34798

Становление религиозной философии: патристика( тертулиан, Августин). Средневековая схоластика (Абеляр, росцеллин)

Доклад

Логика и философия

Центральное направление в развитии патристики этого периода борьба с ересями что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Никейского символа веры. Заложил основы традиции которая провозгласила несовместимость христианской веры с языческой мудростью. Включает философские системы ряда христианских мыслителей которые основываясь в своих посылках на религиозной догматике пытались посредством применения диалектического метода решить универсальные философские...

Русский

2013-09-08

36.5 KB

10 чел.

Становление религиозной философии: патристика( тертулиан, Августин). Средневековая схоластика (Абеляр, росцеллин)

Патристика (лат. patres — отцы), направление философско-теологической мысли 2—8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — отцов церкви. В эволюции патристики могут быть выделены три этапа: 1) ранняя патристика, или апологетика (2—3 вв.). Центральная проблема этого периода — проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились два направления: ориентированное на их гармонический синтез (Юстин, Афинэгор, Климент Александрийский и др.) и утверждавшее их несовместимость (Татиан, Тертуллиан и др.); 2) зрелая патристика (3—5 вв.), представителями которой были Василий Кесарийский, его брат Григорий Нисский, Григорий Нэзианзин и др. (на Востоке), Августин (на Западе). Центральное направление в развитии патристики этого периода — борьба с ересями, что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Никей-ского символа веры. В рамках зрелой патристики оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита; 3) поздняя патристика (5—8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура этого периода — Иоанн Дамаскин. Патристика сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. Она не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства.

Тертуллиан (около 155/160 — после ~—/220), христианский богослов, полемист и моралист. Во многом определил развитие богословской мысли западного христианства. Заложил основы традиции, которая провозгласила несовместимость христианской веры с языческой мудростью. Сама установка на богопознание как рационально-теоретическую, а, значит, субъект-обьектную процедуру кощунственна. Большое значение придавал проблеме интерпретации центрального для христианства тринитарного догмата. Ввел понятие Божьих ипостасей и сам термин «Троица», сформулировал принцип триединства Бога («мы поклоняемся единому Богу»). Понимание христиан как «одиночных частных лиц», признающих над собой лишь «божественную Божью власть», обусловило не только его оппозицию по отношению к светской власти, но и его оппозицию по отношению к официальной церкви, что выразилось в резкой критике клира и спровоцировало сдержанное отношение к нему со стороны во многом им же заложенной ортодоксии.

Августин, Аврелий Августин (354— 430), христианский теолог, представитель западной патристики. Разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, с позиций которой зло представляется лишь недостатком бытия; онтологию выстроил вокруг учения о Боге как принципе бытия. Не признавал философии вне теологии. Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей. Одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории. Разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть два противоположных друг другу вида человеческой общности: мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир Божий, который представлен католической церковью. Содержание мировой истории сводил к их борьбе, которая должна «церковь воинствующую» превратить в «церковь торжествующую». Фактически разработал христианское учение о божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении,загробном воздаянии, таинствах и т. д.

Схоластика,  интеллектуальное направление в средневековой философии. Включает философские системы ряда христианских мыслителей, которые, основываясь в своих посылках на религиозной догматике, пытались посредством применения диалектического метода решить универсальные философские проблемы (такие, как, к примеру, соотношение веры и разума, воли и интеллекта, реализма и номинализма, а также существование Бога). Первоначально данный процесс проходил под влиянием традиции отцов церкви (патристики), в особенности августианства, а позднее — под влиянием философских взглядов Аристотеля. В рамках схоластики была разработана целая система «доказательств» бытия Бо-жия. В начальный период средневековья авторитет так называемых отцов церкви оставался практически непререкаемым; в особенности это относилось к Псевдо-Дионисию. В 11 веке, тем не менее, под влиянием Абеляра, на передний план схоластической философии вышла i логика, что в свою очередь постави- ( ло под сомнение исключительный авторитет отцов церкви. Для таких средневековых   богословов,   как Альберт Великий и Фома Аквин-ский, значимую роль в богословии приобрела категория разума, который является не антитезой веры, но ее дополнением и составляющей. Богословы-схоласты заимствовали множество положений из учения Аристотеля. Получили развитие различные школы богословия; наибольшим влиянием среди них пользовались доктрины францисканца Иоанна Дунса Скота, согласно которому в мире нет места «необходимому разуму», а также доминиканца Фомы Аквинского, согласно которому само понятие веры предполагает и, следовательно, требует наличия природного, естественного разума. Последняя теория становилась все более популярной, и Фому Аквинского в конце концов объявили «универсальным доктором» церкви, сделав его, таким образом, глашатаем ортодоксии.

