34963

Рыночные структуры и их типы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рыночные структуры и их типы Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации обусловливающих способ установления цены и объема выпуска а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Рынки несовершенной конкуренции в свою очередь представлены рынками чистой монополии монополистической конкуренции олигополистическими рынками; чистая монополия тип рыночной структуры характеризующийся отсутствием конкуренции что предполагает господство на закрытом входными барьерами...

Русский

2013-09-08

31 KB

100 чел.

36. Рыночные структуры и их типы

Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.

Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:

  •  совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
  •  чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
  •  монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
  •  олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

  •  доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
  •  степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
  •  наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
  •  особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12922. Хто людям добра бажає, той і собі має 51 KB
  Виховна година. Хто людям добра бажає той і собі має Мета: продовжити розмову про людські достоїнства і вади; допомогти учням зробити висновок що добро твориться просто ні за так І. Драч; викликати в них бажання творити добро й уникати злих вчинків. Обладнанн...
12923. Алкоголь і злочин. Чи можна між ними поставити знак рівності 51 KB
  Виховна година Алкоголь і злочин. Чи можна між ними поставити знак рівності Мета: узагальнити та систематизувати знання учнів про негативний вплив алкоголю на організм людини на психіку; виховувати негативне ставлення особистості до алкоголю та відповідальність за
12924. Наші права – щасливе дитинство 35.5 KB
  Виховна година на тему: Наші права – щасливе дитинство Мета:розповісти учням про їхні права й свободивизначені Конституцією про права дитини; навчити правильно реалізовувати свої прававиховувати в учнів поважне ставлення до власної особистості інших. Обла...
12925. Виховний захід. Дружба 51 KB
  Тема: Дружба Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і своїх особистих якостей терпимості й коректно...
12926. Виховна година на тему «Європейські університети» 308 KB
  Виховна година на тему Європейські університети Ведучий 1 Доброго дня шановні викладачі студенти гості. Ведучий 2 Омар Хаям говорив: Знання для духу світоч найясніший знання для тіла панцир найміцніший. Ведучий 1 Знання нам дарують вихователі вчителі
12927. Виховна година на тему: «Шкідливість алкоголю» 62 KB
  Виховна година на тему: Шкідливість алкоголю Мета: Виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я громадян як найвищої соціальної цінності; формування валеологічного світогляду; формування та пропаганда здорового способу життя; профілактика шкідливих ...
12928. Виховна година на тему: «СНІД. Небезпека і профілактика» 54.5 KB
  Виховна година на тему: СНІД. Небезпека і профілактика Мета: дати учням елементарні знання про СНІД основні шляхи зараження цією хворобою та заходи щодо її профілактики. Обладнання: роздавальний матеріал анкета Перевір свої знання про СНІД; плакат із відпові
12929. Виховна година на тему «Наркоманія» 88 KB
  Виховна година на тему Наркоманія Мета: дати учням елементарні знання про хворобу наркоманію основні наркотичні речовини їх дію на організм людини та шляхи профілактики наркозалежності; розглянути наркоманію в моральному правовому і медичному аспектах; привести...
12930. Про шкоду паління та алкоголізму 64.5 KB
  Про шкоду паління та алкоголізму Виховна година для підлітків 12–15 років Мета заходу: формування в учнів правильного уявлення про здоров’я здоровий спосіб життя; виховання дбайливого ставлення до свого здоров’я здоров’я оточуючих; пропаганда здорового способу життя;...