34802

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли

Доклад

Логика и философия

прямо не отрицая существования Бога она отождествляла его с природой. Теософия мудрость от Бога. Если учесть что познание от Бога а Бог непознаваем значит Бог предел познания. Бог это предел за которым нет знания но есть вера есть осознание Бога.

Русский

2013-09-08

36.5 KB

12 чел.

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.

Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.

Неоплатонизм - одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.

Основные идеи неоплатонизма:

- мистически-интуитивное познание высшего;

- существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;

- освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.

Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.

Натурфилософия - это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.

Цели натурфилософии:

- обобщение и объединение общего знания о природе;

- выяснение основных естественно-научных понятий;

- познание связей и закономерностей явлений природы.

Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты - в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

Теософия — мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.

Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса - Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог - предел познания. Бог - это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.

Пантеизм — учение, которое обожествляет Вселенную, природу.

Пантеизм существует в четырех формах: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия; 2)физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;

3)мистический пантеизм;

4(имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется е вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.

Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма")

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).

Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном - "всё во всём". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

Николай Кузанский (1401— 1464), философ, богослов, гуманист. Создал математизированную модель бытия, трактующую Бога как актуальную бесконечность, статичный «абсолютный максимум», чье «ограничение» («самоограничение») означает фактическое «развертывание» Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный «ограниченный максимум». Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, «форма форм», будучи одновременно и абсолютной действительностью. Имманентная парадоксальность такого бытия делает бессмысленной попытку зафиксировать его в каком' бы то ни было определении. В антропологии обосновал идеал «свободного и благородного» человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций гносеологического оптимизма. Выделил чувства (sensus), рассудок (ratio) и разум (intellectus) как познавательные способности' субъекта, имеющие различные цели и сферы своей реализации. Выдвинул тезис о том, что противоположности преодолеваются и совпадают в бесконечности.

Никколо Макиавелли (1469-1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

- «Что лучше: внушать любовь или страх?»

- «Как государи должны держать слово?»

- «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

- «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»

- «Как избежать льстецов?» и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5162. Компрессионные испытания грунтов 161.5 KB
  Компрессионные испытания грунтов. Цель работы: освоить методику испытания грунта методом компрессионного сжатия для определения коэффициента сжимаемости, модуля деформации Е, структурной прочности на сжатие . Приборы и оборудование: компрессионный...
5163. Определение прочностных характеристик грунта 114 KB
  Определение прочностных характеристик грунта Цель работы:освоить методику испытания грунта методом одноплоскостного среза для определения прочностных характеристик грунтов (сопротивления грунта срезу угла внутреннего трения и удельного сцепле...
5164. Дорожная строительная техника. Погрузчики 342.5 KB
  Погрузчики Погрузчики – это современные высокопроизводительные машины, предназначенные для выполнения землеройных работ, погрузки и переработки разнородных материалов: различных видов грунтов и горных пород, угля, песка, щебня, металлической ст...
5165. Кривые линии и поверхности 325 KB
  Линии занимают особое положение в начертательной геометрии. Используя линии, можно создать наглядные модели многих процессов и проследить их течение во времени. Линии позволяют установить и исследовать функциональную зависимость между разл...
5166. Hасчёт и конструирование колонны, фермы и подкрановой балки 979.5 KB
  Курсовой проект разработан в соответствии с заданием на проектирование. Объёмно-планировочное и конструктивное решения соответствуют требованиям нормативной документации по проектированию производственных зданий. Проект состоит из поясните...
5167. Реализация решения уравнения программным способом 157 KB
  1. Постановка задачи В данном программном продукте необходимо реализовать решение на примере уравнения: y(x)=x3+a*x2+b*x+c. Вместо коэффициентов должны использоваться параметры a, b, c, которые принимают значения, вводимые пользователем. Для нахожде...
5168. Система управления качеством продукции предприятия 244 KB
  Система управления качеством продукции предприятия Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Современная концепция управления качеством 1 Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Опре...
5169. Система управления качеством продукции предприятия. Повышение качества 356 KB
  Система управления качеством продукции предприятия 1.1 Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Вопросы повышения качества продукции всегда были объектом пристального общественного внимания. Перенос центра внимания с колич...
5170. Содержание и социально-экономическая сущность маркетинга 150 KB
  Содержание и социально-экономическая сущность маркетинга Термин маркетинг происходит от английского market (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Подчинение всех функций управления задаче сбыта продукции явл...