34787

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Доклад

Логика и философия

Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

17 чел.

Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита

Возникновение и общие принципы античной философии

Античная философия зародилась в IV в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую академию. Античная философия зарождается вместе с рабовладельческой формацией и гибнет вместе с ней.

Рабство принесло с собой строгое разделение на умственный и физический труд, что повлекло за собой необходимость различать бездушную вещь и управляющего этой вещью человека. Раб — вещь, способная производить целесообразную работу, но лишенная какой-либо инициативы. Рабовладелец — внеличностная формообразующая идея, не принимающая телесного участия в выполнении данной работы. Таким образом, для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда, материи и идеи.

Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи. В большинстве концепций материя признавалась только как потенция, а идея—только как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали не только материалисты, например Демокрит, но и идеалисты (Платон), которые при этом считали ее недостаточной для обоснования цельной картины мира.

Большую роль в формировании античной философии играли душа и ум. Эти категории трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались только в виде отражения их объективных аналогов. Душа представала как принцип движения и самодвижения, а ум был целесообразно направляемой идеей космоса.

Логическое развитие данных элементов привело к созданию в античной философии чувственно-материального космоса как единствя идеи и материи. Этот космос находился в вечном круговращении, повторении самого себя. Следовательно, античный космос внеисто-ричен. Он постоянно требует вечного возвращения из хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Чувственно-материальный космос представляет собой четко зафиксированную картину мира с землей в центре и небесным сводом и звездным небом сверху, который обязательно наблюдаем. Внизу находится подземный мир. Такой космос является Абсолютом, т.к., кроме него, ничего не существует.

Трактуемый как Абсолют, такой космос требует признания принципа первоединства, которое совмещает целесообразное и нецелесообразное, присущее ему. Такой принцип — судьба.

Таким образом, античная проблематика, взятая в наиболее общем виде, сводилась к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой и управляемого космическим умом и создаваемым первоединством.

Основными периодами развития античной философии явились досократовская философия, философия классического периода, эллинизм и римская философия.

Диалектика Гераклита

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский. Все существующее, учил он, постоянно переходит из 1 состояния в другое, нет ничего неподвижного. Состояния переходят одно в другое. Идея постоянного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила, говорившего, что в 1 реку нельзя войти дважды. Движение вне покоя – метафизика наизнанку. Однако Гераклит понимал, что текущая река «изменяясь покоится». Согласно его воззрениям , переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называя вечным «всеобщим логосом». Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем, он был, есть и будет вечно живым огнем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81626. Роль питания в повышении работоспособности 55.04 KB
  Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач восстановления работоспособности человеческого организма. Первая функция заключается в снабжении организма энергией.
81627. Пролежни, их лечение и профилактика 37.89 KB
  Пролежень - некроз кожи с подкожным жировым слоем и других мягких тканей (например, слизистой оболочки), развивающийся вследствие длительного сдавливания, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
81628. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА 54.68 KB
  Мультимедиа продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п.
81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.
81632. Узагальнення вивченого матеріалу по темі «Іменник» 62 KB
  Мета: Узагальнити вивчений матеріал про іменник; закріпити навички розбору іменника як частини мови. Розвивати усне і писемне мовлення учнів, творчу уяву. иховувати дружні стосунки у колективі. Тип уроку: урок закріплення знань, умінь і навичок.
81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислівя зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...