34947

Отрасль. Признаки отраслевого рынка

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Признаки отраслевого рынка Отрасль группа фирм производящих блага предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой. Признаки отраслевого рынка: численность продавцов и их рыночные доли; степень дифференциации продукта; условия вступления в отрасль и выхода из нее; степень контроля производителей над ценами; характер поведения фирм. К тому же нескольким фирмам легко вступить в сговор. Рыночные доли фирм размер фирм обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену.

Русский

2013-09-08

31 KB

19 чел.

35. Отрасль. Признаки отраслевого рынка

Отрасль – группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

Признаки отраслевого рынка:

  •  численность продавцов и их рыночные доли;
  •  степень дифференциации продукта;
  •  условия вступления в отрасль и выхода из нее;
  •  степень контроля производителей над ценами;
  •  характер поведения фирм.

В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются типы отраслевых рынков, характеризующиеся разной степенью конкурентности.

Численность продавцов на каждом рынке важна для определения их способности оказывать влияние на рыночное равновесие.  При большом количестве продавцов на рынке,  при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого из них будет

столь эластичным,  что изменение любым из производителей цены или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии.  

Напротив,  при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет достаточным,  чтобы привести к возникновению рыночной власти.  К тому же нескольким фирмам легко вступить в сговор.

Рыночные доли фирм  (размер фирм)  обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену.  Небольшая фирма неспособна изменить рыночные условия и

вынуждена приспосабливаться к ним,  а рыночная структура,  характеризующаяся    присутствием множества имеющих незначительные мощности фирм, будет более конкурентной. Рынки,  где действуют крупные фирмы,  будут менее конкурентными из-за

значительного воздействия отдельных фирм на рыночное предложение.

Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных для удовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, отчего продукты разных фирм не являются совершенными заменителями.  Чем выше степень

дифференциации продукта,  тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а их рыночная власть - больше.  Напротив,  чем более стандартизированной является

отраслевая продукция, тем более конкурентен рынок.  

Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсутствием отраслевых барьеров,  к которым могут быть отнесены:  значительный положительный эффект масштаба производства,  патенты и лицензии,  согласованное поведение отраслевых фирм.  Чем выше отраслевые барьеры,  тем сложнее посторонним

фирмам проникать на отраслевой рынок,  и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть.  Если отрасль капиталоемкая,  и выход из нее связан со значительными безвозвратными издержками,  фирмы склонны к проведению согласованной ценовой политики.  Это    препятствует развитию отраслевой конкуренции.

Патент –  исключительное право изобретателя производить и продавать новый продукт или устройство в течение установленного периода времени (20 лет) после подачи заявки на выдачу патента.

Степень контроля производителей над ценами -   наиболее очевидный показатель степени конкурентности рынка.  Чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентен рынок.  Контроль над ценой может быть следствием рыночной доли фирмы или дифференциации продукта.  Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы,  принимая решения,  не учитывают реакции

конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координирует


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17365. ФРАНЧАЙЗИНГ 31 KB
  ФРАНЧАЙЗИНГ апгл. franchising букально це угода про передання права на використання торгової марки у широкому значенні це форма поєднання переваг великого і малого бізнесу змістом якої є система взаємовідносин між франчайзером материнською компанією і франчайз
17366. Економічна сутність заробітної плати і чинники її величини 216 KB
  1. Економічна сутність заробітної плати і чинники її величини Категорія Заробітна плата З/П є конкретизацією таких категорій як трудові відносини наймана праця робоча сила ринок робочої сили ринок праці власність на робочу силу вартість робочої ...
17367. Національна економіка і цілі її розвитку. Структура національної економіки. Економічні системи. Економічна політика держави 86.5 KB
  Національна економіка і цілі її розвитку. Структура національної економіки. Економічні системи. Економічна політика держави. Національна економіка характеризується: 1.рівнем розвитку продуктивних сил; 2.типом економічної системи; 3.характером суспільного відтворення; 4....
17368. Система національних рахунків (СНР) 57 KB
  Система національних рахунків СНР Потреба у координації статистичних міжнародних рекомендацій і необхідність створення міжнародної системи національного рахівництва вимагали країни Західної Європи. Перший варіант таких рахунків був опублікований Європейськ
17369. Економічна програма кейнсіанства. Сутність економічних досліджень Дж.Кейнса 80 KB
  Економічна програма кейнсіанства. Сутність економічних досліджень Дж.Кейнса. Запропоноване Кейнсом трактування економічного процесу потрапило у сприятливий грунт оскільки світова економіка після Великої депресії мала потребу в стимуляторах які дозволили б їй
17370. Корпоратизм як форма суспільних відносин 60 KB
  Корпоратизм як форма суспільних відносин Відносини корпоратизму властиві всім капіталістичним країнам з тією лише різницею що ступінь розвиненості соціального партнерства в них різний. З ускладненням суспільного ладу окрема особа усе в меншій мірі здатна здійснити з...
17371. Національний продукт 64 KB
  1. Сукупний національний продукт СНП як результат суспільного відтворення і виробництва. Структура СНП. 2.Система національних рахунків СНР. Виключення повторного рахунку при оцінці СНП. 3. Валовий національний продукт ВНП. Валовий внутрішній продукт ВВП. Сутність ...
17372. Ринковий механізм саморегулювання 82 KB
  Крах моделі ринкового саморегулювання. Кейнсіанська революція в економічній теорії. В економічній історії розвитку ринкової економіки чисте ринкове регулювання проходило через механізм вільної ринкової конкуренції та вільного ціноутворення повної свобод
17373. Економічне циклічне регулювання 78.5 KB
  1 . Економічна рівновага і циклічність. 2. Середні цикли та їх фази. Руйнівна та оздоровча фція економ. криз. 3. Державне антициклічне регулювання. 4. Довгі хвилі в макроекономіці. цикли Кондратьєва 5. Сутність Інфляції. Особливості сучасної інфляції та форми її проя