34799

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

Доклад

Логика и философия

Любая истина происходит от Бога. Дуализм Бога и мира. Только у Бога сущность совпадает с существованием у сотворенных вещей они не совпадают. Бытие Бога.

Русский

2013-09-08

29 KB

22 чел.

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

Фома Аквинский (1224/1225— 1274),   итальянский  богослов, философ-схоласт. Основатель особого течения в схоластике, томизма. Главный принцип его учения — истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. В философии как таковой решающим признавал интеллектуальное рассуждение. По проблеме универсалий высказывался с позиции умеренного реализма. Универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма. В онтологии придерживался тезиса о примате бытия. В каждой вещи ее существование несравненно более важно, чем сущность. Ведь именно существование есть то, что связывает существо с Богом. В Боге сущность и существование тождественны. Считал, что воля в Боге подчинена  интеллекту. Придерживался мнения, согласно которому сотворенная материя выступает основой индивидуации, пассивным субстратом, чьи потенции актуализируются формой. Полагал зло неполнотой добра и лишенным самостоятельной реальности — все сущее   как сущее есть благо. В гносеологии принял тезис, согласно которому наше познание свой исток   имеет в чувственности. Однако,  чем выше духовность, тем выше  степень познания. Отрицал врожденные идеи и понятия. Считал,  что человек — высшее в ряду телесных созданий — отличается от   прочих нематериальной разумной   душой и свободной волей. В силу  последней он ответствен за свои  поступки. Истоком человеческой   свободы полагал разум; то есть  и в этом контексте утверждал  примат интеллекта над волей. Душа понимается как субстанциальная форма тела, но она — не личность, а только ее духовная основа. Личностью является весь  человек.

Фома Аквинский (1225-1274) — самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Учение Фомы (от лат. «тома») называется томизмом.

Отношение знания и веры. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия — орудие теологии. Философия должна служить вере тем, что;

1) толкует религиозные истины в категориях разума;

2) опровергает аргументы против веры.

Учение о бытии. В мире все разделено на соподчиненные ступени:

1) неживая природа;

2) мир растений и животных; •3) мир людей;

4\ Бог — вершина, смысл и цель всего сущего.

Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием, у сотворенных вещей они не совпадают. Сущность — это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование — это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи — синтез пассивной материи и активной формы. Сущим, существованием вещи становятся потому, что формы входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму.

Концепция универсалий. У Аквинского позиция умеренного реализма:

1) общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма;

2) общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

3) они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме.

Бытие Бога. Аквинат отвергает онтологическое доказательство Бога, которое дал Ансельм. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. По Аквинату, сотворение можно также ознать лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи.

Социальная доктрина. Человек помещен в общество и государство. Выступает против социального равенства. Сословные различия он считает вечными. Лучшая форма государства — монархия. Монарх (король) должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Роль церкви выше, чем государства. Светская власть должна быть подчинена власти духовной.

В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Постепенно томизм становится официальной доктриной церкви. В 18'79 г учение Фомы провозглашается обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59877. Формування національної свідомості засобами мови та мистецтва 31 KB
  Мета: Ознайомлювати дітей з українським національним символом віночком дати первинні знання що він є оберегом вчити добирати словаозначення до слова віночок. Закріпити поняття про назви українського жіночого одягу...
59878. Літературно-правова гра «Щасливий випадок» 48.5 KB
  Бібліотекар: У 1959 році міжнародна Організація Обєднаних Націй ООН прийняла Декларацію угоду прав дитини де кожній дитині гарантується невідємне право на життя та розвиток. Хто надає дитині найперше право у житті мама...
59879. КОНКУРС «ЩАСЛИВИЙ ВИПАДОК». ПОЗАКЛАСНИЙ ЗАХІД 41.5 KB
  Частина тканини яка не сипиться 4. Властивість тканини легко всмоктувати вологу. Який вид тканини отримують хімічним способом 4. Властивість тканини легко утворювати складки.
59880. Порадійте всі за нас, перейшли ми в 5 клас! 115.5 KB
  Дружелюбний чуйний щедрий самий веселий учень в класі що завжди був першим за списком у класному журналі ватерполіст мріє досягти успіхів в бізнесі і ходити всією сімєю в походи наш Містер Сміх.
59881. ДО СВИДАНИЯ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 119 KB
  Пришли мы к вам учениками новыми Добрыми веселыми. Но чем же мы отличаемся от других 1й ученик: В нашем классе есть Марина Тома Тани и Алина 2й ученик: Ксеня Вика Кати Мила.
59882. Свято-подорож у майбутнє «Ми переходимо у 5 клас» 112 KB
  Вчитель Здравствуйте дети И. Вчитель: Знаєте діти я в дитинстві мріяла стати чарівницею. А за столом наша перша вчителька. Вчитель Любі хлопчики й дівчатка Вас вітає lm Mter Ви завжди бажані в школі.
59883. Все мы родом из детства 52.5 KB
  Ведущая 1: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Ведущая 2: Кабы я была царица Говорит одна девица То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Ведущая 3: Кабы я была царица Ведущая...
59884. Выпускной - 2012 107 KB
  Ничто на Земле не бывает вечным И школьный год так быстротечен Внезапно наступил прощальный вечер И этот вечер выпускной Трек Внимание Впервые Сейчас Здесь и у нас Самое необыкновенное Самое звездное представление И не зря бытует мнение: звездами не рождаются.
59885. Випускний 85.5 KB
  Ведуча: В шкільній оселі свят завжди багато де музика лунає чути спів Але у нас сьогодні надзвичайне свято Ми проводжаємо своїх випускників 1 Ведучий: Тепер належить їм майбутнє України І їм долати сходинки життя.