34803

Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов»

Доклад

Логика и философия

Бэкон о естественной философии. Бэкон Англия; С. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия основоположник Френсис Бэкон 1561 1626; гносеологическое осмысление понятия субстанция его необходимость для научного знания основоположник Джон Локк 16321704. Бэкон; рационализм Р.

Русский

2013-09-08

47 KB

6 чел.

Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов»

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

- Ф. Бэкон (Англия);

- С. Гоббс (Англия);

- Дж. Локк (Англия);

- Р. Декарт (Франция);

- Б. Спиноза (Голландия);

- Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции - онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, з также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник -Френсис Бэкон (1561 -1626);

- гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник - Джон Локк (1632-1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус -это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711 -1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции,считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

- проблемы философского научного метода;

- методологии познания человеком внешнего мира;

- связи внешнего и внутреннего опыта;

- задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

- эмпиризм (основоположник - Ф. Бэкон);

- рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

- принцип автономно мыслящего субъекта;

- принцип методического сомнения;

- индуктивно-эмпирический метод;

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была

попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Ф. Бэкон — родоначальник опытной (экспериментальной) науки, представитель эмпиризма. Главное произведение — «Новый органон».

Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Его девиз: «Знание — сила».

Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. Бэкон убежден в возможности достижения в плане достоверного знания.

В основе знаний лежит опыт.

Бэкон различает два вида опытов:

1) плодоносные, цель — принесение непосредственной пользы человеку;

2) светоносные, цель — познание законов явлений и свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность известного знания, по Бэкону, обусловлена ненадежностью умозрительной формы умозаключения и доказательства. Опираясь на логику Аристотеля, схоластика считает такой формой силлогизм. Силлогизм состоит из суждений, суждения — из понятий. Но понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому необходима реформа науки, первым условием которой является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция (движение от частного к общему), то логическим основанием реформы науки и должна быть новая теория индукции, совершенствование методов обобщения. Главное — постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы Путь индукции выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам.

В противовес индукции через простое перечисление Бэкон выдвигает индукцию, дающую новые выгоды не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов сколько на основании явлений, противоречащих доказываемому положению. Факты, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Бэкон назвал «негативные инстанции» Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение, пренебрежение к отрицательным инстанциям — главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона входят следующие этапы. сбор фактов и их система газация: проведение эксперимента. Опытное обобщение фактов — стержень метода Бэкона.

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, пли идолов.

Идолы рода — истолкование природы по аналогии с самим собой. Коренятся в самой человеческой сущности, проистекают из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений (например, приписывание природе конечных целей, которые ей не свойственны, стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям).

Идолы пещеры — индивидуальные особенности людей. Ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Одни больше видят различия между предметами, другие — их сходства, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому

Идолы площади — обобщение людей, использование языка. Во многих случаях значения слов были установлены на основании совершенно случайного впечатления от предмета. Слова — только имена, знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Люди принимают слова за вещи.

Идолы театра — вера в авторитеты, препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями, подчинение ума ошибочным воззрениям. Знание видов препятствий, подстерегающих ум человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание — лишь негативная задача при создании научного метода, т.е. «как не надо делать»

Эмпирический метод Бэкона опирался на разум при анализе фактов. В науке четко выступают два пути, или метода, исследования, метод догматический и метод эмпирический. Ученые следуют догматическом) методу, начинают свою работу с общих умозрительных положений и стремятся вывести из них все частные случаи Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину (таковы схоласты).

Ученый следует эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что попадается ему на

пути (алхимики).

Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. Ученый, следуя такому метод}. похож на пчелу, которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.

Метод — это путь, главное средство исследования. К нему относятся, во-первых, орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, во-вторых, орудия, совершенствующие саму человеческую мысль

Таким образом, науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т е. намеренное, активное испытание природы

Исследуя свойства предмета, необходимо выяснить их сущность или форму Так, сущностью теплоты является определенный вид движения. Исследование внутренне присущих материи форм составляет, по Бэкону, основную задачу истинной индукции

Чтобы найти ферму (сущность) некоторого свойства предмета, необходимо исключить из предмета все, что связано слу чайно с искомой формой и что не относится к рассматриваемому свойству. Это — мыс ленкое, логическое исключение, отвлечение, или абстракция.

