34853

Операторы

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

При этом каждый из операторов выполняет некоторое действие над данными. Операторы ТР подразделяются на две группы: простые и структурированные. Простые операторы не содержат в себе других операторов структурированные включают в себя другие операторы как простые так и структурированные.

Русский

2013-09-08

99 KB

1 чел.

Операторы

Операторы языка программирования ТР, представленные в нужной последовательности, позволяют реализовать алгоритм решения задачи. При этом каждый из операторов выполняет некоторое действие над данными.

Операторы ТР подразделяются на две группы: простые и структурированные.

Простые операторы не содержат в себе других операторов, структурированные включают в себя другие операторы – как простые, так и структурированные.

К простым операторам относятся:

  •  оператор присваивания
  •  оператор перехода и пустой оператор

         К структурированным:

  •  составной оператор
  •  условные операторы IF и CASE
  •  операторы цикла WHILE, REPEAT и FOR

Оператор присваивания  :=

Самый простой, но наиболее используемый. Он предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в левой его части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу. Его синтаксис

<Идентификатор> := <выражение>

Допускается для идентификатора использовать любой тип, за исключением файлового.

В выражениях могут использоваться все математические операции:

* (умножение),

/ (деление),

DIV (целочисленное деление),

MOD (остаток от целочисленного деления),

+ (сложение),

- (вычитание),

логические операции:

NOT (отрицание "НЕ"),

AND (логическое "И"),

OR (логическое "ИЛИ")

XOR ("Исключающее ИЛИ'');

операции отношений <, <=, >, >=. =. <>,

а также стандартные функции (табл.1).

Стандартные функции

 Обращение

Выполняемые функции

тип аргумента

тип функции

Abs(X)

Sqr(X)

|X|

X2

целый или вещественный

целый или вещественный

Sin (X)

Cos (X)

Ln (X)

Exp(X)

Sqrt(X)

Arctan(Х)

Sin X

Cos X

Ln X

ex

Arctg X

целый или вещественный

вещественный

TRUNC(Х)

ROUND(X)

Выделение целой части числа

Округление X до ближайшего целого

вещественный

целый

PRED(X)

SUCC(X)

Нахождение предшествующего значения (в его типе) Нахождение последующего элемента (значения, следующего за X в его порядковом типе)

целый.

логический

или символьный

целый.

логический

или символьный

ORD(Х)

Определение порядкового номера символа X в наборе символов или его перечислимом типе

символьный

целый

CHR(X)

Определение значения символа по его порядковому номеру

целый

символьный

ODD(Х)

Логическая функция проверки нечетности

целый

логический

Frac(X)

Int(X)

Дробная часть числа часть числа

Целая часть числа

вещественный

вещественный

                                        Exp(x*ln(a))       ax (a>0)

                                         Ln(x)/ln(a)          logaX

                                        Ln(x)/ln(10)        lgX

                                         sin(X)/cos(X)      tgX

В первую очередь вычисляются выражения заключенные в круглые скобки, затем вычисляются значения, входящие в выражение функций. Далее выполняются унарные операции (NOT, унарный минус), операции типа умножения (*, /, div, mod, and), операции типа сложения (+, -, oг, хог) и в последнюю очередь операции отношений (=, <> , >, <, >=, <.=). Примеры арифметических операторов присваивания:

.                                                                                             

.                                                                  

var

     x: integer

 begin

    x:=0;

.

.

------------------------------------------

.

.

var

       х, у: геаl; 

 begin

     y:=x*y+sin(x);    

.

.

------------------------------------------

.

.

var

      S: char;

    Begin

            S:='+' ;   {Символьный оператор присваивания}

.

.

------------------------------------------

Оператор безусловного перехода

Оператор безусловного перехода позволяет изменить обычный последовательный порядок выполнения операторов и перейти к заданному оператору, помеченному меткой.

Структура оператора:

GOTO <метка>;

GOTO - ключевое слово, обозначающее перейти к <метке>.

<Метка> - произвольный идентификатор, позволяющий пометить любой оператор в программе и ссылаться на него.

