34808

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода

Доклад

Логика и философия

Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Русский

2013-09-08

29.5 KB

7 чел.

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода.

Сущность и особенности философии И. Канта

Философия Канта — вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода- докритиче-ский и критический. Первый период охватывает 1746-1760 гг., второй начинается с 1770 г. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. Выдающийся трактат этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности, что означает отказ от идеи первотолчка, хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта—Лапласа, который независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.

Основные положения критического периода изложены Кантом в следующих произведениях: «Критика чистого разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

«Критика» у Канта — это, во-первых, критическое рассмотрение догматизма (рационалистическая метафизика от Декарта до Лейбница), во-вторых, критическое исследование познавательных способностей человека.

Кант совершил революцию в философии наподобие той, что совершил Коперник во взглядах на мироздание. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. По Канту, мы можем познать только то, что сами создали. Тем самым преодолевается впервые онтологическое обоснование теории познания, т.е. соответствие познания познаваемой субстанции.

Суть переворота в способе мышления Кант формулирует в предисловии ко второму изданию «Критика чистого разума». До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширило бы наше знание о них. Не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предложения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны. Кант имеет в виду знание, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Речь идет о способности получать и обрабатывать впечатления от восприятия вещей внешнего мира.

Основной вывод Канта — рассудок диктует законы природе. Под природой Кант понимал связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам, и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы. Кант различает феномены и наумены: под феноменом Кант подразумевает явления; под науменом — не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.

Кант, Иммануил (1724—1804), немецкий ученый и философ. Утверждал, что любое философское исследование должно базироваться на критическом исследовании познавательных способностей человека и пределов знания, то есть на гносеологии, которая должна предшествовать разработке непосредственно философской проблематики — онтологии, философии морали и т. д. Считал необходимым дополнить опытное познание формально-логическим или априорным моментом, который придает ему вид научного, то есть всеобщего и необходимого, знания. Исследовал возможность создания априорных синтетических суждений, то есть суждений, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости. Согласно позиции Канта, такие суждения не могут быть получены из опыта, а только — из чистого разума, априори. Именно априорные формы — пространство и время — придают, по Канту, объективную значимость идеальным конструкциям. Исследовал общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм — чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок(трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). Разработал концепцию чистых понятий рассудка или категорий. Вычленил 12 таких категорий и объединил их в 4 класса: количества, качества, отношения и модальности. В целом кантовская система философии концентрируется вокруг теории познания, при этом анализируется не предмет познания, а специфическая закономерность самого познания. В сфере этики опирался на концепцию долга и сформулировал так называемый категорический императив. Согласно Канту, прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, только своей чистой формой. Прекрасное у Канта во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана. В своей философии истории следовал традиционным просветительским идеям. Источником исторического движения человечества являются естественные потребности людей и конфликты между ними; его целью — всеобщее правовое гражданское общество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84002. Вживання прикметників у прямому і переносному значенні 39.5 KB
  Мета: Формувати вміння розрізняти прикметники вжиті в прямому і переносному значенні; закріплювати знання про прикметники Їхню роль у тексті; розвивати інтерес до усної народної творчості; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати любов до рідної мови.
84003. Космічна подорож. Закріплення знань про часові форми дієслова 37.5 KB
  Мета: формувати вміння учнів визначати час дієслів та змінювати дієслова за часами; спостерігати за роллю дієслів у реченні; збагачувати словниковий запас; розвивати мовлення; виховувати гордість за свою Батьківщину. Що називається дієсловом Як змінюються дієслова Як визначити час дієслова...
84004. РІД IМЕННИКIВ. ЗМІНЮВАННЯ IМЕННИКIВ ЗА ЧИСЛАМИ 96.5 KB
  Мета: - перевірити знання учнів про іменник, як частину мови, закріпити знання дітей про змінювання іменників за числами, повторити з учнями рід іменників, розвивати вміння правильно ставити рід у словах, повторити антоніми, збагачувати активний словник школярів, продовжувати роботу...
84005. Складання твору за картиною «Зима - чарівниця» 114 KB
  Мета: Ознайомити із темою уроку. Формувати вміння добирати найбільш влучні Прикметники під час складання твору. Розвивати зв’язне мовлення мислення, спостережливість. Удосконалювати чітко і повним реченням відповідати на запитання. Збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до природи.
84006. Розвиток зв’язного мовлення. Твір «Моє місто» 133.5 KB
  Мета. Хід уроку Організація класу Актуалізація опорних знань Слово вчителя Діти послухайте вірш Моє місто Умань стародавнє. Яке місто названо у вірші З якої букви потрібно писати це слово На каліграфічній хвилинці повторимо правила написання букв У у букво сполучення із даними буквами.
84007. Навчальний переказ у формі прес-конференції 153.5 KB
  Мета: Вчити дітей передавати послідовно зміст зв’язного тексту. Розширити і збагатити знання учнів про сову, осмислити значення цієї пташки. Розвивати уяву, фантазію, спостережливість. Виховувати бережне ставлення до природи. Засобом рольової гри та нестандартним підходом...
84008. Общая характеристика эволюции управленческой мысли 19.83 KB
  Первобытно общинный рабовладельческий феодальный периоды. Индустриальный период. Период систематизации научно практических знаний. период связан с бурным развитием промышленности научные открытия и изобретения на фоне буржуазных революций.
84009. Школа научного управления и ее современные последователи 17.67 KB
  В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента. Следовательно школа научного...
84010. Теоретические воззрения Тейлора, «тейлоризм» 22.05 KB
  Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека а эффективностью деятельности организации что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах Управление циклом 1903 и Принципы научного менеджмента 1911 Ф.