34814

Особенности становления русской философии. Славянофилы и западники

Доклад

Логика и философия

Возникновение русской философии Термин философия или любомудрие начинает встречаться в церковных поучениях и светских рукописных книгах в XI XII вв В XIXV вв. Исторические формы русской философии возникали и существовали внутри крупных эпох развития русской культуры с XI по XIX в. начало формирования русской философии эволюция древнерусской мудрости.

Русский

2013-09-08

53 KB

12 чел.

Особенности становления русской философии. Славянофилы и западники

1. Возникновение русской философии

Термин «философия», или «любомудрие», начинает встречаться в церковных поучениях и светских рукописных книгах в XI—XII вв, В XI-XV вв. в России были хорошо известны труды Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура, Гомера, Гиппократа, сочинения византийских мыслителей, а также многие философские труды средневековых мыслителей Западной Европы.

Философия в тот период не отделялась еще от других отраслей знания и сливалась с религиозным учением. Философские вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе, проблемы психологии и морали рассматривались в проповедях, поучениях и молениях, где эти вопросы и проблемы переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.

Исторические формы русской философии возникали и существовали внутри крупных эпох развития русской культуры с XI по XIX в. включительно. Выделяют следующие эпохи:

1) первая эпоха — XI-XVII вв.;

2) вторая эпоха — конец XVII — первая четверть XIX вв.; 31 третья эпоха — вторая четверть XIX в. — начало XX в.

Первый период — XI -XVII вв. — начало формирования русской философии, эволюция древнерусской мудрости. Типологически это эпоха Средневековья. Этот период делится на подпериоды: I) древнерусский (культура Киевской, или домонгольской, Руси) —

XI-XIIbb.; средневеково-русский (культура государства Московского! —-XIV-XVIIbb.

С момента крещения (988 г.) древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии, т.к. в Древней Руси был выработан византийский вариант христианства. В отличие от византийской философии, в которой преобладали неоплатонические тенденции, особенностью русской мысли являлась ее нравственная направленность.

Первым древнерусским философом считается киевский митрополит Илларион (XI в.). В своем произведении «Слово о законе и благодати» он рассмотрел метод как символическое толкование Ветхого Завета Библии. Построил богословско-символическую концепцию, которая обосновала включенность русской земли в общемировой процесс торжества Божественного «света» над «тьмой язычества»

Лейтмотив—призыв к объединению восточно-славянских народов в единое государство, прославление Русской земли. «Слово» осуждает теорию богоизбранности греческого народа, порицает византийские притязания на Русь.

«Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.) — этический кодекс поведения мирян, свод практической философии. В «Поучении» доказывалось, что человеку надо уповать на Бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут наказаны Богом. (Поучение» призывало избегать зла, лести, пьянства, лени, убеждало говорить добро, иметь душу чистую, непорочную, язык воздержанный, ум смиренный, подавлять гнев, укрощать гордость, оказывая помощь вдовицам и убогим, сиротам. «Поучение» отрицательно относилось к затворничеству, монашеству, самоистязаниям. Призывало беспрестанно трудиться, совершенствовать знания. Праздная жизнь любого человека достигается «добрыми делами».

Особенностью практической философии Мономаха является слабая расчлененность этики, экономики и политики. В этом отразилась пронизанность древнерусской культуры традициями родового быта.

Основы домостроя во многом определяют этику лица в зависимости от позиции в семье (хозяин, управляющий, слуга, раб, старший — младший, муж — жена). Главный итог древнерусской философской мысли — выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлений: о мире как творении Бога; о человеческой истории как арене борьбы Божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе (бренное тело и бессмертная душа)

Особенности славянофильства

В 40-50-х гг. XIX в. идейные споры велись о будущих путях развития России. Западники ориентировались на европейские модели. Славянофилы выступали за самобытность России. Эта самобытность — в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа.

Славянофилы стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Начавшись в 40-е гг., эти споры продолжались вплоть до 80-х гг. XIX в. Различают «ранних» и «поздних» славянофилов и западников.

Виднейшие мыслители-славянофилы: Иван Васильевич Киреевский, Алексей Степанович Хомяков, Николай Яковлевич Данилевский.

И.В. Киреевский в своих работах «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» и «О необходимости и возможности новых начал для философии» ставит вопрос  замене немецкого типа философствования исконно русским на основе православного учения.

