34805

Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы

Доклад

Логика и философия

Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.

Русский

2013-09-08

26 KB

5 чел.

Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы.

Концепция субстанции в философии Нового времени

Учение о субстанции как единой, вечной и бесконечной природе легло в основу философской системы Спинозы. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа.

Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): 1) мышлением; 2) протяжением, распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой. Это необусловленное бытие.

Конечные вещи Спиноза называет модусами. Они, в отличие от субстанции, зависят от внешней причины. Им присущи такие качества, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие.

Единичные, конкретные вещи (модусы) — это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.

В мире не существует ничего случайного, т.к. субстанция внутреннее необходима. Бог для Спинозы выступает имманентной (т.е. внутренней), а не внешней причиной всех вещей. Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. В мире господствует жесткий детерминизм. Спиноза понимал его механистически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Абсолютизация причинности, ее упрощенное, механистическое понимание приводили Спинозу к утверждению фатализма.

Познание состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень — это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению. Вторая ступень — это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень — единственный источник достоверных истин. Третья ступень познания — интуиция, фундамент достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы. Они не зависят ни от какого опыта.

Отличие второй ступени от первой состоит в том, что истины, полученные на второй ступени, требуют доказательств.

Учения о субстанции как формы учения о бытии придерживался и Г.В. Лейбниц.

Любая вещь — субстанция, число субстанций бесконечно. Все вещи активны, а раз они обладают собственным действием, значит, все вещи — силы. Каждая субстанция, или сила, есть «единица» бытия, или «монада». Это духовная единица бытия, своего рода духовный атом.

Всякая отдельная монада есть и душа, и тело. Первичные качества — самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47640. Правотворчество. Правотворческая деятельность 41 KB
  Правотворческая деятельность – это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Особо следует отметить, что государство не создает право
47641. Расчёт конденсатора паровой турбины (методические указания) 1.1 MB
  Целью расчета конденсатора является: определение геометрических размеров, режимных характеристик, характеристик конденсатора на переменном режиме, гидравлический расчет, а также механические расчеты на прочность основных элементов конденсатора
47644. ДЕРЖАВНА ЕКОЛОГІЧНА ПОЛІТИКА. РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА 325.5 KB
  Ці та інші чинники зокрема низький рівень екологічної свідомості суспільства призвели до значної деградації довкілля України надмірного забруднення поверхневих і підземних вод повітря і земель нагромадження у дуже великих кількостях шкідливих у тому числі високотоксичних відходів виробництва. Охорона навколишнього природного середовища раціональне використання природних ресурсів забезпечення екологічної безпеки життєдіяльності людини – невід’ємна умова сталого економічного та соціального розвитку України. В основу формування державної...
47647. Основи електротехніки і електроніки. Методичні вказівки 2.85 MB
  Зауваження: якщо необхідно одночасно виміряти струм в багатьох лініях схеми зручнішим є використання амперметрів з палітри індикаторів. Після включення схеми виводи мультиметра можуть бути перемкнуті для вимірювання напруги до інших точок схеми. Зауваження: якщо необхідно одночасно виміряти напругу в багатьох точках схеми зручнішим є використання вольтметрів з палітри індикаторів. Можна змінювати параметри осцилографа під час роботи схеми.