34785

Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство

Доклад

Логика и философия

Наоборот основным положением китайской философии является утверждение неразрывной связи человека и божественного Небесного начала. В классический период 6 3 века до н. Во второй период 3 11 века произошел резкий поворот к метафизике. В неоконфуцианский период 11 19 века влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианских философов к разработке метафизической базы для своей этики.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

53 чел.

Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство.

Китайская философия, совокупность философских учений, получивших развитие в Китае в период с древнейших времен до наших дней; характеризуется ярко выраженной самобытностью. Ключом ко всей философии Китая может служить идея гуманизма: человек и общество были основными темами, которые занимали китайских мудрецов древности;этические и политические дискуссии преобладали над метафизическим умозрением. Однако следует отметить, что концепция божественного никогда не противоречила этому гуманизму. Наоборот,   основным   положением китайской философии является утверждение неразрывной связи человека и божественного (Небесного) начала. История китайской философии делится на четыре периода: классический, неодаосско-буддийский, неоконфуцианский и современный. В классический период (6—3 века до н. э.) получили разработку категории дао («путь»), дэ («добродетель»), жэнь («человеколюбие»), и («справедливость») и инь— ян (космические элементы, символизирующие пассивное и активное, темное и светлое начала). В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Во второй период (3—11 века) произошел резкий поворот к метафизике. Опираясь на идею Лао-цзы о непостижимости природы, его последователи сконцентрировали внимание на проблемах бытия и небытия, сущности и явления, всеобщего и единичного. Неодаосские школы оказали влияние на распространившийся в Китае буддизм. Это привело к возникновению самобытных школ китайского буддизма, в центре внимания которых оказался принцип проявления всеобщего в единичном. В неоконфуцианский период (11—19 века) влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианских философов к разработке метафизической базы для своей этики. Двумя основными категориями этого периода являются син («природа») и ли («принцип»). В противовес буддийской концепции нереальности мира и даосской концепции небытия, воспринятым  конфуцианством как негативные и мистические, было оформлено учение о «принципе», ли, как совокупности позитивных, конкретных и рациональных законов, которые охватывают все существующее и всегда есть благо. Согласно неоконфуцианцу Чжу Си (1130—1200), ли является первопричиной всего сущего. В человеческой природе присутствует ли, которое универсально для всех людей. Соединяясь с ци («дыхание», «воздух»), оно становится уникальным и отличает одного человека от другого. Ци затемняет человеческую светлую сущность, поэтому необходимо следовать универсальному принципу (ли), возвращающему человека к первоначальной сущности. Таким образом, неоконфуцианство признало первичность закона и вторичность материи. Любопытно отметить, что три описанных выше периода находятся как бы в диалектическом движении и развитии: учения классического периода рассматривали «земные» проблемы, неодаосизм и буддизм — трансцендентные, а неоконфуцианство связало их воедино.В современный период (20—-21 века), напротив, трудно выделить какую-либо одну преобладающую тенденцию. Китайская философия 20 века прошла через стадии «вес-тернизации», реконструкции традиционной философии и триумфа марксизма. В начале 20 века в Китай потоком хлынули работы представителей различных философских направлений,начиная с Платона, Канта и Гегеля и кончая Ницше, Шопенгауэром, Бергсоном, Кропоткиным и другими. Это обусловило трансформацию и расширение поля философской мысли Китая, которая приобрела прагматический, научный и позитивистский характер. В современном Китае марксизм, идеи которого появились в этой стране в начале века, стал официальной философией. К 1949 году произошел переход от ленинизма к маоизму. В настоящее время официальная идеология строится не на пропаганде философского наследия Китая, а на его критике.

Основные категории даосизма

К ведущим даосским концепциям относятся принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования дао, т.е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме — с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и со Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении». Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяют «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Принципы цзы жань и у вэй стали важными источниками методологических и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся в том числе и в воинских единоборствах.

Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом — для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «ци». Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы состоит все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь — духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом геле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун (работа с ци).

Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференцируется. Два важнейших космологических состояния единого ци — это инь и ян (инь-ци и ян-ци) — т.е. женское, покой, холодное, темное, мягкое, с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое — с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии «Тай Цзи» («Великий Предел»).

Принципы конфуцианства

Понятие традиции тес нейшим образом связано с понятием культуры. Культура не может существовать отдельно от ее передачи, от преемственности. Представить себе культуру, существующую независимо от традиции, было бы примерно равнозначно представлению о живом организме, в котором прекращен обмен веществ. Совокупность информации, составляющая содержание понятия «культура», живет в традиции. Культура немыслима без традиции, как традиция немыслима без культуры. Эти термины обозначают, т.о., не два различных феномена, а два аспекта одного феномена.

Для Кснфуция традиция воплощалась в понятии «ли», которое переводится на европейские языки как «обряды», «этикет», «ритуал», «правила благопристойности». «Ли» — не только правила вежливости и благопристойного поведения, но и религиозный ритуал, ритуал охоты, дипломатии, управления. В древнекитайском городе-государстве любая социально значимая форма деятельности требовала своего ритуала. В «ли», следовательно, включались не только правила вежливого обхождения; в форме ритуала символизировались и религиозные взгляды народа, и его культурные традиции, и представления о добре и зле. Соблюдение «ли» означало не только выполнение определенных правил; в понимании Конфуция сюда входило и принятие ценностей, в этих правилах воплощенных.

