34808

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода

Доклад

Логика и философия

Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Русский

2013-09-08

29.5 KB

9 чел.

Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода.

Сущность и особенности философии И. Канта

Философия Канта — вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода- докритиче-ский и критический. Первый период охватывает 1746-1760 гг., второй начинается с 1770 г. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. Выдающийся трактат этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности, что означает отказ от идеи первотолчка, хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.

Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта—Лапласа, который независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.

Основные положения критического периода изложены Кантом в следующих произведениях: «Критика чистого разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

«Критика» у Канта — это, во-первых, критическое рассмотрение догматизма (рационалистическая метафизика от Декарта до Лейбница), во-вторых, критическое исследование познавательных способностей человека.

Кант совершил революцию в философии наподобие той, что совершил Коперник во взглядах на мироздание. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. По Канту, мы можем познать только то, что сами создали. Тем самым преодолевается впервые онтологическое обоснование теории познания, т.е. соответствие познания познаваемой субстанции.

Суть переворота в способе мышления Кант формулирует в предисловии ко второму изданию «Критика чистого разума». До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширило бы наше знание о них. Не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предложения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны. Кант имеет в виду знание, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Речь идет о способности получать и обрабатывать впечатления от восприятия вещей внешнего мира.

Основной вывод Канта — рассудок диктует законы природе. Под природой Кант понимал связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам, и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы. Кант различает феномены и наумены: под феноменом Кант подразумевает явления; под науменом — не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.

Кант, Иммануил (1724—1804), немецкий ученый и философ. Утверждал, что любое философское исследование должно базироваться на критическом исследовании познавательных способностей человека и пределов знания, то есть на гносеологии, которая должна предшествовать разработке непосредственно философской проблематики — онтологии, философии морали и т. д. Считал необходимым дополнить опытное познание формально-логическим или априорным моментом, который придает ему вид научного, то есть всеобщего и необходимого, знания. Исследовал возможность создания априорных синтетических суждений, то есть суждений, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости. Согласно позиции Канта, такие суждения не могут быть получены из опыта, а только — из чистого разума, априори. Именно априорные формы — пространство и время — придают, по Канту, объективную значимость идеальным конструкциям. Исследовал общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм — чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок(трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). Разработал концепцию чистых понятий рассудка или категорий. Вычленил 12 таких категорий и объединил их в 4 класса: количества, качества, отношения и модальности. В целом кантовская система философии концентрируется вокруг теории познания, при этом анализируется не предмет познания, а специфическая закономерность самого познания. В сфере этики опирался на концепцию долга и сформулировал так называемый категорический императив. Согласно Канту, прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, только своей чистой формой. Прекрасное у Канта во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана. В своей философии истории следовал традиционным просветительским идеям. Источником исторического движения человечества являются естественные потребности людей и конфликты между ними; его целью — всеобщее правовое гражданское общество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79917. Рідна школа, рідна сім’я – тут зростає доля моя… 473 KB
  Посібник містить тести для батьків, які допомагають діагностувати проблеми сімей, виявити характер стосунків, взаєморозуміння між членами родини, дає практичні рекомендації щодо підготовки дитини до школи, кращої її адаптації.
79918. Сценарій виховного заходу «Школа – країна дивовижних мрій» 67 KB
  У школі сьогодні свято Зібралось гостей багато. Розмова дітей А моя мама вчилася в нашій школі. І моя мама працює у нашій школі вчителем. А мій тато шахтар а мій водій а мій програміст Вчитель: Діти тихо тихо Так і є багато ваших батьків вчилися в нашій школі а тепер вони стали дорослі стали батьками...
79919. Страна превратится в пустыню, если семья не станет святыней 45 KB
  Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
79920. КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: «СЕМЬЯ — КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ» 36.5 KB
  А что же должно быть между двумя молодыми людьми чтобы они захотели создать семью Правильно любовь А что же такое любовь Лично для меня любовь это любовь к моим родителям их я люблю дочерней любовью. Это любовь к моим детям их я люблю материнской любовью. Это любовь к моему мужу его я люблю женской любовью.
79921. Вивчення проблеми сенсу буття та призначення людини на Землі за творами Річарда Баха «Чайка Джонатан Лівінгстон» та Пауло Коельо «Алхімік» 185.5 KB
  Ніколи людині не було байдужим питання про сутність її призначення, місію на Землі. Пошук істини виправдовував зміст життя, приводив до відкриттів, які окриляли, запевняли: не дарма, не дарма... Складався досвід, життєстверджуючий, ґрунтовний. Здавалось би, повтори, доповни своїм.
79922. Гра «Щасливий випадок» 46 KB
  Мета: Показати учням красу та багатство української мови, викликати навички бажання вивчати її, збагачувати її, збагачувати свій словниковий запас; розвивати навички виразного читання, усне мовлення учнів, кмітливість. Виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини, свого народу, рідної мови
79923. Початкова школо, прощавай! 60 KB
  Свято відбувається у шкільній залі. Учні четвертих класів вишикувались біля актової зали. Звучить запис фанфар. На середину зали вибігають глашатаї: 1-й глашатай: Слухайте! Слухайте! 2-й глашатай: І не кажіть, що ви не чули! 1-й глашатай: І не кажіть, що ви не бачили!
79924. Обряд щедрування «Маланка та Василь» 57 KB
  Ознайомити школярів з культурною спадщиною рідного краю, традиціями, звичками, обрядами. Формувати пізнавальний інтерес учнів. Сприяти розвиткові творчих здібностей дітей, бажанню примножувати родинні традиції. Виховувати любов до народної творчості, прагнення вивчати й зберігати народні скарби...