Западная образованность, по Киреевскому, переживает раздвоение духа. Он употребляет понятия «внешний» и «внутренний»

еловек Внутренний человек — это совокупность способностей человека: любви к Богу, помощи ближнему, ощущения вины, стыда, сострадания Внешний человек — совокупность социальных ролей, которые часто противоречат друг другу Это противоречие вызывает самоотчуждение, раздвоенность, противоречивость внутренней и внешней жизни человека. Внешний человек — продукт рационализма и индивидуализма европейского Просвещения.

Таким образом, для Киреевского характерно критическое отношение к западной образованности. Европеец — это зритель в театре: всему готов сочувствовать, лишьбы его физическая личность не страдала

Рациональность русской культуры — цельность и разумность Для нее характерно «стремление к цельности бытия внешнего и внутреннего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного». Человек — не отдельно существующая особь, он сопричастен, соприроден с другими людьми и миром

Киреевский критикует индивидуализм. Критика индивидуализма связывается с критикой рационализма. Рационализм — способ мышления, свойственный обществу, основанному на автономии личности Связи между людьми в таком обществе носят лишь «внешний» характер. Рационализм оправдывает такое общество, он ориентирован на расчет и эгоистические устремления.

Идея социального порядка—община, поскольку в ней совмещается «алчная самостоятельность с социальностью общего порядка», свободное подчинение отдельных личностей общечеловеческим ценностям.

Киреевский рассмотрел пути развития христианского мировоззрения. Направление философии зависит, но его мнению, от понятия о Пресвятой Троице. Религии следует вернуть права духовного лидера.

Киреевский положил начало цельной религиозной и христианской философии, которую потом стали развивать братья Трубецкие, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.

А.С Хомяков ввел в русскую философию понятие «соборность» —свободное единение на принципах любви. Соборность —особый род человеческой общности, подлинная социальность как ненасильственное единение, путь возрождения человечества.

Специфическая черта русского народа и его истории заключается в особом прообразе царства Божия. В распространении соборности на другие народы — великая миссия России. Хомяков видел а ней идеал общественного устройства. Но одновременно многое ценил в Западной Европе, она была для него страной «святых чудес».

В теории познания берет за основу Божью истину. Божья истина выходит за пределы логического постижения. Она — объект веры, хотя вера не противоречит логическому пониманию. Хомяков считал, что гармония веры и рассудка дает «всецелый разум»

Сам себя обосновывающий дух бессилен, он идет навстречу собственному разрушению, смерти. Разум и воля в моральном согласии с всеобъемлющим разумом составляют основание всего. Хомяков видит истинный критерий познания в церковном отношении, в любви

Фактически Хомяков является представителем философии религии. Церковь - органическое целое, тело, во главе которого стоит Иисус Христос. Человек обеспечивает многим людям свободу, которая возникает тогда, когда это единство покоится на самоотверженной и бескорыстной любви Свобода верующего возникает в силу того, что он находит в церкви самого себя, не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем.

Ключевой для Хомякова была проблема свободы. Он подчеркивал важность единства любви и свободы. Христианство —религия любви, что является источником свободы. Вся история человечества — драматическая борьба свободы и необходимости. Свобода гибнет там, где одна часть общества осуществляет насилие над другой или народ властвует над народом.

Таким образом, основные направления философии ранних славянофилов: философия религии, философия истории, гносеология. В области гносеологии истинным источником знания является вера. В области же социальной философии — это национально-романтическая идеализация старины.  К «поздним» славянофилам относятся Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н Леонтьев

Н.Я Данилевский прославился знаменитой книгой «Россия и Европа», в которой развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, всего их десять. Особо выделяется славянский тип как способный гармонически сочетать в себе все основные виды человеческой деятельности (религию, науку, политику. Экономику). Поэтому славянский тип - наиболее перспективный. Данилевский считал, что славянский тип полнее всего выражен в русском народе, и в связи с этим развивал идею мессианской функции России.

Непосредственными продолжателями славянофильской философии в 60-70-е гг XIX в. выступили почвенники. Они обратились к сфере интуитивно-художественного, «органического» (А. Григорьев) и рационально-подсознательного СФ.М. Достоевский). Почвенники представляли умеренное крыло славянофильства.

Ф.М Достоевский ставил перед собой задачу — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей «Почва» для Достоевского — это родственное соединение с русским народом. Фактически Достоевский явился предтечей экзистенциализма. Достоевский - - «тайиозритель человеческой души» Изучает человека в его свободе, в противоречиях свободы. Весь смысл и радость жизни для человека — в его свободе, в волевой свободе, в «своеволии» человека.

