3488

Основы бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса

Шпаргалка

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Принципы бухгалтерского учета При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать следующие принципы бухгалтерского учета: Начисление. Доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, т.е. в момент возникновен...

Русский

2012-11-02

203.5 KB

4 чел.

1 Принципы бухгалтерского учета

При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать следующие принципы бухгалтерского учета: Начисление. Доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, т.е. в момент возникновения, а не в момент поступления или выплаты денежных средств. Преимущество метода начисления – более достоверно отражает истинное финансовое положение и деятельность субъекта. Непрерывная деятельность. Субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленные сроки и порядке. Значимость. Предполагает, с одной стороны, возможность повлиять на результат принятия решения, если информация имеет прогнозную ценность. С другой стороны, что информация содержит что-либо о том, насколько верным оказались предыдущие ожидания. Очень важно своевременность поступления информации к пользователю. Если нет информации в нужный момент, то она не является значимой. Значимость информации должна превышать затраты на ее приобретение. Это и есть критерий, определяющий получаемую информацию по степени целесообразности. Понятность. Информация, вытекающая из финансовой отчетности, должна быть понятна всем пользователям. Понятность формы представления отчетности связана с ее стандартным содержанием и форматом, установленным законодательством. Достоверность. Информация должна быть достоверной, то есть не допускаются существенные ошибки и предвзятость и на нее могут положиться пользователи. Правдивые и беспристрастные представления. Правдивость – это степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость-возможность ее подтверждения. Учетная информация не должна отражать интересы определенного узкого круга лиц, то есть быть беспристрастной и нейтральной. Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть нейтральной и надежной. Осмотрительность. Соблюдение предосторожности при принятии хозяйственных решений, необходимых для оценки в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены. Например, переоценка долгосрочных финансовых инвестиций признается дополнительным неоплаченным капиталом, а не доходом периода. Следовательно, в отчете о результате финансово-хозяйственной деятельности отражается только доход от реализованных финансовых инвестиций. А указанная переоценка признается доходом только в момент их реализации. Сопоставимость. Информация должна быть сопоставимой от одного отчетного периода к другому. Принятая учетной политикой методология и выбранные учетные процедуры не должны меняться до тех пор, пока пользователи не будут извещены о вносимых изменениях с пояснением, почему новому принципу отдано предпочтение. Завершенность. Информация финансовой отчетности не должны иметь пропуск или неправильное представление, которые смогут оказать влияние на принятие того или иного решения. И, конечно, невозможно контролировать ситуацию, не обладая полной информацией, то есть, если информация незавершенна. Последовательность. Учетная политика, выбранная субъектом, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому. Несоблюдение приведенных принципов, искажает картину имущественного состояния хозяйствующего субъекта. Руководители и главные бухгалтера виновны в искажении отчетной информации и оценке статей активов и обязательств, представлении умышленно измененных отчетных данных, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2 Виды хозяйственного учета

Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений.

Система хозяйственного учета складывается из трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического.

Оперативный учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные участки хозяйственной деятельности объекта. Он фиксирует количественную меру наблюдаемых фактов, используя органически свойственные им единицы измерения (штуки, рубли, тонны, часы и др.). Отличительная черта оперативного учета – быстрое, своевременное получение информации, необходимой для оперативного руководства. Оперативный учет на предприятиях ведется работниками цехов, участков, отделов. Данные оперативного учета получают из первичных документов, передают устно, по телефону. Они используются не только на местах, но и в вышестоящих органах.

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации. Бухгалтерский учет является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован: каждая операция отражается в бухгалтерском учете на основании документов, что придает ему юридическую силу. Он использует специфические приемы и способы обработки учетных данных (систему счетов, двойную запись, баланс и т. д.).

Третья составная часть хозяйственного учета – статистический учет. Это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер. В систему хозяйственного учета входит лишь та область статистического учета, которая связана с наблюдением за экономическими объектами. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета, а также организует наблюдение в виде переписей, сплошных и выборочных обследований. Данные статистического учета содержат сообщения о развитии хозяйства, численности населения, материальном уровне жизни и регулярно публикуются в печати.

3 Роль и задачи бухгалтерского учета

Важнейшие задачи хозяйственного учета на предприятии:

1) обеспечение сохранности собственности;

2) учет выполнения хозяйственных планов и контроль за ними;

3) контроль за соблюдением плановой, расчетной и финансовой дисциплины;

4) укрепление режима экономии и хозяйственного расчета;

5) обеспечение необходимыми данными плановые, статистические и другие органы.

