34810

Антропологический материализхм Фейербаха

Доклад

Логика и философия

Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.

Русский

2013-09-08

31 KB

2 чел.

Антропологический материализхм Фейербаха

Метафизический материализм Л. Фейербаха

Фейербах - последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода, которые были идеалистами, Фейербах — материалист. Он подверг критике идеализм Канта, Гегеля и возродил традиции материализма XVIII в. Критику религии он считал делом всей своей жизни. Самая известная книга — «Сущность христианства»

Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности, то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека. Вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Во главу философии Фейербах поставил антропологический принцип. Он означает антропологическое объяснение бытия и мышления (познания и сознания), когда в основу кладется человек, его сущность Философия должна быть антропологичной.т е. являться учением о человеке. Сущность человека — это прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью. Речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе индивида (абстрактное понимание).

Антропологическое понимание сущности религии (атеизм Фейербаха): в религии превратным образом выражен человек — Бог есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего он зависит реально или хотя бы в воображении.

Сущность религии — человеческое сердце. Оно стремится верить, любить. Этим и отличается от рассудка, трезвого и холодного. Человек верит в богов потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть.

Образ Бога — это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека, ему приписывают самостоятельное существование.

Истинная религия — это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Любовь человека к человеку, в особенности плотская любовь — религиозное чувство.

Основная черта антропологического метода — сведение сверхъестественного к естественному, фантастического — к реальному, сверхчувственного — к чувственному.

Материалистическое понимание природы—это основа философской антропологии Фейербаха. Природа — единственная и высшая реальность, а человек — высший продукт природы, ее выражение, завершение. В лице человека природа ощущает, созерцает себя, мыслит о себе. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы.

Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» — обозначение одного и того же. Многообразие явлений природы не может быть сведено к какой-то общей, однородной первоматерии. Природа вечна во времени и бесконечна в пространстве. Пространство и время — основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также времени или пространства вне природы.

В действительности нет ничего потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. Научное представление о всеобщности пространства предполагает чувственное восприятие места, занимаемого телом. Все это опровергает учение Канта об априорности времени и пространства и всякой всеобщности вообще.

Фейербах отстаивает неразрывную связь материи и движения, всеобщность движения. Он говорит также о развитии: «Земля не всегда была такой, какова она в настоящее время; скорее, она достигла своего теперешнего состояния в результате развития и ряда революций». Все живое возникло из неживого. Это, однако, не дает оснований для отрицания качественного своеобразия жизни. Органическая материя — высшая форма материи. Иногда Фейербах называет свое учение органицизмом.

Понимание жизни как высшей формы бытия направлено главным образом против вульгарного материализма t фактическое отрицание существования сознания). Фейербах избегал слова «материализм», выступая против сведения мышления к бытию, а также и против сведения всех форм движения материи к механическому

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы. Многообразие ощущений обусловлено многообразием природы. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Сенсуализм. Философия должна исходить из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием, с эмпирическими науками, которые исходят прежде всего именно из чувственных данных.

Сущность человека состоит в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикуя идеализм, Фейербах подчеркивает, что он безосновательно отвлекается от чувственных данных, следовательно, от действительных предметов, воспринимаемых органами чувств. Реальный

мир есть чувственно воспринимаемая действительность. Лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание.

Этика. Эволюционизм — учение о том, что цель человеческой жизни — счастье. Фейербах исходит из единства и взаимосвязи «я» и «ты». Главное для него — это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью — движущая сила человеческой воли. Оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, т.к. «я» не может существовать и быть счастливым без «ты». Это стремление — не эгоистическое чувство, т.к. оно невозможно без единения с другим.

Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Подобно французским материалисгам XVIII в., Фейербах полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, совпадает с общественным интересом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79878. Интерфейсные устройства 51.5 KB
  Параллельный периферийный адаптер ППА К580ВВ55 ППА является программируемым интерфейсным модулем.42 ППА В ППА К580ВВ55 программируется направление обмена информацией по каждому из каналов А В С;режим обмена информацией и возможность обмена с прерываниями по каналам А и В. Управляющие сигналы: Таблица 4 А1 А0 адрес канала по которому осуществляется обмен; выбирается из таблицы; Чт используется для передачи информации из внешнего устройства в МП; Зп используется для передачи информации из МП во внешнее устройство; ВК выбор...
79879. РЕГУЛИРОВКИ В РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЕ 470.5 KB
  Автоматическая регулировка усиления АРУ ВАРУ временная автоматическая регулировка усиления БАРУ быстродействующая АРУ поддерживают выбранные показатели РЭА на требуемом уровне. Рассмотрим типовые схемы усилителей с автоматической регулировкой усилений АРУ. Схемы усилителя переменного напряжения с АРУ Усилители с дискретно регулируемым коэффициентом передачи. Схема усилителя с дискретно регулируемым коэффициентом передачи АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА УСИЛЕНИЯ Принцип действия и виды АРУ.
79880. Схемы специальных усилителей на ОУ 271 KB
  Напряжение на нагрузке Rн включенной в цепь ООС усилителя показана схема усилителя в котором нагрузка включена между выходами инвертирующего и неинвертирующего усилителей. Схема модифицированного двухканального усилителя показана модифицированная схема усилителя в котором дифференциальный усилитель выполнен на транзисторах V1 и V2.
79881. Логические функции и логические элементы. Представление информации физическими сигналами 2.73 MB
  Логические переменные хорошо описывают состояния таких объектов, как реле, тумблеры, кнопки, т.е. объектов, которые могут находиться в двух четко различимых состояниях...
79882. Типовые комбинационные устройства 2.34 MB
  В комбинационных схемах (КС) совокупность выходных сигналов в любой момент времени однозначно определяется входными сигналами, поступающими на входы в тот же момент времени. Закон функционирования КС определен, если задано соответствие между входными и выходными сигналами в виде таблицы
79883. Арифметические устройства 1.81 MB
  Примерами простейших конечных ЦА являются триггеры. Триггеры 4.1 RSтриггер Триггером Т называют логическую схему с положительной обратной связью имеющую два устойчивых состояния которые называются единичным и нулевым и обозначаются 1 и 0. Перевод триггера в единичное состояние путем воздействия на его входы называют установкой set триггера а устанавливающий сигнал и вход на который он воздействует обозначают S от set.