34946

Олигополия: сущность и виды

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Вовторых олигополию отличает от всех прочих структур тот факт что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например если какаялибо из фирм меняет цену или объем рекламы то это повлияет на величину продаж конкурентов. В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на...

Русский

2013-09-08

38.5 KB

22 чел.

34. Олигополия: сущность и виды

Следует выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой другой рыночной структуры:

  •  во-первых, барьеры для входа, которые создают различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, - с другой. В то же время, эти барьеры «ниже», чем при монополии. Качественно же барьеры практически не отличаются от тех, которые были рассмотрены при анализе монополии.
  •  Во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что ей присуща взаимозависимость фирм.

Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это.

Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого.

В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того, чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на данное изменение цены других фирм-конкурентов. При этом различные предположения приведут к различным результатам. Поэтому нет никакой единой модели олигополистического рынка, его модели различаются в зависимости от сделанных допущений.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным тенденциям.

  •  Во-первых, взаимозависимость фирм может привести их к желанию вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. 
  •  Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли.

При этом важно понимать, что эти две линии поведения несовместимы. Чем больше фирмы конкурируют друг с другом ради получения большей доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

Таким образом, олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий) и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта.

Признаки олигополистических рынков:

  •  малое число фирм и большое число покупателей, что означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют свой товар многим мелким покупателям;
  •  дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако, если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  •  наличие существенных препятствий входа на рынок;
  •  фирмы и отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в совокупном объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Явный сговор и образование картелей.

Термин «явный» здесь вовсе не означает, что олигополисты регистрируют свое соглашение в нотариальной конторе - для этого чаще всего достаточно устного соглашения достигнутого во время личных контактов.  Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться между собой о ценах, доле продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает рыночную неопределенность, с которой они сталкиваются. Если они все же вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться. Явный сговор обычно называется картелем "картель" .

Картель - явное соглашение олигополистических фирм  с целью ограничения конкуренции.

Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие.

Дело в том, что распределение долей отраслевого рынка между участниками картеля проходит безболезненно только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки. В этом случае доля каждого может быть определена делением общего объема продаж на число участников. Трудности возникают тогда, когда в картель входят фирмы с различными уровнями издержек. В этом случае квоты могут быть определены пропорционально сложившимся до сговора реальным рыночным долям фирм.

Однако, картельные соглашения, как правило, неустойчивы. Их основная проблема состоит в том, что первая нарушившая соглашение фирма получает серьезный выигрыш в форме добавочной экономической прибыли. Следует отметить, что картели запрещены антимонопольным законодательством во всех странах, где таковое имеет место. Однако картельные соглашения не всегда легко выявить.

Однако фирмы могут договориться и не нарушая закон. Этому способствует возможность вступить в молчаливый сговор.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке.

Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство.

Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей.

Олигополия без сговора.

Поведение фирмы при наличии олигополии без сговора зависит от того, как, по ее мнению, соперники отреагируют на ее действия. В этом случае используется модель ломаной кривой спроса при помощи которой можно объяснить, почему при отсутствии сговора между олигополистами цена остается относительно стабильной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78594. ПІДСУМКОВИЙ УРОК ПО ТЕМІ «ТВАРИНИ» 44 KB
  Мета: Узагальнити і систематизувати знання учнів про найбільші групи тварин, розвивати вміння порівнювати варини,класифікувати їх за суттєвими ознаками, встановлювати взаємозв’язки з неживою природою; розвивати спостережливість,вміння аналізувати, робити висновки; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78595. Значення ґрунту в природі і для людей. Охорона ґрунту 3.69 MB
  Мета: формувати уявлення про значення ґрунтів в природі та значення його для людей про шляхи забруднення і руйнування ґрунту про охорону і збереження ґрунту розвивати логічне мислення виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
78596. Формы финансовой поддержки малых предприятий 30 KB
  Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования государственных финансовых материальнотехнических и информационных ресурсов научнотехнических разработок и технологий; учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства лицензирования их деятельности сертификации их продукции предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка...
78597. Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах 48.5 KB
  Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости.
78598. Взаимодействие малых и крупных компаний 56 KB
  Ford Motor США Mitsui Япония Mitsubishi Япония Itochu Япония Функции крупного бизнеса. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций ТНК. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
78599. Развитие предпринимательства на основе лизинга 35 KB
  Развитие предпринимательства на основе лизинга. ЛИЗИНГ англ. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией лизингодателем приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет и фирмойарендатором лизингополучателем которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании либо продлевает срок действия договора заключает новый договор либо выкупает...
78600. Развитие предпринимательства на основе франчайзинга 25 KB
  Развитие предпринимательства на основе франчайзинга. Наряду с преимуществами которые получают оба субъекта франчайзинга данная форма ведения бизнеса имеет и недостатки которые возникают в процессе взаимодействия сторон. Что даст российскому рынку внедрение франчайзинга Элементы присущие франчайзингу позволят: повысить общую культуру предпринимательских отношений; усилить правовую защищенность малого предпринимательства; создать новые рабочие места; инициировать разработку новых идей методов и технологий в малом бизнесе; повысить...
78601. Хозяйственный риск и развитие предпринимательства 36 KB
  Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. Количественная оценка уровня хозяйственного риска обязательный элемент техникоэкономического обоснования любого проекта идеи. Дополненная качественными оценками количественная величина хозяйственного риска позволяет дать интегральную оценку последствий реализации конкретного предпринимательского решения. Хозяйственный риск как экономическая категория существующая объективно...
78602. Эффективные предпринимательские стратегии 32.5 KB
  Стратегия система управленческих решений направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Стратегия включает в себя несколько элементов: вопервых систему целей в которую входят миссия генеральная цель общеорганизационные и специфические цели; вовторых приоритеты ведущие принципы распределения ресурсов и осуществления действий; втретьих правила регламентирующие процесс реализации стратегии например формирования организационной структуры осуществления внутреннего взаимодействия выполнения...