Для того чтобы учет мог выполнять поставленные перед ним задачи, он должен удовлетворять таким требованиям, как:

1) сопоставимость показателей учета с показателями плана, что означает методологическое единство исчисления показателей плана и учета, т. е. учет должен обеспечить получение фактических данных по тем показателям, которые имеются в плане;

2) своевременность. Учет должен быть своевременным и представление учетной информации должно происходить в строго установленные сроки;

3) точность и достоверность;

4) полнота учета, состоящая в полном охвате всех без исключения сторон хозяйственной деятельности;

5) ясность и доступность, необходимая для широкого привлечения работников к управлению, для изыскания резервов повышения эффективности производства;

6) экономичность, означающая осуществление учета при минимальных затратах. Этого можно добиться:

а) внедрением в практику передовых форм и методов учета;

б) улучшением организации учета. Предприятие работает на основе хозяйственного

расчета, т. е. в основу его деятельности положен принцип соизмерения в денежной форме затрат и доходов. Следовательно, внедрение хозяйственного расчета есть осуществление контроля «рублем» за деятельностью предприятия. Это достигается путем учета всех затрат на производстве, калькулирования себестоимости продукции и определения конечного финансового результата.

4 Предмет и объект бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Эта деятельность осуществляется при помощи следующих хозяйственных средств:

  •  Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека.
  •  Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки, права на компьютерные программы и другие права.
  •  Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.
  •  Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.
  •  Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц.
  •  Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах.

Все перечисленные выше средства приобретается предприятием за счет собственных или заемных источников.

Собственные источники включают в себя: уставной капитал, прибыль, а также отчисления в специальные и резервные фонды от прибыли прошлых лет.

Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются:

  •  движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении;
  •  права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы;
  •  цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятия, их подразделений и филиалов;
  •  денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты;
  •  амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;
  •  доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков;
  •  обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;
  •  образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.

5 Измерители бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете (так же как и в хозяйственном) для отражения хозяйственных операций применяют три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители нужны для получения в количественном выражении информации об объектах учета. Применяются различные натуральные измерители, это зависит от особенностей и физических свойств учитываемых объектов. Так объекты могут учитываться:

по счету: используются, например, штуки;

по весу: применяются килограммы, тонны;

по объему: кубические метры, литры;

по длине: метры, гектары;

по площади: используются, например, квадратные метры.

Натуральные измерители используются в учете и контроле ценностей: материалов, товаров, основных средств. С их помощью контролируются объемы процессов заготовки материалов, производства и продажи продукции (работ, услуг).

Натуральные показатели можно обобщать лишь по однородным предметам или работам, имеющим одинаковые измерители.

Трудовые измерители используются для учета количества затраченного рабочего времени. К таким измерителям относятся, например, человеко-дни, человеко-часы. Как отмечено ранее, трудовые измерители сочетаются при применении с натуральными.

Денежный (стоимостной) измеритель применяется для обобщения объектов в учете в единой оценке - в денежном выражении. Денежный измеритель в бухгалтерском учете используется вместе с натуральными и трудовыми измерителями, являясь универсальным, обобщающим и очень важным в бухгалтерском учете.

Денежные (стоимостные) измерители (в Российской Федерации - рубли) используются в качестве единого обобщающего показателя, позволяющего учесть самые разнородные средства и ценности, разнохарактерные операции, а также представить их в денежной оценке как единое целое.

С помощью данного измерителя: оценочно рассчитывают характеризующие работу показатели хозяйствующего субъекта; обобщают показатели о разнородных объектах учета; контролируют деятельность предприятия.

6 Финансовый и управленческий учет

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ - учет наличия и движения финансовых ресурсов предприятий. Основой финансового учета является бухгалтерский учет. Финансовый учет служит целям внешнего анализа финансово-экономической деятельности предприятий, базирующегося на данных публичной финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности.

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

Различия между финансовым и управленческим учетом

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

пользователи

внешние

внутренние

учетная система

двойная запись

любая система, которая полезна

регулирование

национальные стандарты учета

отсутствует

измерители

денежные

любые

объект

предприятие в целом

отдельные подразделения и части предприятия

периодичность

год

не существует определенной периодичности, по мере необходимости

информационные характеристики

объективность, поскольку опирается на оценку прошлых событий

субъективность, поскольку часто носит прогнозный характер

7 Законодательные основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета осуществляется следующей системой нормативных актов: 1) федеральный закон «О бухгалтерском учете»; 2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РК; 3) положения по бухгалтерскому учету (ПБУ); 4) План счетов бухгалтерского учета; 5) Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете; 6) инструкции и методические указания по применению отдельных положений бухгалтерского учета.

Основные цели законодательства РК о бухгалтерском учете: 1) обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; 2) составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РК осуществляется Правительством РК.

Министерство финансов РК: 1) осуществляет методическое руководство бухучетом и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию; 2) утверждает план счетов; 3) типовые формы бухучета и отчетности; 4) инструкции по их применению и порядку составления отчетности; 5) осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; 6) устанавливает порядок ведения бухучета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; 7) устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РК.

8 Двойная запись

Любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д. Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

9 Инвентаризация

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

По ходу проверки данные заносятся в инвентаризационную опись. Она может быть заранее изготовлена бухгалтерией и уже содержать книжные остатки по имеющимся видам имущества. Запрещено данные о фактическом наличии материальных ценностей заносить в опись без фактического пересчёта (на основании книжных остатков, со слов материально-ответственного лица и т. п.).

