35015

Причины инфляции

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Именно они лежат в основе инфляции спроса и инфляции предложения или издержек. При инфляции спроса спрос опережает предложение возникает избыток денег по отношению к количеству товаров растут цены. Это весьма знакомый для нашей страны вариант инфляции.

Русский

2013-09-08

34.5 KB

0 чел.

Причины инфляции заключаются в существовании трех видов монополий:

  1.  Государственная монополия (эмиссия бумажных денег, расхода государства на управление, социально-экономические программы, оборону и другое).
    1.  Профсоюзная монополия, определяющая размер и продолжительность того или иного уровня зарплаты (коллективные договоры заключаются с предпринимателями на 3-5 лет).
    2.  Монополия крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс и приводя к росту цен. Именно они лежат в основе инфляции спроса и инфляции предложения, или издержек. При инфляции спроса спрос опережает предложение, возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены.

Занятость в этой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально загружает производственные мощности. Возрастание спроса возможно от дица государства (военные, социальные заказы), профсоюзов (в результате роста покупательной способности трудящихся при благоприятных итогах коллективных договоров о размере зарплаты), предпринимателей (повышенный спрос, на средства производства). Это весьма знакомый для нашей страны вариант инфляции. Для развитых стран инфляция спроса - своего рода рыночная классика. Там на первый план выходит инфляция предложения, или издержек, которая означает ррст цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

По мере повышения цен неизбежно падает уровень реальных доходов занятых. Для того чтобы сохранить хотя бы неизменным благосостояние трудящихся, требуется увеличение денежных доходов, инициаторами которого являются профсоюзы. В результате их нажима начинается рост номинальной зарплаты. Но заработная плата составляет существенную часть издержек производства, оказывает повышающее воздействие на цены. Подорожание товаров делает необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты, а затем и социальных выплат, пособий. Раскручивается инфляционная спираль: зарплата - цены - зарплата - цены; причем с каждым новым витком остановить ее все труднее. Другим фактором, способным раскрутить инфляционную спираль, является удорожание энергии, опережающее темпы внедрения ресурсосберегающих технологий производства. В итоге такой инфляции рост цен становится как бы самоподдерживающимся, причем темпы этого роста неуклонно повышаются.

Мощным источником инфляции являются так называемые адаптивные инфляционные ожидания, или, проще говоря, инфляционная психология. Потребители, твердо поверив в неизменность тенденции к повышению цен, сокращают сбережения, нагнетают текущий спрос и, таким образом, сами вольно или невольно провоцируют очередное повышение цен. Дефицит сбережений пагубно сказывается на объеме кредитных ресурсов, что, в свою очередь, препятствует росту инвестиций, производства и предложения. В то же время производители и торговцы, рассчитывая на повышение цен в ближайшем будущем, начинают тормозить продажи, надеясь с течением времени продать их подороже. В результате этого формируется тайный механизм, который неумолимо взвинчивает цены.

Важным источником инфляции надо признать дефицит государственного бюджета. Хотя существуют различные способы покрытия этого дефицита, при любом из них инфляции не избежать.

И, наконец, еще один источник инфляции - процесс милитаризации. Он проявляется, в частности, через давление на расходную часть бюджета, что приводит к его дефициту; через поглощение военно-промышленным комплексом материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов общества, что отвлекает эти ресурсы от выпуска товаров гражданского сектора, снижает объем и динамику товарного предложения. Кроме того, занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, никак не способствуя наращиванию предложения,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7800. Реформы Петра 1 29.5 KB
  Реформы Петра 1. Преобразования в сфере культуры Пётр I изменил начало летосчисления с так называемой византийской эры (от сотворения Адама) на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако...
7801. Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.) 25 KB
  Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.). Война затормозила осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учи...
7802. Советская школа в период с 1921 по 1930гг 25.5 KB
  Советская школа в период с 1921 по 1930гг. По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хоз. разрухи и голода. Надо было немедленно восстановить промышленность, поднять с...
7803. Советская школа в период с 1930 по 1940гг 26 KB
  Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. Советское правительство принимает ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения...
7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...
7806. Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции 33.5 KB
  Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...
7807. Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи 30 KB
  Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и...
7808. Тенденции развития образования в современном мире 39.5 KB
  Тенденции развития образования в современном мире Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности огромные достижения в этой област...