34812

Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель)

Доклад

Логика и философия

Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...

Русский

2013-09-08

32 KB

35 чел.

Принцип "соблюдения долга" (деонтологическая модель)

Нравственная безупречность - в смысле соответствия поведения врача определенным этическим нормативам - составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или "деонтологическая модель"

Термин "деонтология" (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Н.Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику - которая в России была "отменена" после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Но от этой связи никуда не уйти. Истоки представлений о "должном" находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно постоянное соизмерение, соблюдение себя с "должным" и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам.

Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность "должных" правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером этой модели может служить хирургическая деонтология, Н.Н. Петров в работе "Вопросы хирургической деонтологии" выделял следующие правила:

  •  "хирургия для больных, а не больные для хирургии";
  •  "делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека";
  •  "для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после";
  •  "идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного";
  •  "информирование больного", которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

Симптоматично, что с точки зрения Н.Н. Петрова "информирование" должно включать не столько "адекватную информацию", сколько внушение "о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции" [1].

Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации. Они таковы:

  •  интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  •  интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  •  вопрос об интимных отношениях между доктором и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  •  врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами" [2].

Характер этих рекомендаций достаточно жесткий. Очевидно, что их нарушение может повлечь за собой определенные дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.

Принцип "соблюдения долга" - основной для деонтологической модели. "Соблюдать долг" - это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип "соблюдения долга" не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в том числе аргументы от "приятного и неприятного," "полезного и бесполезного" и т.п. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным, основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию "долга", то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы "точно сформулированных правил поведения" разработаны практически для каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по медицинской деонтологии периода 60-80-х годов представляют собой перечень и характеристику этих правил практически по всем медицинским областям.

Деонтологическая этика


Этические теории, которые считают, что моральная правильность или неправильность поступка зависит от его внутренних качеств, а не от природы его последствий (как это утверждается в консеквенциализме). Деонтологическая этика считает, что, по крайней мере, некоторые поступки являются морально неправильными сами по себе (напр., ложь, невыполнение обещаний, наказание невиновного, убийство). Такая позиция часто находит выражение в лозунгах типа «Долг ради самого долга». Деонтологические теории часто формулировались таким образом, что правильность поступка определялась его соответствием моральному правилу или требованию, например: «Не давай ложных показаний». Самым значительным примером деонтологической этики является этика Иммануила Канта. категорический императив.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.
85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно пов’язаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...
85469. Щоб збулося все нівроку — з новим щастям, з Новим роком! 57 KB
  Мета: поповнити, систематизувати знання дітей про народні свята зимового циклу (Святвечір, Різдво, Святого Василя); ознайомити зі звичаями і обрядами, пов’язаними з цими святами; розвивати акторські здібності учнів, формувати естетичний смак; виховувати любов і пошану до традицій українського народу.
85470. Вправи на закріплення таблиці множення числа 5. Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів 79.5 KB
  Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів. Закріплювати знання табличного множення числа 5; удосконалювати обчислювальні навички вміння розв’язувати задачі на збільшення та зменшення числа в кілька разів; розвивати логічне мислення; формувати вміння давати оцінку своїм знанням...
85472. Характери та емоції 71 KB
  Вислови про добро дружбу працелюбність; штучні дерева; ялинка прикрашена надписами Ставлення до людей Ставлення до справи Ставлення до себе Ставлення до власності; новорічні іграшки кольоровий картон; паперові сніжинки словник про риси характеру; аркуш на якому написані людські емоції...
85473. Организация проектной деятельности в начальной школе 202 KB
  Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.