На время проведения инвентаризации все операции по приходу и расходу инвентаризуемых ценностей прекращаются, доступ посторонних лиц в помещение не допускается. Инвентаризация проводится непрерывно. На время перерывов (на обед, на ночь) места хранения опечатываются председателем инвентаризационной комиссии, ключ от помещения остаётся у материально-ответственного лица («правило ключа и пломбира»). Это не позволяет попасть в помещение ни материально-ответственному лицу в отсутствие председателя комиссии, ни председателю комиссии без материально-ответственного лица. Описи запираются в сейф, который также опечатывается председателем инвентаризационной комиссии.

Заключительным этапом инвентаризации является определение её результатов. Возможны следующие варианты:

совпадение учётных и фактических остатков,

недостача (превышение учётных остатков над фактическими),

излишки (превышение фактического остатка над учётным),

пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче).

Результат инвентаризации определяется отдельно по каждому виду имущества. Возможна (и весьма вероятна) ситуация недостачи по одной позиции инвентаризационной описи и излишков по другой. В этом случае итог подводится отдельно, недостача одного вида имущества не может погашаться излишками другого вида.

Выявленная в результате инвентаризация недостача возмещается материально ответственным лицом на основании договора о полной материальной ответственности. Излишки приходуются на склад, их стоимость учитывается как доход организации.

10 Методы бухгалтерского учета

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

  •  документация;
  •  инвентаризация;
  •  оценка;
  •  калькуляция;
  •  счета;
  •  двойная запись;
  •  баланс;
  •  отчетность.  

Документация — это способ оформления хозяйственных операций.

В процессе хозяйственной деятельности совершаются многочисленные операции по движению имущества (хозяйственных средств, активов) и источников их формирования. Сплошное и непрерывное наблюдение за этим движением можно осуществить только с помощью документов, так как каждая хозяйственная операция оформляется документами. Наблюдение за объектом фиксируется в виде документа, в котором указывается его наименование, содержание совершаемой операции, дата совершения, единица измерения. Документ имеет юридическую силу, так как содержит подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Документы, оформленные в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования. Однако в хозяйственной деятельности происходят такие факты и явления, которые в момент их совершения не оформляются документами. К ним относятся естественная убыль товарно-материальных ценностей, недостачи (излишки) в процессе их хранения вследствие допущенных ошибок или преднамеренных действий. С целью выявления разницы между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и денежных средств и данными, отраженными в учете, проводится инвентаризация. Данные инвентаризации, отраженные в инвентаризационных описях, свидетельствуют о проведенной проверке средств в натуре путем пересчета, взвешивания и т.д. Следовательно, инвентаризация представляет собой способ проверки в натуре имущества (хозяйственных средств, активов) и источников его формирования путем сопоставления фактического наличия с учетными данными.

Для получения обобщенных показателей об объектах бухгалтерского учета используется оценка, сущность которой заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в денежные. С помощью оценки отражаются затраты по приобретению основных средств, материалов и других ценностей, изготовлению готовой продукции и т.д. Оценка дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов. Основными принципами ее формирования является реальность и единство. Реальность (или объективность) предполагает отражение всех затрат по приобретению имущества или производству продукции. Реальность подтверждается документально. Единство оценки заключается в том, что организации различных форм собственности производят оценку объектов бухгалтерского учета единообразно с соблюдением установленных правил. Таким образом, оценка — это способ денежного измерения имущества (хозяйственных средств, активов) и источников их формирования.

Исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции (выполненных работ и услуг) или приобретен иных товарно-материальных ценностей называется калькуляцией Для этого все произведенные затраты по данному виду производимой продукции (работ, услуг) делятся на полученное ее количество. Оформляется калькуляция в виде расчета, где приводятся фактические расходы по их видам, и указывается количество (выход) получаемой продукции (работ, услуг). Правила калькулирования себестоимости продукции определяются нормативными положениями, так как ее уровень влияет на установление цен. Следовательно, калькуляция является основой принятия решений по выпуску прибыльной и конкурентоспособной продукции.

Все многообразие совершаемых хозяйственных операций можно изучить, познать и проконтролировать лишь в том случае, если они будут сгруппированы по экономической однородности. Отраженные в документах хозяйственные операции регистрируются в специальных таблицах — счетах бухгалтерского учета. На счетах накапливается и хранится информация. Счета открываются для отдельных видов имущества (хозяйственных средств, активов) или источников их формирования. Например, для учета наличия и движения основных средств открывается счет "Основные средства". Таким образом, счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества (хозяйственных средств, активов) и источников их формирования.

На счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции отражаются способом двойной записи, сущность которой заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды; один раз по дебету одного счета и второй раз — по кредиту другого. Двойная запись обусловлена двойственностью самих хозяйственных операций, она раскрывает смысл и их содержание. Двойственность хозяйственных операций означает, что все изменения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Применение двойной записи хозяйственных операций на экономически связанных счетах бухгалтерского учета обеспечивает постоянное балансовое обобщение показателей об объектах бухгалтерского учета.

