34992

Взаимодействие между спросом и предложением

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция в переводе с латинского означает сходиться сталкиваться это экономическое соперничество состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие конкуренция употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства купли и продажи товаров а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие конкуренция употребляется как соперничество...

Русский

2013-09-08

52.5 KB

2 чел.

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.).

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

Таблица 8.1.

Виды конкуренции

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения предложения и спроса товара

Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции

Признаки, определяющие форму и модель конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная (свободная, неограниченная)

большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями

отсутствие контроля;

цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

Несовершенная (ограниченная)

Ее модели:

Монополия

ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры

продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

полный контроль

Монополистическая конкуренция

относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

  •  производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  •  полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  •  присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
  •  постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  •  единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11988. Формування та використання прибутку комерційного банку (на прикладі АКБ «Надра») 324.09 KB
  110 Дипломна робота Формування та використання прибутку комерційного банку на прикладі АКБ Надра Зміст Вступ 1. Теоретичні аспекти процесу формування та використання прибутку комерційного банку 1.1 Сутність і функціональне призначення бан
11990. Развития банковской системы РФ 1.48 MB
  Оглавление Введение Глава 1. Банковская система РФ ее сущность функции и структура 1.1 Понятие и признаки банковской системы 1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ 1.3 Деятельность кредитных организаций Глава 2. Анализ деятельности банков России 2.1...
11991. Мероприятия по сокращению просроченной задолженности по кредитам юридических лиц 356.53 KB
  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Мероприятия по сокращению просроченной задолженности по кредитам юридических лиц Содержание Введение 1. Теоретические основы процесса кредитования юридических лиц коммерческими банками 1.1 Основные понятия и сущность
11992. Сутність ресурсної бази банків України 782.58 KB
  Содержание Вступ Розділ I. Теоретикометодологічні основи аналізу організації ресурсної бази банків 1.1 Сутність та значення ресурсної бази банку 1.2 Класифікаційні ознаки та види банківських ресурсів 1.3 Методи та організаційні принципи формування банківських р
11993. Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта 776.66 KB
  Тема: Пластиковые карты как один из видов банковского продукта Содержание Введение 1.Экономическая сущность пластиковых карт 1.1 Понятие банковского продукта 1.2 Пластиковые карты как банковский продукт 1.3 Принципы работы пластиковых карт 2. Особенности
11995. Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России) 694 KB
  Выпускная квалификационная работа Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России Введение Современное развитие рынка финансовых услуг оказываем...
11996. Базовый курс по рынку ценных бумаг 772.04 KB
  Базовый курс по рынку ценных бумаг Учебное пособие рекомендовано Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для подготовки к базовому экзамену Базовый курс по рынку ценных бумаг. М.: Финансовый издательский дом Деловой экспресс 1997 485 с. ISBN 5896440030 Осн