34859

Алфавит и зарезервированные слова

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Алфавит языка Turbo Pscl Для записи программы на языке ТР используется набор знаков включающий буквы цифры и специальные символы. Вот эти слова: ND GOTO PROGRM SM IF RECORD RRY IMPLEMENTTION...

Русский

2013-09-08

47 KB

0 чел.

Алфавит и зарезервированные слова.

Что касается языка программирования: здесь словосочетание называют выражением, а предложение - оператором.

Слова в языке программирования образуются из определённого набора символов (букв, цифр и специальных знаков). Выражение здесь – группа слов, а оператор – некоторое сочетание выражений и слов. Иначе говоря, символы, слова, выражения и операторы составляют некоторую иерархическую структуру.

Алфавит языка Turbo Pascal

Для записи программы на языке ТР используется набор знаков, включающий буквы, цифры и специальные символы. Речь идёт о следующих знаках:

  1.  Прописные и строчные буквы латинского алфавита:

              A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

               a b c d e f g h I j k l m n o p q r s t u v w x y z

             сюда относится и символ подчёркивания ( _ ). (В языке ТР           символ подчёркивания считается буквой).

  1.  Десятичные цифры:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

        3. Специальные символы:

             + { }  - . * ,  / : =  ;  >  ‘  <  #  [ ]  $  ( )  ^  @

# - решётка

^ - крышка

‘ - апостроф

@ - коммерческое «эт» (или лягушка)

         К числу специальных символов относится также пробел.

         Из специальных символов образуются составные символы, такие как:

:= присвоить

<> не равно

. . диапазон значений

(* *)  можно использовать вместо фигурных скобок ( { } )

<=  меньше или равно

>=  больше или равно

(. .)  можно использовать вместо квадратных скобок ( [ ] ).

Зарезервированные слова

Речь идёт об ограниченном наборе слов, состоящих из букв. Смысл каждого из зарезервированных слов в ТР строго фиксирован. Эти слова нельзя использовать для обозначения переменных, констант и т.п. Вот эти слова:

AND                                GOTO                                    PROGRAM

ASM                                IF                                            RECORD

ARRAY                           IMPLEMENTATION            REPEAT

BEGIN                             IN                                           SET

CASE                              INHERITED                          SHL

CONST                           INLINE                                  SHR

CONSTRUCTOR            INTERFACE                         STRING

DESTRUCTOR               LABEL                                  THEN

DIV                                  LIBRARY                              TO

DO                                  MOD                                     TYPE

DOWNTO                      NIL                                         UNIT

ELSE                               NOT                                       UNITL

END                                OBJECT                                  USES

EXPORTS                       OF                                           VAR

FILE                               OR                                          WHILE

FOR                                 PACKED                                WITH

FUNCTION                    PROCEDURE                          XOR

PROGRAM – первое слово заголовка программы

VAR – слово, открывающее раздел описания переменных.

BEGIN – слово, обозначающее начало раздела операторов (тела программы).

END – слово, завершающее тело программы.

Комментарии – это текстовые строки, вставляемые в текст программы для пояснения функций отдельных её частей.

Помимо фигурных скобок для выделения комментариев в тексте программы можно использовать пары символов «круглая скобка – звёздочка»

Иными словами, можно и так:

(*вычисление первого корня*)

(*вычисление второго корня*)

Кстати, фигурными скобками можно воспользоваться, чтобы сделать для компилятора невидимым какой-либо фрагмент программы. Если некоторый оператор (или группу операторов) требуется «изъять из обращения», не удалив их полностью (а вдруг ещё понадобятся), указанные операторы можно просто заключить в фигурные скобки, превратив их в как бы комментарий. Мы уже знаем, что комментарии полностью игнорируются компилятором.

Переменные - в каждой программе для вычисления нужных результатов широко используются переменные.

Что такое переменная? Это, по сути, некоторая область в памяти компьютера, для которой в данной программе предусмотрено уникальное имя и содержимое которой в ходе работы программы может изменяться (именно поэтому указанное понятие получило такое название). Когда переменной присваивается новое значение, её старое значение теряется. Все используемые в программе переменные в языке программирования ТР должны быть объявлены в разделе описания переменных. При этом устанавливается не только сам факт существования переменной, но и задаётся её тип, определяющий, какие значения может принимать данная переменная.

Например:

.

.

Var

      a, b, c: integer;

      x, y: real;

.

.

Раздел описания переменных  может содержать несколько строк, каждая из которых разделена (:). В левой части такой строки содержится идентификатор переменной (или перечень идентификаторов, разделённых запятыми), а в правой части указан тип данных, которому принадлежит данная переменная (переменные). Каждая строка в разделе описания переменных завершается символом “точка с запятой” (;). Зарезервированное слово Var присутствует в тексте программы в единственном экземпляре; число строк описания переменных, следующих за словом  Var, не ограничивается.

Идентификаторы Turbo Pascal

Это имена констант, переменных, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях.

