34787

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Доклад

Логика и философия

Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

17 чел.

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Возникновение и общие принципы античной философии

Античная философия зародилась в IV в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую академию. Античная философия зарождается вместе с рабовладельческой формацией и гибнет вместе с ней.

Рабство принесло с собой строгое разделение на умственный и физический труд, что повлекло за собой необходимость различать бездушную вещь и управляющего этой вещью человека. Раб — вещь, способная производить целесообразную работу, но лишенная какой-либо инициативы. Рабовладелец — внеличностная формообразующая идея, не принимающая телесного участия в выполнении данной работы. Таким образом, для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда, материи и идеи.

Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи. В большинстве концепций материя признавалась только как потенция, а идея—только как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали не только материалисты, например Демокрит, но и идеалисты (Платон), которые при этом считали ее недостаточной для обоснования цельной картины мира.

Большую роль в формировании античной философии играли душа и ум. Эти категории трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались только в виде отражения их объективных аналогов. Душа представала как принцип движения и самодвижения, а ум был целесообразно направляемой идеей космоса.

Логическое развитие данных элементов привело к созданию в античной философии чувственно-материального космоса как единствя идеи и материи. Этот космос находился в вечном круговращении, повторении самого себя. Следовательно, античный космос внеисто-ричен. Он постоянно требует вечного возвращения из хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Чувственно-материальный космос представляет собой четко зафиксированную картину мира с землей в центре и небесным сводом и звездным небом сверху, который обязательно наблюдаем. Внизу находится подземный мир. Такой космос является Абсолютом, т.к., кроме него, ничего не существует.

Трактуемый как Абсолют, такой космос требует признания принципа первоединства, которое совмещает целесообразное и нецелесообразное, присущее ему. Такой принцип — судьба.

Таким образом, античная проблематика, взятая в наиболее общем виде, сводилась к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой и управляемого космическим умом и создаваемым первоединством.

Основными периодами развития античной философии явились досократовская философия, философия классического периода, эллинизм и римская философия.

Диалектика Гераклита

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский. Все существующее, учил он, постоянно переходит из 1 состояния в другое, нет ничего неподвижного. Состояния переходят одно в другое. Идея постоянного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила, говорившего, что в 1 реку нельзя войти дважды. Движение вне покоя – метафизика наизнанку. Однако Гераклит понимал, что текущая река «изменяясь покоится». Согласно его воззрениям , переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называя вечным «всеобщим логосом». Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем, он был, есть и будет вечно живым огнем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31942. Банковская система РФ 26.5 KB
  Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансовокредитной системы государства так как на нее падает нагрузка по кредитнофинансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны. Основные задачи банковской системы любой страны: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве; аккумуляция временно свободных ресурсов в стране; кредитование производства обращения...
31943. Р. БАРТ СЕМАНТИКА ВЕЩИ 54 KB
  Прежде всего как же нам определить вещь до того как выяснять каким образом вещи могут чтото значить В словарях даются расплывчатые дефиниции: вещь объект [object] это то что доступно зрению это то что мыслится по отношению к мыслящему субъекту; короче как говорится в большинстве словарей это некоторая вещь дефиниция которая ничего нам не даёт если только не попытаться выяснить какие коннотации имеет данное слово. Вещь очень быстро у нас на глазах начинает казаться или даже существовать как чтото нечеловеческое...
31944. Понятия текст/реальность, письмо/жизнь 38.5 KB
  Главная проблема письма и реальности состоит в постановке вопроса как соотносится письмо и реальность: проясняет ли письмо реальность вытесняет ли реальность каковы границы между письмом и реальностью или же письмо это онтологическое понятие Вторая проблема это рассмотрение письма как акта коммуникации и третья письмо как знаковая система противопоставленная реальности письмо является моделирующей новую реальность системой вследствие чего возникает вопрос: письмо вторичная или первичная реальность И являясь материально...
31946. Общественное мнение как социальный феномен и его функционирование в системе властных отношений 138.5 KB
  Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук таких как политология философия социология психология. мы находим интерпретации понятия общественного мнения первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни. Гоббс В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философовматериалистов Ф. Руссо Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежало французскому Просвещению XVIII в.