Достоевский встревожен распадом органические связей и отходом своевольной личности от среды, от традиции, от Бога. Перед ним стоит пугающий призрак духовного отщепенца - роковой образ скитальца, а не странника. Человек берется Достоевским как бы выпавшим из миропорядка. Это и было открытием сферы подсознательного.

Достоевский до всякого психоанализа показал неправомерность «просвещенческого» мифа о человеке как существе преимущественно разумном; он показал, насколько сильны в нем разрушительные, демонические силы подсознания.

Однако Достоевский не растворяет человеческую личность в стихийно-хаотических силах подсознания. Человек, хотя и одержим  темными силами, остается личностью, морально ответственной за всякое свое сознательное или даже бессознательное проявление.

Главная тема — нравственное самосовершенствование человека.

Достоевский знал силу зла в мире. Источник зла — не только м чувственных соблазнах и эгоизме, но в неправедной одержимо-С1н духа. Предостерегал против морали, оторванной от религии. Любовь к человечеству, лишенная нравственно-религиозных корней, легко переходит в презрение или равнодушие к тому же человечеству, а особенно к конкретному человеку.

Поисками религии занимался и Л.Н. Толстой. Для него на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме — «толстовство».

2. Философия западничества

В полемике со славянофильством складывалась русская «философия индивидуальности». Представители этой линии — западничества — ориентировались на:

1) западно-европейскую цивилизацию;

2) критику православия;

I) акцентирование личностного начала.

К ранним западникам относятся П.Я. Чаадаев, A.M. Герцен.

Истоки этой философии находим у Чаадаева, основное философское произведение которого — трактат «Философские письма»

Первое философское письмо (всего восемь) опубликовано в 1836 г И отношении России Чаадаев высказывался критически, полагая, по, одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили ого, не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих.

Превозносил Западную Европу. Там идеи долга, справедливости, права, порядка входят необходимым элементом в социальный уклад. Чаадаев видел в католической церкви, господствующей на западе, поборницу просвещения и свободы. Одновременно Чаадаев критиковал крепостное право в России.

А.И. Герцен воспринял философию Гегеля как последнее слово науки. Его философские произведения: «Дилетантизм в науке»(1843), «Письма об изучении природы» (1845-1846), «Письма сыну» (1876) пронизаны идеей диалектики. В них Герцен развивал, рационалистические аспекты диалектики. Основной является идея единства. Подчеркивается единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии.

В политической области главной является идея достижения общества без насилия. Российское будущее связывается с идеалами социализма. Герцен — один из родоначальников русского народничества. В статье «К старому товарищу» (1869), адресованной М. Бакунину, он писал, что не верит в прежние революционные пут» и рекомендует постепенность в общественном развитии, выступает против крайностей революционного нигилизма, призывов к немедленному свержению государства, к бунту.

«Поздние» западники: Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин,Д.И. Писарев, И.М. Сеченов.

С начала 60-х гг. XX в. на смену философии Гегеля приходи философия Фейербаха. Большинства западников были атеистами;' они тяготели к науке, утверждали идею единства естествознани и философии.

Взгляды Н.Г. Чернышевского формировались под воздействие: идей французских материалистов XVIII в. Однако особое влияние оказала философия Фейербаха. Основные произведения по философии: «Эстетическое отношение искусства к действительности (1855); «Антропологический принцип в философии» (1860); «Характер человеческого знания» (1855). По своей сути Чернышевски является антропоцентристом, материалистом и атеистом.

Он продолжает традиции, идущие от А.Н. Радищева; создает материалистическую философско-антропологическую концепцию человека (как и Фейербах). Однако он развивает Фейербаха. Если для Фейербаха человек — только природное существо, то Чернышевский выходит за пределы биологической природы человека обнаруживает в ней качества, идущие от социальной среды. Он дополняет философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом.

