34802

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли

Доклад

Логика и философия

прямо не отрицая существования Бога она отождествляла его с природой. Теософия мудрость от Бога. Если учесть что познание от Бога а Бог непознаваем значит Бог предел познания. Бог это предел за которым нет знания но есть вера есть осознание Бога.

Русский

2013-09-08

36.5 KB

12 чел.

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.

Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.

Неоплатонизм - одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.

Основные идеи неоплатонизма:

- мистически-интуитивное познание высшего;

- существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;

- освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.

Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.

Натурфилософия - это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.

Цели натурфилософии:

- обобщение и объединение общего знания о природе;

- выяснение основных естественно-научных понятий;

- познание связей и закономерностей явлений природы.

Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты - в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

Теософия — мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.

Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса - Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог - предел познания. Бог - это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.

Пантеизм — учение, которое обожествляет Вселенную, природу.

Пантеизм существует в четырех формах: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия; 2)физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;

3)мистический пантеизм;

4(имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется е вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.

Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма")

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).

Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном - "всё во всём". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

Николай Кузанский (1401— 1464), философ, богослов, гуманист. Создал математизированную модель бытия, трактующую Бога как актуальную бесконечность, статичный «абсолютный максимум», чье «ограничение» («самоограничение») означает фактическое «развертывание» Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный «ограниченный максимум». Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, «форма форм», будучи одновременно и абсолютной действительностью. Имманентная парадоксальность такого бытия делает бессмысленной попытку зафиксировать его в каком' бы то ни было определении. В антропологии обосновал идеал «свободного и благородного» человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций гносеологического оптимизма. Выделил чувства (sensus), рассудок (ratio) и разум (intellectus) как познавательные способности' субъекта, имеющие различные цели и сферы своей реализации. Выдвинул тезис о том, что противоположности преодолеваются и совпадают в бесконечности.

Никколо Макиавелли (1469-1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

- «Что лучше: внушать любовь или страх?»

- «Как государи должны держать слово?»

- «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

- «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»

- «Как избежать льстецов?» и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12535. ОБНАРУЖЕНИЕ ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ В ШУМЕ 70.61 KB
  Лабораторная работа №16 ОБНАРУЖЕНИЕ ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ В ШУМЕ Цель работы Изучение принципа порогового обнаружения двоичных сигналов механизма возникновения ошибок обнаружения метода анализа и оптимизации процесса обнаружения. Экспериментальное
12536. Процессы протекающие в оптимальном фильтре детерминированных сигналов. Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов 1023 KB
  Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов Цель работы: эксперементальное исследование процессов протекающих в оптимальном фильтре детерминированных сигналов; закрепление теоретически
12537. Создание логотипа в CorelDRAW 3.19 MB
  Лабораторная работа №1 по CorelDRAW Создание логотипа Цель лабораторной работы В процессе выполнения этой лабораторной работы вы получите практические навыки по созданию и редактированию векторных изображений. При этом вы научитесь: Рисовать...
12538. СОЗДАНИЕ РИСОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РУСАЛОЧКА 1.57 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № СОЗДАНИЕ РИСОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РУСАЛОЧКА Перейдя непосредственно к созданию картинки прежде всего прорисуем лицо русалки. Для этого используем панель инструментов Corel Draw позволяющую рисовать стандартные фигуры круг прямоугольник много
12539. Кодирование данных в телекоммуникационных сетях 24.26 KB
  Домашнее задание №1 Кодирование данных в телекоммуникационных сетях 1. ВВЕДЕНИЕ1 2. ЭТАПЫ РАБОТЫ1 2.1. Формирование сообщения1 2.2. Физическое кодирование исходного сообщения2 2.3. Логическое избыточное кодирование исходного сообщения2 2.4. Скремблирование и...
12540. Методы цифрового кодирования в телекоммуникационных сетях 149.78 KB
  Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций Методы цифрового кодирования в телекоммуникационных сетях 1. Аналоговая модуляция1 2. Спектр модулированного сигнала1 3. Цифровое кодирование2 3.1. Требования к методам цифрового кодирования2 3.2. Потенциальный код без в
12541. Работа с программными средствами Internet. Утилиты ping и traceroute 22.64 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Работа с программными средствами Internet. Утилиты ping и traceroute 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Исследование вероятностновременных характеристик сети с использованием утилиты ping исследование топологии фрагментов Internet с использованием утилиты traceroute. 2. ЗАДАНИЕ Н
12542. Работа с операционной системой Linux. Утилита netstat 23.83 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Работа с операционной системой Linux. Утилита netstat 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ С помощью утилиты netstat исследовать состояние локальной IPсети. 2. ЗАДАНИЕ НА ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ 2.1. С помощью утилиты netstat получить список соединений открытых на сервере pds.sut.ru.
12543. РАБОТА С СЕТЕВЫМИ УТИЛИТАМИ И ПРОТОКОЛАМИ ПРИКЛАДНОГО УРОВНЯ 276.5 KB
  Работа с сетевыми утилитами и протоколами прикладного уровня Цель работы: освоить приемы работы с сервисными сетевыми утилитами прикладного уровня изучить команды основных утилит получить представление о методах работы с ними под управлением различных операционных ...