34786

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Доклад

Логика и философия

Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...

Русский

2013-09-08

31 KB

6 чел.

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Индийская философия, комплекс философских учений, созданных цивилизациями Индийского субконтинента. В рамках индийской философии не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим специально подготовленным людям, представляет собой собственно философию. Воспроизводство «круга знающих» осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю. Индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало ведам — священному знанию, кото- g рое квалифицировалось как шрути («услы- ^ шанное», то есть имеющее сверхчеловечес- / кое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тысячелетия до н. э. и включал сам хиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки («лесные книги» — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Краеугольный камень индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша либо, в буддизме, нирвана) как наивысший идеал. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных (признающих авторитет вед) школ, или систем: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма, буддизма и джайнизма. Священные тексты индуистской культуры (главным образом веды, упанишады и «Ма-хабхарата») оказывали влияние на индийскую философскую мысль даже после создания ортодоксальных школ. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр, которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений, формул или правил. В общем контексте шести ортодоксальных школ миманса (или пурва-миманса) представляет собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала. В основе учения мимансы лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при неукоснительном соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта является основой большинства современных школ индуизма; в отличие от мимансы она в большей степени затрагивает философское учение вед, а не их ритуальные аспекты; веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Ее главными текстами являются упанишады и «Бхагавадгита». В учении ньяи была создана теория силлогизма; эта школа важна своим вкладом в развитие логики и гносеологии. Вайшешика стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком. Санкхья утверждает дуализм первоматерии и духовного начала, или пуруши. В учении этой школы цель бытия заключается в разъединении пуруши и материи. Йога оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санкхьи, с которой йога тесно связана. Неортодоксальные направления включали учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины»:

1) вся человеческая жизнь есть страдание,

2) причиной страдания является желание, 9 3) возможно прекращение страдания, 4) есть

путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддистскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащем в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью, — сансара, карма, мокша (нирвана). Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19562. ПІДВИЩЕННЯ РІВНЯ РУХОВОЇ АКТИВНОСТІ СТУДЕНТІВ ВНЗ ЗАСОБАМИ МІНІ-ФУТБОЛУ 328.62 KB
  Теоретично узагальнити та визначити особливості стану здоровя, фізичної підготовленості, рухової активності студентів 1-4-х курсів ВНЗ. Вивчити спортивно-оздоровчі потреби студентів та можливість їх задоволення засобами міні-футболу в умовах ВНЗ. Удосконалити методику фізичної підготовки студентів ВНЗ на заняттях з міні-футболу. Дослідити вплив занять міні-футболом за розробленою методикою на фізичну підготовленість та рівень рухової активності студентів ВНЗ.
19563. Анализ современных способов защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения 179.5 KB
  Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройство детей, а также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.
19564. Грамматические категории 33 KB
  В словаре лингвистических терминов Ахмановой грам. категория определяется как одно из наиболее общих свойств лингвистических единиц или некоторого их класса, получившее в языке грамматическое выражение. Как видим, это очень абстрактное определение.
19565. Особенности правового положения безработных граждан в РФ 78.32 KB
  Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества
19567. Общество, как объект философского анализа 162.5 KB
  Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры-Классы (обществ) - исторически сложившиеся большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства...
19568. Художнє конструювання виробу 123 KB
  Тема уроку: Художнє конструювання виробу. Пошук необхідної інформації для проектної роботи. Мета уроку. Засвоєння знань про етапи проектування ескіз технічний опис макет креслення шаблони; формування вмінь застосовувати метод фантазування виконувати ескізне кон
19569. Системы организации оплаты труда в организации на примере ип Кузнецовой С.Ю. 492 KB
  Заработная плата является очень важным вопросом для каждого предприятия, так как от её размера, принципов её организации, премирования работников и прочих составляющих зависит эффективность управления трудом. Что в свою очередь влияет на результаты деятельности предприятия
19570. Типові і спеціальні деталі. Види зєднань деталей 57.5 KB
  Тема 2.1.2. Типові і спеціальні деталі. Види з'єднань деталей Мета: дати поняття про типові й спеціальні деталі; ознайомити з призначенням та загальною будовою коловорота ручного дриля затискачів столярних верстаків; розвивати інтерес до техніки розширювати технічний к