34787

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Доклад

Логика и философия

Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

17 чел.

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Возникновение и общие принципы античной философии

Античная философия зародилась в IV в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую академию. Античная философия зарождается вместе с рабовладельческой формацией и гибнет вместе с ней.

Рабство принесло с собой строгое разделение на умственный и физический труд, что повлекло за собой необходимость различать бездушную вещь и управляющего этой вещью человека. Раб — вещь, способная производить целесообразную работу, но лишенная какой-либо инициативы. Рабовладелец — внеличностная формообразующая идея, не принимающая телесного участия в выполнении данной работы. Таким образом, для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда, материи и идеи.

Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи. В большинстве концепций материя признавалась только как потенция, а идея—только как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали не только материалисты, например Демокрит, но и идеалисты (Платон), которые при этом считали ее недостаточной для обоснования цельной картины мира.

Большую роль в формировании античной философии играли душа и ум. Эти категории трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались только в виде отражения их объективных аналогов. Душа представала как принцип движения и самодвижения, а ум был целесообразно направляемой идеей космоса.

Логическое развитие данных элементов привело к созданию в античной философии чувственно-материального космоса как единствя идеи и материи. Этот космос находился в вечном круговращении, повторении самого себя. Следовательно, античный космос внеисто-ричен. Он постоянно требует вечного возвращения из хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Чувственно-материальный космос представляет собой четко зафиксированную картину мира с землей в центре и небесным сводом и звездным небом сверху, который обязательно наблюдаем. Внизу находится подземный мир. Такой космос является Абсолютом, т.к., кроме него, ничего не существует.

Трактуемый как Абсолют, такой космос требует признания принципа первоединства, которое совмещает целесообразное и нецелесообразное, присущее ему. Такой принцип — судьба.

Таким образом, античная проблематика, взятая в наиболее общем виде, сводилась к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой и управляемого космическим умом и создаваемым первоединством.

Основными периодами развития античной философии явились досократовская философия, философия классического периода, эллинизм и римская философия.

Диалектика Гераклита

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский. Все существующее, учил он, постоянно переходит из 1 состояния в другое, нет ничего неподвижного. Состояния переходят одно в другое. Идея постоянного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила, говорившего, что в 1 реку нельзя войти дважды. Движение вне покоя – метафизика наизнанку. Однако Гераклит понимал, что текущая река «изменяясь покоится». Согласно его воззрениям , переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называя вечным «всеобщим логосом». Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем, он был, есть и будет вечно живым огнем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13467. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ВНЕДРЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ» С ПОМОЩЬЮ IBN 4.7 1.43 MB
  УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ВНЕДРЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ IBN 4.7 Регистрация в системе Для того чтобы получить доступ к тестовой версии на 14 дней необходимо зарегистрироваться на сайте www.pmbox.ru. После чего вам предоставляется портал с именем вида project.ibnportal.ru Вхо...
13468. Система подготовки и проведения тестирования MyTest 153 KB
  Лабораторная работа Тема: Система подготовки и проведения тестирования MyTest Цель работы: научиться разрабатывать тесты содержащие вопросы предусматривающие одиночный правильный ответ и множественный выбор; настраивать параметры тестирования. Запустите прогр
13469. Разработка информационного буклета в Microsoft Publisher 715 KB
  Лабораторная работа №7 Тема: Разработка информационного буклета в Microsoft Publisher Цель работы: научиться оформлять текстовую и графическую информацию в виде информационного буклета используя приложение Microsoft Publisher 2007. Запустите приложение Microsoft Publisher 2007 Пуск – Все ...
13470. Разработка web-сайта в Adobe Dreamweaver 811 KB
  Лабораторная работа Тема: Разработка webсайта в Adobe Dreamweaver Цель работы: научиться регистрировать сайт разрабатывать его физическую структуру создавать шаблоны страниц и страницы на основе шаблона. Задание: Запустите Adobe Dreamweaver. Зарегистрируйте новый сайт ...
13471. Изучение инструмента, оборудования и процесса обработки поверхностей деталей протягиванием 2.95 MB
  Лабораторная работа №7 Изучение инструмента оборудования и процесса обработки поверхностей деталей протягиванием Используя рисунки представленные в методических указаниях материалы лабораторного стенда а также рекомендуемую литературу изучить оборудование...
13472. Изучение методов получения заготовок литьем 1.02 MB
  Лабораторная работа №1 Изучение методов получения заготовок литьем Используя рисунки представленные в методических указаниях материалы лабораторных стендов а также рекомендуемую литературу изучить технологический процесс получения заготовок литьем и подготови...
13474. Изучение методов получения заготовок давлением (пластическим деформированием) 4.81 MB
  Лабораторная работа №2 Изучение методов получения заготовок давлением пластическим деформированием Используя рисунки представленные в методических указаниях материалы лабораторных стендов а также рекомендуемую литературу изучить технологический процесс по...
13475. Изучение технологического оснащения токарной обработки 1.05 MB
  Лабораторная работа №3 Изучение технологического оснащения токарной обработки. Используя рисунки представленные в методических указаниях материалы лабораторных стендов а также рекомендуемую литературу изучить средства технологического оснащения оборудование...