Оператор от метки отделяется двоеточием. В языке Турбо Паскаль допускается использовать в качестве метки также целое число без знака от 0 до 9999.

           Пример:

               Ввести число до 100, написать его справа налево.

           ------------------------------------------------------------------

            Program l1_1;

                 Label M;

                    Var x, a, b: integer;

                      Begin

                        M: writeln(‘ввести натуральное число’);

                            Readln(x);

                              If x>=100 then goto M;

                                 a:=x mod 10;

                                 b:=x div 10;

                                   writeln(‘число’,a,b);

                       End.

           -------------------------------------------------------------------

Все использованные в программе метки должны быть описаны в разделе описаний программы с указанием ключевого слова 'LABEL'. Описанные в этом операторе метки обязательно должны быть использованы в программе.

Метки, описанные в функции или процедуре, локализуются только в ней, передача управления извне процедуры на метку внутри ее невозможна. С помощью оператора GOTO не рекомендуется осуществлять переход во внутреннюю часть сложного оператора (цикла, составного оператора). Запрещается переход с одной альтернативной части (ветви) сложного оператора на другую.

Современная технология структурного программирования основана на принципе программирования без GOTO. Считается, что злоупотребление этими операторами затрудняет чтение программы, усложняет ее отладку.

Тем не менее, в некоторых случаях использование оператора перехода может упростить программу. Обычно GOTO используется для досрочного выхода из любого сложного оператора или вложенных операторов цикла.

Составной и пустой операторы

Представляет собой последовательность некоторых операторов, выполняющихся в том порядке, в каком они представлены в тексте программы. Зарезервированные слова Begin и End являются так называемыми операторными скобками, в которые заключены операторы, входящие в составной оператор. 

Составной оператор используется в том случае, когда по правилам синтаксиса сложного оператора должен стоять только один оператор, а в алгоритме необходимо выполнить некоторую последовательность действий.

BEGIN

<оператор 1>;

<оператор 2>;

  …;

<оператор N>

 END;

Здесь <оператор 1>…<операторN> - операторы, образующие составной оператор;

BeginEnd –операторные скобки.

Для составного оператора допускается любая глубина вложенности (другими словами, составной оператор может включать другие составные операторы, т.е. составным может быть любой из операторов <оператор 1>…<оператор N> , причём допускается любой уровень вложенности):

BEGIN

BEGIN

 …

BEGIN

END;

END;

END.

Пустой оператор

Пустой оператор не выполняет никаких действий и может быть использован для передачи управления в конец составного оператора. Пустой оператор записывается в виде точки с запятой.

Примеры пустых операторов:

1) ;;      2) <метка>: ;

 Условный оператор IF

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результата проверки выполнить то или иное действие, т.е. сделать ветвление в программе. Структура условного оператора в полной форме имеет следующий вид:

IF <условие>  THEN  <оператор1> ELSE <onepaтоp2>;

Условие - это выражение логического типа, которое может принимать два значения: TRUE (истина) или FALSE (ложь).

Вначале вычисляется выражение <условие>. Если результат его истинен, то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается. В противном случае выполняется <оператор2>, а <оператор1> пропускается.

Структура условного оператора в сокращенной форме:

IF <условие> ТНЕN <оператор1>;

в случае ложности условия выполняется следующий за IF оператор.

ТР допускает вложенность операторов IF

Пример вложения условных операторов:

  IF «условие1» THEN 

 IF «условие THEN 

   IF «условиеЗ» THEN «оператор3»

                                                 ELSE «оператор4»

    ELSE «оператор2»     ELSE «оператор1»;

В качестве «оператор1» или «оператор2» может использоваться только один, причем любой оператор Турбо Паскаля. Для объединения нескольких операторов в один блок используются операторные скобки (BEGIN …END), т.е. составной оператор.

Во многих программах в зависимости от некоторого условия часто требуется выполнить не одно, а последовательность действий. Однако оператор  IF в ТР обеспечивает выполнение единственного оператора, присутствующего после зарезервированного слова THEN или ELSE. Выйти из положения можно, применив составные операторы:

If <условие> then

                        begin

                             <оператор S1>;

                             <оператор S2>;

                               .