Конфуций большей частью употребляет данное слово в паре со словом «юэ», которое принято переводить как «музыка». В первую очередь оно обозначает ритуальные танцы, исполнявшиеся при дворах древнекитайских правителей под аккомпанемент музыкальных инструментов. Каждый звук и жест «музыки» воспринимались как нечто значимое, символизирующее чувства и действия исторических героев и помогающее почувствовать прошлое как нечто неотделимое от настоящего. Интерпретация музыкального произведения бывала весьма далека от беспристрастного анализа. Через историю она всегда вела к этике, к основным вопросам человеческих взаимоотношений и жизни общества.

Обряды («ли») вместе с музыкой («юэ») образуют в китайской традиции культуру, обозначаемую словом «вэнь». Это понятие возводится Конфуцием к Вэнь-вану (XI в. до н. э.), основателю династии Чжоу. В таком отождествлении качества с именем сказывается одна из особенностей мышления древних китайцев, связанная со структурой древнекитайского языка.

Дело в том, что, в отличие от европейских языков, в древнекитайском полностью отсутствует категория времени. В древнекитайском языке для этого необходимо упоминание каких-то конкретных имен и событий. При такой структуре языка исчезает принципиальная разница между прошлым, настоящим и будущим. Отсюда, с одной стороны, как бы постоянное «присутствие» фигур прошлого; с другой—глубоко укоренившаяся привычка к приведению исторических прецедентов. Иначе говоря, определенный деятель становится, как правило, воплощением определенного качества, и, вместо того чтобы сказать «деспот», называли имя деспота.

Историк Сыма Цянь рассказывает, что Вэнь-ван отличался исключительными нравственными достоинствами. Возникает принцип «вэнь», сочетающий в себе миролюбие, нравственность и культуру, выступающий как контраст воинственности

Термин «вэнь» объединяет в себе широкий спектр значений, однако после того, как в качестве основного этического понятия Конфуций выдвинул принцип «жэнь» («человечность»), в понятии «вэнь» все более сосредоточивается то, что характеризует культуру как таковую Доказательство преимущества «вэнь», понимавшегося как путь мира, человеколюбия и культуры, над путем войны стало с тех пор популярной темой политических размышлений конфуциански настроенных мыслителей. Понимание огромной роли, какую играет культура в жизни отдельного человека и всего общества, было настолько глубоко внедрено ранним конфуцианством в китайскую общественную мысль, что в сочинении крупнейшего мыслителя Ив до н э. Дун Чжун-шу принцип «вэнь» фигурирует, как конституирующее начало для всей эпохи Чжоу


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13079. Классный час «Что такое настоящая дружба?» 35 KB
  Классный час на тему: Что такое настоящая дружба Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут: сформулировать понятие дружба прак...
13080. Классный час «Бессмертный Сталинград» 70.53 KB
  Тема: Бессмертный Сталинград Цель: расширить представление учащихся о Сталинградской битве. Задачи: 1 Образовательная: пополнить знания об истории нашей Родины. 2 Развивающая: развивать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на прим
13081. Классный час «День народного единства» 72.5 KB
  День народного единства Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского. Оформление: эпиграф на доске: Добрый памятник поставлен
13082. Классный час «Английские стихотворения к 8 марта» 24.87 KB
  Цели: совершенствование навыков выразительного рассказывания стихотворений; тренировка монологической речи; стимулирование интереса к изучению иностранного языка; воспитание добрых качеств детей умение дружить бережное отношение и уважение друг к др...
13083. Классный час «9 декабря – День Героев Отечества» 96.5 KB
  Классный час на тему: 9 декабря – День Героев Отечества. Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма гражданственности чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины. Аудитория: учащие...
13084. Классный час «Судьба семьи в судьбе страны» 24.5 KB
  Классный час посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля. Судьба семьи в судьбе страны Цели классного часа. воспитание чувства патриотизма любви к Родине. формировать преемственность поколений;3. способствовать развитию нравственных качеств: честность правдивос...
13085. Классный час «Александр Невский — великая личность России» 54.5 KB
  Классный час Александр Невский великая личность России Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма гражданственности уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского. Оборудование: мультимедийная презентация прило
13086. Классный час «Москва и москвичи» 22.87 KB
  Конспект классного часа. Тема классного часа: Москва и москвичи Задачи: 1.Образовательная: Познакомить учащихся с историей московских достопримечательностей 2.Воспитательная: : Воспитывать любовь к Родному городу чувство патриотизма. 3.Развивающая: Развивать р...
13087. Классный час «Береги своё время и время других людей» 54.5 KB
  Береги своё время и время других людей Цель: учить ценить своё время и время окружающих людей. Задачи: показать важность соблюдения режима дня; воспитывать ответственность ...