3505

Основы алгоритмизации

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Основы алгоритмизации На первых этапах создания программы программист должен определить последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу, т.е. разработать алгоритм. Строго говоря, алгоритм – последоват...

Русский

2012-11-02

69.15 KB

14 чел.

Основы алгоритмизации

На первых этапах создания программы программист должен определить последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу, т.е. разработать алгоритм.

Строго говоря, алгоритм – последовательность операций, сформулированных в терминах исполнителя, которая приводит от исходных данных к требуемому результату за конечное число шагов. Или, другими словами, алгоритм – это понятное и точное указание исполнителю последовательности действий при решении определенного класса задач.

Термин «алгоритм» (algorithmi) происходит от латинского написания имени узбекского математика и астронома IX века Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми, который в первые (825г.) разработал правила выполнения четырех арифметических действий в десятичной системе счисления.

Свойства алгоритмов и требования к алгоритмам

Основными свойствами, которыми должен обладать правильно составленный алгоритм являются:

  1.  массовость – алгоритм должен быть пригодным для решения любой задачи определенного класса;
  2.  структурированность – алгоритм должен содержать четко обозначенные фрагменты, решающие стандартные задачи;
  3.  дискретность – последовательное выполнение команд, с точной фиксацией моментов окончания выполнения одной команды и начала выполнения следующей;
  4.  однозначность – для каждой ситуации должна быть задана однозначная последовательность действий;
  5.  конечность – алгоритм должен оканчиваться после конечного числа шагов;
  6.  малая связность – необходимо стремиться к уменьшению объема промежуточных хранимых данных;
  7.  самоконтроль – при некоторых неверных действиях и/или ошибках алгоритм должен иметь соответствующую проверку и возможно коррекцию;
  8.  рациональность – алгоритм должен быть по возможности максимально простым.

Соблюдение всех этих требований позволит разрабатывать эффективные и надежные алгоритмы.

Формы представления алгоритмов

Алгоритм решения задачи может быть представлен в виде словесного описания, в виде блок-схемы и диаграммы действий.

Наиболее наглядной и удобной формой представления алгоритма является графическая форма в виде блок-схемы. При изображении алгоритма в виде блок-схемы используются специальные символы-блоки.


Блоки начала и конца алгоритма:

Конец

Начало

Блок произвольных команд:

команды

алгоритма

Блок ввода/вывода данных:

ввод/вывод

данных

Условный блок (блок ветвления):

выполняется

некоторое

условие?

да

нет

Блок отдельной подпрограммы (процедуры/функции):

команды

подпрограммы

Представление алгоритма в виде блок-схемы позволяет программисту четко и наглядно уяснить последовательность действий, которые должны быть выполнены для решения задачи, убедиться в правильности понимания поставленной задачи.

Алгоритм нахождения минимального 

В качестве примера разработки и представления алгоритмов рассмотрим алгоритм решения следующей задачи:

Заданы три числа: a, b, c. Найти среди них число с минимальным (наименьшим) значением.

Для решения данной задачи можно предложить алгоритм, основанный на последовательном попарном сравнении заданных чисел.

Попробуйте самостоятельно разработать такой алгоритм.

Ниже представлен контрольный алгоритм решения данной задачи в виде словесного описания и в виде блок-схемы.

Словесное описание алгоритма нахождения минимального из трех.

  1.  Ввод чисел a, b, c.
  2.  Если b>a, то на шаг 6.
  3.  Если c>b, то на шаг 9.
  4.  Минимальное с.
  5.  На шаг 10.
  6.  Если a>c, то на шаг 4.
  7.   Минимальное a.
  8.  На шаг 10.
  9.  Минимальное b.
  10.  Вывод минимального числа.
  11.   Конец.


Блок-схема алгоритма нахождения минимального из трех.

да

  c>a ?

нет

да

да

Начало

ввод a,b,c

 b>a ?

  c>b ?

нет

минимальное

b

минимальное

c

нет

минимальное

a

Конец

вывод

минимального

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55988. Тарас Григорович Шевченко в англомовному світі 113.5 KB
  Англійська мова якою зараз говорять і яку розуміють на всіх континентах представила Шевченка для світової читацької громади найбільше. Майже всі поезії Шевченка відтворюють англійською мовою.
55989. Мій улюблений письменник Т.Г. Шевченко. Українські і британські письменники 46 KB
  Мета: Повторити і систематизувати знання учнів про деякі біографічні факти письменників, їх творчої спадщини; сприяти запамятовуванню вживання Passive Voice; перевірити знання учнів лексичного запасу з даної теми, розвивати вміння виконувати лексичні операції
55990. Стародавній Схід: далекий і близький 39.5 KB
  Навчальна мета: поглибити, узагальнити знання з теми. Засобом змагань викликати інтерес до творчої пошукової роботи; поєднати минуле і сучасне; навчити практично використовувати набуті знання у подальшому житті.
55991. Сценарій двомовного свята: «Лісова школа. Абетка» 53 KB
  Ні Лиско Петрівно, ці дітки особливі і вкрай талановиті. Я зараховую їх до нас в «Лісову школу». А за свою роботу та чудовий виступ пропоную нагородити їх подяками. По завершенню ведучі...
55992. Научно-исследовательская деятельность в школе 131.5 KB
  Сторонники исследовательского обучения отмечают учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса...
55994. Ось і школа, ось і клас. Він давно чекає нас 272 KB
  Органайзер Добрий день діти Продзвенів і стих дзвінок. У ньому діти отримують знання навчаються писати читати рахувати. Гра Склади портфель Діти Мальвіна хоче перевірити чи зможете ви зібрати портфель до школи. Діти заучують правило.
55995. Реалізація проекту «Школа Віри в себе» 1.18 MB
  Вони дозволять вже у молодшому шкільному віці через комфортно побудоване навчання сформувати здібності особистості до самовдосконалення саморозвитку самопізнання. Педагоги отримають відповідь як зробити щоб кожна дитина вірила в свої сили викладалась на повну силу своїх інтелектуальних можливостей та виросла впевненою в собі людиною поступово за час навчання в Школі віри в себе набувала вміння вчитись вірячи у власні сили та впевнено набуваючи загальнолюдські уміння та навички. Реалізація проекту Школа Віри в себе...
55996. СУЧАСНА ШКОЛА – ТЕРИТОРІЯ ЗДОРОВ‘Я 529 KB
  Колектив школи намагається працювати за моделлю здоровязберігаючого середовища найбільш значимими компонентами якої є: створення комфортних умов навчання і виховання та використання оздоровчих методик які...