В физическом аспекте форма — род движения материальных частиц, из которых состоит тело, также материальны свойства, или

качества, предмета. Бэконовскне формы — это формы свойств, которые изучают физики.

Сочетание простых различных форм — все разнообразие реальных вещей. Понимание формы у Бэкона противостоит умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, г.к для Бэкона форма — движение материальных частиц, составляющих тело

Учение о причинности (-в теории познания) Непосредственная задача познания — исследование причин предметов Последние могут быть или действующими причинами (то. что обычно называется причинами!, или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах —физика, о целях, или конечных причинах, — метафизика. Задача науки о природе— исследование действующих причин Суть естествознания Бэкон видит в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин Применением знания конечных причин занимается «естественная магия» Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий а непознаваемый Бог Прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии»

Классификация наук В основе лежат способности человеческая души память, воображение (фантазия), разум. Соответственно, главные науки — история, поэзия, философия.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на современное ему естествознание и последующее развитие философии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53757. Факторы, определяющие дивидендную политику 27 KB
  Дивидендная политика – это политика распределения прибыли в акционерном обществе. В качестве основной цели дивидендной политики можно сформулировать максимизацию рыночной стоимости компании.
53758. Массовая доля растворенного вещества 117.5 KB
  Задачи сегодняшнего урока: Познакомиться с понятием массовая доля; Решение задач на нахождении массовой доли элементов в сложном веществе. Вы уже знаете что вещество имеющее в составе только один химический элемент называют простым; вещество имеющее в своем составе несколько химических элементов называют сложными. Обычно относительные атомные массы всех элементов округляют до целых чисел. необходимо сложить все атомные массы элементов входящих в состав молекул сложного вещества.
53761. Дія тютюнового диму на психічний стан і настрій людини. Шкідливий вплив алкоголю і наркотиків 663.5 KB
  Формувати в учнів уявлення про корисні та шкідливі звички та їх вплив на здоров’я про згубну дію на дитячий організм куріння вживання алкоголю наркотичних речовин поглиблювати знання учнів про права дитини; розвивати вміння відстоювати власні переконання оцінювати свої вчинки та приймати рішення відповідно до ситуації; формувати позитивну мотивацію на здоровий спосіб життя; виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
53762. Населення і політична карта Південної Америки 4.74 MB
  Мета уроку: сформувати в учнів уявлення про расовий склад населення Південної Америки та особливості формування його сучасного складу виявити закономірності в розміщенні населення на материку ознайомити учнів з політичною картою Південної Америки сформувати уявлення про найбільші держави Південної Америки; розвивати логічне мислення уяву пам’ять вміння порівнювати та аналізувати виділяти істотне та узагальнювати вміння працювати з ілюстраціями картами текстовим матеріалом підручника розв’язувати кросворди складати схеми...
53763. Відлуння епох у музичному мистецтві 656 KB
  Виявлення особливостей та відмінностей академічної та розважальної музики за їх життєвим змістом та призначенням; пояснити визначення понять серйозна академічна легка музика токата; закріплення визначення понять стиль поліфонія фуга реалізм бароко класицизм романтизм імпресіонізм; Виховна : Виховувати любов до класичної музики; виховувати здатність співпереживати...
53764. Сучасні комп’ютери та їх застосування. Ознайомлення з “мишею” 1.69 MB
  Закріпити правила поведінки і безпеки життєдіяльності в комп’ютерному класі. Ознайомити дітей зі сферами застосування сучасних комп’ютерів. Стимулювати бажання учнів оволодівати комп’ютерною грамотою.
53765. Образний зміст музики. Музичні символи України 624.5 KB
  Посміхнись до всіх навколо Добрий ранок люба школа І веселий той дзвінок Кличе всіх нас на урок Урок музики урок музики урок музики урок. Музики поза образів не існує. Слухання музики.