Баланс представляет собой способ обобщения показателей о состоянии имущества (хозяйственных средств, активов) и источниках их формирования в денежном выражении на определенную дату в виде двусторонней таблицы. На одной стороне таблицы отражается все имущество (хозяйственные средства, активы), а на другой — источники его формирования. Следовательно, в балансе обеспечивается отражение равенства этих сторон. Бухгалтерский баланс составляется на основании данных остатков счетов бухгалтерского учета.

Это системное отражение итоговых показателей, характеризующих результаты деятельности организации за определенный период. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности. Однако, кроме баланса в состав отчетности входят и другие формы, в которых находят отражение необходимые показателя. Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период. Ее данные используются на внутреннем и внешнем уровнях управления хозяйственной деятельностью.

Рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета функционируют в органической связи друг с другом. Наблюдение за объектом бухгалтерского учета регистрируется в документах. Данные первичных документов при помощи оценки преобразовываются в единую соизмеримую информационную совокупность, которая находит отражение на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Полученные данные на счетах бухгалтерского учета являются основой для определения себестоимости продукции (калькуляции), а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В свою очередь, калькуляция является базой для оценки, а счета бухгалтерского учета открываютcя на основании данных бухгалтерского баланса. Инвентаризация уточняет показатели счетов бухгалтерского учета.

Таким образом, взаимосвязанное функционирование всех элементов метода бухгалтерского учета обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение его предмета. Этим и обеспечивается познание его сущности.

11 Счета бухгалтерского учета

Счета бухгалтерского учёта, способ экономической группировки объектов бухгалтерского учёта, текущего отражения и оперативного контроля за движением и состоянием средств, их источников и хозяйственных процессов. Для каждого объекта бухгалтерского учёта открывается отдельный счёт, имеющий 2 противоположные по своему значению части — дебет и кредит. Итоги записей по дебету или кредиту счетов называются оборотами, а разность между ними — остатком, или сальдо. Хозяйственные операции отражаются на Счета бухгалтерского учёта с помощью двойной записи, то есть одновременной регистрации каждой операции на дебете одного счёта и кредите др. счёта в равной сумме. В результате между счетами возникает взаимосвязь, называемая корреспонденцией счетов. Она выражается счётной формулой (проводкой), в которой указывается, по дебету и кредиту каких счетов и в какой сумме записывается та или иная операция. Записи на Счета бухгалтерского учёта отражаются в натуральных, трудовых и стоимостных показателях. В системе Счета бухгалтерского учёта различают синтетические (главные) и аналитические (вспомогательные) счета, которые ведутся в развитие синтетических счетов (см. Аналитический учёт, Синтетический учёт). Правильность данных, содержащихся в Счета бухгалтерского учёта, проверяется путём сличения итогов соответствующих синтетических и аналитических счетов при составлении оборотных ведомостей. Счета бухгалтерского учёта тесно связаны с бухгалтерским балансом. Открытие счетов, то есть занесение в них записей в начале отчётного периода, Производится по данным баланса, а в конце периода баланс составляется по данным остатков синтетических счетов. Записи в счетах синтетического и аналитического учёта ежемесячно сличаются; бухгалтерский баланс считается составленным правильно лишь при их совпадении. Счета бухгалтерского учёта различаются по назначению и структуре; экономическому содержанию. В зависимости от экономического содержания, то есть от того, что отражается на данном счёте, Счета бухгалтерского учёта подразделяются на счета хозяйственных средств, счета источников хозяйственных средств и счета хозяйственных процессов. Счета хозяйственных средств делятся на счета основных, оборотных и отвлечённых средств; счета источников хозяйственных средств — на счета собственных (закрепленных) средств, заёмных (привлечённых) средств, обязательств по распределению общественного продукта, прибылей; счета хозяйственных процессов — на счета процесса производства и процесса обращения. По назначению и структуре Счета бухгалтерского учёта классифицируются в зависимости от того, как они отражают те или иные объекты бухгалтерского учёта, что учитывается по дебету и кредиту, что показывает остаток каждого счёта. По этому признаку Счета бухгалтерского учёта подразделяются на основные, регулирующие, операционные, результатные и забалансовые. Основные счета предназначены для отражения хозяйственных средств предприятия и источников их образования (счета «Основные средства», «Амортизационный фонд» и др.). Основные счета делятся на активные (учитываются хозяйственных средства) и пассивные (учитываются источники их образования). Регулирующие счета используются для регулирования оценки объектов бухгалтерского учёта (счета «Износ основных средств», «Отвлечённые средства»). Операционные счета служат для отражения и контроля хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации (счета «Цеховые расходы», «Реализация», «Расходы будущих периодов»). Финансово-результатные счета используются для отражения и контроля финансовых результатов хозяйственных деятельности (счета «Прибыли и убытки»). В забалансовых счетах учитываются объекты, находящиеся в ограниченном пользовании предприятия (например, счёт «Арендованные основные средства»). Эти счета ведутся без применения метода двойной записи. Все операции фиксируются только по дебету или только по кредиту. Перечни Счета бухгалтерского учёта и порядок отражения в них операций устанавливаются централизованно (см. План счетов).

