34799

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

Доклад

Логика и философия

Любая истина происходит от Бога. Дуализм Бога и мира. Только у Бога сущность совпадает с существованием у сотворенных вещей они не совпадают. Бытие Бога.

Русский

2013-09-08

29 KB

22 чел.

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

Фома Аквинский (1224/1225— 1274),   итальянский  богослов, философ-схоласт. Основатель особого течения в схоластике, томизма. Главный принцип его учения — истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. В философии как таковой решающим признавал интеллектуальное рассуждение. По проблеме универсалий высказывался с позиции умеренного реализма. Универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма. В онтологии придерживался тезиса о примате бытия. В каждой вещи ее существование несравненно более важно, чем сущность. Ведь именно существование есть то, что связывает существо с Богом. В Боге сущность и существование тождественны. Считал, что воля в Боге подчинена  интеллекту. Придерживался мнения, согласно которому сотворенная материя выступает основой индивидуации, пассивным субстратом, чьи потенции актуализируются формой. Полагал зло неполнотой добра и лишенным самостоятельной реальности — все сущее   как сущее есть благо. В гносеологии принял тезис, согласно которому наше познание свой исток   имеет в чувственности. Однако,  чем выше духовность, тем выше  степень познания. Отрицал врожденные идеи и понятия. Считал,  что человек — высшее в ряду телесных созданий — отличается от   прочих нематериальной разумной   душой и свободной волей. В силу  последней он ответствен за свои  поступки. Истоком человеческой   свободы полагал разум; то есть  и в этом контексте утверждал  примат интеллекта над волей. Душа понимается как субстанциальная форма тела, но она — не личность, а только ее духовная основа. Личностью является весь  человек.

Фома Аквинский (1225-1274) — самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Учение Фомы (от лат. «тома») называется томизмом.

Отношение знания и веры. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия — орудие теологии. Философия должна служить вере тем, что;

1) толкует религиозные истины в категориях разума;

2) опровергает аргументы против веры.

Учение о бытии. В мире все разделено на соподчиненные ступени:

1) неживая природа;

2) мир растений и животных; •3) мир людей;

4\ Бог — вершина, смысл и цель всего сущего.

Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием, у сотворенных вещей они не совпадают. Сущность — это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование — это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи — синтез пассивной материи и активной формы. Сущим, существованием вещи становятся потому, что формы входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму.

Концепция универсалий. У Аквинского позиция умеренного реализма:

1) общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма;

2) общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

3) они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме.

Бытие Бога. Аквинат отвергает онтологическое доказательство Бога, которое дал Ансельм. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. По Аквинату, сотворение можно также ознать лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи.

Социальная доктрина. Человек помещен в общество и государство. Выступает против социального равенства. Сословные различия он считает вечными. Лучшая форма государства — монархия. Монарх (король) должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Роль церкви выше, чем государства. Светская власть должна быть подчинена власти духовной.

В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Постепенно томизм становится официальной доктриной церкви. В 18'79 г учение Фомы провозглашается обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85746. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРА» 190.25 KB
  Задачи работы: охарактеризовать теоретические аспекты моделирования и прогнозирования продаж на предприятиях; рассмотреть методы прогноза; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия; провести анализ финансового состояния предприятия; определить направления совершенствования...
85747. Технический проект подсистемы материально-технического снабжения будущей АСУ производственной организации ООО «Тигр» 824.75 KB
  Формирование плана оказания услуг по возведению реконструкции фасадов на месяц. Формирование плана изготовления строительных материалов для внутренних нужд на месяц. Составление задания по строительным участкам на месяц. Составление плана выпуска строительных материалов для внутренних нужд организации на месяц и на сутки.
85748. Автоматизированное проектирование задач подсистемы управления персоналом на примере «Стройтехноконтакт» 3.29 MB
  Целью настоящего курсового проекта является разработка технического проекта АСУ предприятия ООО «Стройтехноконтакт», проектирование комплекса задач подсистемы управления кадрами. АСУ представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных...
85749. Привод транспортера подачі матеріалів чи заготовок в цех на дільниці металообробки 3.65 MB
  Згідно з кінематичною схемою привода визначаємо його загальне ККД: пасова передача червячна передача =09508=076. Визначаємо розрахункову потужність електродвигуна: За таблицею обираємо стандартний двигун синхр. Визначаємо оберти n потужності Р крутні моменти Т на валах та діаметри валів. Діаметр більшого шківа визначаємо за формулою: Стандартний діаметр по ГОСТ 1738373: 4.
85752. Анализа балансов ООО «Вологодские семена» и выявление тенденций развития предприятия 503 KB
  Целью данной работы является изучение анализа финансово-экономического состояния на примере предприятия ООО «Вологодские семена». Задачи: провести вертикальный и горизонтальный анализ активов и пассивов; проанализировать платежеспособность и ликвидность предприятия; провести анализ деловой активности...
85753. Назначения требования по нормированию и контролю точности узла выходного вала коробки скоростей 4.54 MB
  Коробка скоростей предназначена для регулирования частоты вращения шпинделя станка. Изменения угловых скоростей в коробке скоростей осуществляется за счет изменения передаточного отношения в зубчатых зацеплениях.