34992

Взаимодействие между спросом и предложением

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция в переводе с латинского означает сходиться сталкиваться это экономическое соперничество состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие конкуренция употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства купли и продажи товаров а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие конкуренция употребляется как соперничество...

Русский

2013-09-08

52.5 KB

2 чел.

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.).

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

Таблица 8.1.

Виды конкуренции

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения предложения и спроса товара

Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции

Признаки, определяющие форму и модель конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная (свободная, неограниченная)

большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями

отсутствие контроля;

цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

Несовершенная (ограниченная)

Ее модели:

Монополия

ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры

продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

полный контроль

Монополистическая конкуренция

относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

  •  производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  •  полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  •  присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
  •  постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  •  единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79846. АУДИТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ 150 KB
  Важное значение для качественного проведения аудита на предприятии имеет ознакомление с порядком осуществляемого оперативного контроля за выпуском продукции что обеспечивает своевременность исполнения обязательств предприятия по договорам. В этих целях на предприятии должны проводиться систематические проверки исполнения технологических процессов контроль выполнения плана по объему ассортименту качеству выпускаемой продукции а также ритмичности производства. При этом устанавливается не только...
79847. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ УЧЁТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (В КАССЕ, НА РАСЧЁТНОМ СЧЁТЕ И ДРУГИХ СЧЕТАХ) 110 KB
  При проверке следует установить соблюдается ли предприятием установленный обслуживающим его учреждением банка предельный лимит хранения наличных денег так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов выдачи авансов на командировки и Других небольших платежей. Поступление денег в кассу и выдача их из кассы должны быть оформлены приходными и расходными кассовыми ордерами. При получении денег сотрудники расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности то в тексте...
79848. АУДИТ БАРТЕРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 51 KB
  Под бартерными операциями понимают операции, предусматривающие натуральный товарообмен на сбалансированной основе и оформляемые единым договором между юридическими лицами. Договор должен содержать стоимостную оценку обмениваемых товаров
79849. АУДИТ РАСЧЁТОВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 142 KB
  Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве повышению ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины сокращению дебиторской и кредиторской задолженности ускорению оборачиваемости оборотных средств и следовательно улучшению финансового состояния предприятий. В настоящее время принят ряд документов регулирующих вопросы осуществления расчетов наличными документами....
79850. АУДИТ РАСЧЁТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ 89 KB
  При проверке расчетов по оплате труда большое внимание надо уделить расчетам с депонентами. Аудитор прежде всего устанавливает, своевременно ли относится к депонентским суммам не полученная в установленные сроки заработная плата
79851. АУДИТ ОТЧЁТНЫХ ДАННЫХ ПО ДОХОДАМ, ЗАТРАТАМ И ПРИБЫЛИ 85 KB
  Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и характеризует конечный финансовый результат эффективность производства. В связи с этим огромное значение имеет четкая организация контроля за формированием прибыли со стороны налоговых аудиторских и внутрихозяйственных служб в пределах компетенции каждой из них. Для обобщения информации о конечном финансовом результате ведется счет 80 Прибыли и убытки . По завершении года прибыль уменьшается на...
79852. АУДИТ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ 49 KB
  Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 Расчеты с учредителями в корреспонденции со счетами денежных средств и других ценностей. На предприятиях созданных в форме акционерных обществ к счету 85 Уставный фонд могут быть открыты субсчета Простые акции и Привилегированные акции. После внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия и регистрации нового размера уставного фонда должна быть сделана бухгалтерская запись...
79853. ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛООГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГАМ (НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ, НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ИМУЩЕСТВО И ДР.) И ОТРАЖЕНИЯ РАСЧЁТОВС БЮДЖЕТОМ В СИСТЕМЕ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА 332 KB
  Поэтому значительную часть своей работы аудитор посвящает выявлению того по всем ли хозяйственным операциям облагаемым налогом на добавленную стоимость начислен этот налог и правильны ли расчеты с бюджетом. Налоги финансируемые потребителями Налог на добавленную стоимость НДС Специальный налог...
79854. АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ 53.5 KB
  АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчётности Данный порядок утверждён комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 9. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчётности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности отчётности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчётности должно выражать оценку аудиторской фирмой АФ соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчётности нормативному акту регулирующему бухгалтерский учёт и отчётность...