12 Хозяйственные средства и их классификация

В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на: внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы. Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, на селекционные достижения и др.), а также деловая репутация и организационные расходы. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Они применяются в различных сферах приложения общественного труда (материальное производство, товарное обращение и непроизводственная сфера). Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации. Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря; расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.). Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям. Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах. Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные покупателям. Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

13 Классификация источников образования хозяйственных средств

Все хозяйственные средства, которые предприятие уже имеет или собирается приобрести, были или могут быть получены за счет каких-либо источников, собственных или заемных средств, например кредитов банка. Поэтому, в зависимости от того, каковы источники поступления хозяйственных средств, их подразделяют на собственные и привлеченные, т.е. заемные (рис. 1.7). По аналогии с хозяйственными средствами, которые называют активами, источники образования этих средств называют пассивами.

К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

На предприятии могут быть образованы три вида капитала: уставный, резервный и добавочный.

Уставный капитал является обязательным для всех предприятий. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают это предприятие, а для бюджетных организаций — за счет средств, выделенных из бюджета. Взносы учредителей могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде какого-либо имущества. Уставный капитал является первоначальным стартовым капиталом предприятия.

Резервный капитал обычно образуется за счет собственной прибыли предприятия. Он представляет собой своеобразный резерв предприятия и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, например для покрытия убытков в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Прибыль — основной источник формирования собственных хозяйственных средств предприятия. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия и т.д.

14 Синтетические и аналитические счета

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет. Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга ив конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией. Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь. Она выражается в следующих равенствах. 1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета ∑C1а=С1с 2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета ∑=Оа=Ос 3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета ∑С2а=С2а

15 Бухгалтерский баланс

Важнейшим элементом БУ является бухгалтерский баланс. Баланс это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. Это таблица, которая состоит из двух частей.

 

 

Актив

Пассив

Имущество по видам и функциональной роли

Имущество по источникам образования и назначения

Активы: оборот., необорот., фин., нематер.

Источники собственных, заемных средств.

Итого:

Итого:

Показатели в балансе называются статьями баланса. Итоги в балансе называются валютой баланса. Особенностью баланса является то, что валюта актива баланса равна валюте пассива баланса. Баланс составляется на 1 число отчетного периода в 1000-ах рублей. Актив и пассив баланса состоит из отдельных разделов и статей.

Структура и содержание актива баланса.

 Актив состоит из 3 разделов.

Основные средства и прочие внеоборотные активы: - нематериальные активы; - основные средства; - незавершенные капвложения; - долгосрочные финансовые вложения; - расчеты с учредителями и др.

Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП; незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция и др.

Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары отгруженные; - расчеты с дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и др.

Пассив баланса. 

Источники собственных средств: - уставной капитал; - добавочный капитал; - резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; - целевое финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная отчетного года; - нераспределенная прибыль прошлых лет.

Расчеты и прочие пассивы (источники заемных средств):

долгосрочное кредиты банков;

долгосрочные займы;

краткосрочные займы;

расчеты с кредиторами по обязательствам по распределению;

расчеты с учредителями;

доходы будущих периодов;

фонды потребления;

резервы предстоящих расходов и платежей;

резервы по сомнительным долгам.

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса. Главный принип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

16 Методы аудита

Метод аудита - это совокупность способов и приемов, с помощью которых ведется исследование предмета и объектов аудиторской деятельности . Прежде всего это общие методические приемы, такие, как индукция, дедукция, документирование, оценка, группировка и обобщение информации. В связи с тем, что в процессе проведения аудита решается большой круг вопросов, связанных с различными функциями управления (планирование, организация оперативного и стратегического управления, экономический анализ, прогнозирование), в аудите используются приемы и способы различных областей знаний (экономически-математические, статистические методы, методы системного анализа, экспертных оценок, приемы и способы бухгалтерского учета, экономического анализа, контрольно-ревизионной работы).

Непосредственно в аудите используются такие приемы и способы, как осмотр, подсчет, взвешивание, измерение, наблюдение, сопоставление, опросы, тестирования.

17 Предмет аудита

К предмету аудита следует относить процессы и явления, которые отображены документально и связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью. Аудит включает контрольный просмотр осуществленных хозяйственных операций с целью подтверждения полноты, достоверности и объективности информации, предоставляемой пользователям. Мри этом все хозяйственные операции, которые осуществляются на предприятии, можно свести к трем основным процессам: приобретение средств производства, производство продукции (услуг) и реализация готовой продукции (услуг). Аудитор направляет свое внимание в прошлое для познания истины, ее подтверждения и формирования выводов относительно аудироваиой информации с целью сведения к минимуму риска пользователей информации.

18 Существенность в аудите

Существенность в аудите — это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор не может выразить мнение о степени достоверности финансовой отчетности с абсолютной уверенностью, так как имеются присущие аудиту ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений в силу объективных, субъективных и прочих причин.

