34794

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий

Доклад

Логика и философия

Сенека Эпиктет Марк Аврелий. Римского стоицизма Сенека Эпиктет Марк Аврелий. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН Mrcus urelius ntoninus 121–180 – философстоик римский император с 161. При рождении получил имя Марк Анний Вер.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

64 чел.

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий.

Стоицизм, философская школа античного мира. Стоическое движение было основано в Афинах Зеноном из Китиона около 300 года до н. э. и имело широкое распространение в греко-римском мире как, минимум до 200 года н. э. Ядром стоицизма стало этическое учение. Только лишь добродетель всегда приносит человеку благо, и только порок всегда приносит вред. У добродетельного человека есть все необходимое для того, чтобы быть счастливым. Превыше всего стоит долг. Человек может выстроить свою жизнь в незыблемом и упорядоченном мире, если научится принимать события непреклонно и невозмутимо (апатия) и достигнет высочайшей нравственной чистоты. Это учение способствовало формированию идеала всемирного общества, объединенного во имя общего блага. Согласно онтологической концепции стоиков, мир состоит из цепи событий, последовательность которых предопределена Богом. Бог, как вездесущий разум, придает энергию и форму бесформенной материи. Следуя учению Гераклита и ряда других философов, стоики развили учение о Логосе как все определяющей, всепорожда- ющей, во всем распространенной субстанции — разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире различали два начала — деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Отстаивая принцип «жизни в согласии с природой», стоики утверждали, что человек, совершенствующий свой разум, живет в гармонии с космосом. Постижение природы возможно путем чувственного восприятия, впечатления от которого несомненны. Мудрый человек (воплощение добродетели, к которой призывали стоики) непогрешим в своих нравственных суждениях и утверждениях, основанных на опыте. Стоикам принадлежат заслуги технических открытий в логике аргументации, также они разработали теорию языка, которая легла в основу традиционной грамматики. Кроме того, считается, что стоики способствовали развитию рациональности как специфической функции человека.

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ (1 до н.э. – 65 н.э., Рим) – философ-стоик, римский государственный деятель, драматург. В мировоззрении Сенеки как философа реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Теоретические вопросы уступают место нравственно-религиозному учению, философия в конечном счете сводится к этике. Философия – «лекарство» для души, она «учит делать, а не говорить». Век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать».

Между тем знание физики необходимо постольку, поскольку, не понимая природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя. Согласно традиционному стоическому учению, мировым правящим божественным началом является пневма, пронизывающая космос во всех его частях, оно персонифицируется с Логосом и Юпитером, отождествляется с благим промыслом и активной творческой природой. Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине.

В этике конечная цель формулируется как «жизнь согласно природе», т.е. мировому разуму и собственному разумному началу. В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага относятся к безразличному (они могут быть, но их может и не быть). Главная задача нравственной философии – объяснить, как вести себя в различных жизненных ситуациях (особенно таких сложных, как угроза смерти, болезнь, страдание). Мудрец умеет подавлять страсти и не доступен аффекту. Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается: его цель – собственное совершенство, и он сам себе судья. Внутренний моральный закон, совесть (conscientia) как внутренний критерий нравственности требует поступать в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе самому, не следует причинять зла. Излюбленная тема Сенеки – мудрая покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного тащит». И только так, в руках божественного промысла и вдали от мирской суеты, возможна человеческая свобода.

ЭПИКТЕТ (2-я пол. 1 в. – нач. 2 в. н.э.) – греческий философ, представитель Стоической школы, ученик Музония Руфа. Был рабом (имя «Эпиктет» букв. означает «прикупленный»), но впоследствии получил свободу и открыл в своем доме в Никополе философскую школу. Среди учеников Эпиктета был историк и географ Флавий Арриан, который записал его беседы, – этот текст ныне известен как Беседы Эпиктета в 4-х кн. Кроме того, под его именем дошло Руководство по этике – также выполненная учениками запись рассуждений Эпиктета, который свое учение не записывал (отчасти подражая высоко ценимому им Сократу).

Учение Эпиктета носит прежде всего моралистическую направленность, и представляет один из ярких образцов философской мысли периода т.н. Римского стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). По Эпиктету, философия есть лекарство, необходимое для исцеления больной души, «школа философа – это лечебница» (Беседы, III, 23); больна же всякая душа, которая сама не может разобраться в «необходимых вопросах»: в чем добро и зло, что такое прекрасное и постыдное, в чем счастье, что следует делать и т.п. (II, 11). Подчинять чувства разуму, рассматривать и «устанавливать мерки», которыми измеряются причины человеческих разногласий и истинная ценность расхожих мнений – дело философии, пользоваться же познанным в жизни – дело человека добродетельного.

Он настойчиво подчеркивает необходимость постоянного упражнения (аскезы) в добродетели: недостаточно просто знать, нужно поступать в соответствии со своим знанием. Нужно воспитывать в себе смирение, снисходительность, терпимость, совестливость, освобождаться от страха, скорби и прочих страстей. Освобождение от страстей, апатия, составляет основное содержание идеала философской мудрости. В рассуждениях Эпиктета отчетливо звучит религиозный мотив: желание переменить образ жизни от худшего к лучшему обусловлено стремлением «явить себя чистым перед богом», успешное продвижение по пути к добродетели необходимо подкреплять жертвоприношениями, мудрец должен быть благодарным богу за все, что с ним происходит. Уподобление божеству как максима этики (мудрец как «сын божий») имеет обоснование в онтологии: благодаря разуму люди сродни божеству (ср. стоическое учение о боге как мировом уме-огне-судьбе), наши души – частицы и «сколки» бога, а бог Зевс – «отец людей», «добрый царь». Человек получил от него жизнь и должен возвратить ее спокойно, сообразовав свою волю с ходом вещей. По Эпиктету, величие человеческого духа проявляется в возможности быть счастливым в скорбях этой жизни, но если кого это не устраивает, он имеет право на добровольный уход из жизни через самоубийство: «удались как благодарный, как совестливый. Дай место другим». Но этот исход – крайняя мера, доступная лишь мудрецу, вполне использовавшему свою свободу жить в этом мире по разуму, совести и вере.

