34786

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Доклад

Логика и философия

Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...

Русский

2013-09-08

31 KB

6 чел.

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Индийская философия, комплекс философских учений, созданных цивилизациями Индийского субконтинента. В рамках индийской философии не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим специально подготовленным людям, представляет собой собственно философию. Воспроизводство «круга знающих» осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю. Индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало ведам — священному знанию, кото- g рое квалифицировалось как шрути («услы- ^ шанное», то есть имеющее сверхчеловечес- / кое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тысячелетия до н. э. и включал сам хиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки («лесные книги» — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Краеугольный камень индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша либо, в буддизме, нирвана) как наивысший идеал. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных (признающих авторитет вед) школ, или систем: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма, буддизма и джайнизма. Священные тексты индуистской культуры (главным образом веды, упанишады и «Ма-хабхарата») оказывали влияние на индийскую философскую мысль даже после создания ортодоксальных школ. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр, которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений, формул или правил. В общем контексте шести ортодоксальных школ миманса (или пурва-миманса) представляет собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала. В основе учения мимансы лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при неукоснительном соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта является основой большинства современных школ индуизма; в отличие от мимансы она в большей степени затрагивает философское учение вед, а не их ритуальные аспекты; веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Ее главными текстами являются упанишады и «Бхагавадгита». В учении ньяи была создана теория силлогизма; эта школа важна своим вкладом в развитие логики и гносеологии. Вайшешика стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком. Санкхья утверждает дуализм первоматерии и духовного начала, или пуруши. В учении этой школы цель бытия заключается в разъединении пуруши и материи. Йога оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санкхьи, с которой йога тесно связана. Неортодоксальные направления включали учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины»:

1) вся человеческая жизнь есть страдание,

2) причиной страдания является желание, 9 3) возможно прекращение страдания, 4) есть

путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддистскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащем в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью, — сансара, карма, мокша (нирвана). Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64352. МІЦНІСТЬ, ДЕФОРМАЦІЇ ТА ЕКСПЛУАТАЦІЙНІ ЯКОСТІ СТАЛЕЗАЛІЗОБЕТОННИХ МОСТІВ 313 KB
  Стрімке подорожчання цементу камяних матеріалів сприяє ширшому використанню в нашій країні сталезалізобетонних прогонових будов переважно для перекриття середніх а в особливих умовах та у важкодоступних гірських районах і малих прольотів мостів.
64353. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ГАЗОДИНАМІЧНОГО ЗАХИСТУ КАТОДІВ ПЛАЗМОТРОНІВ ДЛЯ НАЗЕМНИХ ВИПРОБУВАНЬ ЛІТАЛЬНИХ АПАРАТІВ 4.71 MB
  Рівень температури повітря за фронтом ударної хвилі обумовлює вимоги до рівня температур на стенді теплових випробувань і є найбільш важливою характеристикою.
64354. ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ АДМІНІСТРАТИВНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СПЕЦІАЛЬНИХ УСТАНОВ ОРГАНІВ ВНУТРІШНІХ СПРАВ 153 KB
  Значна кількість завдань міліції реалізується в процесі виконання своїх функцій спеціальними установами органів внутрішніх справ. Проте організаційно-правові основи діяльності цих установ ОВС України, незважаючи на їх теоретичну і практичну важливість...
64355. Підвищення конкурентоспроможності молокопереробних підприємств в умовах членства України в СОТ 183.5 KB
  Проблема конкурентоспроможності в аграрному секторі економіки є високоактуальною, що пов’язано із важливістю вирішення питань забезпечення продовольчої безпеки кожної країни в сенсі покращення здоров’я людей шляхом підвищення економічної ефективності виробництва продукції.
64356. МЕТОДИКА НАВЧАННЯ ПРОГРАМНИХ ЗАСОБІВ ЗАХИСТУ ІНФОРМАЦІЇ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-ПЕДАГОГІВ 222.5 KB
  Важко уявити сучасний заклад підприємство без розвиненої інформаційної інфраструктури: сукупності інформаційних центрів банків даних і знань центрів керування апаратнопрограмних засобів і технологій забезпечення збору зберігання обробки і передачі інформації...
64357. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМ ГОМЕОСТАЗУ ТА ШЛЯХИ ЙОГО КОРЕКЦІЇ НА ЕТАПАХ КОМПЛЕКСНОГО ЛІКУВАННЯ ХВОРИХ НА ГЕНЕРАЛІЗОВАНИЙ ПАРОДОНТИТ 344.5 KB
  Мета дослідження обгрунтування концепції комплексного індивідуального лікування хворих на генералізований пародонтит на підставі визначення ролі систем гомеостазу в патогенезі пародонтиту вивчення дизбіотичних...
64358. Розвиток методів розрахунку систем охолоджування роторів газових турбін 2.57 MB
  В найближчому майбутньому освоєння високих температур газу відбуватиметься головним чином за рахунок вдосконалення систем охолоджування зокрема шляхом вдосконалення охолодження роторів турбін.
64359. Сформованість готовості майбутніх учителів до організації міжособистісних взаємин в учнівському колективі підлітків 435.5 KB
  Національна освіта переживає критичне та конструктивне переосмислення дійсності, пов’язане з глибоким перетворенням усіх сфер суспільного життя. Сьогодні пріоритетними у навчально-виховному процесі є: гуманізація, становлення сучасних засад морально-етичного виховання...
64360. Оптимізація процесу фізичного виховання студентів транспортних спеціальностей на основі поглибленого курсу професійно-прикладної фізичної підготовки 263.5 KB
  Дотепер накопичений досить великий арсенал наукових досліджень щодо застосування ППФП в освітньому процесі студентів майбутніх фахівців різних галузей господарства Сущенко Л. Недостатньо досліджено питання обґрунтованості вибору вправ професійноприкладної...