К объективным причинам относятся:

использование аудитором систем тестирования;

наличие ограничений, присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

существование ограничений в части аудиторских доказательств, которые носят скорее убедительный, чем исчерпывающий характер.

При аудите отчетности проверяются не все операции, нашедшие отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно аудиторским стандартам проверка проводится выборочно, с использованием тестирования средств контроля в отношении эффективности организации и функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также путем тестирования сальдо счетов, групп однотипных операций. Вторая причина связана с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитор выражает мнение с разумной уверенностью, так как идеальных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не существует (см. тему 5). Для сбора доказательств аудитор использует информацию, содержащуюся в первичных учетных документах, учетных регистрах, финансовой отчетности. Он может убедиться, что финансово-хозяйственная операция, зафиксированная в первичном учетном документе, оформлена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и отражена в учетных регистрах в соответствии с учетной политикой, действующими нормативными актами. Однако аудитор не может гарантировать, что рассматриваемая операция действительно имела место в то время, в том объеме, которые указаны в первичном учетном документе, так как он не присутствовал при ее совершении. Следовательно, аудиторские доказательства не носят исчерпывающего характера.

Субъективные причины определяются собственным суждением аудитора о системе сбора документов и сделанными на их основе выводами. Принимая в качестве источника аудиторские стандарты и полагаясь на свое профессиональное суждение, аудитор организует сбор аудиторских доказательств, которые, по его мнению, являются более надлежащими и достоверными, и на их основе формирует вывод о степени достоверности финансовой отчетности.

Прочие причины ограничения аудита возникают из-за проведения аудируемым лицом финансово--хозяйственных операций и наличия факторов, увеличивающих риск существенного искажения сверх ожидаемого уровня при обычных условиях.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» определено, что информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.

19 Виды аудита

Внутренний и внешний аудит.

Внешний аудит осуществляют независимые специализированные аудиторские фирмы либо внешние аудиторы, не имеющие на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета, отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике и цели деятельности предприятия. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:

усложнением организационной структуры предприятий;

разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;

стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление;

повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Обязательный и инициативный аудит.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы аудиторской проверки определяет клиент, однако разделяют две категории инициативного аудита: выборочный аудит и сплошная аудиторская проверка предприятия.

Выборочный аудит проводится по согласованной с заказчиком программе проведения аудиторской проверки. Аудиторская компания компания проверяет бухгалтерский учет предприятия выборочно. Результатом такого инициативного аудита является аудиторское заключение отражающее общую ситуацию соответствия бухгалтерского учета предприятия нормам законодательства.

Сплошной инициативный аудит предполагает полноценную аудиторскую проверку бухгалтерии заказчика при которой требования, предъявляемые аудиторами существенно жестче требований налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки. Помимо аудиторского отчета и аудиторского заключения, заказчик получает рекомендации аудиторов по исправлению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Следующим этапом будет восстановление бухгалтерского учета на основе результатов проведенной аудиторской проверки и подготовка уточняющих налоговых деклараций.

Первоначальный и согласованный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан в этой связи на знании специфики бухгалтерского учета клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (налоговое консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

20 Аудиторский риск

Аудиторский риск — объективно существующая вероятность не выявления возможных существенных неточностей и отклонений в бухгалтерской отчетности от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки.

Аудиторский риск помогает субъективно определить вероятность признания того, что по итогам аудиторской проверки бухгалтерская отчетность может:

либо может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности;

либо содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.

Аудитору следует использовать своё профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и соответственно разрабатывать аудиторские процедуры, необходимые для снижения риска до приемлемо низкого уровня. Аудиторский риск базируется на оценке риска неэффективности системы учета клиента, риска неэффективности системы внутреннего контроля клиента, риска не выявления ошибок клиента. Аудиторский риск является предметом страхования.

Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

  1.  оценочный,
  2.  количественный.

Оценочный (интуитивный) метод, применяется исходя из опыта и знания клиента, аудиторский риск определяют на основании отчетности или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный. Такая оценка используются в планировании аудита.

Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Распространённая модель аудиторского риска: Ар = Вр * Кр * Пр , где :

  •  Ар — аудиторский риск;
  •  Вр — неотъемлемый риск;
  •  Кр — контрольный риск (риск средств контроля);
  •  Пр — риск необнаружения (процедурный риск)[2].

Неотъемлемый риск

Неотъемлемый риск — подверженность сальдо счета или класса операций хозяйствующего субъекта искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.

Контрольный риск

Контрольный риск - риск того, что искажения, допущенные при подсчете сальдо и класса операций, являясь существенными, не были обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск не обнаружения

Риск не обнаружения — показатель эффективности и качества работы аудитора. Он зависит от профессионализма аудиторской организации в планировании и организации аудита, определении выборки, применении аудиторских процедур, квалификации аудиторов[4][3].

Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки, и он может включать в себя такие составляющие:

  •  риск аналитических процедур — вероятность того, что аналитические процедуры не позволят выявить существенных ошибок.

Риск аналитических процедур может быть обусловлен следующими причинами:

  •  использованием при расчетах недостоверной информации и неправильных коэффициентов;
  •  сравнением несопоставимых данных за различные периоды;
  •  неправильным применением аналитических процедур.
  •  риск детальных тестов — вероятность того, что тестирование не сможет выявить существенные ошибки.
  •  риск выборки — вероятность того, что из-за применения выборочного метода проверки вместо сплошного, ошибок в определении объема выборки и ее формировании, установления неверного размера допустимой ошибки, включения в выборку нерепрезентативных элементов может привести к необнаружению значительных ошибок в отчётности.

21 Профессиональная этика аудиторов

На аудитора возлагается ответственность за вывод бухгалтерской (финансовой) отчетности перед многими заинтересованными сторонами: собственниками, государством, акционерами, биржами и т.п.. При этом, как свидетельствует международная практика, требуется строго придерживаться этических и технических норм работы аудитора, разработанных во массы странах. Так, в США есть кодекс этических норм Американского института бухгалтеров. Европейским Союзом специалистов по бухгалтерскому учету и финансам разработаны нормы профессиональной этики, на основе которых сделаны отдельно национальные этические нормы, отраженные в положениях о аудиторов. Подобные этические нормы аудиторов обязаны быть разработаны в Украине и в иных странах СНГ. В основу этих норм положены принятые в международной практике этические принципы: оплата усилий аудитора; взаимоотношения с клиентами; конфиденциальность; независимость, честность и объективность; внутрипрофессиональных поведение; независимость в работе аудитора проявляется в том, что его заключение по финансовой деятельности должно быть отделено от любого рода влияния клиента, вкладчиков, налоговой инспекции. Это вероятно, когда аудитор действует честно и объективно. Честность в проведении аудитором заключается в правдивой заключении, соответствующей действительности реальности. Объективность обозначает, что заключение аудитора основано бесспорно в отношении клиентах и ​​вторым заинтересованным лицам (банкам, инвесторам, отдельным владельцам акций). Требуется к тому же подчеркнуть, что у аудитора состоят личные специфические отношения с клиентом, так как он получает от него гонорар за труд, и может представлять некоторые конструктивные консультационные услуги и быть заинтересованным, чтоб не утратить его в будущем. Это и в некоторой степени может повлиять на независимость аудитора. Это субъективные факторы, которые могут повлиять на независимость аудитора, и как результат - необъективное, нечестное заключения. Этим фактором противостоят объективные факторы к которым нужно отнести юридическую ответственность (запрещение деятельности в качестве аудитора, т.е. лишение его сертификата), утратить репутацию, и чисто профессиональные противоречия каком-или намерения повлиять на честность, объективность аудитора.

Аудитор вступает в отношения не только лишь с клиентом, но еще и с коллегами по аудиторской фирме, которая требует хранения этических принципов внутрипрофессиональных поведения. Аудитор не может отбивать клиентов у иных аудиторов (аудиторских компаний). В международной практике больших аудиторских компаний имеет место профессиональное розпридилення усилий м/у аудиторами. И для этого, когда на фирме есть более квалифицированные эксперты по отдельным направлениям аудита или сопутствующие аудиту работы, то требуется передать об этом клиенту. Аудитор должен следить за престижем собственной профессии. Естественно, набор этических норм аудитора может меняться, уточняться с развитием рыночных отношений, аудиторской деятельности, хотя в его основу обязаны быть положены всеприйняти нормы.

22 Аудиторские процедуры

Аудиторская процедура - порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

На практике различают несколько видов аудиторских процедур, а именно: аудиторские процедуры по существу, контрольные процедуры, процедуры согласования.

Среди аудиторских процедур выделяются аудиторские процедуры по существу (другие названия: независимые аудиторские процедуры, самостоятельные аудиторские процедуры). Они относятся непосредственно к проверке ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в отличие, например, от контрольных аудиторских процедур, заключающихся в проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля аудируемого экономического субъекта.

В свою очередь, аудиторские процедуры по существу подразделяются на две разновидности. Процедуры первого вида связаны с детальной проверкой верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а процедуры второго вида— это аналитические процедуры. Они включают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений) проверяемого экономического субъекта, а также выяснение причин их искажений.

Аудиторские процедуры проверки по существу выполняются для того, чтобы обнаружить существенные искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, и они включают детальные тесты в отношении групп однотипных операций, сальдо счетов бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации, а также аналитические процедуры. Аудитор планирует и выполняет процедуры проверки по существу в отношении соответствующего оцененного риска существенного искажения информации.

