3490

Бухгалтерский учёт и аудит на предприятии

Научная статья

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Бухгалтерский учёт и аудит (экзамен) Впервые систематизация приемов бух. учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли, который большую часть жизни преподавал математику в университетах Балонии, Флоренции и закончил карьеру на почётном по...

Русский

2012-11-02

31.25 KB

5 чел.

Бухгалтерский учёт и аудит (экзамен)

Впервые систематизация приемов бух. учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли, который большую часть жизни преподавал математику в университетах Балонии, Флоренции и закончил карьеру на почётном посту преподавателя Римского университета. Созданный им трактат «о счетах и записях» раскрывает смысл двойной записи в бухгалтерском учёте.

Сравнивая современный бух. учет и учёт времён Луки Пачоли можно сказать следующее:

- до 16 века главной целью бух. учёта было обеспечение информацией единоличного собственника, поэтому данные бух. учёта держались в секрете, а стандарты регламентирующие бух. учет характерный для нашего времени не существовал;

- чёткая граница между личной собственностью и имуществом предприятия не проводилось, другими словами не был распространен принцип хозяйствующей единицы;

- понятий отчётного периода и действующего предприятия не было;

- большая часть предприятий  продолжало свою деятельность только до достижения определенной коммерческой цели, поэтому прибыль рассчитывалась по завершению предприятия, т.к. основные средства не играли заметной роли до развития мануфактурного производства и не было необходимости в расчёте амортизации.

Не смотря на описанные различия книга Луки Пачоли остаётся актуальной  и сейчас, например, описанный порядок составления бухгалтерского баланса практически не изменился. С течением времени система бух. учёта основанная на двойной записи совершенствовалась, так после 1800 года расширение масштабов производства усилило роль основных средств, составляющих главную часть капитала, что активизировало использование понятия амортизация.

Потребность в управленческой информации о производственных расходах и торговых издержках стимулировало поиск способов исчисления себестоимости.

К концу 19 века система бухгалтерского учёта претерпела изменения связанное со специфическими чертами хозяйственной деятельности большинства промышленных корпораций:

- созданы первые кампании отделенные от собственника;

- создан акционерный капитал, разграничение капитала и прибыли;

- введено понятие действующего предприятия;

- стали работать фондовые биржи;

- развивается промышленность и торговля.

С началом промышленной революции стали появляться первые бухгалтеры, с началом 19 века в Англии их было уже около 50.

Хозяйственный учёт и его виды. Слагаемые учёта.

- Наблюдение (обследование);

- Измерение;

- Регистрация результатов наблюдения и изменения;

- Обобщение полученных данных.

Слагаемые учёта везде одинаковы, но субъекты учёта различны и многообразны.

Хозяйственный учёт

– система наблюдения, изменения, регистрации и обобщение фактов, явлений и хозяйственных процессов в целях контроля, анализа и управления ими.

Оперативный

– используется для получения информации в целях текущего управления и контроля за хозяйственными процессами на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.

Статистический

– отражение и обобщение данных о массовых явлениях и их закономерностях финансово-хозяйственной деятельности общественной жизни и природе.

Бухгалтерский учёт

– представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

- финансовый

- управленческий

- налоговый

Измерители, используемые в учёте.

Ведение хозяйственного учёта предполагает количественное отражение операции, для этих целей применяется система учётных измерителей, они подразделяются на натуральные, трудовые и денежные.

Денежный измеритель универсален и отражает учитываемые объекты в единой стоимостной оценке. Натуральные и трудовые измерители легко переводятся в стоимостную форму.

Денежный измеритель = натуральный * на цену единицы натурального измерителя.

В денежном измерителе составляются все основные учётные и отчётные документы, поэтому он является обобщающим.

Признак

Финансовый учёт

Управленческий учёт

Налоговый учёт

Степень регламентации

Обязателен для всех

Определяется администрацией

Обязателен для всех

Точность информации

Точен, основан на свершившихся операциях.