Идентификатор описывается последовательностью латинских букв, цифр и знаков подчеркивания, начинающейся с буквы. Она может иметь любую длину, но различимыми являются первые шестьдесят три символа (пробелы и специальные символы в идентификаторы не входят).

Например:

а, b, c, x, y, vvod, z253, oct_5_2005, ALFA

В качестве идентификаторов языка нельзя использовать зарезервированные слова и имена, которыми названы стандартные константы, файлы, функции, процедуры, типы.

Константы

Это объекты, внешне похожие на переменные, но значения которых в отличие от переменных, не изменяется в ходе работы программы. Подобные объекты называются константами.

Пример

Вычислить при x=1 и x=2

f=e2xlg(a+x)-b3xlg(b-x),  где a=0.5  b=3.2

---------------------------------------------------

Текст программы

Program l1_15;

 Var

        f : real;

        x : integer;

  const

         a=0.5;

         b=3.2;

     begin

          writeln(‘введите x’);

             read(x);

              f:=exp(2*x)*ln(a+x)/ln(10)-exp(3*x*ln(b))*ln(b-x)/ln(10);

           writeln(‘f=’,f:6:2,’ при x=’,x);

    end.

В программе появился новый структурный элемент – раздел описания констант, в котором задаются значения констант a и b. Этот раздел начинается со слова сonst, входящего в число зарезервированных слов, имеющих специальное значение.

Преимущество задания какого-либо постоянного значения в виде константы, а не переменной в том, что при этом блокируется возможность его случайного изменения (например, в результате ошибки программиста). В ТР исключаются операторы присваивания, в правой части которых содержится идентификатор константы. Так, если a – константа, то появление в теле программы строки, наподобие a:=x*x+b, побудит компилятор выдать соответствующее сообщение об ошибке.

Приведём пример раздела описания констант:

const

  number=93;

  max=10;

  min=-max;

  message=’ошибка’;

  quantity=2.33E11;

Первым трём константам в этом разделе присваиваются значения, представляющие собой целые числа, четвёртой – значение, представляющее собой текстовое сообщение. Наконец, пятая константа здесь будет содержать вещественное число, представленное с плавающей запятой.

Бросается в глаза, что при объявлении констант не указывается тип данных. Как же в этом случае компилятор трактует значение той или иной переменной? Дело в том, что каждой константе с самого начала (в разделе объявления констант в начале программы) присваивается фиксированное значение, которое в программе при использовании изменяться не может. Так вот, тип каждой константы однозначно определяется по её значению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1828. МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ СПОРТСМЕНОВ 1.32 MB
  Влияние эмоциональных факторов на механизмы аутохронометрии. Влияние двигательной активности на хронобиологическую оценку времени (на примере различных видов спорта). Исследование функционального состояния центральной нервной системы. Сравнительная характеристика аутохронометрических способностей представителей различных видов спорта
1830. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ 1.32 MB
  Место профессионально ориентированной иноязычной подготовки в структуре общей профессиональной подготовки выпускников агроинженерных вузов. Проектирование содержания и технологии профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов агроинженерного вуза на основе теории структуры содержания образования. Методика и результаты исследования эффективности профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов агроинженерного вуза.
1831. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ 1.32 MB
  Парадигмы современного экологического образования. Принцип системной дифференциации в преподавании экологии. Подходы к экологическому образованию в странах Запада. Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании студентов экономических специальностей. Оценка уровня экологической подготовки студентов в вузе.
1832. ОПЕРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 1.31 MB
  Развитие представлений о теориях мыслительных и творческих способностей в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Организация и методы экспериментального исследования способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач в структуре познавательной деятельности школьников. Зависимость успешности учебной деятельности школьников от возраста, гендерных особенностей и проживания в различных населенных пунктах.
1833. МЕТАФОРА В МЕТАЯЗЫКЕ ЛИНГВИСТИКИ 1.31 MB
  Цель настоящего исследования заключается в выявлении и анализе основных метафорических моделей, определяющих направление и результат познания языка-объекта и репрезентируемых в многочисленных конвенциональных и авторских метаязыковых метафорических выражениях.
1834. Отстранение в аспекте сопоставительной стилистики и его передача в переводе (на материале английского и русского языков) 1.56 MB
  Концепция остранения у отечественных и зарубежных исследователей (психология, филология, переводоведение). Психологический подход к остранению. Выделение подразумеваемого и наличествующего понятий. Плеонастические определения. Остранение и авторская позиция. Характерные контексты.
1835. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1.31 MB
  Взгляды на формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Становление современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Тенденции развития и совершенствования российского конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
1836. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКСТЕРНАТА В ВУЗЕ 1.3 MB
  Теоретическое обоснование педагогических условий обеспечения качества обучения студентов экстерната. Апробация условий обеспечения качества подготовки экстернов в системе высшего образования. Экспериментальная проверка педагогических условий обеспечения качества подготовки специалистов в форме экстерната в вузе.