34810

Антропологический материализхм Фейербаха

Доклад

Логика и философия

Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.

Русский

2013-09-08

31 KB

2 чел.

Антропологический материализхм Фейербаха

Метафизический материализм Л. Фейербаха

Фейербах - последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода, которые были идеалистами, Фейербах — материалист. Он подверг критике идеализм Канта, Гегеля и возродил традиции материализма XVIII в. Критику религии он считал делом всей своей жизни. Самая известная книга — «Сущность христианства»

Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности, то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека. Вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Во главу философии Фейербах поставил антропологический принцип. Он означает антропологическое объяснение бытия и мышления (познания и сознания), когда в основу кладется человек, его сущность Философия должна быть антропологичной.т е. являться учением о человеке. Сущность человека — это прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью. Речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе индивида (абстрактное понимание).

Антропологическое понимание сущности религии (атеизм Фейербаха): в религии превратным образом выражен человек — Бог есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего он зависит реально или хотя бы в воображении.

Сущность религии — человеческое сердце. Оно стремится верить, любить. Этим и отличается от рассудка, трезвого и холодного. Человек верит в богов потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть.

Образ Бога — это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека, ему приписывают самостоятельное существование.

Истинная религия — это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Любовь человека к человеку, в особенности плотская любовь — религиозное чувство.

Основная черта антропологического метода — сведение сверхъестественного к естественному, фантастического — к реальному, сверхчувственного — к чувственному.

Материалистическое понимание природы—это основа философской антропологии Фейербаха. Природа — единственная и высшая реальность, а человек — высший продукт природы, ее выражение, завершение. В лице человека природа ощущает, созерцает себя, мыслит о себе. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы.

Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» — обозначение одного и того же. Многообразие явлений природы не может быть сведено к какой-то общей, однородной первоматерии. Природа вечна во времени и бесконечна в пространстве. Пространство и время — основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также времени или пространства вне природы.

В действительности нет ничего потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. Научное представление о всеобщности пространства предполагает чувственное восприятие места, занимаемого телом. Все это опровергает учение Канта об априорности времени и пространства и всякой всеобщности вообще.

Фейербах отстаивает неразрывную связь материи и движения, всеобщность движения. Он говорит также о развитии: «Земля не всегда была такой, какова она в настоящее время; скорее, она достигла своего теперешнего состояния в результате развития и ряда революций». Все живое возникло из неживого. Это, однако, не дает оснований для отрицания качественного своеобразия жизни. Органическая материя — высшая форма материи. Иногда Фейербах называет свое учение органицизмом.

Понимание жизни как высшей формы бытия направлено главным образом против вульгарного материализма t фактическое отрицание существования сознания). Фейербах избегал слова «материализм», выступая против сведения мышления к бытию, а также и против сведения всех форм движения материи к механическому

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы. Многообразие ощущений обусловлено многообразием природы. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Сенсуализм. Философия должна исходить из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием, с эмпирическими науками, которые исходят прежде всего именно из чувственных данных.

Сущность человека состоит в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикуя идеализм, Фейербах подчеркивает, что он безосновательно отвлекается от чувственных данных, следовательно, от действительных предметов, воспринимаемых органами чувств. Реальный

мир есть чувственно воспринимаемая действительность. Лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание.

Этика. Эволюционизм — учение о том, что цель человеческой жизни — счастье. Фейербах исходит из единства и взаимосвязи «я» и «ты». Главное для него — это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью — движущая сила человеческой воли. Оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, т.к. «я» не может существовать и быть счастливым без «ты». Это стремление — не эгоистическое чувство, т.к. оно невозможно без единения с другим.

Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Подобно французским материалисгам XVIII в., Фейербах полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, совпадает с общественным интересом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8839. Економічне мислення 140.5 KB
  Економічне мислення Сучасна дійсність висуває високі вимоги до підготовки студентів, майбутніх фахівців-економістів. Організація навчання та подальшої роботи в нових соціально-економічних умовах вимагає опори на науково-обґрунтований, а не емпірични...
8840. Економічний розвиток. Типи та моделі економічного розвитку 202 KB
  Економічний розвиток. Типи та моделі економічного розвитку. Сталий економічний розвиток. Цивілізаційний вимір економічного розвитку 1. Типи та моделі економічного розвитку Характеристика типів і моделей економічного розвитку вимагає, на...
8841. Економічні потреби та інтереси 126.5 KB
  Економічні потреби та інтереси. Центральною ланкою, головним субєктом економічних відносин суспільства є людина з її потребами та інтересами. Без людини немає економіки, так само як і життя сучасної людини неможливо уявити поза економічними ін...
8842. Економічна діяльність. Сутність та види економічної діяльності 139 KB
  Економічна діяльність. Сутність та види економічної діяльності Однією з головних відмінностей людини від тварин є його відносини з природою: якщо тварина є елементом живої природи, який пристосовується до умов навколишнього середовища, то людина не ...
8843. Энергоаудит. Цели и задачи энергоаудита 66.5 KB
  Энергоаудит. Цели и задачи энергоаудита. Цели. Грамотное и бережное использование энергоресурсов. Изучение проблем эффективного использования энергоресурсов на объектах промышленности и ЖКХ. Задачи. Ознакомление с потенциалом энергосбережен...
8844. Метрология, сертификация и стандартизация 82.5 KB
  Введение. Анализируя эту триаду можно сделать вывод: 1. Стандартизация - разрабатывает стандарты которые устанавливают основные потребительские свойства товара. Над стандартом работают госпредприятия, фирмы и Научно-исследовательские Институты по на...
8845. Релейная защита (РЗ) Назначение релейной защиты 1.57 MB
  Релейная защита (РЗ) Назначение релейной защиты Релейная защита - это часть электрической автоматики, предназначенная для выявления и автоматического отключения поврежденного электрооборудования. Некоторые устройства релейной защиты предназначе...
8846. Организация. Основные характеристики организации 60 KB
  Организация Организация делятся на: взаимоотношение полномочии - связь между высшим руководством и низовым уровнем управления. Деление организации на подразделения в соответствии с целями и задачами бух, производство. Структура управления...
8847. Менеджмент. Менеджмент в условиях рынка. 79 KB
  Менеджмент. Менеджмент означает управление предприятием в условиях рыночной экономики. В менеджменте потребитель ставится в начало производственного цикла. Необходимо сначала узнать нужды и потребности потребителей и лишь затем создавать товар, как...