Приблизителен, направлен на подготовку решений

Точен, основан на свершившихся операциях

Масштабы информации

Обобщающие отчёты об организации или подразделении

Данные о деятельности подразделении, видах продукции, услуг,…

Обобщающие отчёты об организации в целом

Цель учёта

Составление финансовой отчётности

Сбор и обработка информации для планирования и принятия управленческих решений

Составление налоговых расчётов и деклараций

Пользователи информации

Акционеры, кредиторы, органы статистики,…

Управленческий персонал и менеджеры

Налоговые органы

Принципы учёта

Общепринятые стандарты

По разовым запросам пользователей

Правила разработанные организацией

Время соотношения

Результаты за определенный период

Данные прошлых периодов и плановая информация

Результат за определенный период

Формы выражения информации

Сводные документы в денежном выражении

Данные для анализа и планирования

Сводные документы в денежном выражении

Чистота подачи информации

Регулярные, в виде отчётов

Произвольно по запросу

Регулярно в виде специальных расчётов и деклараций

Сроки представления

В установленное время

В любое время

Ежесуточно, еженедельно,…

Степень ответственности

Максимально точно в соответствии с законодательными нормативными актами (директор)

Данные приблизительные, ответственность несёт менеджер-составитель

Максимально точно в соответствии с законодательными и нормативными актами (директор)

Основные задачи бухгалтерского учёта.

  1.  Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и её имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности.
  2.  Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
  3.  Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и внутрихозяйственных резервов, обеспечение её внутрихозяйственной устойчивости.

Для выполнения задач поставленных перед бухгалтерским учётом в ФЗ «о бухгалтерском учёте» сформулированы основные требования к его ведению:

  1.  Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций организации, ведется валюте РФ (принцип денежного измерения).
  2.  Организация ведёт бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путём двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетом (принцип двойственности).
  3.  Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта (принцип непротиворечивости).
  4.  Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (принцип полноты).
  5.  Все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция (принцип начисления).
  6.  В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно (принцип разделения).
  7.  Содержание внутренней учетной организации это коммерческая тайна организации (принцип конфиденциальности).

Допущение бухгалтерского учёта:

  1.  Имущественная обособленность. Имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников. На балансе организации отражается имущество, принадлежащее на праве собственности, все прочие ценности учитываются за балансом.
  2.  Непрерывность деятельности организации. Пользователи финансовой отчётности принимая какое-либо решение исходят из того что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.
  3.  Последовательность применения учетной политики. Выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учёта, применяется последовательно применяться от одного отчетного периода к другому. Изменения, проводимые в учетной политике, должны быть целесообразны и обоснованы.
  4.  Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Функции бухгалтерского учёта:

  1.  Контрольная. Предполагает осуществление контроля за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных правоотношений. Отличают три вида контроля: первичный, текущий и заключительный.
  2.  Информационная. Информация широко используется с целью планирования, а так же для определения стратегии и тактики.
  3.  Обеспечение сохранности имущества. Функция, осуществляемая в зависимости от действующей системы учёта и определенных предпосылок, например использование современных средств сбора, обработки и передачи информации.
  4.  Обратной связи. Функция формирования и передачи информации о фактических параметрах развития объекта управления, а так же обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.
  5.  Аналитическая. Достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация, используемая для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации, и её подразделения.

Цель бухгалтерского учёта – это формирование информации для внешних и внутренних пользователях.

Цель бухгалтерского учёта применительно к внешним пользователям – это формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу, заинтересованных пользователей при принятии решений. заинтересованные пользователи информацией считаются юридически и физические лица имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями для понимания оценки и использования этой информации.

Пользователи учётной информации:

  1.  Внутренние пользователи (собственники, персонал, руководство)
  2.  Внешние пользователи с прямым финансовым интересом.
  3.  Внешние пользователи с косвенным финансовым интересом (те кто не имеют прямых взаимоотношений)
  4.  Внешние пользователи информации без финансового интереса ( органы статистики, арбитраж,…)

Для удовлетворения общих потребностей пользователей в бухгалтерском учёте формируется информация о финансовых результатах деятельности и изменениях в её финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется её активами, структурой капитала и обязательств, а также способностью адаптироваться к изменениям внешней среды.

Информация об изменениях финансового положения организации дает возможность оценить её инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчётном периоде – бухгалтерский баланс.

Информация о финансовых результатах деятельности организации содержится в отчёте о прибылях и убытках.

Информацию об изменениях в финансовом положении организации содержит отчёт о движении денежных средств.

Ф №1

Ф № ОПУ (ОДДС)

Требования к бухгалтерской информации, она должна быть:

- полезная

- уместная

- надежная

- сравнимая

На уместность информации влияют её содержание и существенность.

Существенной признаётся информация, отсутствие и недостаточность, которой может повлиять на решение заинтересованных пользователей.

Информация надёжна если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности.

Информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Состав информации, формируемый в бухгалтерском отчёте для внешних пользователей (Информация о финансовом положении, отраженная в бухгалтерском отчёте):

1.  Активы, хозяйственные средства, которые контролируются организацией и которые должны принести экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию, если её актив:

- использован обособленно или в сочетании с другим активом или объектом в процессе производства продукции, выполнении работ, оказания услуг, предназначенных для продажи.