Чернышевский ставит перед своей антропологией практический вопрос о таком преобразовании общественных отношений, которое способствовало бы проявлению потребностей «человеческой натуры». Ответом является концепция «разумного эгоизма». Эгоизм — базисное свойство «природы человека». Однако оно ставится в жесткие общественные рамки: твое поведение должно быть настолько разумным и взвешенным, чтобы удовлетворение твоих личных, эгоистических потребностей гармонически сочеталось с интересами ближних, «человека вообще» и даже всего человечества. «Разумный эгоизм» — согласование поступков с внутренними убеждениями и рациональным выбором.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36128. Системне програмне забезпечення 506.5 KB
  Переміщаючі завантажувачі можуть помістити програму в будьяке вільне місце в памяті. Очевидно що в більшості випадків початкові дані потрапляють в оперативну память із зовнішніх пристроїв. Класифікація ресурсів При розробці перших систем ресурсами вважалися процесорний час память канали вводу виводу і периферійні пристрої. Відповідно доки здійснювався обмін даними між оперативною памяттю і зовнішніми пристроями процесор не міг виконувати обчислення.
36129. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ ЕКОЛОГІЧНА СТАНДАРТИЗАЦІЯ І СЕРТИФІКАЦІЯ для студентів 5 курс 130 KB
  Національні стандарти мають позначку абревіатуру ДСТУ – державний стандарт України. Міжнародні стандарти що введені в дію в Україні мають позначки ДСТУ ISO і ДСТУ EN. Розроблені державні стандарти України отримали абревіатуру – ДСТУ. З’явилися екологічні стандарти з позначками: ДСТУ ISO ДСТУ EN.
36130. СТАТИСТИКА. Лекційні заняття 1.67 MB
  Ознака яка набуває в межах сукупності різних значень називається варіюючою змінною мінливою а відмінність коливання ознаки варіацією. Наприклад ознаки людини: вік стать сімейний стан освіта тощо; ознаки підприємства: спеціалізація форма власності рентабельність виробництва і т. За характером вираження ознаки поділяють: Атрибутивні – ознаки окремі значення яких виражаються словами. Кількісні – ознаки окремі значення яких виражаються числами вік людини розряд робітника стаж роботи і вони відіграють головну роль в статистиці.
36131. Соціальна робота та соціальні технології 1003.5 KB
  Специфіка технологій соціальної роботи. Критерії ефективності процесу технологізації соціальної роботи. Державноправові засади соціальної роботи. Основні нормативні акти щодо питань соціальної роботи.
36132. Бухгалтерський облік 978.5 KB
  Вимірники часу праці дні години хвилини людинодні людиногодини Використовують з метою обліку кількості відпрацьованого часу та обліку праці витраченої на виготовлення продукції. Звіт про фінансовий стан підприємства який відображає на певну дату його активи зобов'язання і власний капітал відповідно до ПСБО 1 Загальні вимоги до фінансової звітності Спосіб економічного групування та узагальненого відображення у грошовій оцінці стану господарських засобів і джерел їх утворення на певну дату Визначення балансу як форми...
36133. Склад і структура видатків державного бюджету України 507.5 KB
  Капітальні вкладення і джерела їх фінансування. Бюджетне фінансування економіки за рахунок цільових державних позик. Організація наукових досліджень і джерела їх фінансування. Фінансування фундаментальних досліджень у наукових установах Національної академії наук України у відомчих наукових закладах та вищих навчальних закладах.
36134. Склад і структура видатків державного бюджету України. Порядок планування і фінансування видатків бюджету на управління 188 KB
  Склад і структура видатків державного бюджету України Система охорони здоров’я в Україні. Як правило нестачу коштів покривають самі хворі або їх рідні хоча це й суперечить Конституції України. Дослідження показало що 11 державних інституцій не є засновниками ЗМІ а одна Державний комітет України з державного матеріального резерву припинила видання свого вісника 2008 року. А Держаний комітет архівів України та Державна митна служба України відмовилися надавати фінансові дані вказавши що це не входить до їхньої компетенції.
36135. Обслуговування боргових зобовязань державного бюджету України 319.5 KB
  Обслуговування боргових зобовязань державного бюджету України Державний кредит як специфічна форма фінансових відносин. Залежно від статусу позичальника точніше емітента позики поділяються на: державні що випускаються центральними органами управління в Україні Міністерством фінансів за рішенням Кабінету Міністрів України. В Україні дефіцит державного бюджету найчастіше покривається за рахунок випуску облігацій внутрішньої державної позики ОВДП це визначенi чинним законодавством України державні цiннi папери це засіб впровадження...
36136. БЮДЖЕТИ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ 220.5 KB
  БЮДЖЕТИ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ Бюджети місцевого самоврядування у складі бюджетної системи. Правове регулювання місцевого бюджетного процесу. Принципи і система місцевого самоврядування. Бюджетний федералізм як принцип побудови фінансів місцевого самоврядування.