороннюю подготовку специалиста. Эта философско-образовательная часть проблемы здоровья стала бы необходимой составляющей современной философии образования. Обозначим отмеченный философско-общенаучный и философско-педагогический валеологический блок как философия здоровья. Как нам кажется, данное понятие в целом отражает предельно общее содержание и сущность предмета. Кроме того, в литературе уже имеются соответствующие публикации [9]. Нами разработана авторская программа учебного вузовского курса "Философия здоровья", в котором используются данные литературы, но имеется и специфика рассмотрения, которая в основном сводится к следующему. 1. Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Считаем, что такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых устойчивых и долговременных результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном социальными противоречиями экономического, политического, духовного плана и пр. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы - общества (государства, социального слоя и т.п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, полагаем, что рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяем три основные блока философии здоровья: философию человека, или гомовалеологию, философию общества, или социовалеологию, и философию природы планеты, или геовалеологию.