34810

Антропологический материализхм Фейербаха

Доклад

Логика и философия

Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.

Русский

2013-09-08

31 KB

2 чел.

Антропологический материализхм Фейербаха

Метафизический материализм Л. Фейербаха

Фейербах - последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода, которые были идеалистами, Фейербах — материалист. Он подверг критике идеализм Канта, Гегеля и возродил традиции материализма XVIII в. Критику религии он считал делом всей своей жизни. Самая известная книга — «Сущность христианства»

Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности, то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека. Вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Во главу философии Фейербах поставил антропологический принцип. Он означает антропологическое объяснение бытия и мышления (познания и сознания), когда в основу кладется человек, его сущность Философия должна быть антропологичной.т е. являться учением о человеке. Сущность человека — это прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью. Речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе индивида (абстрактное понимание).

Антропологическое понимание сущности религии (атеизм Фейербаха): в религии превратным образом выражен человек — Бог есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего он зависит реально или хотя бы в воображении.

Сущность религии — человеческое сердце. Оно стремится верить, любить. Этим и отличается от рассудка, трезвого и холодного. Человек верит в богов потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть.

Образ Бога — это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека, ему приписывают самостоятельное существование.

Истинная религия — это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Любовь человека к человеку, в особенности плотская любовь — религиозное чувство.

Основная черта антропологического метода — сведение сверхъестественного к естественному, фантастического — к реальному, сверхчувственного — к чувственному.

Материалистическое понимание природы—это основа философской антропологии Фейербаха. Природа — единственная и высшая реальность, а человек — высший продукт природы, ее выражение, завершение. В лице человека природа ощущает, созерцает себя, мыслит о себе. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы.

Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» — обозначение одного и того же. Многообразие явлений природы не может быть сведено к какой-то общей, однородной первоматерии. Природа вечна во времени и бесконечна в пространстве. Пространство и время — основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также времени или пространства вне природы.

В действительности нет ничего потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. Научное представление о всеобщности пространства предполагает чувственное восприятие места, занимаемого телом. Все это опровергает учение Канта об априорности времени и пространства и всякой всеобщности вообще.

Фейербах отстаивает неразрывную связь материи и движения, всеобщность движения. Он говорит также о развитии: «Земля не всегда была такой, какова она в настоящее время; скорее, она достигла своего теперешнего состояния в результате развития и ряда революций». Все живое возникло из неживого. Это, однако, не дает оснований для отрицания качественного своеобразия жизни. Органическая материя — высшая форма материи. Иногда Фейербах называет свое учение органицизмом.

Понимание жизни как высшей формы бытия направлено главным образом против вульгарного материализма t фактическое отрицание существования сознания). Фейербах избегал слова «материализм», выступая против сведения мышления к бытию, а также и против сведения всех форм движения материи к механическому

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы. Многообразие ощущений обусловлено многообразием природы. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Сенсуализм. Философия должна исходить из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием, с эмпирическими науками, которые исходят прежде всего именно из чувственных данных.

Сущность человека состоит в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикуя идеализм, Фейербах подчеркивает, что он безосновательно отвлекается от чувственных данных, следовательно, от действительных предметов, воспринимаемых органами чувств. Реальный

мир есть чувственно воспринимаемая действительность. Лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание.

Этика. Эволюционизм — учение о том, что цель человеческой жизни — счастье. Фейербах исходит из единства и взаимосвязи «я» и «ты». Главное для него — это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью — движущая сила человеческой воли. Оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, т.к. «я» не может существовать и быть счастливым без «ты». Это стремление — не эгоистическое чувство, т.к. оно невозможно без единения с другим.

Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Подобно французским материалисгам XVIII в., Фейербах полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, совпадает с общественным интересом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...
82121. О здоровом образе жизни 75.5 KB
  Баба готовит колобок имитируя движениями рук процесс замешивания теста. Ведущий: По сусекам помела Горсти две муки нашла Соль добавила песок Славный вышел колобок Пышный да румяный Баба: Погоди ка дед чуток Пусть остынет колобок Ведущий: Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: Убегу Разомнусь немножко.
82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...