34790

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Доклад

Логика и философия

древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.

Русский

2013-09-08

26.5 KB

2 чел.

Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор

Протагор (Protagóras) из Абдеры (около 480 — около 410 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархического переворота в 411 обвинялся в атеизме: его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников П. то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Трактаты П. до нас не дошли. П. прославился своим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Содержащийся здесь субъективизм понимался П. как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у П. и в религиозной области: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду». По-видимому, П. признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. В этике и политике П., по-видимому, был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами «справедливость» и «стыд», — здесь П. являлся сторонником как бы некоторого прагматизма. Имеются сведения о занятиях П. грамматикой, риторикой и художественным воспитанием.

Софисты, в древнегреческой философии, группа профессиональных учителей мудрости и красноречия, философов (5 век до н. э.). Их движение получило название софистики. Движение угасло в 4 веке. Название школы происходит от греческого «sophistes», «мудрый» или «знающий». Первый и наиболее выдающийся представитель школы — Протагор (около 485 — около 410 до н. э.); в числе прочих Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и Фразимах. Движение софистов возникло в период, когда в центре дискуссий находилась проблема абсолютной природы ценностей. Было признано, что в то время, как различные общества придерживаются радикально отличающихся друг от друга точек зрения на фундаментальные вопросы, природа людей — греков и других  народов, мужчин и женщин, хо-зяев и рабов — едина. Таким образом, был зафиксирован конфликт между природой и обычаем, традицией или законом. Обычай рассматривался негативно, в качестве искусственного ограничения естественного свободного состояния, или позитивно, как полезное и необходимое средство обуздания природной анархии. Обе эти точки зрения представлены у софистов, хотя первая из них являлась более популярной. Софисты, не образуя единой школы, в основном исследовали этическую, политическую и гносеологическую проблематику. Отказались от поисков абсолютной истины и выступили за разработку конкретных прагматических моделей поведения человека в обществе. Осуществили критику традиционной морали и обосновали позицию скептицизма в теории познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37087. Литературно-музыкальная композиция «Сталинградская битва. Курская дуга» 134.5 KB
  Курская дуга Цели:расширять представления учащихся о Сталинградской битве и Курской дуге формировать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время воспитывать уважительное отношение к старшему поколению памятникам войны.Война гуляет по РоссииА мы такие молодые Год 1941 июнь Страна жила мирной жизнью надеясь что пожар войны который разгорелся в Европе не затронет нашу страну. ИюньТогда ещё не знали мыСо школьных вечеров шагаяЧто завтра будет первый день...
37088. Сценарий классного часа «Экскурсионный день, проведенный в Новодевичьем монастыре» 160 KB
  По патриаршей грамоте 1598 года полным названием монастыря было: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь. Первое о чем хочется рассказать это об истории Новодевичьего монастыря. Витает птицей в синем небе дух святойВ полёте всё он зорким оком озираетИ тишину монастыря его покойОн верной службой день и ночь оберегает. Таким образом в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря.
37089. Сценарий классного часа для 1 класса «Что такое дружба?» 54 KB
  Слайд 1 Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. Слайд 2 Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба Слайд 3 Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Слайд 4 А вот так слово толкуется в словаре В.
37090. Что такое школьная дружба 56 KB
  Оформление доски Ход мероприятия 1 этап Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. 2 этап Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба 3 этап Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Так что же такое дружба 4 этап А вот так слово толкуется в словаре В.
37091. Башкортостан – гордимся мы историей твоей! 22.02 KB
  Самая большая и красивая среди них красавица Агидель. И мы хотим рассказать вам историю о том как появилась наша Агидель. Роли: Агидель Рафикова Ашак Мутигуллин Джигит Салимгареев Друзья джигита Арсланов Давлетшин Ахметзянов Ведущий Шайхуллина. У седого Урала имелась дочь – красавица Агидель.
37092. Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения 32.5 KB
  Исторический путь России в XX в. очевидной стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.
37093. Причины Первой мировой войны 44.5 KB
  в России была объявлена всеобщая мобилизация но не дожидаясь ответа в ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене мобилизации. Германия объявила войну России. 23 августа Франция и Англия заявили о своей поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции 6 августа войну России объявила АвстроВенгрия.
37094. Февральская революция 1917 18.58 KB
  2 Одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти – советы рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Именно такой подход был наиболее юридически грамотным но стремление Временного правительства действовать строго в рамках закона интерпретировалось как нежелание учитывать интересы трудящихся. Падению авторитета Временного правительства непосредственно способствовала и ситуация двоевластия. 28 февраля на заседании Исполкома Петроградского Совета...
37095. 1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны 22.69 KB
  правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Петроградский Совет стал первым народным правительством. Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Временное правительство выражало интересы буржуазнопомещичьих кругов.