34787

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Доклад

Логика и философия

Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

17 чел.

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Возникновение и общие принципы античной философии

Античная философия зародилась в IV в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую академию. Античная философия зарождается вместе с рабовладельческой формацией и гибнет вместе с ней.

Рабство принесло с собой строгое разделение на умственный и физический труд, что повлекло за собой необходимость различать бездушную вещь и управляющего этой вещью человека. Раб — вещь, способная производить целесообразную работу, но лишенная какой-либо инициативы. Рабовладелец — внеличностная формообразующая идея, не принимающая телесного участия в выполнении данной работы. Таким образом, для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда, материи и идеи.

Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи. В большинстве концепций материя признавалась только как потенция, а идея—только как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали не только материалисты, например Демокрит, но и идеалисты (Платон), которые при этом считали ее недостаточной для обоснования цельной картины мира.

Большую роль в формировании античной философии играли душа и ум. Эти категории трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались только в виде отражения их объективных аналогов. Душа представала как принцип движения и самодвижения, а ум был целесообразно направляемой идеей космоса.

Логическое развитие данных элементов привело к созданию в античной философии чувственно-материального космоса как единствя идеи и материи. Этот космос находился в вечном круговращении, повторении самого себя. Следовательно, античный космос внеисто-ричен. Он постоянно требует вечного возвращения из хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Чувственно-материальный космос представляет собой четко зафиксированную картину мира с землей в центре и небесным сводом и звездным небом сверху, который обязательно наблюдаем. Внизу находится подземный мир. Такой космос является Абсолютом, т.к., кроме него, ничего не существует.

Трактуемый как Абсолют, такой космос требует признания принципа первоединства, которое совмещает целесообразное и нецелесообразное, присущее ему. Такой принцип — судьба.

Таким образом, античная проблематика, взятая в наиболее общем виде, сводилась к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой и управляемого космическим умом и создаваемым первоединством.

Основными периодами развития античной философии явились досократовская философия, философия классического периода, эллинизм и римская философия.

Диалектика Гераклита

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский. Все существующее, учил он, постоянно переходит из 1 состояния в другое, нет ничего неподвижного. Состояния переходят одно в другое. Идея постоянного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила, говорившего, что в 1 реку нельзя войти дважды. Движение вне покоя – метафизика наизнанку. Однако Гераклит понимал, что текущая река «изменяясь покоится». Согласно его воззрениям , переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называя вечным «всеобщим логосом». Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем, он был, есть и будет вечно живым огнем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6977. Важнейшие проблемы хозяйства России 54.13 KB
  Введение Производители отмечают, что бизнес за последние два-три года стал более разумным, более ориентированным на долгосрочные цели. Профессионализм стал цениться выше хороших связей, желание потратить...
6978. План ликвидации аварий на горнорудном предприятии 45.5 KB
  План ликвидации аварий на горнорудном предприятии План ликвидации аварии (далее ПЛА) - это документ, определяющий меры и действия, необходимые для спасения людей и ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения. Каждая его п...
6979. Трехступенчатый контроль и расследование несчастных случаев на производстве 46.92 KB
  Содержание Порядок проведения трехступенчатого контроля. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве Обеспеченность рабочих санитарно-бытовыми помещениями: классификация и назначение СПБ Техника безопасности на...
6980. Программирование алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры 41.5 KB
  Программирование алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры Задание 1: Составьте и выполните программу линейной структуры согласно вариантам задания. Варианты задания Вычислить значение функции переменных при заданных значениях параметров: x=(8...
6981. Маркетинговая политика распределения 45.5 KB
  Маркетинговая политика распределения 1.Сущность маркетинговой политики распределения. 2.Каналы распределения продукции и их характеристики. 3. Посредническая деятельность в каналах распределения и её оценка. 1.Сущность маркетинговой политики распред...
6982. Маркетинг как открытая мобильная система 97 KB
  Маркетинг как открытая мобильная система Системный подход к организации маркетинга на предприятии. Характеристика основных этапов маркетинговой деятельности предприятия (анализ ситуации, планирование маркетинговой деятельности, реализация пл...
6983. Изучение потребностей, поведения потребителей и выбор целевых сегментов 133 KB
  Изучение потребностей, поведения потребителей и выбор целевых сегментов. Моделирование поведения покупателей с учетом факторов влияния. Потребительские рынки, процесс принятия решения о покупке. Рынок товаров промышленного назначения. Сущнос...
6984. Маркетинговая товарная политика 141 KB
  Маркетинговая товарная политика Сущность маркетинговой товарной политики и её структура. Атрибуты товара (упаковка, торговая марка). Конкурентоспособность товара и создание нового продукта. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Жи...
6985. Маркетинговая ценовая политика 63.5 KB
  Маркетинговая ценовая политика Сущность и роль ценовой политики в системе маркетинга. Алгоритм маркетингового расчета цен Сущность и особенности использования методов прямого ценообразования. Сущность и роль ценовой политики. Цены и ценова...