34790

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Доклад

Логика и философия

древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

2 чел.

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Протагор (Protagóras) из Абдеры (около 480 — около 410 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархического переворота в 411 обвинялся в атеизме: его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников П. то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Трактаты П. до нас не дошли. П. прославился своим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Содержащийся здесь субъективизм понимался П. как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у П. и в религиозной области: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду». По-видимому, П. признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. В этике и политике П., по-видимому, был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами «справедливость» и «стыд», — здесь П. являлся сторонником как бы некоторого прагматизма. Имеются сведения о занятиях П. грамматикой, риторикой и художественным воспитанием.

Софисты, в древнегреческой философии, группа профессиональных учителей мудрости и красноречия, философов (5 век до н. э.). Их движение получило название софистики. Движение угасло в 4 веке. Название школы происходит от греческого «sophistes», «мудрый» или «знающий». Первый и наиболее выдающийся представитель школы — Протагор (около 485 — около 410 до н. э.); в числе прочих Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и Фразимах. Движение софистов возникло в период, когда в центре дискуссий находилась проблема абсолютной природы ценностей. Было признано, что в то время, как различные общества придерживаются радикально отличающихся друг от друга точек зрения на фундаментальные вопросы, природа людей — греков и других  народов, мужчин и женщин, хо-зяев и рабов — едина. Таким образом, был зафиксирован конфликт между природой и обычаем, традицией или законом. Обычай рассматривался негативно, в качестве искусственного ограничения естественного свободного состояния, или позитивно, как полезное и необходимое средство обуздания природной анархии. Обе эти точки зрения представлены у софистов, хотя первая из них являлась более популярной. Софисты, не образуя единой школы, в основном исследовали этическую, политическую и гносеологическую проблематику. Отказались от поисков абсолютной истины и выступили за разработку конкретных прагматических моделей поведения человека в обществе. Осуществили критику традиционной морали и обосновали позицию скептицизма в теории познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70863. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин 57 KB
  По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...
70864. Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин 116.5 KB
  Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...
70865. Методика организации коллективно-творческого дела 18.83 KB
  Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...
70867. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 38.24 KB
  Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива например в походе самый опытный турист.
70868. Содержание деятельности и основные мероприятия в различные периоды смены 22 KB
  Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием составом участников. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
70871. Основы диагностики и наблюдения 20.35 KB
  Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии.