34803

Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов»

Доклад

Логика и философия

Бэкон о естественной философии. Бэкон Англия; С. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия основоположник Френсис Бэкон 1561 1626; гносеологическое осмысление понятия субстанция его необходимость для научного знания основоположник Джон Локк 16321704. Бэкон; рационализм Р.

Русский

2013-09-08

47 KB

6 чел.

Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов»

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

- Ф. Бэкон (Англия);

- С. Гоббс (Англия);

- Дж. Локк (Англия);

- Р. Декарт (Франция);

- Б. Спиноза (Голландия);

- Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции - онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, з также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник -Френсис Бэкон (1561 -1626);

- гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник - Джон Локк (1632-1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус -это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711 -1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции,считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

- проблемы философского научного метода;

- методологии познания человеком внешнего мира;

- связи внешнего и внутреннего опыта;

- задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

- эмпиризм (основоположник - Ф. Бэкон);

- рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

- принцип автономно мыслящего субъекта;

- принцип методического сомнения;

- индуктивно-эмпирический метод;

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была

попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Ф. Бэкон — родоначальник опытной (экспериментальной) науки, представитель эмпиризма. Главное произведение — «Новый органон».

Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Его девиз: «Знание — сила».

Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. Бэкон убежден в возможности достижения в плане достоверного знания.

В основе знаний лежит опыт.

Бэкон различает два вида опытов:

1) плодоносные, цель — принесение непосредственной пользы человеку;

2) светоносные, цель — познание законов явлений и свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность известного знания, по Бэкону, обусловлена ненадежностью умозрительной формы умозаключения и доказательства. Опираясь на логику Аристотеля, схоластика считает такой формой силлогизм. Силлогизм состоит из суждений, суждения — из понятий. Но понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому необходима реформа науки, первым условием которой является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция (движение от частного к общему), то логическим основанием реформы науки и должна быть новая теория индукции, совершенствование методов обобщения. Главное — постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы Путь индукции выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам.

В противовес индукции через простое перечисление Бэкон выдвигает индукцию, дающую новые выгоды не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов сколько на основании явлений, противоречащих доказываемому положению. Факты, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Бэкон назвал «негативные инстанции» Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение, пренебрежение к отрицательным инстанциям — главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона входят следующие этапы. сбор фактов и их система газация: проведение эксперимента. Опытное обобщение фактов — стержень метода Бэкона.

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, пли идолов.

Идолы рода — истолкование природы по аналогии с самим собой. Коренятся в самой человеческой сущности, проистекают из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений (например, приписывание природе конечных целей, которые ей не свойственны, стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям).

Идолы пещеры — индивидуальные особенности людей. Ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Одни больше видят различия между предметами, другие — их сходства, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому

Идолы площади — обобщение людей, использование языка. Во многих случаях значения слов были установлены на основании совершенно случайного впечатления от предмета. Слова — только имена, знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Люди принимают слова за вещи.

Идолы театра — вера в авторитеты, препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями, подчинение ума ошибочным воззрениям. Знание видов препятствий, подстерегающих ум человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание — лишь негативная задача при создании научного метода, т.е. «как не надо делать»

Эмпирический метод Бэкона опирался на разум при анализе фактов. В науке четко выступают два пути, или метода, исследования, метод догматический и метод эмпирический. Ученые следуют догматическом) методу, начинают свою работу с общих умозрительных положений и стремятся вывести из них все частные случаи Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину (таковы схоласты).

Ученый следует эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что попадается ему на

пути (алхимики).

Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. Ученый, следуя такому метод}. похож на пчелу, которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.

Метод — это путь, главное средство исследования. К нему относятся, во-первых, орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, во-вторых, орудия, совершенствующие саму человеческую мысль

Таким образом, науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т е. намеренное, активное испытание природы

Исследуя свойства предмета, необходимо выяснить их сущность или форму Так, сущностью теплоты является определенный вид движения. Исследование внутренне присущих материи форм составляет, по Бэкону, основную задачу истинной индукции

Чтобы найти ферму (сущность) некоторого свойства предмета, необходимо исключить из предмета все, что связано слу чайно с искомой формой и что не относится к рассматриваемому свойству. Это — мыс ленкое, логическое исключение, отвлечение, или абстракция.

В физическом аспекте форма — род движения материальных частиц, из которых состоит тело, также материальны свойства, или

качества, предмета. Бэконовскне формы — это формы свойств, которые изучают физики.

