34786

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Доклад

Логика и философия

Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...

Русский

2013-09-08

31 KB

5 чел.

Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога

Индийская философия, комплекс философских учений, созданных цивилизациями Индийского субконтинента. В рамках индийской философии не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим специально подготовленным людям, представляет собой собственно философию. Воспроизводство «круга знающих» осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю. Индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало ведам — священному знанию, кото- g рое квалифицировалось как шрути («услы- ^ шанное», то есть имеющее сверхчеловечес- / кое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тысячелетия до н. э. и включал сам хиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки («лесные книги» — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Краеугольный камень индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша либо, в буддизме, нирвана) как наивысший идеал. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных (признающих авторитет вед) школ, или систем: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма, буддизма и джайнизма. Священные тексты индуистской культуры (главным образом веды, упанишады и «Ма-хабхарата») оказывали влияние на индийскую философскую мысль даже после создания ортодоксальных школ. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр, которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений, формул или правил. В общем контексте шести ортодоксальных школ миманса (или пурва-миманса) представляет собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала. В основе учения мимансы лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при неукоснительном соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта является основой большинства современных школ индуизма; в отличие от мимансы она в большей степени затрагивает философское учение вед, а не их ритуальные аспекты; веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Ее главными текстами являются упанишады и «Бхагавадгита». В учении ньяи была создана теория силлогизма; эта школа важна своим вкладом в развитие логики и гносеологии. Вайшешика стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком. Санкхья утверждает дуализм первоматерии и духовного начала, или пуруши. В учении этой школы цель бытия заключается в разъединении пуруши и материи. Йога оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санкхьи, с которой йога тесно связана. Неортодоксальные направления включали учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины»:

1) вся человеческая жизнь есть страдание,

2) причиной страдания является желание, 9 3) возможно прекращение страдания, 4) есть

путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддистскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащем в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью, — сансара, карма, мокша (нирвана). Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36817. Изучение возможностей работы в текстовом редакторе MS Word 64 KB
  проделайте следующие операции: Создайте тестовый документ с помощью меню Файл Создать. Установите параметры и размеры страницы открыв диалоговое окно Параметры страницы в меню Файл. Чтобы отменить ваши неправильные действия воспользуйтесь командой Отменить из меню Правка. Чтобы вернуть отмененное действие воспользуйтесь командой Повторить из меню Правка.
36818. ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ 327 KB
  Лабораторная работа № 1 ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ Цель работы: учебная получить навыки работы с нормативными документами для выбора методов и средств измерений линейных размеров; практическая выбрать для измерения линейных размеров детали выданной руководителем в соответствии с номером подгруппы соответствующие универсальные измерительные средства и указать их метрологические характеристики.80 всех видов измерений составляют линейные измерения. Любой линейный размер может быть измерен различными...
36819. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИСТЕМОЙ MATLAB. ОДНОМЕРНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 93.5 KB
  Язык программирования Matlab является интерпретатором. Это значит, что каждая инструкция программы распознается и тут же исполняется. Этап компиляции полной программы отсутствует. Интерпретация означает, что Matlab не создает исполняемых конечных программ. Они существуют лишь в виде m-файлов (файлов с расширением m)
36820. Определение уровня качества технических средств защиты информации 146.5 KB
  Цель работы Изучение методов определения показателей качества технических средств защиты информации и практическое определение их уровня качества с использованием комплексных показателей. Основные понятия термины и определения теории качества Технические средства защиты информации ТСЗИ в большинстве случаев представляют собой радиоэлектронные устройства РЭУ предназначенные для обнаружения и подавления прослушивающих устройств шифрования и кодирования информации защиты информации в возможных каналах утечки. Поэтому знание методов...
36821. ИЗУЧЕНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА 101 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1 ИЗУЧЕНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА. В первом случае используя формулу пути при равноускоренном движении h=1t2 2 получим 1=2h t2 1 где пройденный грузами путь h и время движения t измеряются непосредственно. При втором способе формулу для определения ускорения на этом участке движения h получим из рассмотрения изменения энергии системы Ek= Где v –линейная...
36822. Сведения о некоторых командах ОС UNIX. Сведения к лабораторной работе 115 KB
  ls поданная без параметров команда выводит список файлов и каталогов содержащихся в текущем каталоге. Например чтобы получить список файлов в каталоге usr sbin необходимо использовать команду ls usr sbin У команды ls есть множество ключей которые нужны главным образом для того чтобы выводить дополнительную информацию о файлах в каталоге или выводить указанный список файлов вместо указания имен файлов можно использовать шаблоны. ll выводит список всех имен файлов каталога включая скрытые А lmostll выводит список всех...
36823. Запуск Word. Выход из Word. Настройка пользовательского интерфейса. Открытие и сохранение документа 294 KB
  Выход из Word. Существует несколько способов запустить Microsoft Word для Windows 95. Если вы запускаете Word с помощью кнопки Пуск Windows 95 Word создает пустой незаполненный документ.
36825. Мировые информационные ресурсы 444 KB
  Задание №1 Сформируйте электронный глоссарий по тематике Мировые информационные ресурсы: Блог Веб – страница Интернет ресурс Информационная культура Информационное общество Информационные взаимодействия Информационные ресурсы Информационные сети Информационные системы Информационный портал Информационный потенциал общества Информация Мировые информационные ресурсы Национальные информационные ресурсы Сайт Сервис Средства массовой информации Телеконференция Файловый сервер Чат Электронная база...