34992

Взаимодействие между спросом и предложением

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция в переводе с латинского означает сходиться сталкиваться это экономическое соперничество состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие конкуренция употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства купли и продажи товаров а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие конкуренция употребляется как соперничество...

Русский

2013-09-08

52.5 KB

2 чел.

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.).

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

Таблица 8.1.

Виды конкуренции

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения предложения и спроса товара

Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции

Признаки, определяющие форму и модель конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная (свободная, неограниченная)

большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями

отсутствие контроля;

цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

Несовершенная (ограниченная)

Ее модели:

Монополия

ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры

продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

полный контроль

Монополистическая конкуренция

относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

  •  производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  •  полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  •  присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
  •  постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  •  единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77859. Перемена лиц в обязательстве 29.5 KB
  Перемена лиц в обязательстве Договором или законом: в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо когда возможность такого перевода предусмотрена законом; вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем не являющимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику ответственному за наступление страхового случая; в других случаях предусмотренных законом. Перемена кредитора: 1 в порядке...
77860. Понятие гражданского права как частного права 29 KB
  Понятие гражданского права как частного права С позиций учения о частном праве ГП следует определить как основную отрасль права регулирующего частные взаимоотношения граждан а также созданных ими юр. ГК закрепляет основные начала частного права: равенство участников имущ. В советское время после отказа от деления права на П и Ч из ГП в качестве самостоятельных правовых отраслей выделились С и ТП. организаций объединяемые понятиями права компаний или корпоративного права.
77861. Источники гражданского права 32 KB
  Из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота которые применяются в сфере ПД. Указанные правила становятся источником лишь в том случае если они закреплены в каком-либо НА входящем в систему граж.
77862. Понятие, содержание и виды граж. правоотношений 28 KB
  Классификация гражданских правоотношений преследует не только теоретические но и практические цели заключающиеся в правильном уяснении прав и обязанностей сторон определении круга правовых норм подлежащих применению в процессе возникновения реализации и прекращения правоотношения....
77863. Граждане (физические лица) как субъекты 29.5 KB
  Гражданин (физическое лицо) как участник правоотношений обладает рядом признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол, состояние здоровья.
77865. Возникновение и прекращение юридических лиц 29 KB
  Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения согласия от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица что обычно служит общим интересам всех участников оборота коммерческие банки и страховые компании. В соответствии с ней в регистрирующий орган представляются заявление устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор а также документы подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50 уставного капитала. Данные государственного реестра юридических лиц должны...
77866. Государство и МО как субъекты 27.5 KB
  Оборота как юридически равных собственников или иных законных владельцев имущества находящихся в частноправовых а не в публичноправовых отношениях друг с другом. РФ ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. Как собственники своего имущества ППО независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные равноправные и имущественно обособленные субъекты. ППО располагают...
77867. Объекты гражданских правоотношений и их основные виды 27.5 KB
  Гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам. В гражданском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них единиц а не числом банкнот или монет. Вместе с тем деньги могут выступать и в роли особого товара – самостоятельного предмета некоторых сделок например займа и кредита ибо последний по сути...