34815

Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой

Доклад

Логика и философия

соловьев Достоевский толстой. Соловьева Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. Соловьева. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам настроенным сугубо научно не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности.

Русский

2013-09-08

32.5 KB

21 чел.

Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой.

Философия B.C. Соловьева

Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. является философия В С. Соловьева. Его главные философские работы: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловечестве». Основная идея — учение о всеединстве, Софии, богочеловечестве. Его философия — философия положительного всеединства. Соловьев недоволен частичностью, отвлеченностью философских систем. Рационализм берет общее, эмпиризм — частное Занимается чем-то частичным, а не единым сущим. Но что является абсолютно сущим, абсолютно единым? Только Бог. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам, настроенным сугубо научно, не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностыо — всеблагой, любящей, милостивой, волевой.

бог как абсолютная личность выступает воплощением целостности («положительное всеединство»). Мир, человек и сфера сверхбытия (Бог) оказываются единым органическим целым.

Идее всеединства в русской философской традиции предшествовала идея соборности.

Концепция цельного знания. Ядро системы цельного знания — интуитивное, образно-символическое постижение истины наряду с рациональным и сенсуалистским методами познания. Соловьев с целью рационализации своей теории познания вводит понятие Софии «София» означает «мудрость» У Соловьева это понятие приобретает более широкий смысл: софийным оказывается не только познание, софийной выступает природа человечества и его история.

Поскольку Соловьев видит во всех вещах род Божественного смысла, то материальное многообразие выступает как «София», результат Божественного мастерства и творчества.

В «Чтениях о Богочеловечестве» Соловьев говорит о трех стадиях воплощения Софии.

1. София, заложенная Богом уже в конструкцию творимого им человечества.

2. Христос как София, воплощенная в индивидуальном Богочеловеке.

3 Богочеловечество как воплощение Софии в человечестве в целом. На этой стадии реализуется единство трех ликов культуры Истины, Добра и Красоты

Таким образом, в XIX в. складывается самостоятельная русская философия как единый духовный феномен. Она берет начало в идейном споре славянофилов и западников. Это спор о путях развития России.

Западники ориентировались на Европу в идейном и общественно-политическом отношении (тяготели к науке; утверждали единство естествознания и философии); критически относились к православию; акцентировали личностное начало.

Славянофилы ориентировались на: самобытность России (крестьянская община, православие, соборность), идеализацию старины; исконно отечественные идейные традиции и особую русскую философию; критически относились к немецкому рационализму как типу философствования. Подлинный смысл славянофильства — религиозно-этическое искательство.

Продолжателями славянофильской концепции в 60-70-е гг. XX в. »были почвенники: А. Григорьев, Ф.М. Достоевский.

Достоевский — религиозный мыслитель, предшественник экзистенциализма, изучает человека в его свободе. Открыл «подпольность» человека — сферу подсознательного. Опроверг идею о человеке как существе исключительно рациональном. Главная тема — нравственное самосовершенствование человека.

Самый выдающийся русский философ XIX в. — В. Соловьев. создал учение о всеединстве, Софии, Богочеловечестве.