35012

Экономические издержки безработицы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

По свидетельству американских специалистов потеря работы связана с психической травмой уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Это нормально если часть людей не работает потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей оставшихся без работы и содействие трудоустройству. Как правило его получают лица зарегистрированные на бирже труда имеющие стаж работы и вносившие...

Русский

2013-09-08

28.5 KB

4 чел.

Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП,

Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация.

Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает.

Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма.

Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР.

Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы.

Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству.

Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения.

Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда.

Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице.

Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15573. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы 54 KB
  33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы1. Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в том числе:1 пред
15574. Представление информации в антимонопольный орган 24 KB
  34. Представление информации в антимонопольный орган1. Юридические лица индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган его должностным лицам по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы материалы объясне...
15575. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны 27 KB
  35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой служебной и иной охраняемой законом тайны1. Сведения составляющие коммерческую служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий не под...
15576. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 23 KB
  35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 1. Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.2. К отношениям связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц индивидуальн
15577. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 69.5 KB
  36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нару
15578. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа 28 KB
  37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа1. Решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания.2. Подача заявления о признании недействительн
15579. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе 112 KB
  38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.2. Лица прав...
15580. Вступление в силу настоящего Федерального закона 11.5 KB
  39. Вступление в силу настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года за исключением части 3 статьи 14 части 2 статьи 20 и пункта 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.2. Часть 2 статьи 20 и пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего ...
15581. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона 24.5 KB
  40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:1 Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108ФЗ О рекламе Собрание законодательства Росс...