34808

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода

Доклад

Логика и философия

Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Русский

2013-09-08

29.5 KB

10 чел.

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода.

Сущность и особенности философии И. Канта

Философия Канта — вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода- докритиче-ский и критический. Первый период охватывает 1746-1760 гг., второй начинается с 1770 г. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. Выдающийся трактат этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности, что означает отказ от идеи первотолчка, хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта—Лапласа, который независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.

Основные положения критического периода изложены Кантом в следующих произведениях: «Критика чистого разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

«Критика» у Канта — это, во-первых, критическое рассмотрение догматизма (рационалистическая метафизика от Декарта до Лейбница), во-вторых, критическое исследование познавательных способностей человека.

Кант совершил революцию в философии наподобие той, что совершил Коперник во взглядах на мироздание. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. По Канту, мы можем познать только то, что сами создали. Тем самым преодолевается впервые онтологическое обоснование теории познания, т.е. соответствие познания познаваемой субстанции.

Суть переворота в способе мышления Кант формулирует в предисловии ко второму изданию «Критика чистого разума». До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширило бы наше знание о них. Не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предложения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны. Кант имеет в виду знание, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Речь идет о способности получать и обрабатывать впечатления от восприятия вещей внешнего мира.

Основной вывод Канта — рассудок диктует законы природе. Под природой Кант понимал связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам, и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы. Кант различает феномены и наумены: под феноменом Кант подразумевает явления; под науменом — не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.

Кант, Иммануил (1724—1804), немецкий ученый и философ. Утверждал, что любое философское исследование должно базироваться на критическом исследовании познавательных способностей человека и пределов знания, то есть на гносеологии, которая должна предшествовать разработке непосредственно философской проблематики — онтологии, философии морали и т. д. Считал необходимым дополнить опытное познание формально-логическим или априорным моментом, который придает ему вид научного, то есть всеобщего и необходимого, знания. Исследовал возможность создания априорных синтетических суждений, то есть суждений, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости. Согласно позиции Канта, такие суждения не могут быть получены из опыта, а только — из чистого разума, априори. Именно априорные формы — пространство и время — придают, по Канту, объективную значимость идеальным конструкциям. Исследовал общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм — чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок(трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). Разработал концепцию чистых понятий рассудка или категорий. Вычленил 12 таких категорий и объединил их в 4 класса: количества, качества, отношения и модальности. В целом кантовская система философии концентрируется вокруг теории познания, при этом анализируется не предмет познания, а специфическая закономерность самого познания. В сфере этики опирался на концепцию долга и сформулировал так называемый категорический императив. Согласно Канту, прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, только своей чистой формой. Прекрасное у Канта во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана. В своей философии истории следовал традиционным просветительским идеям. Источником исторического движения человечества являются естественные потребности людей и конфликты между ними; его целью — всеобщее правовое гражданское общество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69863. Римское право: Учебно-методический комплекс 207 KB
  Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее становление права но и на развитие культуры в целом. Римляне создали совершенную универсальную систему права имеющую основой частную собственность уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности.
69864. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 1.23 MB
  Понятие предмет метод система и источники уголовного права; уголовный закон; понятие и признаки преступления; классификация категории преступлений; состав преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления субъективная сторона преступления...
69866. Гражданский процесс: Учебно-методический комплекс 848.5 KB
  Государственные требования к минимуму содержания дисциплины Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса источники гражданского процессуального права процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения...
69867. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 1.42 MB
  Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права; понятие, элементы, виды и основания гражданских правоотношений; субъекты гражданского права; правоспособность и дееспособность граждан, её содержание, возникновение и прекращение; понятия...
69868. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 791 KB
  Теория и практика перевода Адекватная передача понятого текста выбор нужного слова или лексического варианта правильное построение предложения при переводе. Теория и практика перевода Виды перевода: перевод научной и общественно-политической литературы перевод юридических документов...
69869. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 479 KB
  Понятие, предмет, метод и источники конституционного права; Конституция Российской Федерации; основные этапы конституционного развития России; основы конституционного строя; конституционный статус личности в РФ; избирательная система в РФ; федеративное государство; Президент РФ...
69870. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: БАЗОВЫЙ КУРС ДЛЯ НЕЛИНГВИСТОВ 27.12 MB
  Считается общепризнанным, что грамматика наряду с фонетикой и лексикологией входит в науку о языке. Сама грамматика состоит из двух разделов: морфологии (исследование внутренней структуры слова, а также рассмотрение слова как части речи) и синтаксиса (раздел, изучающий сочетание слов как членов предложения).