34799

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

Доклад

Логика и философия

Любая истина происходит от Бога. Дуализм Бога и мира. Только у Бога сущность совпадает с существованием у сотворенных вещей они не совпадают. Бытие Бога.

Русский

2013-09-08

29 KB

21 чел.

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

Фома Аквинский (1224/1225— 1274),   итальянский  богослов, философ-схоласт. Основатель особого течения в схоластике, томизма. Главный принцип его учения — истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. В философии как таковой решающим признавал интеллектуальное рассуждение. По проблеме универсалий высказывался с позиции умеренного реализма. Универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма. В онтологии придерживался тезиса о примате бытия. В каждой вещи ее существование несравненно более важно, чем сущность. Ведь именно существование есть то, что связывает существо с Богом. В Боге сущность и существование тождественны. Считал, что воля в Боге подчинена  интеллекту. Придерживался мнения, согласно которому сотворенная материя выступает основой индивидуации, пассивным субстратом, чьи потенции актуализируются формой. Полагал зло неполнотой добра и лишенным самостоятельной реальности — все сущее   как сущее есть благо. В гносеологии принял тезис, согласно которому наше познание свой исток   имеет в чувственности. Однако,  чем выше духовность, тем выше  степень познания. Отрицал врожденные идеи и понятия. Считал,  что человек — высшее в ряду телесных созданий — отличается от   прочих нематериальной разумной   душой и свободной волей. В силу  последней он ответствен за свои  поступки. Истоком человеческой   свободы полагал разум; то есть  и в этом контексте утверждал  примат интеллекта над волей. Душа понимается как субстанциальная форма тела, но она — не личность, а только ее духовная основа. Личностью является весь  человек.

Фома Аквинский (1225-1274) — самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Учение Фомы (от лат. «тома») называется томизмом.

Отношение знания и веры. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия — орудие теологии. Философия должна служить вере тем, что;

1) толкует религиозные истины в категориях разума;

2) опровергает аргументы против веры.

Учение о бытии. В мире все разделено на соподчиненные ступени:

1) неживая природа;

2) мир растений и животных; •3) мир людей;

4\ Бог — вершина, смысл и цель всего сущего.

Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием, у сотворенных вещей они не совпадают. Сущность — это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование — это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи — синтез пассивной материи и активной формы. Сущим, существованием вещи становятся потому, что формы входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму.

Концепция универсалий. У Аквинского позиция умеренного реализма:

1) общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма;

2) общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

3) они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме.

Бытие Бога. Аквинат отвергает онтологическое доказательство Бога, которое дал Ансельм. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. По Аквинату, сотворение можно также ознать лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи.

Социальная доктрина. Человек помещен в общество и государство. Выступает против социального равенства. Сословные различия он считает вечными. Лучшая форма государства — монархия. Монарх (король) должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Роль церкви выше, чем государства. Светская власть должна быть подчинена власти духовной.

В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Постепенно томизм становится официальной доктриной церкви. В 18'79 г учение Фомы провозглашается обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52933. Поурочні плани для курсу за вибором «Євроклуб» 762 KB
  Виховання учнів здійснюється через систему особистісних стосунків із новою культурою і процесом оволодіння нею. Виховна мета це виховання в учнів: позитивного ставлення до іноземної мови як засобу спілкування; розуміння сучасних інтеграційних процесів та тенденцій; поваги до народу носія цієї мови толерантного ставлення до його культури звичаїв і способу життя; культури спілкування прийнятої в сучасному цивілізованому світі; емоційноціннісного ставлення до всього що нас оточує; розуміння важливості оволодіння іноземною мовою...
52935. Европа в XVI веке - смена эпох 54 KB
  ЭТАП По историческим местам: о ком идет речь; какое открытие было сделано; в каком году. 2 Этап Рост промышленности. ЭТАП Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая...
52936. Використання евристик на уроках математики 346.5 KB
  Завдання: Знайдіть графіки функцій змальованих на картині і запишіть ним відповідні формули. Завдання: Які чотирикутники змальовані на картині Перерахуєте їх дайте визначення кожному розкажіть якими властивостями і ознаками вони володіють. Що ви знаєте про вписані багатокутники Біля будьякого чотирикутника можна описати коло Біля яких чотирикутників на картині описані кола Прямокутник квадрат. Які багатокутники називаються описаними біля кола У які чотирикутники можна вписати коло Які описані чотирикутники змальовані на...
52937. Подорож по країні Excel. Введення та редагування даних різного типу. Автозаповнення. Копіювання, переміщення, вилучення, форматування таблиці 205.5 KB
  Домашнє завдання на наступний урок та інструктаж щодо його виконання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка системи електронних таблиць що буде забезпечувати роботу певного магазину і складу при ньому 1 таблиця Прайслист товарів послуг в різній валюті. Д Зберегти виконане завдання до своєї папки з ім'ям Розрахунки Домашнє завдання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка...
52938. Екскурсія до військово – історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України 8.52 MB
  Вінниця 2012 Тема: Екскурсія до військово історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України. Хід екскурсії Сьогодні експозиція музею Повітряних Сил Збройних Сил України нараховує 41 експонат військової техніки а у фонді налічується більше 2000 предметів. Колективом музею створено декілька тематичних експозицій: â€œВінничани Герої Радянського Союзу†“43тя Ракетна армія та Ракетні війська стратегічного призначення†“Історія створення ВійськовоПовітряних Си놓Історія військ Протиповітряної оборон膓Авіаційна...
52939. ЕКСКУРСІЯ ПО МІСТАМ УКРАЇНИ 147.5 KB
  T. The last time we spoke about Zaporizhyan Sich and Zaporizhya, the city closely connected with Zaporizhyan Sich. But in the history of our Motherland there were very many other historical events. Today we’ll start our talk about Ukrainian towns and cities.
52940. Эйдетические формы обучения русскому языку 179.5 KB
  Владимир Троицкий А когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками Когда они проходят интересно плодотворно на одном дыхании Наверное когда у вас всё получается когда всё понимаете и запоминаете и эти знания вы можете применить на практике. Уже 17 лет на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперемент используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь что применение эйдетической...
52941. Перетворюємо навчання у захоплюючу творчу гру 764 KB
  Синий слон Оранжевый арбуз Голубой газета Желтый жук Красный карандаш Зеленый замок Фиолетовый фрукты Белый бант Чёрный часы Учитель называет слова один раз ученики повторяют в такой же последовательности а потом в разброс. Начинают игру словами: Бабушка укладывает в свой чемодан. Заучування вірша за піктограмами і словами вчителя. Етап проектування і покладання мети Давайте пригадаємо: що таке ейдетика Які прийоми ейдетики ми використовуємо щоб краще запамятати слова Цифри Сьогодні використовуючи різні...