Аудиторские процедуры проверки по существу должны включать следующие аудиторские процедуры в отношении процесса завершения подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности:

а) проверка соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности учетным данным в регистрах бухгалтерского учета;

б) проверка существенных обычных и корректирующих проводок, сделанных в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контрольные аудиторские процедуры -это то, что принято считать тестами средств контроля. Аудиторские процедуры согласования в соответствии с международными стандартами аудита – это один из видов услуг, сопутствующих аудиту. Тематика и объем проводимых при этом работ, а также характер представления их результатов определяются соглашением сторон и могут отличаться от тех, которые характерны для обычного аудита. По результатам согласованных процедур аудитор не должен готовить заключение, а пользователи бухгалтерской отчетности с учетом полученных результатов могут самостоятельно сделать выводы о достоверности бухгалтерской отчетности.

23 Принципы аудита

Основные профессиональные принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают в себя: Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности”

1. независимость; Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки. 2. честность; Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

3. объективность; Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательно-сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само-стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

4. профессиональную компетентность; Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна-ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про-фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква-лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

5. добросовестность; Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

6. конфиденциальность; Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

7. профессиональное поведение. Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

24 Контроль качества

25 Информационная база аудита

Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются: - нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей; - приказ об учетной политике; - первичные документы по оформлению операций с МПЗ (матер.-произв. запасы); - организационно-правовые документы и материалы; - бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ. В качестве приложений к учетной политике предприятия в составе информации организационно-технического направления должны содержаться: документооборот по материально-производственным запасам; рабочий план счетов (применяемые счета для учета материальных ценностей); количество и сроки планируемых инвентаризаций МПЗ. Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета. Информация для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в форме №1 «Бухгалтерский баланс» - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса с детализацией по видам (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве); в приложении к балансу, пояснительной записке – раскрывается информация о способах оценки МПЗ, последствиях изменений способов оценки, стоимости МПЗ, переданных в залог, величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

26 Автоматизация аудита

27 Этапы аудита

Работа аудитора - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур. Практика аудита различает этапы. Этап 1. Общее изучение. Работа аудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Так, если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода (года), то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего года. Этап 2. Предварительное ознакомление. Оно предполагает посещение фирмы до начала работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных запасов, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации (дочерних предприятий, участков, цехов, отделов), с состоянием производственной дисциплины. На этой фазе аудита кроме визуального наблюдения аудитор использует различные средства опроса (анкеты, интервью и т.п.). Этап 3. Планирование аудита. Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана и программы. Планирование аудитором своей работы по проверке осуществляется таким образом, чтобы она была эффективна, качественна и выполнена к намеченному сроку. Этап 4. Системное изучение. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработкой информации и на этой основе сделать вывод: кому предоставлено право принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, то есть кто является центром ответственности. Такими центрами в зависимости от существа рассматриваемого аудитором вопросов могут быть руководитель предприятия, его заместители, главный бухгалтер, начальники отделов и т.п. Этап 5. Выполнение аудита. Этот этап и есть выполнение аудиторских процедур. По каждой теме необходимо составить программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей. Этап 6. Составление отчета о результатах аудита. Аудитор (аудиторская организация) по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором. Выполнение аудитором (аудиторской организацией) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения.

28 Доказательства в аудите

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и обеспечения эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эти процедуры проводятся в форме:

— детальных тестов, оценивающих правильность отражения операций и остатков средств на счетах бухгалтерского учета;

— аналитических процедур.

29 Кодекс этики аудиторов

Этические принципы деятельности члена Коллегии. Для достижения профессиональных целей член Коллегии должен соблюдать ряд этических принципов: а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций члена Коллегии может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление; б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества работы, знание нормативных правовых актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения работ и услуг, выходящих за пределы той области, в которой член Коллегии является специалистом; в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения члена Коллегии с работодателем (за исключением случаев прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан); г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать профессию аудитора; д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является.

30 Регулирование аудиторской деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44896. Синтаксические нормы 15.33 KB
  Благодаря преступной халатности водителя произошла эта авария Выбор падежной формы при гл. Выбор предлога. Выбор падежа при глаголе с отрицанием.
44897. Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови 25.5 KB
  Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
44899. Принципы и технологии оценки недвижимости 13.6 KB
  Оценка недвижимости это прежде всего оценка прав собственности на данную недвижимость. Отсюда следует что оценка недвижимости должна включать оценку самой недвижимости оценку права собственности или права пользования землей или зданиями. Основные принципы оценки недвижимости: Принцип спроса и предложения: заключается в учете действия закона спроса и предложения на стоимость объекта недвижимости.
44900. Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения 28.5 KB
  Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения. CRETE TBLE ЕМР Однако реляционные системы обычно поддерживают еще один вид именованных переменных отношений называемых представлениями В любой конкретный момент их значение является производным отношением и поэтому упрощенно можно считать что представление это производная переменнаяотношение. Значение данного представления в данное время является результатом вычисления определенного реляционного выражения в данный момент а упомянутое реляционное выражение...
44903. The USA. Соединенные Штаты Америки 16.29 KB
  The United States of America is the fourth largest country in the world (after Russia, Canada, and China). It occupies the southern part of North America and stretches from the Pacific to the Atlantic Ocean. It also includes Alaska in the north and Hawaii in the Pacific Ocean.