34805

Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы

Доклад

Логика и философия

Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.

Русский

2013-09-08

26 KB

5 чел.

Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы.

Концепция субстанции в философии Нового времени

Учение о субстанции как единой, вечной и бесконечной природе легло в основу философской системы Спинозы. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа.

Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): 1) мышлением; 2) протяжением, распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой. Это необусловленное бытие.

Конечные вещи Спиноза называет модусами. Они, в отличие от субстанции, зависят от внешней причины. Им присущи такие качества, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие.

Единичные, конкретные вещи (модусы) — это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.

В мире не существует ничего случайного, т.к. субстанция внутреннее необходима. Бог для Спинозы выступает имманентной (т.е. внутренней), а не внешней причиной всех вещей. Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. В мире господствует жесткий детерминизм. Спиноза понимал его механистически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Абсолютизация причинности, ее упрощенное, механистическое понимание приводили Спинозу к утверждению фатализма.

Познание состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень — это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению. Вторая ступень — это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень — единственный источник достоверных истин. Третья ступень познания — интуиция, фундамент достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы. Они не зависят ни от какого опыта.

Отличие второй ступени от первой состоит в том, что истины, полученные на второй ступени, требуют доказательств.

Учения о субстанции как формы учения о бытии придерживался и Г.В. Лейбниц.

Любая вещь — субстанция, число субстанций бесконечно. Все вещи активны, а раз они обладают собственным действием, значит, все вещи — силы. Каждая субстанция, или сила, есть «единица» бытия, или «монада». Это духовная единица бытия, своего рода духовный атом.

Всякая отдельная монада есть и душа, и тело. Первичные качества — самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.