34992

Взаимодействие между спросом и предложением

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция в переводе с латинского означает сходиться сталкиваться это экономическое соперничество состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие конкуренция употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства купли и продажи товаров а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие конкуренция употребляется как соперничество...

Русский

2013-09-08

52.5 KB

2 чел.

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.).

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

Таблица 8.1.

Виды конкуренции

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения предложения и спроса товара

Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции

Признаки, определяющие форму и модель конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная (свободная, неограниченная)

большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями

отсутствие контроля;

цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

Несовершенная (ограниченная)

Ее модели:

Монополия

ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры

продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

полный контроль

Монополистическая конкуренция

относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

  •  производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  •  полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  •  присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
  •  постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  •  единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17018. Система і процес контролю 6.4 MB
  ТЕМА 11. Система і процес контролю План лекції Поняття та процес контролю. Види управлінського контролю. Ефективність контролю. 1. Поняття та процес контролю Контроль це процес забезпечення досягнення цілей організації шляхом постійного спост
17019. Інструменти управлінського контролю 5.62 MB
  ТЕМА 12. Інструменти управлінського контролю План лекції Фінансовий контроль. Операційний контроль. Контроль поведінки працівників. 1. Фінансовий контроль В спеціальній літературі з менеджменту існують різні підходи до класифікації засобів уп
17020. Управління групами 79.5 KB
  ТЕМА 14. Управління групами План лекції. Поняття та сутність груп в організації. Модель групової поведінки Дж. Хоманса. Типи груп в організації. 1. Поняття та сутність груп в організації Будьяка організація складається з великої кількості груп. Ке...
17021. Процес вимірювання рівня ультрафіолетового випромінювання 2.69 MB
  Штучне ультрафіолетове випромінювання широко використовується в хімічній промисловості, де також потрібний контроль його інтенсивності. В промисловості також існує чимало джерел мимовільного виникнення ультрафіолетового випромінювання, наприклад, зварювальні та інші електродугові пристрої...
17022. Вставлення в тексти документів графічних обєктів і формул 519.5 KB
  Практична робота №10 Тема: Вставлення в тексти документів графічних об'єктів і формул Мета: освоїти технології вставлення в тексти документів різних графічних об'єктів. Надбати навички з формування схем алгоритмів математичних формул та рівнянь. Обладнання: перс
17023. Виконання розрахунків у MatСad 104 KB
  Лабораторна робота №1 Тема. Виконання розрахунків у MatСad Мета: набуття навиків вводу і редагування формул використання стандартних функцій засвоєння особливостей застосування локального і глобального операторів присвоювання використання змінних що можу...
17024. Фізичні обчислення, розв’язання рівнянь і систем з використанням програми MathCad 243.5 KB
  Лабораторна робота №2 Тема: Фізичні обчислення розвязання рівнянь і систем з використанням програми MathCad. Мета: ознайомитися з простими прийомами рішення рівнянь систем рівнянь і нерівностей фізичних обчислень з використанням програми MathCad. Обладнання: ПК ПЗ ...
17025. Робота з векторами і матрицями в системі MathCad 610.5 KB
  Лабораторна робота № 3 Тема: Робота з векторами і матрицями в системі MathCad. Мета: одержати навички обчислення векторів і матриць з використанням функцій системи MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Розвязати систему рівнянь методом зворотн
17026. Аналітичні обчислення в системі MathCad 3.67 MB
  Лабораторна робота №4 Тема: Аналітичні обчислення. Мета. Ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MathCad використовуючи панель Символіка. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Хід роботи Завдання 1 Виконати всі можливі перетворення виразу використовуючи панель