Абеляр, Пьер (1079—1142), французский теолог и философ. Последователь концепции «двух истин». Полагал, что в компетенцию веры входят суждения о невидимых вещах, не доступных человеческим чувствам и, следовательно, находящихся за пределами реального мира. Безусловность авторитета Священного писания в решении спорных вопросов не исключает возможность и даже необходимость существования другого способа достижения истины (диалектика или логика как наука о речи). В споре о природе универсалий придерживался позиций «концептуализма». Универсалии, по Абеляру, не существуют в реальности как единичные вещи, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания, образуя своего рода третий — «концептуальный» — мир. Рассматривал логику как необходимый элемент христианского вероучения. Провозглашал принцип веротерпимости, объясняя расхождения в вероучениях тем, что Бог направляет язычников к истине по другому пути, поэтому в любом учении содержится элемент истины.

РОСЦЕЛИН (Roscelin, лат. Roscellinus) (ок. 1050 – ок. 1120), французский теолог и логик, основатель философской школы средневекового номинализма. Родился ок. 1050 в Компьене. Некоторое время пробыл в Англии, затем преподавал в Компьене, Безансоне и Лоше, где у него учился Петр Абеляр. Из всего написанного Росцелином до нас дошло только письмо Абеляру, в котором он упоминает несчастье, постигшее Абеляра, и корит своего бывшего ученика за то, что тот оставил его в беде. Взгляды Росцелина известны по изложениям в сочинениях других философов.

Из трудов Ансельма Кентерберийского и Иоанна Солсберийского известно, что Росцелин выступал с нападками на философское течение реализма, сторонники которого утверждали, что универсалии (общие понятия) реально существуют в индивидуальных вещах и независимо от них; например, «человек» есть реальность, существующая во всех людях, а «белизна» – реальность, существующая во всех белых вещах. Росцелин же полагал, что универсалии суть просто слова, или сотрясения воздуха (flatus vocis), и настаивал на том, что реально существуют только единичные вещи и нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям. Эта позиция получила название «номинализма». Абеляр развил концепцию своего учителя, исследуя проблему значения и объясняя, каким образом общие понятия могут обозначать множество индивидуальных вещей.

Критика Росцелином учения реалистов об универсалиях втянула его в полемику о догмате Троичности. Если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном. Ансельм Кентерберийский, поборник реализма, возражал, что если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму). Абеляр, который учился как у реалиста Гильома из Шампо, так и у номиналиста Росцелина, также протестовал против понятия Троицы, на котором настаивал Росцелин. Росцелин был обвинен в тритеизме на соборе в Суассоне (1092), но отверг обвинение и не был осужден, хотя всеобщее возмущение вынудило его бежать из города. Умер Росцелин после 1120


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32825. Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика) 12.91 KB
  Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине медицинская герменевтика. В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний а позднее – поэтических произведений особенно поэм Гомера. В самостоятельную область знания герменевтика выделилась в XIX в.
32826. Бытие и материя. Категория материя. Ее признаки 17.66 KB
  Бытие – основополагающая философская категория отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие охватывающее все существующее. Понятие бытие введено Парменидом IV в. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие – небытие.
32827. Движение .Пространство,время. Основные формы движения 18.43 KB
  Пространствовремя. Обладает целым рядом неотъемлемых свойств – атрибутов: системность и структурность самоорганизация движение пространство время отражение. Механистический материализм Нового времени также считал что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь вместилища в которых расположены тела и происходят события.Кант пространство и время рассматриваются как доопытные априорные врожденные понятия которые даны сознанию субъекта для того чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.
32828. Отражение как всеобщее свойство материи. Его формы в живой и неживой природе 13.64 KB
  Обладает целым рядом неотъемлемых свойств – атрибутов: системность и структурность самоорганизация движение пространство время отражение. Отражение – всеобщее свойство материи ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств состояний структуры особенности воздействующих объектов. Отражение характеризуется следующими признаками: оно предполагает взаимодействие объектов; зависит от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов; зависит от условий в которых происходит взаимодействие объектов; отражение адекватно...
32829. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание 15.06 KB
  Происхождение и сущность сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. Природные и социальные факторы происхождения сознания.
32830. Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача 14.12 KB
  Структура сознания. Особенности самосознания врача. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.
32831. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение З. Фрейда 15.21 KB
  Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Психика человека не исчерпывается сознанием она включает и сферу бессознательного. Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так человек как биологическое существо несвободен от инстинктов половой пищевой инстинкты они могут порождать у человека подсознательные желания эмоции однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею.
32832. Познание как отражение действительности. Диагноз 16.96 KB
  gnosis – знание и logos – учение – теория познания раздел философии в котором рассматриваются вопросы о сущности источниках и методах познания о путях постижения и критериях истины. Скептицизм – необходимый элемент познания. – отрицание и gnosis – знание – течение в гносеологии сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира закономерностей развития природы и общества. Объект медицинского познания –пациент.
32833. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе 17.5 KB
  Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе. 2 Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. 3 Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления не воздействующего на органы чувств в данный момент. Таким образом процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1 выделение отдельных свойств и признаков предмета...