34777

Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики

Доклад

Логика и философия

Сократ около 470 399 до н. Универсальное основание мироздания по Сократу выступает как его всеобщая объективная родовая сущность которая может быть рациональнологически выражена в определенных закономерностях происходящего. Нравственный лучший тот кто знает что именно есть добродетель ибо по Сократу знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.

Русский

2013-09-08

30 KB

15 чел.

Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики.

Сократ (около 470—399 до н. э.), древнегреческий философ. Заложил традицию, согласно которой человек рассматривался как основная проблема философии. В своем учении стремился усмотреть за эмпирической калейдоскопичностью бытия общее, единое, универсальное основание (однако не имеющее ничего общего с его натурфилософским j толкованием). Универсальное основание мироздания, по Сократу, выступает как его всеобщая объективная родовая сущность, которая может быть рационально-логически выражена в определенных закономерностях происходящего. Для обозначения этого всеобщего начала использовал понятие Бога. Не менее важную роль отводил и понятию даймона (демона), которым обозначил индивидуальный рассудок, единично-конкретный здравый смысл. Наиболее адекватным инструментом философского поиска считал живой диалог. Родоначальник диалектического метода философствования, который определял как майевтику (искусство помочь родиться знанию) и сущность которого состояла в отыскании истины посредством наводящих вопросов. Познавательный процесс должен разрешиться оформлением позитивного знания. В этике отрицал этический релятивизм софистов, придерживался рационалистической позиции. Нравственный, «лучший» — тот, кто знает, что именно есть добродетель, ибо, по Сократу, знающий благо поступает в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель оказывается фактически тождественной мудрости, а наличие зла объясняется как рассогласование благих целей с неадекватными средствами их реализации. Унаследовал свойственный античной греческой культуре идеал калокагатии, то есть единства истины, добра и красоты. В сфере социальной философии придерживался мнения, согласно которому государство выступает инструментом и гарантом воплощения в жизнь общего понятия о справедливости; для воплощения этой цели власть в государстве должна принадлежать «лучшим» — то есть мудрым и добродетельным. Сократ ничего не написал.

Философия Сократа находилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.

По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения.

Тема любви (эроса) и дружбы – наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки – эротики. А в ней я ужасно силен» (Феаг, 128b). Кроме очевидно присутствовашей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить» (erôtaô – спрашивать, erôtikos – влюбленный), любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, – в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение он был обвинен в неблагочестии.

сократовская философия была началом перехода от материи просто и от идеи просто к их диалектике/то обычно всю философию до Сократа, и прежде всего натурфилософов-интуити-вистов, так и называют «досократиками» или досократовскими

Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов 11 метода выделения общего из ряда частных случаев, 2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искус ству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой — «повивальным искусством», т.е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29591. Рекламные агентства: виды, функции, тенденции развития 12.03 KB
  Агентство также приобретает или привлекает субподрядчиков для покупки рекламного места и времени в различных средствах массовой информации. Фирмы по приобретению рекламного времени. В услуги входит подробный анализ закупаемого времени. После реализации сформированного пакета рекламного времени такая фирма выдает график рекламной трансляции контроль его исполнения и даже проводит расчеты со СМИ.
29592. Место медиапланирования в структуре маркетинговой стратегии. Бюджет рекламной кампании 28.56 KB
  Медиапланирование: Медиапланирование это выбор оптимальных каналов размещения рекламы рекламных контактов проводимый с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Медиапланирование важный маркетинговый инструмент управления эффективностью рекламы. Он анализирует представленный товар или услугу его целевую аудиторию бюджет срок размещения рекламы а также цели которые необходимо достигнуть. Таким образом исходя из информации содержащейся в брифе и будет вестись вся последующая работа выбор рекламоносителей...
29593. Понятие индекса в медиапланировании. Расчет индекса 12.65 KB
  Понятие индекса в медиапланировании. Расчет индекса. экономический словарь ИНДЕКС от лат. Индекс исчисляется по отношению к базовому индексу базовой величине соответствующей определенному году принятому в качестве точки отсчета.
29594. Критерии характеристики медианосителя 19.63 KB
  Селективность аудитории избирательность ЦА udience selectivity – свойство медианосителя доводить информацию до определенного сегмента потребителей при минимальном охвате незаданного сегмента потребителейт. Потенциал охвата rech potentil – способность медианосителя собрать аккумулировать максимальное количество людей в качестве своей аудитории. Скорость аккумулирования аудитории speed of udience ccumultion – показатель количества выходов или количества времени необходимых медианосителю для того чтобы охватить всю свою...
29595. Медиапланирование 12.03 KB
  Медианоситель – конкретный представитель медиаканала где размещается рекламное сообщение. Медианоситель отбирается по качественным и количественным показателям. Медиамикс – размещение рекламных материалов сразу в нескольких СМИ и как правило под типовым набором смеси из СМИ медиамикс понимается комбинация ТВ Радио Пресса Наружка. Долю охваченной и неохваченной аудитории при медиамиксе вычисляем формулам теории вероятности: 1Pb = 1P 1Pb где Pb охваченная медиамиксом аудитория P – аудитория охваченная первым медиа Pb...
29596. Технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) 20.25 KB
  Технологии нейролингвистического программирования НЛП Изначально задумывалась как технология совершенствования личности. 5 моделей жизненных стратегий: иметь действовать знать относится к какомуто классу обществу – принадлежать к быть кемто Техники НЛП: Мозг лучше справляется с позитивными целями негативные: не упади не пролей не проходите мимо Ярка творческая визуализации поставленной цели визуально запах звук Принцип уподобления – приобщиться к карте реальности достичь целей как какойто человек которым...
29597. Психология памяти в медиапланировании. Исследования памяти в рекламе 15.49 KB
  При поступлении новых элементовстарые вытесняются последниезапоминаютсяэффект давности Во и Норман: Первичная система кратковременного хранения обладающая ограниченным объемом где инфо теряется за счет вытеснения старых элементов. Виды хранения: Акустическая Сенсорноеосуществление на этапе без участия сознания фотографичинфо сохраняется с фотографической точностью и не поддается контролю со стороны субъекта. 2 Для долговремен памяти характерно обращение к прошлому опыту поиска там инфо необходимой для понимания настоящего....
29598. Возникновение коммуникации. Социально-экономические факторы развития коммуникации 14.74 KB
  Возникновение коммуникации. Социальноэкономические факторы развития коммуникации. Выделяют два подхода к коммуникации: механистический однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации и получателем сообщения и деятельностныйсовместная деятельность участников коммуникации в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе к...
29599. Схема и сущность коммуникативного процесса. Виды шумов в коммуникации 44.59 KB
  Схемы Большое распространение получила линейная модель коммуникации разработанная Лассуэлом и включающая 5 элементов: Кто передает сообщение – коммуникатор Что передается сообщение Как осуществляется передача канал Кому направлено сообщение аудитория С каким эффектом эффективность Р. К функциональным элементам относятся: источник информации продуцирующий сообщение; отправитель кодирующий сообщение в сигналы; канал проводящий это сообщение; получатель; цель или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в...