34807

Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека

Доклад

Логика и философия

Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.

Русский

2013-09-08

37 KB

41 чел.

Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека

Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо

Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Его заслугой является распространение естественно-научных знаний во Франции. Он не сомневался в реальности внешнего мира, выступал как сторонник опытного исследования природных явлений. В таком ракурсе он активно выступил против дедуктивно-рационалистического метода познания. Его симпатии оказались на стороне сенсуализма Локка. Опираясь на учение об ощущениях как первом источнике познания, Вольтер дал критику картезианского учения о врожденных идеях. Как деревья, утверждал он, не выходят из-под земли, покрытые листьями и плодами, точно так же и идеи не даны человечеству в готовом виде. Разум вырабатывает идеи, и в этом процессе образования идей существенную роль играют ощущения, чувственные данные

Говоря об ощущениях как первом источнике познания, Вольтер в процессе уточнения своих философских позиций решительно от верг берклианский субъективный идеализм с его попытками отрицать реальное, объективное существование вещей, превратить человеческое сознание в творца вещей, явлений. Также он утверждал, что душа не является самостоятельным и независимым началом.

Она представляет собой не более как мыслительную способность человека.

Однако главная заслуга Вольтера — борьба с церковью. Вольтер не опровергает телеологическое доказательство бытия Бога и допускает его существование. Но вольтеровский Бог не творит материальный мир, он лишь упорядочивает его. Таким образом, Вольтер является сторонником деизма. В то же время на страницах своих многочисленных трудов Вольтер воспроизводит злодеяния религиозных организаций, рассказывает о нарушениях элементарных порм нравственности религиозными деятелями церкви, об их алчности, стремлении приумножать богатства церкви всеми возможными средствами. Кроме того, Вольтер дал острую критику Ветхого и Нового Заветов, продемонстрировал противоречия.

Вольтер выступил против провиденциалистской концепции истории, согласно которой все, что называется сферой человеческой истории, есть сфера безраздельного господства воли Бога, все определено Божественным начертанием.

Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения — Руссо.

Как и все просветители XVIII в., Руссо призывает к свободе. Однако, в отличие от многих других представителей данного направления, он обратил внимание, что свобода и равенство могут стать реальностью в результате коренных преобразований не только в области правовых отношений, но и в социально-экономической сфере. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности, с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.

В борьбе против деспотии Руссо отстаивал свой идеал демократического государства, призванного выражать волю суверенного народа, охранять его неотчуждаемые права.

Важным элементом взглядов Руссо явилась теория общественного договора, в которой раскрывается идея о естественном происхождении государства, о том, что оно является результатом договоренности между людьми для обеспечения своих прав и своего благополучия.

Руссо рассматривал общественное развитие как возникновение и разрешение глубоких социальных противоречий, как переход от одного качественного состояния к другому через отрицание предыдущей исторической фазы. Так, на начальном этапе развития — в «естественном», по определению Руссо, состоянии — человеческое общество не знало социальных различий, привилегий и антагонизмов. Все были равны в правах и в бедности. Развиваясь, эта фаза пришла к своему падению, к отрицанию ее другой исторической фазой. Пришедшее на смену «естественному состоянию» гражданское общество явилось полным отрицанием предшествовавшего этапа исторического развития. В новом обществе исчезло первоначальное равенство людей, появились бедные и богатые, подвластные и господа. В гражданском обществе меньшинство получило возможность жить за счет тяжкого и унизительного труда покоренного народа. Как совершился этот резкий переход в истории человечества? Руссо не дал ответа на этот вопрос.

В работах Руссо с достаточной ясностью выражена идея восходящего развития истории, идея социального прогресса. При всех глубоких симпатиях к «естественному состоянию» Руссо достаточно отчетливо осознает невозможность попятного развития, возвращения к пройденным историческим ступеням. Идеализируя «естественное состояние», выступая против плодов цивилизации, против «развращающего влияния» науки и искусства на нравы людей, Руссо признает, что с утверждением гражданского общества человечество все же совершило восхождение по ступеням истории. Итак, Руссо не верил в возврат к прошлому, к сильно идеализированным временам первобытно-общинного строя, однако не исключал «возврат» в смысле воссоздания, обновления и развития утраченных качеств на новой основе.

Таким образом, основная идея Руссо касалась смены социального неравенства новой исторической фазой, которая должна была на качественно новой основе возродить равенство людей. Он был убежденным защитником эгалитаризма, идеи равного распределения частной собственности между гражданами.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция) Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция) П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Фран ция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

- материалистическая мировоззренческая ориентация;

- идеалистическая мировоззренческая ориентация;

- атеистические взгляды,

- деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. Философия Просвещения XVIII в представлена двумя направлениями:

- деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

- теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Лэметри и др. Ярким представителем французского Просвещения

является Франсуа Мари Вольтер (1694-1778), который вошел в историю философии как:

- блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

- защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712-1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755):

- один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

- развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов - передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61205. Внутрішня будова Землі. Літосфера 71.5 KB
  Мета: Дати учням поняття земна кора і літосфера формувати систему знання про внутрішню будову Землі дати відомості про літосферні плити; розвивати просторову уяву уміння створювати образ обєкта; виховувати інтерес до пізнання природи Землі.
61206. Классно-урочная система обучения 35 KB
  Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.
61207. Звуки [н], [н´]. Позначення їх буквою «ен». Написання імен з великої букви 237 KB
  Написання імен з великої букви. Написання імен з великої букви. Обладнання: картка з великою та малою буквою ен каса букв вирізані букви малюнки Незнайка синиця снігур часник виноград банан клена ножиці ніс нитки. Діти отримують букви які вирізані з цупкого картону.
61210. Г.С. Сковорода. «Сад Божественних пісень», «Всякому городу нрав і права», «De Libertate» 113 KB
  Охарактеризувати збірку його поетичних творів пісень; розкрити ідейнохудожній зміст програмових віршів митця; розвивати увагу пам’ять спостережливість уміння глибоко мислити надавати власну оцінку відповідний коментар...
61212. Структура ІС. Апаратна та програмна складові ІС 133.5 KB
  Учитель: С поняттям €œсистема ви багаторазово зустрічалися як в навчальних предметах так й в повсякденному житті: Сонячна система; періодична система хімічних елементів...
61213. Основні етапи розв’язання прикладної задачі з використанням комп’ютера. Поняття інформаційної моделі. Побудова моделі 264.5 KB
  Навчальні цілі: визначити поняття інформаційної моделі реального обєкта; розвинути вміння описувати інформаційні моделі шляхом виділення суттєвих (відповідно до мети моделювання) властивостей обєктів...