34946

Олигополия: сущность и виды

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Вовторых олигополию отличает от всех прочих структур тот факт что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например если какаялибо из фирм меняет цену или объем рекламы то это повлияет на величину продаж конкурентов. В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на...

Русский

2013-09-08

38.5 KB

22 чел.

34. Олигополия: сущность и виды

Следует выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой другой рыночной структуры:

  •  во-первых, барьеры для входа, которые создают различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, - с другой. В то же время, эти барьеры «ниже», чем при монополии. Качественно же барьеры практически не отличаются от тех, которые были рассмотрены при анализе монополии.
  •  Во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что ей присуща взаимозависимость фирм.

Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это.

Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого.

В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того, чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на данное изменение цены других фирм-конкурентов. При этом различные предположения приведут к различным результатам. Поэтому нет никакой единой модели олигополистического рынка, его модели различаются в зависимости от сделанных допущений.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным тенденциям.

  •  Во-первых, взаимозависимость фирм может привести их к желанию вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. 
  •  Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли.

При этом важно понимать, что эти две линии поведения несовместимы. Чем больше фирмы конкурируют друг с другом ради получения большей доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

Таким образом, олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий) и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта.

Признаки олигополистических рынков:

  •  малое число фирм и большое число покупателей, что означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют свой товар многим мелким покупателям;
  •  дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако, если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  •  наличие существенных препятствий входа на рынок;
  •  фирмы и отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в совокупном объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Явный сговор и образование картелей.

Термин «явный» здесь вовсе не означает, что олигополисты регистрируют свое соглашение в нотариальной конторе - для этого чаще всего достаточно устного соглашения достигнутого во время личных контактов.  Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться между собой о ценах, доле продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает рыночную неопределенность, с которой они сталкиваются. Если они все же вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться. Явный сговор обычно называется картелем "картель" .

Картель - явное соглашение олигополистических фирм  с целью ограничения конкуренции.

Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие.

Дело в том, что распределение долей отраслевого рынка между участниками картеля проходит безболезненно только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки. В этом случае доля каждого может быть определена делением общего объема продаж на число участников. Трудности возникают тогда, когда в картель входят фирмы с различными уровнями издержек. В этом случае квоты могут быть определены пропорционально сложившимся до сговора реальным рыночным долям фирм.

Однако, картельные соглашения, как правило, неустойчивы. Их основная проблема состоит в том, что первая нарушившая соглашение фирма получает серьезный выигрыш в форме добавочной экономической прибыли. Следует отметить, что картели запрещены антимонопольным законодательством во всех странах, где таковое имеет место. Однако картельные соглашения не всегда легко выявить.

Однако фирмы могут договориться и не нарушая закон. Этому способствует возможность вступить в молчаливый сговор.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке.

Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство.

Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей.

Олигополия без сговора.

Поведение фирмы при наличии олигополии без сговора зависит от того, как, по ее мнению, соперники отреагируют на ее действия. В этом случае используется модель ломаной кривой спроса при помощи которой можно объяснить, почему при отсутствии сговора между олигополистами цена остается относительно стабильной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3766. Інтелект-шоу ЕОМ - ЕВРИКА 4.78 MB
  Інтелект-шоу ЕОМ - ЕВРИКА для учнів 9-11 класів Сьогодні ми проводимо інтелектуальну гру „ЕОМ-Еврика” на зразок телевізійного інтелект-шоу „LG-Еврика”. На уроках ми вже вивчили теми, які пропонуються Вам на конкурс. У інтелектуально...
3767. Національна символіка України 4.39 MB
  Національна символіка України Згадаймо, як 26 квітня 1989 року на велелюдному мітингові, що зібрався на площі Ринок у Львові з нагоди третьої річниці Чорнобильської аварії, замайоріли синьо-жовті прапори з жалобними стрічками. А кілька днів по тому...
3768. Нерудні корисні копалини Дніпропетровщини 10.09 MB
  Нерудні корисні копалини Мета: Поглибити та систематизувати знання про групи нерудних корисних копалин України, Дніпропетровщини, Кривого Рогу. Їх розміщення та використання. Формувати світогляд на основі пізнання світу, сформувати в учн...
3769. Українське відродження або нова русифікація 1.49 MB
  Вступ День 2 листопада 1998 р. починався як звичайний робочий день, котрі заповнюють більшість нашого життя. Залишилася в минулому виборча лихоманка, а Верховна Рада України, нарешті, пережила "спікеріаду" й занурилася до роботи. Здавалося, що на як...
3770. Звукоподражание в современном английском языке 157 KB
  Введение Настоящая курсовая работа посвящена изучению агломератов английских звукоподражательных единиц. Основные понятия настоящей работы: Звукоподражание (ономатопея) – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некото...
3771. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека 589 KB
  Введение. В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выр...
3772. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть 120.5 KB
  Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть Методический замысел урока: Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына ...
3773. Комп’ютерне моделювання в економіці 100.33 KB
  Розв'язання засобами сучасних комп'ютерних технологій укономічних та інженерних задач, що моделюються сумісними системами лінійних алгебраїчних рівнянь.
3774. Food. Yummy, yummy 74.5 KB
  Food. Yummy, yummy Цель: Формирование лексико-фонетических, грамматических умений и навыков. Главные основания выбора замысла урока. Место данного урока в системе уроков, его связь с предыдущими и последующими уроками. Данный урок являе...