Многие мотивы философии Эпиктета были близки как неоплатоникам (на Руководство в 6 в. составил учебный комментарий Симпликий), так и христианским авторам (в 7 в. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180) – философ-стоик, римский император (с 161). При рождении получил имя Марк Анний Вер. С малых лет пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился о его воспитании и готовил к принятию высшего поста в государстве. О жизни Марка Аврелия вплоть до 161 практически ничего не известно. После смерти императора Антонина Пия, приемным сыном которого он был, Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну Антонина Пия, Луцию (Луций Вер (161–169)). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.

Все правление Марка Аврелия сопровождалось чередой военных конфликтов: восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват парфянами Армении. Армению удалось отвоевать Луцию Веру, Северная Месопотамия стала зависимой от Рима (162–166). Однако возвращавшиеся с победой войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая произвела ужасные опустошения среди населения. За мором последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения; германские племена продолжали тревожить границы империи.

В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. С 170 по 174 он находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 наместник Сирии полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке, воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

Марк Аврелий в 176 вернулся в Рим. Он тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы.

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на дунайском рубежи. Там в 180 Марк Аврелий внезапно умер (возможно, от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме. (См. также ДРЕВНИЙ РИМ).

Автор моралистического сочинения К самому себе в 12 кн., которое представляло собой философский «дневник», состоящий из отдельных рассуждений. Интересы Марка Аврелия сосредоточивались в области практической этики, гносеология и, в меньшей мере, космологии. Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности. В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стои сочетание философской спекуляции с интимным религиозным чувством. «Радость человеку – делать то, что человеку свойственно: благоволение к близким, презрение к порывам чувств, размышление над убедительностью представлений, созерцание природы целого и всего, что происходит согласно с нею» (VIII, 26). «Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и почти ничего нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Мир во всем един, и бог во всем един, и природа едина, и един закон – общий разум всех разумных существ, и одна истина» (VII, 9). «Помысли о последнем часе. Неправо содеянное оставь там, где была неправота» (VII, 29).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69363. Характеристика автоматизованих інформаційних систем 70.5 KB
  Існують інформаційна промисловість і національні інформаційні ресурси відбувається перехід від індустріальної економіки до економіки що ґрунтується на інформації. Під інформаційною технологією розуміють комплекс методів і процедур які реалізують функції збору...
69364. Економічна інформація та засоби її формалізації 70.5 KB
  Характеристика засобів формалізованого опису економічної інформації До числа основних засобів формалізованого опису елементів економічної інформації в ІС відносяться класифікація і кодування означених номенклатур по яким здійснюється упорядкування пошук та логічна обробка...
69365. Характеристика технологічних операцій та технологічних процесів оброблення економічної інформації 56.5 KB
  Методи контролю достовірності набору інформації. Головне для розподілу дій на окремі операції це їх логічне завершення яке веде до конкретного результату: нового носія інформації нового масиву файлу змінах у значеннях окремих атрибутів і т.
69366. Логика, краткий конспект лекций 863 KB
  Мышление неразрывно связано с познанием, которое представляет собой процесс приобретения человеком в ходе общественно-исторической практики истинных знаний об объективном мире. Познание как отражение действительности - весьма сложное многогранное явление.
69367. Безопасность жизнедеятельности, краткий курс лекций 1.15 MB
  Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено наличием непрерывного воздействия на человека внешних потоков веществ, энергии и информации, которые часто превышают допустимые уровни. Каждый специалист должен уметь идентифицировать опасные и вредные факторы, знать нормативную базу и возможные средства защиты.
69368. Учение о наказании, курс лекций 1.01 MB
  В работе изложены основные определения и категории Общей части уголовного права, относящиеся к понятиям наказания и системы наказаний, целям наказания, отдельным видам наказаний, видам исправительных учреждений для лишенных свободы, общим началам и отдельным правилам назначения наказания
69369. Муниципальное право России, курс лекций 1.68 MB
  Муниципальное право – динамично развивающаяся отрасль российского права. Реформа местного самоуправления, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, требует постоянного внимания к изменениям законодательства и практики совершенствования муниципальной системы.
69370. Електронні обчислювальні машини (ЕОМ), курс лекцій 612.5 KB
  Мета дисципліни - дати студенту знання принципів конструювання, засобів виробництва і рішення основних завдань конструювання ЕОМ, прищепити студенту навики розробки конструкції і технології її виготовлення на основі процедур синтезу, аналізу і оптимізації. Конструювання є завершальним етапом процесу проектування ЕОМ і полягає в фізичній реалізації прийнятих схемотехнічних рішень.
69371. Формообразование изделий из металлических порошков 204.5 KB
  Проблема нерівномірності розвитку країн світу. Під глобалізацією світового господарства розуміють процес посилення взаємозв’язку національних економік країн світу що знаходить своє вираження в утворенні світового ринку товарів і послуг фінансів; становленні глобального...