Сочетание простых различных форм — все разнообразие реальных вещей. Понимание формы у Бэкона противостоит умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, г.к для Бэкона форма — движение материальных частиц, составляющих тело

Учение о причинности (-в теории познания) Непосредственная задача познания — исследование причин предметов Последние могут быть или действующими причинами (то. что обычно называется причинами!, или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах —физика, о целях, или конечных причинах, — метафизика. Задача науки о природе— исследование действующих причин Суть естествознания Бэкон видит в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин Применением знания конечных причин занимается «естественная магия» Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий а непознаваемый Бог Прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии»

Классификация наук В основе лежат способности человеческая души память, воображение (фантазия), разум. Соответственно, главные науки — история, поэзия, философия.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на современное ему естествознание и последующее развитие философии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28480. Стандартні форми задач лінійного програмування 27.15 KB
  Існуючі методи розв'язування ЗЛП передбачають певні вимоги на систему основних обмежень в силу чого розрізняють дві стандартні форми ЗЛП: Іа з обмеженнямирівняннями в такому вигляді розв'язуються задачі з допомогою універсальних методів реалізованих на персональних комп'ютерах; ІІа з обмеженняминерівностями використовується в теоретичних дослідженнях і для геометричної ілюстрації; Лема 1. Будьяка задача ЛП може бути приведена до рівносильної задачі ЛП яка записана в 1й стандартній формі. Будьяка ЗЛП може бути зведена до...
28481. Основні властивості розв’язків задач лінійного програмування 19.37 KB
  Основні властивості розв’язків задач лінійного програмування. Множина розв'язків нерівності заповнює суцільно одну із півплощин на які ділить площину гранична пряма аі1 x1 ai2 Х2= b Леми 1 та 2 дозволяють сформулювати:Властивість 1. Сукупність допустимих розв'язків задачі ] 2 заповнює опуклий многокутник або є порожньою множиною. Оптимальним розв’язком задачі ] 2називається такий її допустимий план на якому цільова функція 1 досягає екстремального найбільшого або найменшого значення.
28482. Алгоритм графічного методу розв’язування задач лінійного програмування 11.86 KB
  Алгоритм графічного методу розв’язування задач лінійного програмування. Графічний метод ґрунтується на геометричній інтерпретації ЗЛП і застосовується в основному при розв'язуванні задач в R2 і тільки деяких задач трьохмірного простору оскільки в R3 досить важко побудувати многогранник допустимих розв'язків що утворюється в результаті перетину півпросторів. Якщо ж ЗЛП записана в І стандартній формі система рівнянь якої містить n невідомих і m лінійно незалежних рівнянь то вона також може бути розв'язана графічним методом всякий раз коли...
28484. Ідея симплексного методу та його геометрична інтерпретація 14.2 KB
  Проте задачі лінійного програмування які доводиться розв'язувати на практиці характеризуються великими числами m та n а кількість опорних планів обмежена зверху числом Тому доцільніше було б вказати таку схему послідовного покрашення опорного плану що при переході від одного опорного плану вершини многогранника допустимих розв'язків до іншого опорного плану іншої вершини отримується збільшення цільової функції при максимізації функції 1 і зменшення її при мінімізації функції 1. Саме...
28485. Алгоритм симплексного методу 23.31 KB
  Заповнення початкової симплекстаблиці перша ітерація Таблиця 1 В рядках 1 3 записані відповідні рівняння системи 12 при цьому спочатку права частина в стовпці опорний план а потім коефіцієнти при відповідних змінних. Отже з початкової таблиці безпосередньо виписується початковий опорний план: Х1 оп = 0; 0; 182; 316; 238. В нульовому рядку міститься інформація про цільову функцію: для зручності функція 11 розглядається формалізовано як рівняння z 18х1 16х2 = О...
28486. Постановка транспортної задачі та її математична модель 31.64 KB
  Постановка транспортної задачі та її математична модель. Побудуємо математичну модель закритої транспортної задачі Позначимо через xij кількість одиниць вантажу запланованого до перевезення від iго постачальника до jго споживачаz сумарну вартість запланованих перевезень Для зручності умову задачі запишемо у вигляді таблиці табл 1 яку надалі будемо називати транспортною сіткою При цьому постачальників скорочено позначимо літерою П а споживачів С Таблиця 1...
28487. Методи побудови початкового опорного плану транспортної задачі 21.99 KB
  Рекомендуємо олівцем проставити прочерки в клітинках А2 В1 і А3 В1 потреби В1 задоволені а біля 300 справа записати залишки запасів в розмірі 150 од. запасів і 220 од. В напрямку який визначає діагональ переходимо до А2В2 в яку записуємо min70 230=70 виставивши прочерк в А3 В2 закресливши залишок потреб під В2 і записавши справа від 230 залишок запасів 23070=160. В клітинку А2В3 заносимо min 160 280= 160 виставляємо прочерк в А2В4 закреслюємо залишок запасів А2 160 а під потребами В3 записуємо залишок потреб В3 в розмірі...