34795

Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон

Доклад

Логика и философия

Скептицизм. Скептицизм античный древнегреческое учение впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм заявляя что никогда не может быть рационального основания для того чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое.

Русский

2013-09-08

35 KB

6 чел.

Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон.

Скептицизм (античный), древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н. э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму традиционным сомнениям в познавательной ценности чувственности. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм, заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Согласно Диогену Лаэртскому, скептицизм отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений. Для позднего скептицизма была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал видимость: «все лишь кажется», — говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыслимое.

ПИРРОН (ок. 365–275 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель античного скептицизма. Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура.

Пиррон провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии, целью которой является достижение счастья. К Пиррону восходит формулировка трех методологических вопросов философского исследования и разработка учения о необходимости воздерживаться от любых утверждений или отрицаний о мире и познании, что в конце концов приводит к безмолвию и безмятежности («атараксии») – таково состояние духа истинного мудреца. В источниках данный важный для школьного словаря термин в связи с именем Пиррона зафиксирован, однако, как нестрогая метафора: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что вот в такой безмятежности и должен пребывать мудрец».

Скептицизм в версии Пиррона носит более морально-этический характер, в отличие от логико-гносеологической окраски неоскептицизма Энесидема и Агриппа, возродивших пирронизм в 1 в. до н.э.

Эпикур (341—270 до н. э.), древнегреческий философ. Созданная им философская школа просуществовала с 4 века до н. э. по 4 век н. э. Учение Эпикура включает следующие основные положения. 1) Ничто не возникает из ничего и в ничто не обращается. Вселенная является огромным, но конечным пространством, заполненным пустотой (вакуумом) и неуничтожимой материей (атомами). Атомы различаются по форме, размеру и весу и являются твердыми неуничтожимыми, вечными телами. Все вещи состоят из движущихся атомов, разделенных большим или меньшим количеством пустоты, что и определяет форму вещей. Любое изменение может быть объяснено изменением числа или положения атомов. 2) Душа состоит из невероятно малых и тончайших атомов, рождается и растет вместе с телом, а после смерти тела «рассеивается как дым». 3) Хотя боги и существуют, они не управляют и не воздействуют на мир. Будучи системами из тончайших атомов, они обитают отдельно от мира и являются воплощением человеческого счастья. 4) Люди чувствуют и реагируют на воспринятое по определенным правилам. Несмотря на то что чувства обмануть нельзя, разум может сделать неправильный вывод из правильных ощущений. Объекты можно увидеть, поскольку они излучают со своей поверхности особые формы, которые воспринимаются глазом, как запах носом. 5) Люди по природе своей ищут удовольствий и стремятся избегать боли. Их целью должно быть приведение жизней в соответствие с балансом максимального удовольствия и минимальной боли. Достичь этого люди могут, лишь преодолев, при помощи философии, свой страх перед смертью и богами. В числе последователей Эпикура Лукреций Кар.

Скептицизм. Крупнейшие представители — Пиррол и Секст Эмпирик.

Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание, в принципе, недостижимо Бытие выступает во всем многообразии своей текучести. Скептик указывает в этой связи на само время, которое и есть, но его и нет Устойчивый смысл вообще отсутствует, все текуче, поэтому живи так, как хочешь, принимай жизнь в ее непосредственной данности Познавший многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но в нем нельзя не видеть и известную пустоту мысли Перечислим основные положения античного скептицизма.

Античный скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — это и своеобразный конец философскому поиску, и указание на то, что необходимы новые усилия.

Эпикуреизм Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Огнеподобность души — общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы — основу ощущений. У стоиков на первом плане — разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев — ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир — вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие (гедонизм). Содержание чувства удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не в вульгарном духе У Эпикура речь идет о спокойствии, уравновешенном удовольствии

Для эпикурейцев чувственный мир — это настоящая реальность Мир чувственности необычайно изменчив, множествен Эпикурейская реальность получает свое отображение в принципе атомарности. Чувственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Атомов много, эпикурейцы в противовес стоикам выступают за примат множественности. Но тогда ставится под сомнение представление о стоическом роке, судьбе Эпикур оформляем это очень красиво в форме идеи о том, что атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются.

Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом

Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним

Если довести качества эпикурейского мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о богах. Они тоже состоят из атомов, но нераспадающихся, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой необходимости вмешиваться в дела людей и мироздания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32199. Особенности производства очной ставки с участием н/летних 30.5 KB
  Особенности производства очной ставки с участием н летних. Принимая решение о производстве очной ставки с участием несовершеннолетних особенно малолетних следователь прежде всего должен учитывать особенности их психики и влияние этих особенностей на ход и результаты очной ставки. К тому же несовершеннолетним особенно малолетним нередко присущи фантазия преувеличение иллюзии воображение подражание что служит причиной многих ошибок в показаниях Если же возникшее противоречие иным путем устранить не удалось перед следователем встает...
32200. Венецианская штукатурка 41 KB
  Венецианская штукатурка пришла из Древнего Рима, где мрамор был обыденным материалом для возведения зданий и их украшения. После его обработки оставалось достаточно много мраморной крошки и пыли, которую предприимчивые мастера начали использовать в качестве штукатурки
32201. Звук и, и буквы Ии 37.5 KB
  Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
32202. Тактика предъявления для опознания живых лиц 24 KB
  Тактика предъявления для опознания живых лиц. изменены на короткое время кримка разработала тактич правила проведения опознания по функц признакам. Делится как бы на 2 этапа: 1 опознаваемый не знает что его предъявляют для опознания опознаваемый и опознающий находятся в разных комнатах 2 После того как он опознан их заводядт в один кабинет и сост протокол. Общие правила предъявления: 1 предъявлению предшествует допрос опознающего лица при чём обращается внимание на два обства – надо выяснить условия в которых опознающий наблюдал...
32203. Тактика предъявления для опознания предметов 23.5 KB
  Следль спрашивает узнает ли опознающий данный предмет среди предъявленных и при положит ответе предлагает указать признаки по которым опознан вещь. Если опознающий сообщил какието новые детали не указанные им на допросе они дословно фиксирся в протоколе а опознающий допрашивается о причинах по которым он не сообщил своевременно и признаках предмета. Если опознающий пожелает надо разрешить ему взять вещь в руки.
32204. Виды следственного эксперимента 38.5 KB
  Виды следственного эксперимента. Нр эксперименты по проверке возможности проникновения лиц через определенные преграды совершение опред действий – переноса тяжести; 3 установление механизма образования следов. Доказательственное значение следственного эксперимента зависит от степени его приближения к реальным событиям. Они зависят от обстоятельств сопровождавших проверяемое событие содержания события и целей эксперимента определенных ст.
32205. Значение повторного осмотра МП и тактич особенности его проведения 27.5 KB
  Значение повторного осмотра МП и тактич особенности его проведения. Повторный осмотр – новое полное исследе всего МП уже подверг осмотру. Необходимость в нем возн в случ когда первичный осмотр проведен в неблаг услх метеорологич или недоброкачественно. При провед повт осмотра примен те же проц правила и такт приемы что и при провед первичн осмотра.
32206. Тактич приемы производства обыска на местности 26.5 KB
  Тактич приемы производства обыска на местности. В процессе обыска просматриваются и обследуются щупом стога сена цветоч клумбы корни кустарников. Особенности обыска на открытой местности. Тактика обыска определяется с учетом размеров обыскиваемого пространства характера искомых объектов наличия нежилых построек водоемов колодцев особенностей грунта и растительности.
32207. Источники информации и тактические основы розыска преступников 44.5 KB
  Источники инфции и тактич основы розыска престков. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов представляющих интерес для расследования. Следователь информирует работников патрульнопостовой службы ГИБДД участковых инспекторов сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города на территории которого ведется розыск об индивидуальноопределенных признаках объектов розыска. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий учреждений организаций...