34807

Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека

Доклад

Логика и философия

Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.

Русский

2013-09-08

37 KB

41 чел.

Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека

Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо

Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Его заслугой является распространение естественно-научных знаний во Франции. Он не сомневался в реальности внешнего мира, выступал как сторонник опытного исследования природных явлений. В таком ракурсе он активно выступил против дедуктивно-рационалистического метода познания. Его симпатии оказались на стороне сенсуализма Локка. Опираясь на учение об ощущениях как первом источнике познания, Вольтер дал критику картезианского учения о врожденных идеях. Как деревья, утверждал он, не выходят из-под земли, покрытые листьями и плодами, точно так же и идеи не даны человечеству в готовом виде. Разум вырабатывает идеи, и в этом процессе образования идей существенную роль играют ощущения, чувственные данные

Говоря об ощущениях как первом источнике познания, Вольтер в процессе уточнения своих философских позиций решительно от верг берклианский субъективный идеализм с его попытками отрицать реальное, объективное существование вещей, превратить человеческое сознание в творца вещей, явлений. Также он утверждал, что душа не является самостоятельным и независимым началом.

Она представляет собой не более как мыслительную способность человека.

Однако главная заслуга Вольтера — борьба с церковью. Вольтер не опровергает телеологическое доказательство бытия Бога и допускает его существование. Но вольтеровский Бог не творит материальный мир, он лишь упорядочивает его. Таким образом, Вольтер является сторонником деизма. В то же время на страницах своих многочисленных трудов Вольтер воспроизводит злодеяния религиозных организаций, рассказывает о нарушениях элементарных порм нравственности религиозными деятелями церкви, об их алчности, стремлении приумножать богатства церкви всеми возможными средствами. Кроме того, Вольтер дал острую критику Ветхого и Нового Заветов, продемонстрировал противоречия.

Вольтер выступил против провиденциалистской концепции истории, согласно которой все, что называется сферой человеческой истории, есть сфера безраздельного господства воли Бога, все определено Божественным начертанием.

Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения — Руссо.

Как и все просветители XVIII в., Руссо призывает к свободе. Однако, в отличие от многих других представителей данного направления, он обратил внимание, что свобода и равенство могут стать реальностью в результате коренных преобразований не только в области правовых отношений, но и в социально-экономической сфере. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности, с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.

В борьбе против деспотии Руссо отстаивал свой идеал демократического государства, призванного выражать волю суверенного народа, охранять его неотчуждаемые права.

Важным элементом взглядов Руссо явилась теория общественного договора, в которой раскрывается идея о естественном происхождении государства, о том, что оно является результатом договоренности между людьми для обеспечения своих прав и своего благополучия.

Руссо рассматривал общественное развитие как возникновение и разрешение глубоких социальных противоречий, как переход от одного качественного состояния к другому через отрицание предыдущей исторической фазы. Так, на начальном этапе развития — в «естественном», по определению Руссо, состоянии — человеческое общество не знало социальных различий, привилегий и антагонизмов. Все были равны в правах и в бедности. Развиваясь, эта фаза пришла к своему падению, к отрицанию ее другой исторической фазой. Пришедшее на смену «естественному состоянию» гражданское общество явилось полным отрицанием предшествовавшего этапа исторического развития. В новом обществе исчезло первоначальное равенство людей, появились бедные и богатые, подвластные и господа. В гражданском обществе меньшинство получило возможность жить за счет тяжкого и унизительного труда покоренного народа. Как совершился этот резкий переход в истории человечества? Руссо не дал ответа на этот вопрос.

В работах Руссо с достаточной ясностью выражена идея восходящего развития истории, идея социального прогресса. При всех глубоких симпатиях к «естественному состоянию» Руссо достаточно отчетливо осознает невозможность попятного развития, возвращения к пройденным историческим ступеням. Идеализируя «естественное состояние», выступая против плодов цивилизации, против «развращающего влияния» науки и искусства на нравы людей, Руссо признает, что с утверждением гражданского общества человечество все же совершило восхождение по ступеням истории. Итак, Руссо не верил в возврат к прошлому, к сильно идеализированным временам первобытно-общинного строя, однако не исключал «возврат» в смысле воссоздания, обновления и развития утраченных качеств на новой основе.

Таким образом, основная идея Руссо касалась смены социального неравенства новой исторической фазой, которая должна была на качественно новой основе возродить равенство людей. Он был убежденным защитником эгалитаризма, идеи равного распределения частной собственности между гражданами.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция) Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция) П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Фран ция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

- материалистическая мировоззренческая ориентация;

- идеалистическая мировоззренческая ориентация;

- атеистические взгляды,

- деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. Философия Просвещения XVIII в представлена двумя направлениями:

- деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

- теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Лэметри и др. Ярким представителем французского Просвещения

является Франсуа Мари Вольтер (1694-1778), который вошел в историю философии как:

- блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

- защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712-1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755):

- один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

- развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов - передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18194. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНА РОБОТА З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ 172 KB
  Тема 6. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГІЧНА РОБОТА З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення принципів мети змісту методів форм навчання обдарованих дітей та шляхів підготовк
18195. ПСИХОЛОГІЯ РОБОТИ З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ 2.26 MB
  Хрестоматія до курсу модулю ПСИХОЛОГІЯ РОБОТИ З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ Укладач РАЗУМНА А.Г. Складена у відповідності до робочої навчальної програми для слухачів ІПО із спеціальності Психологія...
18196. Операційні системи 52.5 KB
  Лекція 1 Операційні системи: Вступ Операційні системи ОС займають важливіше місце в сукупності сучасних системних програмних засобів які складають програмне забезпечення електроннообчислювальних машин. Вони є основою організації обчислювального процесу...
18197. Основні поняття, класифікація ОС 49 KB
  Лекція 2 Основні поняття класифікація ОС У процесі еволюції виникло кілька важливих концепцій які стали невід'ємною частиною теорії й практики ОС. Тут дається їхній короткий опис. Системні виклики У будьякій операційній системі підтримується механізм що до
18198. Функції, види операційних систем 36.5 KB
  Лекція 3 Функції види операційних систем Операційна система ОС це комплекс програм; забезпечує керування комп'ютером як єдиним цілим тоді як насправді комп'ютер складається з багатьох частин його взаємодія з навколишнім середовищем людиною прикладними програм
18199. Операційна система: призначення й склад 39 KB
  Лекція 4 Операційна система: призначення й склад На IBMсумісних персональних комп'ютерах використовуються операційні системи корпорації Microsoft Windows вільно розповсюджуєма операційна система Linux. На персональних комп'ютерах фірми Apple використовуються різні версії опер...
18200. Windows - Загальні відомості 52.5 KB
  Лекція 5 Windows Загальні відомості Наприкінці 90х років XX ст. стандартом ОС для 32розрядних ПК стала система Windows 98. Вона має ряд особливостей: 1. Зручний для користувача графічний інтерфейс. Він дає змогу досить просто керувати роботою комп'ютера використовуючи такі п...
18201. Складові Windows 93.5 KB
  Лекція 6 Складові Windows Головне меню містить у собі такі пункти: Програми виведення списку інстальованих програм. Документи виведення списку недавно переглянутих документів. Настройки виведення списку компонентів системи настройка яких може бути зміне
18202. Операційна система Windows XP 120 KB
  Лекція 7 Операційна система Windows XP Windows XP з'явився 25 жовтня 2001 року. Це унікально потужна операційна система в основі якої лежить Windows 2000. Це нова OC від Microsoft починаючи з якої зроблена спроба об'єднати дві що раніше існували незалежно лінійки W9x і NT. Спочатку цей проект