35058

Общий психологический практикум

Книга

Психология и эзотерика

Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая...

Русский

2013-09-08

233 KB

102 чел.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Общий психологический практикум

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Для студентов факультета психологии

по специальности 020400-Психология

Нижний Новгород

2003

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Т. А. Фокина

Общий психологический практикум

Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов факультета психологии

по специальности 020400-Психология

Нижний Новгород

2003

Фокина Т.А.

Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /НФ МГЭИ. – Нижний Новгород, 2003.

 

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры № 10 от 05 мая 2003 года. Для студентов Нижегородского филиала Московского гуманитарно – экономического института, обучающихся по специальности 020400  Психология.

 

© НФ МГЭИ, 2003

© Фокина Т.А., 2003


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Требование ГОС 7

Учебная программа 8  

Расчет часов учебного времени 16

Методические рекомендации по изучению дисциплины 17

Планы групповых занятий 19

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 25

Методические рекомендации по выполнению

контрольных заданий 27

Темы и направления контрольных заданий 31

Методические рекомендации по подготовке к зачету 33

Вопросы для подготовки к зачету 34

Методические рекомендации по проведению экспериментально-психологического исследования 39

Рекомендуемая литература 40


ПРЕДИСЛОВИЕ

Cодержание дисциплины «Общий психологический практикум» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта на специальность 020400 – Психология (2000 г.) и согласовано с курсом «Общая психология», по которому студенты получают базовые теоретические знания в соответствии с учебным планом. В общем психологическом практикуме (ОПП) используются методики, которые способствуют оптимальному формированию у студентов умений и навыков анализа различных психологических феноменов в соответствии с означенным теоретическим курсом. В свою очередь, теоретический курс «Общая психология» дополняется конкретными рекомендациями по использованию предлагаемого методического арсенала психолога-практика в интересах прогнозирования и регулирования психических процессов и состояний личности.

Основные задачи общего психологического практикума заключаются в том, чтобы научить будущего специалиста правильно оценивать диагностические и регулятивные возможности, технолого-процессуальные особенности, достоинства и недостатки методического материала по исследованию и оценке познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенностей нервной системы, отдельных свойств личности и т.д.; а также на основе правильной оценки прогностических и регулятивных возможностей той или иной методики сформировать первичные навыки подбора и манипулирования исследовательским материалом в интересах создания надежных программ профессионально-психологического обеспечения деятельности.

Требования к уровню подготовленности студента по программе учебной дисциплины «Общий психологический практикум»

Студенты должны знать:

  •  функции общего психологического практикума как предмета образования и структуру накопленного практического опыта;
  •  сущность психологического эксперимента и его разновидности в различных психологических школах;
  •  особенности планирования эмпирических исследований;
  •  процедуры получения и описания эмпирических данных;
  •  стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов;
  •  общую классификацию методов исследования в психологии;
  •  возможности и особенности различных методов психологического исследования;
  •  цели и задачи, которые можно реализовать, используя ту или иную методику;
  •  модели и алгоритм использования избранной методики на практике и ее  теоретические основы.
  •  экспериментальные методы исследования познавательных, эмоционально-волевых и психомоторных процессов и состояний;
  •  экспериментальные методы исследования отдельных свойств личности.

2. Студенты должны уметь:

  •  вести, обрабатывать и интерпретировать протоколы;
  •  создавать психологический и поведенческий портрет личности на основе экспериментальных исследований;
  •  анализировать  и выявлять особенности применения различных методов исследования;
  •  подготовить и провести частично стандартизованную беседу;
  •  собирать научную и фактическую информацию;
  •  конспектировать и реферировать предложенную литературу, выступать публично, аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  •   давать квалифицированные консультации по использованию тех или иных психодиагностических методов и отдельных методик.

3. Студенты должны понимать:

  •  место и роль активных психологических методов в системе профессиональной деятельности психолога;
  •  закономерности развития личности, возрастные и индивидуальные особенности душевного и духовного роста личности, психологические особенности и закономерности формирования основных психических состояний человека;
  •  авторскую принадлежность методик.

По решению преподавателя, который проводит занятия, предлагаемые к рассмотрению методики, могут быть заменены другими в рамках изучаемой психологической реальности. Такие замены согласуются с преподавателями кафедры в целях исключения дублирования изучаемого материала в рамках других психологических дисциплин.


ТРЕБОВАНИЯ ГОС

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 «Психология» по курсу «Общий психологический практикум» включают в себя: методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизованная, частично стандартизованная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизованной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования: типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.


  УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема 1. Виды научных психологических исследований

Типология научных психологических исследований. Элементы планирования психологических исследований. Психолого-педагогический эксперимент. Логика доказательств в психолого-педагогическом эксперименте.

Тема 2. Подготовка и проведение экспериментального психологического исследования

Подготовка экспериментального исследования: уточнение проблемы, целей и задач исследования, выбор вида исследования, формулировка и уточнение гипотез, выбор экспериментальной и контрольной групп, подбор и апробация психодиагностических методик, определение времени, места и процедуры проведения эксперимента, разработка плана и программы эксперимента.

