34790

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Доклад

Логика и философия

древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

2 чел.

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Протагор (Protagóras) из Абдеры (около 480 — около 410 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархического переворота в 411 обвинялся в атеизме: его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников П. то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Трактаты П. до нас не дошли. П. прославился своим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Содержащийся здесь субъективизм понимался П. как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у П. и в религиозной области: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду». По-видимому, П. признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. В этике и политике П., по-видимому, был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами «справедливость» и «стыд», — здесь П. являлся сторонником как бы некоторого прагматизма. Имеются сведения о занятиях П. грамматикой, риторикой и художественным воспитанием.

Софисты, в древнегреческой философии, группа профессиональных учителей мудрости и красноречия, философов (5 век до н. э.). Их движение получило название софистики. Движение угасло в 4 веке. Название школы происходит от греческого «sophistes», «мудрый» или «знающий». Первый и наиболее выдающийся представитель школы — Протагор (около 485 — около 410 до н. э.); в числе прочих Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и Фразимах. Движение софистов возникло в период, когда в центре дискуссий находилась проблема абсолютной природы ценностей. Было признано, что в то время, как различные общества придерживаются радикально отличающихся друг от друга точек зрения на фундаментальные вопросы, природа людей — греков и других  народов, мужчин и женщин, хо-зяев и рабов — едина. Таким образом, был зафиксирован конфликт между природой и обычаем, традицией или законом. Обычай рассматривался негативно, в качестве искусственного ограничения естественного свободного состояния, или позитивно, как полезное и необходимое средство обуздания природной анархии. Обе эти точки зрения представлены у софистов, хотя первая из них являлась более популярной. Софисты, не образуя единой школы, в основном исследовали этическую, политическую и гносеологическую проблематику. Отказались от поисков абсолютной истины и выступили за разработку конкретных прагматических моделей поведения человека в обществе. Осуществили критику традиционной морали и обосновали позицию скептицизма в теории познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84825. Українська термінологія у професійному спілкуванні 529 KB
  Термінологія - це не хаотична сукупність слів, а організована на логічному й мовному рівні система спеціальних назв. Науку, що вивчає термінологію, називають термінознавством. Біля витоків творення української термінології стояли науковці І. Верхратський, В. Левицький, О. Курило...
84826. Сущность банковских рисков, измерение и прогнозирование основных банковских рисков 169.5 KB
  Анализ операционного риска банка. Банковский риск - это возможность вероятность финансовых потерь и или ухудшения ликвидности банка вследствие наступления неблагоприятных событий связанных с внутренними и или внешними факторами влияющими на деятельность банка.
84828. The Theory of a Phoneme 55 KB
  The suspension of phoneme contrast in isolated words is called free variations or a temporary neutralization. Although phonetic contrast is suspended some social linguists have argued that free variations are often sociologically significant.
84829. The Components of the Phonetic System of a Language 39.5 KB
  The air stream released by the lungs goes through the windpipe and comes to the larynx, which contains the vocal cords. The vocal cords are two elastic folds which may be kept apart or brought together. The opening between them is called the glottis.
84830. The subject of Phonetics. Phonetics in the System of linguistics 41.5 KB
  Neither linguistic theory nor linguistic practice can do without Phonetics. Phonetics is connected with linguistic and non-linguistic sciences: acoustics, physiology, psychology, logic and others. When we look at the parts of the body which are used in speaking, we make use of information from anatomy...
84832. Некоторые методы возведения зданий 114.6 KB
  Место сопряжения оползневого тела с надоползневым коренным уступом называется тыловым швом оползня а место выхода поверхности скольжения в низовой части склона подошвой оползня. Схема оползневого склона: 1 первоначальное положение склона 2 ненарушенный склон 3 оползневое тело 4 поверхность скольжения...
84833. Соціологія особистості. Структурні елементи особистості 27.88 KB
  Особистість — це цілісна сукупність соціальних властивостей людини, що формуються та видозмінюються протягом усього життя людини у результаті складної взаємодії внутрішніх та зовнішніх чинників її розвитку та активної взаємодії з соціальним середовищем.