34795

Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон

Доклад

Логика и философия

Скептицизм. Скептицизм античный древнегреческое учение впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм заявляя что никогда не может быть рационального основания для того чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое.

Русский

2013-09-08

35 KB

6 чел.

Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон.

Скептицизм (античный), древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н. э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму традиционным сомнениям в познавательной ценности чувственности. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм, заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Согласно Диогену Лаэртскому, скептицизм отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений. Для позднего скептицизма была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал видимость: «все лишь кажется», — говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыслимое.

ПИРРОН (ок. 365–275 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель античного скептицизма. Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура.

Пиррон провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии, целью которой является достижение счастья. К Пиррону восходит формулировка трех методологических вопросов философского исследования и разработка учения о необходимости воздерживаться от любых утверждений или отрицаний о мире и познании, что в конце концов приводит к безмолвию и безмятежности («атараксии») – таково состояние духа истинного мудреца. В источниках данный важный для школьного словаря термин в связи с именем Пиррона зафиксирован, однако, как нестрогая метафора: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что вот в такой безмятежности и должен пребывать мудрец».

Скептицизм в версии Пиррона носит более морально-этический характер, в отличие от логико-гносеологической окраски неоскептицизма Энесидема и Агриппа, возродивших пирронизм в 1 в. до н.э.

Эпикур (341—270 до н. э.), древнегреческий философ. Созданная им философская школа просуществовала с 4 века до н. э. по 4 век н. э. Учение Эпикура включает следующие основные положения. 1) Ничто не возникает из ничего и в ничто не обращается. Вселенная является огромным, но конечным пространством, заполненным пустотой (вакуумом) и неуничтожимой материей (атомами). Атомы различаются по форме, размеру и весу и являются твердыми неуничтожимыми, вечными телами. Все вещи состоят из движущихся атомов, разделенных большим или меньшим количеством пустоты, что и определяет форму вещей. Любое изменение может быть объяснено изменением числа или положения атомов. 2) Душа состоит из невероятно малых и тончайших атомов, рождается и растет вместе с телом, а после смерти тела «рассеивается как дым». 3) Хотя боги и существуют, они не управляют и не воздействуют на мир. Будучи системами из тончайших атомов, они обитают отдельно от мира и являются воплощением человеческого счастья. 4) Люди чувствуют и реагируют на воспринятое по определенным правилам. Несмотря на то что чувства обмануть нельзя, разум может сделать неправильный вывод из правильных ощущений. Объекты можно увидеть, поскольку они излучают со своей поверхности особые формы, которые воспринимаются глазом, как запах носом. 5) Люди по природе своей ищут удовольствий и стремятся избегать боли. Их целью должно быть приведение жизней в соответствие с балансом максимального удовольствия и минимальной боли. Достичь этого люди могут, лишь преодолев, при помощи философии, свой страх перед смертью и богами. В числе последователей Эпикура Лукреций Кар.

Скептицизм. Крупнейшие представители — Пиррол и Секст Эмпирик.

Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание, в принципе, недостижимо Бытие выступает во всем многообразии своей текучести. Скептик указывает в этой связи на само время, которое и есть, но его и нет Устойчивый смысл вообще отсутствует, все текуче, поэтому живи так, как хочешь, принимай жизнь в ее непосредственной данности Познавший многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но в нем нельзя не видеть и известную пустоту мысли Перечислим основные положения античного скептицизма.

Античный скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — это и своеобразный конец философскому поиску, и указание на то, что необходимы новые усилия.

Эпикуреизм Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Огнеподобность души — общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы — основу ощущений. У стоиков на первом плане — разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев — ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир — вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие (гедонизм). Содержание чувства удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не в вульгарном духе У Эпикура речь идет о спокойствии, уравновешенном удовольствии

Для эпикурейцев чувственный мир — это настоящая реальность Мир чувственности необычайно изменчив, множествен Эпикурейская реальность получает свое отображение в принципе атомарности. Чувственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Атомов много, эпикурейцы в противовес стоикам выступают за примат множественности. Но тогда ставится под сомнение представление о стоическом роке, судьбе Эпикур оформляем это очень красиво в форме идеи о том, что атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются.

Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом

Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним

Если довести качества эпикурейского мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о богах. Они тоже состоят из атомов, но нераспадающихся, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой необходимости вмешиваться в дела людей и мироздания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35497. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В САТИРЕ 1920–х ГОДОВ 209.5 KB
  Анализ специфики репрезентации советской повседневности в сатире. Как известно, в этот период истории происходила, навязываемая сверху, смена отношений к повседневности: «борьба» старого и нового быта. Ключевым вопросом в нашей курсовой работе является осмысление противостояния традиционного уклада жизни и навязываемыми сверху принципами «новой жизни».
35498. Архитектура ЭВМ 175.5 KB
  MOV регистр значение означает: поместить в регистр выбранное значение. MOV AX10 MOV BX5 MOV CX7 MOV DX15 ADD AXBX ADD AXCX SUB AXDX INT 20 Арифметические операции Операции умножить и разделить выполняются только для регистра AX. 100 MOV AX0 103 MOV BX1 106 MOV CXA 109 ADD AXBX 10C INC BX 10E DEC CX 110 JNZ 109 112 INT 20 Сохранение и загрузка файлов 1 Общие сведения. MOV AH01 включение ввода символа.
35499. Основы алгоритмизации и программирования 495.5 KB
  ЧИСЛА Целые числа: SHOPTINT 120127 BYTE 0 255 перечисляемые типы INTEGER 32768 32767 WORD 0: 65535 LONCINT 231 231 Действительные: SINGLE 1038 7 знаков после запятой REAL 1038 11 знаков DOUBLE 100300 19 знаков EXTENDED 104900 19 знаков. USES список библиотек; подключение библиотек или модулей TYPE описание; описание собственных типов данных CONST список постоянных VAR список переменных BEGIN начало программы END. конец программы Обязательными элементами являются только PROGRAM BEGIN END. PROGRAM FIRST;...
35500. Основы построения автоматизированных информационных систем 169.5 KB
  СУБД как основная часть АИС. Информационное обеспечение АИС. Математическое обеспечение АИС. Техническое обеспечение АИС. АИС – аппаратно- программный комплекс, предназначенный для решения задач по хранению, обработку, поиску информации.
35501. Общие вопросы по строительным конструкциям 457 KB
  Расчетные факторы нагрузки и механические характеристики материала временное сопротивление предел текучести и т. Нагрузки и воздействия могут отличаться от заданной вероятности превышения средних значений а механические характеристики материалов могут отличаться от заданной вероятности снижения средних значений.; усталостное разрушение расчет на выносливость конструкций находящихся под воздействием многократно повторяющейся нагрузки подвижной или пульсирующей: подкрановых балок шпал рамных фундаментов и перекрытий под...
35502. Материаловедение 115.5 KB
  16 МПа известковокремнеземистые известковонефелиновые бесклинкерные шлаковые и зольные вяжущие материалы хотя по существу они тоже относятся к гидравлическим вяжущим. Из строительной воздушной извести изготовляют растворы предназначенные для наземной кладки частей зданий и штукатурок работающих в воздушносухих условиях: бетоны низких марок для конструкций эксплуатируемых в воздушносухих условиях; плотные и ячеистые силикатные автоклавные изделия в том числе крупные блоки и панели; легкобетонные камни теплоизоляционные и другие...
35503. Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений 274 KB
  определяется степенью огнестойкости и степенью долговечности его в заданных условиях эксплуатации Жилые: I Здания каменные особо капитальные; фундаменты каменные и бетонные; стены каменные кирпичные и крупноблочные; перекрытия железобетонные срок службы 150 лет II Здания каменные обыкновенные; фундаменты каменные; стены каменные кирпичные крупноблочные и крупнопанельные; перекрытия железобетонные или смешанные а также каменные своды по металлическим балкам 125 III Здания каменные облегченные; фундаменты каменные и...
35504. Безопасность жизнедеятельности. Понятие безопасности. Классификация и реализация опасностей 1.08 MB
  Понятие опасности. Классификация и реализация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Системный подход к анализу безопасности. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности деятельности. Идентификация опасностей с помощью декомпозиции деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.
35505. Экология 51.5 KB
  Факторы окружающей среды биотические и абиотические периодические непериодические жизненно важные и сигнальные адаптация экосистем к окружающей среде. Экологические факторы компоненты природной среды влияющие на состояние и свойства организма или популяции. Абиотические все компоненты неживой природы: солн радиация температура влажность рельеф состав водной воздушной и почв среды. Опасные содержат вва которые обладают 1 из опасных свойств токсичность взрывчатость пож опасность инфекционность и присутствуют в...