                               .

                             <оператор SN>

                                             end

                      else

                          begin

                             <оператор V1>;

                             <оператор V2>;

                               .

                               .

                             <оператор VN>

                                                 end;

здесь <оператор S1>… <оператор SN> и <оператор V1>… <оператор VN> - некоторые операторы, образующие составные операторы.

Для записи логических условий используют следующие знаки логических отношений <, >, <>, <=, >=, =. Для записи сложных логических выражений используют операции AND, OR, NOT (И, ИЛИ, НЕТ) например:

4<x<10    →   (x>4) and (x<10)

a<5 или a>10   →  (a<5) or (a>10)

Примеры:

Дано значение x. Вычислите ,  если x>=0;

                                                 ,    если x<0.

-------------------------------------------------------------

Program funk;

   Var

         x: integer;

         y: real;

     begin

          writeln(‘введите x’);

             read(x);

            if x>=0 then y:=sqrt(x)

                         else  y:=sqr(x);

             writeln(‘y=’,y:10:4);

     end.

------------------------------------------------------------   

Даны три числа, найти максимальное из них.

------------------------------------------------------------

Program max;

   Var

       a, b, c: integer;

      begin

writeln(‘введите a, b, c’);

  read(a, b, c);

    if (a>b) and (a>c) then

                                  writeln(‘a-max=’,a);

     if (b>a) and (b>c) then

                                  writeln(‘b-max=’,b);

     if (c>a) and (c>b) then

                                  writeln(‘c-max=’,c);

      end.         

-------------------------------------------------------

Часто бывает необходимо при выполнении того или иного условия вычислить несколько операторов программы. Это легко осуществить, объединив данные операторы в блок, начинающийся со слова Begin и заканчивающийся словом End, например:

.

.

if a>2 then begin

                     x:=a+z;

                     y:=a/5;

                  end;

.

.

В этом случае говорят о составном операторе и операторных скобках BeginEnd.

Пример:

Протабулировать функцию

          

                           если шаг изменения x  dx=0.2

------------------------------------------------------------

Program tab;

    const dx=0.2;

      label met;

      var  x, y: real;

        begin

            x:=0;

            met: if (x>=0) and (x<=2)

                                     then

                                             y:=sqr(sin(x*x))

                                      else y:=exp(x);

                   weiteln(‘x=’, x:6:2, ‘y=’, y:12:4);

                       x:=x+dx;

         if x>=4 then goto met;

end.

------------------------------------------------------------------                  

Оператор варианта CASE

Рассмотренный выше оператор IF позволяет осуществить выбор одной из двух альтернатив. Но что если число вариантов нужно иметь больше? Выйти из положения позволит оператор CASE.

Оператор CASE позволяет в зависимости от значения какой-либо переменной или выражения порядкового типа выполнить те или иные действия. Его структура:

CASE <ключ_выбора> OF

<конст. выбора1>:<оператор1>;

<конст. выбора2>:<оператор2>,

… <конст. выборaN>:<oпepaтopN>

ELSE <оператор>

END;

CASE – «вариант», OF – «из», ELSE – «иначе».

где <ключ выбора> - выражение (переменная) любого порядкового типа; <конст.выбора> - константа того же типа, что и <ключ_ выбора>;

<оператор> - произвольный оператор ТП.

Порядковый тип – тип, имеющий конечное значение, например:

integer, boolean, char

Принцип действия. Вычисляется <ключ выбора>, затем в списке констант выбора отыскивается константа, равная <ключу выбора>. и выполняется соответствующий ей оператор. Затем оператор CASE завершает работу. Если в списке не найдена константа, совпадающая с "ключом", выполняется оператор части ELSE.

Пример:

Выполнить операцию в зависимости от введенного символа.

