35009

ВНП

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Различают индекс потребительских цен ИПЦ и индекс цен ВНП или дефлятор ВНП который отражает не только цены потребительских товаров и услуг но и инвестиционных товаров. Дефлятор ВНП помогает проводить корректировку объема ВНП за определенное время измерять рост его реального объема по сравнению с номинальным. Номинальный ВНП измеряется в текущих ценах реальный в постоянных базовых ценах.

Русский

2013-09-08

31.5 KB

0 чел.

Поскольку ВНП измеряется в денежной форме, то его объем зависит не только от количества конечных товаров и услуг, произведенных за один год, но и от уровня цен, которой выражается в виде индекса.

Индекс цен представляет собой отношение совокупной цены определенного набора товаров ("рыночной корзины") в данный период к совокупной цене идентичной группы товаров в базовом (начальном) периоде.

   Цена "рыночной корзины" в 1994 году

Индекс цен =    _________________________________     х 100

   Цена "рыночной корзины" в 1993 году

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с предыдущим указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен - на дефляцию.

Различают индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен ВНП, или дефлятор ВНП, который отражает не только цены потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров.

Дефлятор ВНП помогает проводить корректировку объема ВНП за определенное время, измерять рост его реального объема по сравнению с номинальным. Номинальный ВНП измеряется в текущих ценах, реальный в постоянных, базовых ценах.

  номинальный ВНП

Дефлятор ВНП  =_________________     х 100.

                               реальный ВНП'

Дефлятор ВНП используется статистикой для того, чтобы  проследить действительную динамику валового национального продукта за определенный период.

ВНП и общественное благосостояние

Включение показателей национального богатства в СНС представляется очень важным и своевременным, так как оно органически связано с валовым национальным продуктом. С одной стороны, ВНП формируется на базе имеющегося национального богатства, с другой, - ВНП способствует его воспроизводству, приумножению.

С системой национальных счетов должна быть связана и статистика невещественного богатства, которое условно можно разделить

на две группы: 1) качество рабочей силы и его составляющие (научно-технический, образовательный, культурный потенциал, а также потенциал здоровья общества); 2) уровень безопасности существования человека (индивидуальной, экологической й т.п.).

Следует также учитывать сильное воздействие качественных и количественных изменений одних форм богатства на другие.

Итак, мы подошли к тому, чтобы сделать вывод о зависимости общественного благосостояния от национального богатства страны и его валового национального продукта.

На первый взгляд кажется, что между реальным ВНП и общественным благосостоянием существует прямая зависимость: чем выше развито производство, тем общество ближе к "хорошей жизни". Но это не совсем так. ВНП не учитывает некоторые факторы, как положительно, так и негативно влияющие на качество и уровень жизни.

Мы уже говорили о том, что ВНП является измерителем рыночной стоимости объема производства, и поэтому on не включает целый ряд нерыночных производственных операций, что приводит к его занижению.

Поскольку ВНП является количественным показателем, он не отражает изменений в качестве производимых товаров и услуг. Повышение качества продукции свидетельствует о росте материального благосостояния общества, однако ВНП этого недоучитывает.

Не находит отражения в ВНП и такой важный показатель общественного благосостояния, как свободное время. Между тем во всех развитых странах мира наблюдается тенденция к снижению продолжительности рабочего дня, к увеличению годового свободного времени за счет оплачиваемых отпусков, отпусков без содержания, праздников.

Отрицательное воздействие на экономическое благосостояние оказывает загрязнение окружающей среды, связанное с производством ВНП. При этом "потерн загрязнения" не вычитаются из совокупного объема производства (из-за неосуществимости учета этих потерь), а расходы на очистку включаются в ВНП. Наблюдается парадокс: чем больше загрязнения, тем больше ВНП.

Различают абсолютный годовой объем ВНП и его объем на душу населения. Первый показатель более пригоден для сравнительной характеристики общественного благосостояния какой-либо отдельной страны в разные периоды времени, а также для сравнения оборонного и научно-технического потенциалов различных стран. При сопоставлении же жизненного уровня населения между странами предпочтение отдается второму показателю.

Несмотря на преимущество второго показателя, он также не является совершенным и не отражает реальный рост общественного благосостояния. Так как исчисление ведется в денежной форме, то трудно определить, за счет какой продукции он увеличился: стали производить, например, больше пушек или масла? Рост ВНП на путях милитаризации экономики вступает в противоречие с действительным повышением уровня и качества жизни, с актуальной задачей гуманизации производства.

И, наконец, увеличение среднедушевого ВНП может сопровождаться такими изменениями в распределении, которые приведут к резкой дифференциации и даже абсолютному обеднению некоторых слоев населения.

Таким образом, ВНП как показатель общественного благосостояния имеет серьезные недостатки. Учитывая это, профессора из Йельского университета У.Нордхаус (соавтор П.Самуэльсона) и Д.То- бин предложили показатель чистого экономического'' благосостояния, который учитывал бы влияние на него отрицательных и положительных факторов. Предложенный показатель также весьма приблизителен и выступает скорее как идеал, к которому нужно стремиться. Пока же показатель реального ВНП остается основным измерителем результатов экономической деятельности и используется на практике при определении благосостояния.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59956. Поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин. Визначення якості води методами хімічного аналізу. Біологічні функції води 113.5 KB
  Мета: поглибити знання про будову води вміст води в організмах біологічні функції води; дати поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин; навчитися визначати якість води методами хімічного аналізу І.
59957. Різноманітність водоростей. Значення в природі та житті людини 173 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою та особливостями процесів життєдіяльності відділів Бурі Червоні Діатомові водорості; розглянути особливості пристосування до різних умов життя; зясувати значення водоростей у природі та житті людини.
59958. Значення водоростей в природі та житті людини 51 KB
  Основні поняття та терміни: екологія фармацевт технолог харчової промисловості мікробіологія агар йод осадові породи добрива самоочищення водойм планктон Обладнання: таблиці Водорості Роль водоростей у природі та народному господарстві...
59959. Водойми України. Розкриття значення води для життя людини у творах В. Сухомлинського. Інтегрований урок з природознавства та позакласного читання 159.5 KB
  Мета. Сформувати поняття про водойми: джерело озеро, болото, море; розвивати спостережливість і увагу; виховувати любов до природи, бережне ставлення до її багатств.
59960. Водиця – усьому цариця 32 KB
  Ми проведемо урок у формі гри етапами якої будуть різні конкурси. ІІ Проведення гри 1 конкурс РОЗМИНКА Командам пропонується написати географічний диктант. Кожна правильна відповідь...
59961. Военные походы фараонов 73.5 KB
  Цели урока: Образовательная расширить знания учащихся об основных понятиях урока подвести учащихся к пониманию причин последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта Развивающая создать условия для развития коммуникационных умений и навыков умения обобщать изученный материал делать выводы.
59962. Вогники наших сердець 51.5 KB
  Ведучий: Усі діти люблять свою маму і для кожного вона єдина і найкраща. Я дуже люблю свою маму Ведучий: В дарунок усім мамам танок Полькатрійка Розповідь віршів з показами фото слайдів під музичний супровід Учениця 1. Ведучий.
59963. НЕХАЙ ВОГОНЬ В СЕРЦЯХ ПАЛАЄ, А ПОЖЕЖ ХАЙ НЕ БУВАЄ 542 KB
  МЕТА: продовжувати ознайомлювати учнів із поняттям вогонь; формувати уявлення про причини виникнення пожежі в побуті та її наслідки; вчити учнів правильно діяти у випадку виявлення пожежі вдома чи інших обєктах; розвивати навички самозахисту в умовах задимленого помешкання...