Проведение эксперимента. Понятие о пилотажном исследовании. Уточнение замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного эксперимента. Проведение основного этапа исследования. Сбор и систематизация данных. Построение таблиц, графиков, схем, представляющих эти данные. Сбор и анализ дополнительного материала.

Анализ результатов эксперимента. Использование полученных данных для доказательства или опровержения предложенных гипотез. Формулировка выводов. Практические рекомендации и программа их внедрения в жизнь.

РАЗДЕЛ 2. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Тема 3. Основные понятия, используемые при статистической обработке психологических данных

Краткая характеристика современной математической статистики. Использование статистических методов в процессе обработки и осмысления количественных данных, полученных в результате исследований.

Понятие выборки (N), генеральной совокупности, индивидуального и среднегруппового профиля, групповой иерархии, надежности и валидности. Признак и переменная как измеряемые психологические явления. Психологические переменные как случайные величины. Измерение как приписывание числовых форм объектам и событиям.

Тема 4. Способы измерения и обработки психологической информации

Приемы измерения и их классификация. Процесс измерения психологического феномена. Стандартные приемы статистической обработки (количественные). Качественный анализ психологической информации. Типы измерительных шкал.

Сущность шкалы наименований как отображение некоторой эмпирической системы в числовой системе. Построение шкалы наименований. Особенности арифметических действий с числами в шкале наименований. Модальный класс объектов и его определение. Абсолютные и относительные частоты. Коэффициент корреляции. Различия между частотами и модами (хи-квадрат).

Шкала порядка. Отображение монотонного возрастания или убывания измеряемого признака. Постулаты шкалы порядка: трихотомия, асимметрия и транзитивность. Преобразования шкалы порядка: мода, медиана, полуквартильные отклонения, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Шкала интервалов. Свойства шкалы интервалов. Основные операции шкалы: установление равенства, разности, сопоставление больше-меньше, равенство интервалов и разностей. Конструирование шкалы: установление величины единиц измерения, определение нулевой точки, определение направления, в котором идет отсчет, по отношению к нулевой точке.  Математическое распределение эмпирических величин: средней арифметической величины (М), среднего квадратичного отклонения (σ) показатели симметрии (А) и эксцесса (Ех).

Шкала отношений. Конструирование и характеристики шкалы отношений. Основные операции на уровне шкалы. Установление равенства отношений между отдельными значениями шкалы.

Понятие распределения результатов психологического исследования. Виды распределения первичных результатов. Графическое изображение результатов. Нормальное распределение и его свойства: средняя арифметическая величина и дисперсия. Параметры распределения – математическое ожидание, показатели асимметрии и эксцесса. Табулирование. Столбиковая диаграмма. Гистограмма, частотный полигон распределения и кривая распределения. Меры центральной тенденции, изменчивости и взаимосвязи.

РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 5. Изучение ощущений (световой и слуховой чувствительности) психофизическими методами

Ощущение как отражение свойств предметов объективного мира. Физиологические основы ощущений, пороговые показатели чувствительности. Абсолютный порог чувствительности и его значение в практической деятельности психолога. Формула Г. Т. Фехнера. Порог различения раздражителей и его роль в профессиональной деятельности специалиста. Формула Э. Вебера.

Методы определения абсолютных порогов чувствительности. Метод минимальных изменений, или границ. Метод постоянных раздражителей, или констант. Последовательность обработки данных при определении абсолютного порога чувствительности. Метод средней ошибки.

Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз с помощью периметра Ферстера. Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации. Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности. Аудиметр. Исследование на точность глазомера. Линейка Леманна. Измерение порогов слышимости чистых тонов. Построение аудиограммы.

Особенности использования методов определения разностных порогов чувствительности. Протоколы исследований. Измерительная аппаратура и  оборудование. Порядок работы. Обработка и анализ экспериментальных данных.

Тема 6. Исследование восприятия формы, объема и величины

Особенности восприятия как познавательного процесса. Цели и задачи исследования восприятия в практике психологического обеспечения. Методы исследования восприятия на примере осязания и зрительного восприятия. Оценка особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании посредством воспроизведения фигур испытуемым. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов с использованием метода идентификации по эталону памяти. Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта. Измерение объема восприятия. Геометрические иллюзии зрительного восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера. Исследование индивидуальных особенностей восприятия. Тест «Включенные фигуры» Готтшильдта.

 Протоколы исследований. Шкалы балльных оценок. Анализ результатов и прогнозирование эффективности восприятия в процессе профессиональной деятельности.

Тема 7. Методы исследования представлений и воображения

Психологическая сущность представлений и воображения. Субъективные и объективные методы исследования представлений и воображения. Содержательные и профессиональные трудности при использовании методов диагностики. Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда. Обработка данных, анализ результатов.

Тема 8. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти

Специфика памяти как познавательного процесса. Особенности психологического исследования памяти. Предмет и методы исследования памяти. Оценка памяти и составление заключения.Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания. Роль установки в процессе запоминания. Изучение процесса сохранения материала в памяти методом сбережения. Исследование процесса узнавания методом тождественных рядов. Методика «Память на числа». Методика «Оперативная память». Методики «Зрительная память», «Слуховая память» и «Память на образы» и другие методики.

