34815

Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой

Доклад

Логика и философия

соловьев Достоевский толстой. Соловьева Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. Соловьева. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам настроенным сугубо научно не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности.

Русский

2013-09-08

32.5 KB

21 чел.

Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой.

Философия B.C. Соловьева

Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. является философия В С. Соловьева. Его главные философские работы: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловечестве». Основная идея — учение о всеединстве, Софии, богочеловечестве. Его философия — философия положительного всеединства. Соловьев недоволен частичностью, отвлеченностью философских систем. Рационализм берет общее, эмпиризм — частное Занимается чем-то частичным, а не единым сущим. Но что является абсолютно сущим, абсолютно единым? Только Бог. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам, настроенным сугубо научно, не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностыо — всеблагой, любящей, милостивой, волевой.

бог как абсолютная личность выступает воплощением целостности («положительное всеединство»). Мир, человек и сфера сверхбытия (Бог) оказываются единым органическим целым.

Идее всеединства в русской философской традиции предшествовала идея соборности.

Концепция цельного знания. Ядро системы цельного знания — интуитивное, образно-символическое постижение истины наряду с рациональным и сенсуалистским методами познания. Соловьев с целью рационализации своей теории познания вводит понятие Софии «София» означает «мудрость» У Соловьева это понятие приобретает более широкий смысл: софийным оказывается не только познание, софийной выступает природа человечества и его история.

Поскольку Соловьев видит во всех вещах род Божественного смысла, то материальное многообразие выступает как «София», результат Божественного мастерства и творчества.

В «Чтениях о Богочеловечестве» Соловьев говорит о трех стадиях воплощения Софии.

1. София, заложенная Богом уже в конструкцию творимого им человечества.

2. Христос как София, воплощенная в индивидуальном Богочеловеке.

3 Богочеловечество как воплощение Софии в человечестве в целом. На этой стадии реализуется единство трех ликов культуры Истины, Добра и Красоты

Таким образом, в XIX в. складывается самостоятельная русская философия как единый духовный феномен. Она берет начало в идейном споре славянофилов и западников. Это спор о путях развития России.

Западники ориентировались на Европу в идейном и общественно-политическом отношении (тяготели к науке; утверждали единство естествознания и философии); критически относились к православию; акцентировали личностное начало.

Славянофилы ориентировались на: самобытность России (крестьянская община, православие, соборность), идеализацию старины; исконно отечественные идейные традиции и особую русскую философию; критически относились к немецкому рационализму как типу философствования. Подлинный смысл славянофильства — религиозно-этическое искательство.

Продолжателями славянофильской концепции в 60-70-е гг. XX в. »были почвенники: А. Григорьев, Ф.М. Достоевский.

Достоевский — религиозный мыслитель, предшественник экзистенциализма, изучает человека в его свободе. Открыл «подпольность» человека — сферу подсознательного. Опроверг идею о человеке как существе исключительно рациональном. Главная тема — нравственное самосовершенствование человека.

Самый выдающийся русский философ XIX в. — В. Соловьев. создал учение о всеединстве, Софии, Богочеловечестве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78555. Внеклассное мероприятие по зарубежной литературе 59 KB
  Уважаемые ребята, товарищи взрослые! Заканчивая декаду зарубежной литературы, сегодня мы поговорим о любви, о той вечной теме, которая зажигала и воодушевляла, разрушала и собирала, убивала и возвращала к жизни. Но что же такое любовь?..
78556. Роль позашкільної роботи з української мови у процесі розвитку творчих здібностей учнів 168 KB
  Учні повинні знати: 8 клас знати творчість поетів фольклористів етнографів краєзнавців; знати історію вірувань релігій; знати історію нищення самобутності українців; знати походження української мови; знати традиційні місця ярмарків брати участь у них; знати державні символи України.
78557. Зелені свята 38 KB
  Свято належить до 12 найбільших. Його відзначають на 50-й день після Пасхи. Тому Трійцю ще називають П’ятидесятницею. У народі Трійцю називають Зеленими святами. В п’ятницю жінки заготовляли лікарські трави. Уранці збирали росу, якою лікували очі.
78559. Вогонь: друг чи ворог? 125.5 KB
  Мета: привчати учнів обережно і цивілізовано відноситися до вогню, нагадати про причини виникнення пожеж та правила безпечної поведінки в разі виникнення пожежі; покращити обізнаність учнів із зовнішнім виглядом та інформаційним навантаженням деяких попереджувальних знаків та знаків заборони.
78560. Практикум по формированию поликультурной компетентности 85 KB
  Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия склонности к территоризму в группе. Когда все звезды готовы группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.
78561. Правознавчий брейн-ринг «Я знаю свої права» 5.45 MB
  Мета: формувати зацікавленість учнів у вивченні Конвенції ООН про права дитини; вміння використовувати свої знання на практиці; виховувати в учнів почуття патріотизму, свідомої громадської позиції.
78562. Права дитини 48.5 KB
  Ознайомити учнів з правами дітей, розкрити поняття «Декларація», «Конвенція». Дати уявлення про моральні норми поведінки. Виховувати пошану до законів суспільства, шанобливе ставлення до оточуючих.
78563. Права дитини. Право дитини на здоров’я в сім’ї і суспільстві 73.5 KB
  Мета: «Продовжувати формувати уявлення про права дитини. Ознайомити учнів з поняттям «право», «Конституція», «Декларація», «Конвенція». Акцентувати увагу на правах дитини, які порушуються в родині, у школі. Розвивати увагу, старанність.