34918

Цикличность экономического развития. Экономический цикл и его фазы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Фазы экономического цикла Цикличность экономического развития. В основе цикла лежит динамика спроса которая в свою очередь определяется доходами домашних хозяйств и фирм Выделяют три типа экономических циклов в зависимости от причин и сроков длительности. Выделяют четыре фазы цикла: пик высшая точка экономической активности спад рецессия низшая точка активности подъем экспансия. Фазы экономического цикла изображены на рис.

Русский

2013-09-08

30.5 KB

2 чел.

Экономический цикл. Фазы экономического цикла

Цикличность экономического развития. Экономический цикл и его фазы

Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики (экономической конъюнктуры). Кейнс показал, что экономический цикл есть результат взаимодействия трех составляющих: национального дохода, потребления и накопления капитала. В основе цикла лежит динамика спроса, которая в свою очередь определяется доходами домашних хозяйств и фирм Выделяют три типа экономических циклов в зависимости от причин и сроков длительности.

 К первому типу относятся краткосрочные циклы продолжительностью 3 — 4 года, получившие название циклов Китчина. Их причины экономисты связывали с колебаниями мировых запасов золота, а также с закономерностями денежного обращения.

Второй тип — среднесрочные циклы продолжительностью 10 — 20 лет. В качестве причин средних циклов одни экономисты называли кредитную сферу (Жугляр), а также периодическое обновление производственных сооружений и жилья (так называемые строительные циклы Кузнеца). Другие экономисты основную причину видели в износе и периодичности обновления основных фондов.

Третий тип — долгосрочные циклы (большие экономические циклы Кондратьева) продолжительностью 48-55 лет. Причину больших циклов Н.Д.Кондратьев объяснял нарушением долгосрочного равновесия, в основе которого лежит механизм накопления и распределения капитала, и последующим восстановлением этого равновесия.

Цикл - это волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия. Выделяют четыре фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности, подъем (экспансия). Фазы экономического цикла изображены на рис. Первая фаза — пик цикла. Здесь наблюдаются наиболее высокая занятость, полная загруженность производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. Очень высокие уровень цен, ставки зарплаты и процента.

Вторая фаза — спад. В этой фазе производство и занятость сокращаются, в результате предложение превышает спрос, возникают инфляция и другие негативные явления в экономике. Длительный спад называется депрессией. Она характеризуется застоем в производстве, низким уровнем цен и ссудного процента, наличием свободного денежного капитала. Во время спада меняется структура производства: вымываются нерентабельные предприятия и неперспективные отрасли, продукция которых не находит сбыта. Третья фаза — низшая точка спада. Здесь производство и занятость самые минимальные. Предприятия стараются выйти из застоя, приспособиться к низким ценам путем снижения издержек производства. В этой фазе обновляется основной капитал, растет спрос на него, что стимулирует развитие отраслей, производящих средства производства, а затем оживляется вся экономика. Четвертая фаза — оживление. Растут цены, прибыль, заработная плата, вследствие чего уровни производства и занятости постепенно возрастают вплоть до полной занятости и полной загрузки мощностей, т.е. до пика. Затем фазы цикла повторяются снова и снова.

 Циклическому развитию экономики свойственны также периодически повторяющиеся кризисы, предшествующие депрессии. Обычно кризисы проявляются в несоответствии производства и потребления. Причинами экономических кризисов могут быть: несовпадение по времени моментов продажи и оплаты товаров, неплатежеспособность покупателей, несовпадение структур предложения и спроса. Кроме того, в последние годы возникали нефтяной, энергетический, продовольственный, сырьевой, экологический кризисы. Не являясь циклическими они оказывают значительное влияние на общее состояние производства, изменяя длительность фаз цикла, обостряя его противоречия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8223. Педагогические возможности общения и различных видов деятельности 18.19 KB
  Педагогические возможности общения и различных видов деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающиеся задачи психологическое пространство, в...
8224. Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе 15.77 KB
  Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе. Необходимость:1) диктуется устаревшим и перегруженным содержанием школьного образования. 2) Не отвечает требованиям времени. 3) Неготовность ученика найти для се...
8225. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы 24.99 KB
  Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются...
8226. Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности 15.66 KB
  Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...
8227. Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках 15.43 KB
  Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках. Обучение - это общение, в процессе которого происходит усвоение общественно-исторического опыта, освоение деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Принцип - исходное...
8228. Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие 17.47 KB
  Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие Содержание образования отвечает на вопрос чему учить. это знание основ наук, умение применять их на практике, навыки, опыт творческой деятельности...
8229. Содержание образования в современной школе 19.16 KB
  Содержание образования в современной школе Обучение - процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирован...
8230. Характеристика современного урока 16.57 KB
  Характеристика современного урока. Современный урок это неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его ...
8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...