Определение индивидуальных особенностей памяти по методу удержания членов ряда. Роль и место психолога в регулировании процессов памяти.

Тема 9. Основные методы изучения внимания

Сущностная характеристика внимания. Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы. Методика «Расстановки чисел» для оценки произвольного внимания. Методика «Корректурная проба» для изучения объема и концентрации внимания. Методика «Интеллектуальная лабильность». Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции». Возможности использования методик с учетом специфики профессиональной деятельности. Составление заключений.

Тема 10. Методы исследования мышления

Психологическая сущность мышления. Изучение качества мышления. Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления. Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Оценка развития логического мышления с помощью методики «Закономерности числового ряда». Методика «Компасы» для определения способности к формированию пространственных представлений. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»; использование этой методики для исследования других психических процессов и явлений.

Понятийное мышление. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий». Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего». Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей». Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц». Изучение особенностей группового мышления с помощью методики «Кораблекрушение».

Методические указания и инструкции. Демонстрационные плакаты. Психологическая оценка мышления и составления заключений. Роль и место психолога-практика в процессе оптимизации мыслительной деятельности специалиста.

Тема 11. Методы исследования речи

Понятие речи. Классификация видов речи. Основные показатели хорошей речи. Экспериментально-психологические методы исследования речи. Прямые и косвенные методы оценки.

Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала. Исторические аспекты разработки техники семантического дифференциала. Сущность и содержание метода: диагностика отношений к различным объектам и явлениям; самооценка и степень удовлетворенности собой; изучение скрытой структуры индивидуальных значений и отношений. Процедура исследования. Специфика шкалы оценок. Оценка значений понятий (стимулов) в шкале. Семантический профиль. Обработка результатов и факторный анализ.

Оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи».

Оценка скорости чтения. Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения. Психоргафологические характеристики и особенности письменной речи. Методические указания и инструкции. Обработка результатов.

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 12. Изучение эмоций методом наблюдения и самооценки

Психологическая сущность эмоций. Параметры оценки эмоций: модальность, пространственно-временные характеристики, интенсивность, амбивалентность, полярность, обобщенность, двухкомпонентность.

Методы исследования эмоций. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии. Понятие экспрессии. Непроизвольная пантомимика.

Схема выражения лица по Г. де Сюпервилю. Аппаратура и стимульный материал. Оценка фотографий. Обработка результатов. Анализ и интерпретация показателей. Сочетание экспрессивных признаков.

Самооценка эмоциональных состояний. Метод самоотчета по шкалированному списку или по анкете. Достоинства и недостатки метода. Метод дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда. Протокол занятия. Оценка интенсивности и частоты встречаемости эмоции.

Изучение вегетативных проявлений эмоций. Методика измерения частоты пульса и кожно-гальванической реакции.

Тема 13. Изучение волевых процессов

Понятие воли в психологической науке. Волевые действия. Этапы волевого действия. Устойчивые характеристики воли. Схема волевых свойств личности. Волевая регуляция поведения.

Методы экспериментального исследования волевой активности. Самооценка степени развития силы воли.

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 14. Методы изучения особенностей нервной системы

Краткие сведения теории: структура и функции нервной системы человека; физиологические свойства и особенности протекания нервных процессов; возбуждение и торможение в центральной нервной системе; основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и динамичность, лабильность и подвижность.

Методы изучения нервной системы человека: анатомические наблюдения, эксперимент и стимулирование, поведенческие методы, методы регистрации электрического потенциала и др.

Тема 15. Оценка силы, подвижности и уравновешенности нервной системы

Методика оценки подвижности нервных процессов с помощью анкеты. Типичные поведенческие реакции испытуемого в ситуации оценки нервных процессов.

Оценка силы, подвижности и уравновешенности нервной системы человека. Типичные поведенческие реакции испытуемого в ситуации оценки нервных процессов. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (методики Е.П. Ильина).

Определение баланса возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики. Определение инертности-подвижности возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики. Порядок работы. Инструкции. Обработка результатов.

РАЗДЕЛ 6.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Тема 16. Методы изучения темперамента и характера

Психологическая сущность темперамента. Характеристика типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Требования к исследованию характеристик темперамента. Методики изучения темперамента. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по опроснику Айзенка. Тест «Формула темперамента» А. Белова. Опросник для изучения темперамента Я.Стреляу. Возможности методического материала при изучении темперамента для диагностики профессиональной пригодности.

Понятие и сущность характера. Группы характерологических черт. Процесс формирования характера. Характерологический профиль. Акцентуации характера. Методика «Акцентуации характера» по К. Леонгарду. Тест «Как совмещаются ваши характеры». Тест «Психогеометрическая типология». Возможности использования теста Т.Лири для исследования характера.

Тема 17. Методы диагностика творческих способностей, интеллекта и креативности

 Понятие «творческие способности». Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.

Понятие «интеллект». Подходы к пониманию структуры интеллекта. Структура интеллекта по Гилфорду. Оценка интеллекта. