34794

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий

Доклад

Логика и философия

Сенека Эпиктет Марк Аврелий. Римского стоицизма Сенека Эпиктет Марк Аврелий. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН Mrcus urelius ntoninus 121–180 – философстоик римский император с 161. При рождении получил имя Марк Анний Вер.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

64 чел.

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий.

Стоицизм, философская школа античного мира. Стоическое движение было основано в Афинах Зеноном из Китиона около 300 года до н. э. и имело широкое распространение в греко-римском мире как, минимум до 200 года н. э. Ядром стоицизма стало этическое учение. Только лишь добродетель всегда приносит человеку благо, и только порок всегда приносит вред. У добродетельного человека есть все необходимое для того, чтобы быть счастливым. Превыше всего стоит долг. Человек может выстроить свою жизнь в незыблемом и упорядоченном мире, если научится принимать события непреклонно и невозмутимо (апатия) и достигнет высочайшей нравственной чистоты. Это учение способствовало формированию идеала всемирного общества, объединенного во имя общего блага. Согласно онтологической концепции стоиков, мир состоит из цепи событий, последовательность которых предопределена Богом. Бог, как вездесущий разум, придает энергию и форму бесформенной материи. Следуя учению Гераклита и ряда других философов, стоики развили учение о Логосе как все определяющей, всепорожда- ющей, во всем распространенной субстанции — разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире различали два начала — деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Отстаивая принцип «жизни в согласии с природой», стоики утверждали, что человек, совершенствующий свой разум, живет в гармонии с космосом. Постижение природы возможно путем чувственного восприятия, впечатления от которого несомненны. Мудрый человек (воплощение добродетели, к которой призывали стоики) непогрешим в своих нравственных суждениях и утверждениях, основанных на опыте. Стоикам принадлежат заслуги технических открытий в логике аргументации, также они разработали теорию языка, которая легла в основу традиционной грамматики. Кроме того, считается, что стоики способствовали развитию рациональности как специфической функции человека.

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ (1 до н.э. – 65 н.э., Рим) – философ-стоик, римский государственный деятель, драматург. В мировоззрении Сенеки как философа реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Теоретические вопросы уступают место нравственно-религиозному учению, философия в конечном счете сводится к этике. Философия – «лекарство» для души, она «учит делать, а не говорить». Век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать».

Между тем знание физики необходимо постольку, поскольку, не понимая природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя. Согласно традиционному стоическому учению, мировым правящим божественным началом является пневма, пронизывающая космос во всех его частях, оно персонифицируется с Логосом и Юпитером, отождествляется с благим промыслом и активной творческой природой. Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине.

В этике конечная цель формулируется как «жизнь согласно природе», т.е. мировому разуму и собственному разумному началу. В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага относятся к безразличному (они могут быть, но их может и не быть). Главная задача нравственной философии – объяснить, как вести себя в различных жизненных ситуациях (особенно таких сложных, как угроза смерти, болезнь, страдание). Мудрец умеет подавлять страсти и не доступен аффекту. Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается: его цель – собственное совершенство, и он сам себе судья. Внутренний моральный закон, совесть (conscientia) как внутренний критерий нравственности требует поступать в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе самому, не следует причинять зла. Излюбленная тема Сенеки – мудрая покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного тащит». И только так, в руках божественного промысла и вдали от мирской суеты, возможна человеческая свобода.

ЭПИКТЕТ (2-я пол. 1 в. – нач. 2 в. н.э.) – греческий философ, представитель Стоической школы, ученик Музония Руфа. Был рабом (имя «Эпиктет» букв. означает «прикупленный»), но впоследствии получил свободу и открыл в своем доме в Никополе философскую школу. Среди учеников Эпиктета был историк и географ Флавий Арриан, который записал его беседы, – этот текст ныне известен как Беседы Эпиктета в 4-х кн. Кроме того, под его именем дошло Руководство по этике – также выполненная учениками запись рассуждений Эпиктета, который свое учение не записывал (отчасти подражая высоко ценимому им Сократу).

Учение Эпиктета носит прежде всего моралистическую направленность, и представляет один из ярких образцов философской мысли периода т.н. Римского стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). По Эпиктету, философия есть лекарство, необходимое для исцеления больной души, «школа философа – это лечебница» (Беседы, III, 23); больна же всякая душа, которая сама не может разобраться в «необходимых вопросах»: в чем добро и зло, что такое прекрасное и постыдное, в чем счастье, что следует делать и т.п. (II, 11). Подчинять чувства разуму, рассматривать и «устанавливать мерки», которыми измеряются причины человеческих разногласий и истинная ценность расхожих мнений – дело философии, пользоваться же познанным в жизни – дело человека добродетельного.

Он настойчиво подчеркивает необходимость постоянного упражнения (аскезы) в добродетели: недостаточно просто знать, нужно поступать в соответствии со своим знанием. Нужно воспитывать в себе смирение, снисходительность, терпимость, совестливость, освобождаться от страха, скорби и прочих страстей. Освобождение от страстей, апатия, составляет основное содержание идеала философской мудрости. В рассуждениях Эпиктета отчетливо звучит религиозный мотив: желание переменить образ жизни от худшего к лучшему обусловлено стремлением «явить себя чистым перед богом», успешное продвижение по пути к добродетели необходимо подкреплять жертвоприношениями, мудрец должен быть благодарным богу за все, что с ним происходит. Уподобление божеству как максима этики (мудрец как «сын божий») имеет обоснование в онтологии: благодаря разуму люди сродни божеству (ср. стоическое учение о боге как мировом уме-огне-судьбе), наши души – частицы и «сколки» бога, а бог Зевс – «отец людей», «добрый царь». Человек получил от него жизнь и должен возвратить ее спокойно, сообразовав свою волю с ходом вещей. По Эпиктету, величие человеческого духа проявляется в возможности быть счастливым в скорбях этой жизни, но если кого это не устраивает, он имеет право на добровольный уход из жизни через самоубийство: «удались как благодарный, как совестливый. Дай место другим». Но этот исход – крайняя мера, доступная лишь мудрецу, вполне использовавшему свою свободу жить в этом мире по разуму, совести и вере.

Многие мотивы философии Эпиктета были близки как неоплатоникам (на Руководство в 6 в. составил учебный комментарий Симпликий), так и христианским авторам (в 7 в. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180) – философ-стоик, римский император (с 161). При рождении получил имя Марк Анний Вер. С малых лет пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился о его воспитании и готовил к принятию высшего поста в государстве. О жизни Марка Аврелия вплоть до 161 практически ничего не известно. После смерти императора Антонина Пия, приемным сыном которого он был, Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну Антонина Пия, Луцию (Луций Вер (161–169)). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.

Все правление Марка Аврелия сопровождалось чередой военных конфликтов: восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват парфянами Армении. Армению удалось отвоевать Луцию Веру, Северная Месопотамия стала зависимой от Рима (162–166). Однако возвращавшиеся с победой войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая произвела ужасные опустошения среди населения. За мором последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения; германские племена продолжали тревожить границы империи.

В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. С 170 по 174 он находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 наместник Сирии полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке, воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

Марк Аврелий в 176 вернулся в Рим. Он тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы.

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на дунайском рубежи. Там в 180 Марк Аврелий внезапно умер (возможно, от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме. (См. также ДРЕВНИЙ РИМ).

Автор моралистического сочинения К самому себе в 12 кн., которое представляло собой философский «дневник», состоящий из отдельных рассуждений. Интересы Марка Аврелия сосредоточивались в области практической этики, гносеология и, в меньшей мере, космологии. Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности. В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стои сочетание философской спекуляции с интимным религиозным чувством. «Радость человеку – делать то, что человеку свойственно: благоволение к близким, презрение к порывам чувств, размышление над убедительностью представлений, созерцание природы целого и всего, что происходит согласно с нею» (VIII, 26). «Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и почти ничего нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Мир во всем един, и бог во всем един, и природа едина, и един закон – общий разум всех разумных существ, и одна истина» (VII, 9). «Помысли о последнем часе. Неправо содеянное оставь там, где была неправота» (VII, 29).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14576. Кривые и поверхности в OpenGL 75 KB
  Лабораторная работа № 7 Кривые и поверхности в OpenGL Кривые Безье Кривая Безье задается векторной функцией одной переменной Cu = [ Xu Yu Zu] Где u изменяется в некоторой области например [0.0 1.0]. Фрагмент поверхности Безье задается векторной фу
14577. Реализация выбора объектов в интерактивной графической программе 52 KB
  Лабораторная работа № 8 Реализация выбора объектов в интерактивной графической программе Цель работы Изучение механизма выбора OpenGL – средства реализующего функции логического устройства типа селектор 1. Выбор и обратная связь Некоторые графические прикладн...
14578. Работа логических узлов ЭВМ 17.42 KB
  Лабораторная работа №4 Работа логических узлов ЭВМ Цель работы: Освоить работу логических узлов ЭВМ. Задание: Построить схему по заданной логической функции. Преобразовать выражение согласно варианту таблица 1 в базисы 2ИНЕ с помощью законов ДеМорган
14579. Основные характеристики процессоров различных архитектур 19.84 KB
  Лабораторная работа №5 Основные характеристики процессоров различных архитектур Цель работы: Выяснить области применения существующих процессоров на основе их архитектур. Выделить основные характеристики существующих процессоров. Задание: ...
14580. Внутренние интерфейсы системной платы 499.09 KB
  Лабораторная работа №7 Внутренние интерфейсы системной платы Цель работы: Изучение внутренних интерфейсов системной платы. Задание 1 Идентифицируйте внутренние интерфейсы системной платы. Задание 2 Дайте сравнительную характеристику внутренних интерфе
14581. Интерфейсы периферийных устройств IDE, SCSI, SATA 253.13 KB
  Лабораторная работа №8 Интерфейсы периферийных устройств IDE SCSI SATA Цель лабораторной работы: – Изучение интерфейсов периферийных устройств; Методические указания: Периферийные шины используются в основном для внешних запоминающих устройств. Интерфей...
14582. Параллельные и последовательные порты и их особенности работы 59.13 KB
  Лабораторная работа №9 Параллельные и последовательные порты и их особенности работы Цель лабораторной работы: – Изучение особенностей работы параллельных и последовательных портов Порт персонального компьютера предназначен для обмена информацией межд
14583. Исследование преобразователя напряжения 383.65 KB
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к лабораторной работе Исследование преобразователя напряжения Цель работы: ознакомиться с принципом действия методами испытаний преобразователя и получить инженерные навыки анализа технических параметров преобразователей. Рисунок 1
14584. Исследование импульсного стабилизатора напряжения 170.16 KB
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к лабораторной работе Исследование импульсного стабилизатора напряжения Цель работы: ознакомиться с принципом действия методами испытаний импульсного стабилизатора и получить инженерные навыки анализа технических параметров импульсных ст...