34787

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Доклад

Логика и философия

Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

17 чел.

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Возникновение и общие принципы античной философии

Античная философия зародилась в IV в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую академию. Античная философия зарождается вместе с рабовладельческой формацией и гибнет вместе с ней.

Рабство принесло с собой строгое разделение на умственный и физический труд, что повлекло за собой необходимость различать бездушную вещь и управляющего этой вещью человека. Раб — вещь, способная производить целесообразную работу, но лишенная какой-либо инициативы. Рабовладелец — внеличностная формообразующая идея, не принимающая телесного участия в выполнении данной работы. Таким образом, для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда, материи и идеи.

Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи. В большинстве концепций материя признавалась только как потенция, а идея—только как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали не только материалисты, например Демокрит, но и идеалисты (Платон), которые при этом считали ее недостаточной для обоснования цельной картины мира.

Большую роль в формировании античной философии играли душа и ум. Эти категории трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались только в виде отражения их объективных аналогов. Душа представала как принцип движения и самодвижения, а ум был целесообразно направляемой идеей космоса.

Логическое развитие данных элементов привело к созданию в античной философии чувственно-материального космоса как единствя идеи и материи. Этот космос находился в вечном круговращении, повторении самого себя. Следовательно, античный космос внеисто-ричен. Он постоянно требует вечного возвращения из хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Чувственно-материальный космос представляет собой четко зафиксированную картину мира с землей в центре и небесным сводом и звездным небом сверху, который обязательно наблюдаем. Внизу находится подземный мир. Такой космос является Абсолютом, т.к., кроме него, ничего не существует.

Трактуемый как Абсолют, такой космос требует признания принципа первоединства, которое совмещает целесообразное и нецелесообразное, присущее ему. Такой принцип — судьба.

Таким образом, античная проблематика, взятая в наиболее общем виде, сводилась к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой и управляемого космическим умом и создаваемым первоединством.

Основными периодами развития античной философии явились досократовская философия, философия классического периода, эллинизм и римская философия.

Диалектика Гераклита

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский. Все существующее, учил он, постоянно переходит из 1 состояния в другое, нет ничего неподвижного. Состояния переходят одно в другое. Идея постоянного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила, говорившего, что в 1 реку нельзя войти дважды. Движение вне покоя – метафизика наизнанку. Однако Гераклит понимал, что текущая река «изменяясь покоится». Согласно его воззрениям , переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называя вечным «всеобщим логосом». Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем, он был, есть и будет вечно живым огнем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51629. Зняття характеристик і визначення параметрів тиристорів 59 KB
  Схему ввімкнути. Значення керувального струму Ікер записати в таблицю № 1. Змінюючи напругу Еа від 2V до 30 V. Зняти ВАХ тиристора. Результати вимірювань занести в таблицю № 1.
51634. Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками 55 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками. План Организационный момент Проверка домашней работы Постановка темы занятия Изучение материала Итоги Тип занятия: комбинированное. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Проверка домашней работы сообщения по темам: Методика подготовки и проведения лаб.
51636. Водні багатства Сумщини. Охорона водойм. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел 102 KB
  Закріплювати вміння учнів розвязувати приклади на вивчені випадки письмового додавання і віднімання трицифрових чисел задачі рівняння; розширювати поняття водойми вода ознайомити з водними багатствами рідного краю; виховувати бережливе ставлення до водойм економне використання прісної води. Втрата води страшніше для живого організму ніж голод. Кожного дня з поверхні океанів і морів випаровується величезна кількість води. Попавши в ріки дощові та снігові води знову прокладуть свій шлях до морів та океанів так завдяки Сонцю...