- обменян на другой объект имущества.

- использован для погашения кредиторской задолженности.

- распределен между собственниками организации.

2. Капитал – это вложение собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определения финансового положения организации, величина капитала исчисляется как разница между активами  и обязательствами.

3. Обязательства (кредиторская задолженность) – это существующие на отчётную дату обязательства организации которые являются следствием прошлых событий, её хозяйственной деятельности и расчёт по которому должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды.

Постановка бухгалтерского учёта в организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учёта несёт руководитель и он может в зависимости от объёма учётной работы:

- учредить бухгалтерскую службу

- ввести в штат должность бухгалтера

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта специализированной организации или бухгалтерскому специалисту

- вести бухгалтерский учёт лично.

При постановке бухгалтерского учёта руководитель и главный бухгалтер имеют право:

- самостоятельно устанавливать форму организации бухгалтерского учёта.

- определять методику бухгалтерского учёта

- разрабатывать систему внутрипроизводственного управленческого учёта, отчётности и контроля

- формировать в установленном порядке учётную политику организации.

Система нормативно- правового регулирования бухгалтерского учёта в России.

Уровни регулирования

Органы регулирования

Документы, регламентирующие учёт

Область воздействия.

1

Парламент РФ

Президент РФ и правительство РФ

ГК РФ, ФЗ «о бух. учёте», указы президента и постановления правительства, положения по ведению бух. учёта и бухгалтерской отчётности.

Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта

2

Мин. финансов, ЦБ РФ и другие органы исполнительной власти

Положение по бух. учёту – система национальных стандартов.

Регулируют общие принципы организации и ведения бух. учёта, представление отчётности и порядок учёта отдельных объектов наблюдения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4352. Раскрутка WEB-Сайтов 256.5 KB
  Термины. Методы раскрутки сайта. Регистрация в поисковых системах и каталогах. Регистрация на поисковых сайтах и директориях. Что такое индекс цитирования Ссылочное ранжирование. Влияние собственных ресурсов поисковых машин. Перспективы развития...
4353. Управление содержанием WEB Сайтов 288 KB
  Управление содержанием WEB Сайтов Основные функции поддержки работоспособности сайта Сбор информационных материалов. Источники информации для Web сайта Обеспечение доступа к Web сайту (техническая поддержка, хостинг). Обновление информации на Web са...
4354. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА 175.69 KB
  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА Решение задач с помощью компьютера включает в себя следующие основные этапы, часть из которых осуществляется без участия компьютера.
4355. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютеров 446.5 KB
  Комбинационным цифровым устройством (КЦУ) называется устройство, выходные сигналы которого в некоторый момент времени работы однозначно определяются лишь сигналами, действующими в тот же момент времени на его входах. В КЦУ отсутствуют элементы памят...
4356. Україна в другій половині хх – на початку ххі ст.: Становлення незалежності 306.5 KB
  Вступ Вивчення основних тенденцій суспільно-політичного, економічного і духовного розвитку України на межі ІІ і ІІІ тисячоліть становить актуальне завдання багатьох соціально-гуманітарних дисциплін. У курсі історії України головним є осмислення істо...
4357. Українська мова професійного спілкування 258 KB
  1. Природа і функції мови. Місце української мови серед мов світу Що таке мова? Відповісти на це питання однозначно непросто, хоча такі спроби було зроблено ще вченими давніх Греції, Риму, Китаю, Індії. У науці відомі три погляди на природу мови...
4358. Дж. М. Кейнс и его концепция экономического развития. Неокейнсианство 149.5 KB
  Введение Со времен зарождения экономики, одна из напряженнейших дискуссий ведется вокруг вопроса: существует ли в экономике тенденция о долгосрочном равновесии с полной занятостью. Применяя современный экономический язык, определим как классические...
4359. Повышение эффективности коммерческой деятельности ЗАО Универсам Волгоград 179.5 KB
  В современных экономических условиях Республики Беларусь необходимо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентосп...
4360. Характеристика коленчатых валов и их подшипников дизельного двигателя Д100 302.69 KB
  Введение Двигатели типа Д100 - вертикальные двухтактные, десятицилиндровые со встречно движущимися поршнями, двумя коленчатыми валами, прямоточно-щелевой продувкой. двухступенчатой системой наддува, струйным роспылом топлива. Двигатели работают на ж...