34810

Антропологический материализхм Фейербаха

Доклад

Логика и философия

Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.

Русский

2013-09-08

31 KB

2 чел.

Антропологический материализхм Фейербаха

Метафизический материализм Л. Фейербаха

Фейербах - последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода, которые были идеалистами, Фейербах — материалист. Он подверг критике идеализм Канта, Гегеля и возродил традиции материализма XVIII в. Критику религии он считал делом всей своей жизни. Самая известная книга — «Сущность христианства»

Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности, то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека. Вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Во главу философии Фейербах поставил антропологический принцип. Он означает антропологическое объяснение бытия и мышления (познания и сознания), когда в основу кладется человек, его сущность Философия должна быть антропологичной.т е. являться учением о человеке. Сущность человека — это прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью. Речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе индивида (абстрактное понимание).

Антропологическое понимание сущности религии (атеизм Фейербаха): в религии превратным образом выражен человек — Бог есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего он зависит реально или хотя бы в воображении.

Сущность религии — человеческое сердце. Оно стремится верить, любить. Этим и отличается от рассудка, трезвого и холодного. Человек верит в богов потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть.

Образ Бога — это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека, ему приписывают самостоятельное существование.

Истинная религия — это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Любовь человека к человеку, в особенности плотская любовь — религиозное чувство.

Основная черта антропологического метода — сведение сверхъестественного к естественному, фантастического — к реальному, сверхчувственного — к чувственному.

Материалистическое понимание природы—это основа философской антропологии Фейербаха. Природа — единственная и высшая реальность, а человек — высший продукт природы, ее выражение, завершение. В лице человека природа ощущает, созерцает себя, мыслит о себе. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы.

Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» — обозначение одного и того же. Многообразие явлений природы не может быть сведено к какой-то общей, однородной первоматерии. Природа вечна во времени и бесконечна в пространстве. Пространство и время — основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также времени или пространства вне природы.

В действительности нет ничего потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. Научное представление о всеобщности пространства предполагает чувственное восприятие места, занимаемого телом. Все это опровергает учение Канта об априорности времени и пространства и всякой всеобщности вообще.

Фейербах отстаивает неразрывную связь материи и движения, всеобщность движения. Он говорит также о развитии: «Земля не всегда была такой, какова она в настоящее время; скорее, она достигла своего теперешнего состояния в результате развития и ряда революций». Все живое возникло из неживого. Это, однако, не дает оснований для отрицания качественного своеобразия жизни. Органическая материя — высшая форма материи. Иногда Фейербах называет свое учение органицизмом.

Понимание жизни как высшей формы бытия направлено главным образом против вульгарного материализма t фактическое отрицание существования сознания). Фейербах избегал слова «материализм», выступая против сведения мышления к бытию, а также и против сведения всех форм движения материи к механическому

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы. Многообразие ощущений обусловлено многообразием природы. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Сенсуализм. Философия должна исходить из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием, с эмпирическими науками, которые исходят прежде всего именно из чувственных данных.

Сущность человека состоит в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикуя идеализм, Фейербах подчеркивает, что он безосновательно отвлекается от чувственных данных, следовательно, от действительных предметов, воспринимаемых органами чувств. Реальный

мир есть чувственно воспринимаемая действительность. Лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание.

Этика. Эволюционизм — учение о том, что цель человеческой жизни — счастье. Фейербах исходит из единства и взаимосвязи «я» и «ты». Главное для него — это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью — движущая сила человеческой воли. Оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, т.к. «я» не может существовать и быть счастливым без «ты». Это стремление — не эгоистическое чувство, т.к. оно невозможно без единения с другим.

Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Подобно французским материалисгам XVIII в., Фейербах полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, совпадает с общественным интересом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21564. Понятие мирового хозяйства. Международное разделение труда 139 KB
  Обычно эти страны имеют много общих черт как в плане экономического развития так и в институциональном и структурном плане. Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к первому второму или третьему миру. Страны первого мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами.
21565. Структура мирового хозяйства. Мировая экономика 303 KB
  Одной их центральных проблем изучаемых современной наукой является проблема обеспечения населения земного шара и отдельных стран необходимыми природными ресурсами в настоящее время в ближайшей и отдаленной перспективе. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография. Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран регионов в мировом хозяйстве в целом. Две тысячи лет назад на Земле проживало более 200 миллионов человек но и тогда большая часть...
21566. Международная экономическая интеграция. Отношения ЕС и России 46 KB
  Трех организаций: Европейского объединения угля и сталиЕОУС;Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.; Европейского экономического сообществаЕЭС; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г.; Европейского сообщества по атомной энергииЕвратом; договор вступил в силу с1958 г. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: Европейская Комиссия Совет министров Европейский Парламент Суд Счетная палата Кроме этого главы государств и правительств и...
21567. Международная миграция рабочей силы 124.5 KB
  Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
21568. Жизненный цикл: эпигенез идентичности 34.25 KB
  [10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...
21569. Проблема психического развития ребенка 19.9 KB
  Ключевые слова: Психические процессы Ведущий тип деятельности Стадия Психофизиологических функциях .в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка может быть правильно понята и ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность ребенка на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику его...
21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...
21572. Комплексная характеристика развития игры 50.5 KB
  Комплексная характеристика развития игры . Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: вопервых при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; вовторых раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве в формировании этой важнейшей деятельности ребенка [9;202] Структура игр претерпевает также большие изменения: от бессюжетных состоящих из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов у детей трехчетырех лет они превращаются в игры с...