34786

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Доклад

Логика и философия

Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...

Русский

2013-09-08

31 KB

6 чел.

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Индийская философия, комплекс философских учений, созданных цивилизациями Индийского субконтинента. В рамках индийской философии не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим специально подготовленным людям, представляет собой собственно философию. Воспроизводство «круга знающих» осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю. Индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало ведам — священному знанию, кото- g рое квалифицировалось как шрути («услы- ^ шанное», то есть имеющее сверхчеловечес- / кое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тысячелетия до н. э. и включал сам хиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки («лесные книги» — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Краеугольный камень индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша либо, в буддизме, нирвана) как наивысший идеал. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных (признающих авторитет вед) школ, или систем: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма, буддизма и джайнизма. Священные тексты индуистской культуры (главным образом веды, упанишады и «Ма-хабхарата») оказывали влияние на индийскую философскую мысль даже после создания ортодоксальных школ. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр, которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений, формул или правил. В общем контексте шести ортодоксальных школ миманса (или пурва-миманса) представляет собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала. В основе учения мимансы лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при неукоснительном соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта является основой большинства современных школ индуизма; в отличие от мимансы она в большей степени затрагивает философское учение вед, а не их ритуальные аспекты; веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Ее главными текстами являются упанишады и «Бхагавадгита». В учении ньяи была создана теория силлогизма; эта школа важна своим вкладом в развитие логики и гносеологии. Вайшешика стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком. Санкхья утверждает дуализм первоматерии и духовного начала, или пуруши. В учении этой школы цель бытия заключается в разъединении пуруши и материи. Йога оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санкхьи, с которой йога тесно связана. Неортодоксальные направления включали учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины»:

1) вся человеческая жизнь есть страдание,

2) причиной страдания является желание, 9 3) возможно прекращение страдания, 4) есть

путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддистскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащем в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью, — сансара, карма, мокша (нирвана). Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54664. Компрессоры 339.5 KB
  Компрессоры по принципу действия: а динамические лопастного типа энергия сообщается потоку газа за счет того что рабочие органы компрессора оказывают силовое воздействие на газ находящийся в его проточной части; их называют турбокомпрессорами применяют при высокой производительности но невысоком давлении 10  15 атм. Рабочие камеры компрессора образуются поверхностью ротора стенками корпуса пластинами 3 которые свободно перемещаются в пазах ротора и центробежной силой прижимаются к корпусу компрессора. За счет эксцентриситета...
54665. Пневматические двигатели 5.3 MB
  Для осуществления рабочего хода полость C соединяется с атмосферой; канал 4 полости B – перекрывают. Давление в полости C падает; поршень двигается вправо. Как только поршень открывает отверстие m, резко возрастает движущая сила, т.к. сжатый воздух с давлением pвх действует на всю площадь поршня.
54666. Классификация приводов, схемы 1.54 MB
  Классификация приводов схемы Автоматизированный привод самодействующий привод выполняющий работу с частичным участием человека. Автоматический привод самодействующий привод выполняющий работу без участия человека. Приводы по виду энергии: электрический привод в котором источником механических движений в оборудовании является электродвигатель; пневматический привод в котором энергия сжатого воздуха или газа пневмодвигателем преобразуется в механическую;...
54667. АТМОСФЕРНІ ОПАДИ 72.5 KB
  Мета уроку: сформувати поняття про види опадів; на основі раніше набутих знань встановити взаємозвязки між температурою повітря його вологістю та опадами; ознайомити школярів з прийомами роботи з приладами для вимірювання кількості опадів; розвивати вміння аналізувати узагальнювати й обробляти теоретичні і практичні знанняувагупам'ять; виховувати цікавість до предметадоброзичливість по відношенню до своїх товаришів. Від кількості випадання опадів залежить життя рослин тварин людей. Ось чому при характеристиці клімату певної...
54668. Оператор ветвления 63 KB
  Тип урока: Изучение нового материала Знать: Алгоритмические структуры ветвления в полном и неполном варианте. Операторы ветвления в полном и неполном варианте Уметь: Использовать операторы ветвления в программах.
54669. Запилення. Урок 261.5 KB
  Основні терміни і поняття: запилення перехресне запилення самозапилення. Вправа Дешифрувальник Запилення тема нашого уроку. Запилення.
54670. Опис власної системи роботи вчителя початкових класів 1.09 MB
  Проводити урокителепередачі вже стало традицією. Крім уроків телепередач практикую уроки-подорожі уроки-ігри уроки-змагання інтегровані уроки.
54671. АКТУАЛЬНІСТЬ ДОСВІДУ 394.5 KB
  Глибінні засади освітніх реформ в Україні повязані із зміною освітньої парадигми з принципово новим цілепокладанням у педагогічному процесі із визнанням результатом навчання не ЗУНів а компетентності учнів і це суттєво впливає на цілі та зміст навчання організаційні форми методи та засоби. Зміст та методика викладання будьякого навчального предмету мають певні специфічні риси стосовно формування компетентностей учнів. додаток 4 Основні ідеї педагогічного досвіду полягають в наступному: підготувати учнів з...
54672. КАК ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ 173 KB
  Задание 1. Посмотри вокруг операция абстрагирования Ученику предлагается посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы одного цвета из одного материала; предметов названия которых начинаются из одной и той же буквы Задание 2. Задание 1. Задание 1.