---------------------------------------------------------------

        Program l_w;

 var oper: char;

  x, y, z: real;

 begin

                            writeln(‘введите x, y’);

  read (x, y);

                             writeln(‘введите oper’);  

read(oper);

         case oper of

                                                            '+': z:=x+y;

'-': z:=x-y;

                                                            '*': z:=x*y;

'/' : z:=x/y

else

    write(‘нет операций');

end; 

                                   writeln (‘z=', z)

end.

         ----------------------------------------------------------------------------

Пример:

По введённому символу определить название реки.

----------------------------------------------------------------------------

Program l_13;

   var a: char;

      begin

            writeln(‘введите символ’);

                read(a);

                  case a of

                    ‘B’ : writeln(‘Волга’);

                    ‘И’ : writeln(‘Иртыш’)

                       else

                           writeln(‘на эту букву слова нет’);

                       end;

         end.

       ------------------------------------------------------------------------------

Часть ELSE <оператор> является не обязательной. Тогда при отсутствии в списке выбора нужной константы оператор выбора завершает свою работу.

Любому из операторов <списка выбора> может предшествовать несколько <констант выбора>. В этом случае они разделяются запятыми или представляют собой диапазон значений.

Пример:

      CASE <ключ> OF

1: <оператора1>;

 2,3:<оператор2>;

 4..6: <оператор3>

ELSE  <оператор>

END;

<Константа выбора> не является меткой оператора, поэтому в разделе меток ее описывать не нужно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17862. Институциональные аспекты рыночного хозяйства 556.5 KB
  Лекция 1 Вводная Тема: Предмет и метод микроэкономики Учебная цель лекции: изложить основные особенности объекта являющегося предметом изучения микроэкономики получение ответа на вопросы: 1 Что изучает микроэкономика 2 Для чего нужны экономические знания 3 С ...
17863. Теория предельной полезности и поведение потребителя 314.5 KB
  Лекция 2 Тема: Теория предельной полезности и поведение потребителя Учебная цель лекции: изложить основные положения теории предельной полезности дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов ...
17864. Ординалистская теория поведения потребителя 296.5 KB
  Лекция 3 Тема: Ординалистская теория поведения потребителя Учебная цель лекции: изложить основные положения порядковой теории полезности дать понятия кривой безразличия равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов экономического мышлени...
17865. Анализ поведения потребителя 545.5 KB
  Лекция 4 Тема: Анализ поведения потребителя Учебная цель лекции: изложить основные положения теории потребительского выбора в более широкой трактовке с учётом изменения размера доходов и цен благ дать понятия инструментов теории: кривой доходпотребление крив...
17866. Спрос, предложение и их взаимодействие 462 KB
  Лекция 5 Тема: Спрос предложение и их взаимодействие Учебная цель лекции: изложить основные положения теорий спроса и предложения дать перечень факторов влияющих на спрос и предложение благ оказать содействие развитию у студентов экономического мышления
17867. Микроэкономическая модель предприятия 550 KB
  Лекция 6 Тема: Микроэкономическая модель предприятия Учебная цель лекции: изложить основы теории производства выявить основные мотивы функционирования и параметры хозяйственной деятельности предприятия оказать содействие развитию у студентов экономическ
17868. Вариации факторов производства и оптимум производителя 614 KB
  Лекция 7 Тема: Вариации факторов производства и оптимум производителя Учебная цель лекции: детально изложить модель процесса производства в виде производственной функции дать понятия оптимума производителя различных вариаций факторов производства: частичной ...
17869. Расходы и прибыль предприятия 448.5 KB
  Лекция 8 Тема: Расходы и прибыль предприятия Учебная цель лекции: изложить основы теории расходов и прибыли рассмотреть взаимосвязи между различными видами расходов с учётом экономического времени оказать содействие развитию у студентов экономического мышл...
17870. Рынок совершенной конкуренции 898 KB
  Лекция 9 Тема: Рынок совершенной конкуренции Учебная цель лекции: изложить основные положения теории конкуренции дать характеристику рынка совершенной конкуренции как модели идеального рынка оказать содействие развитию у студентов экономического мышления...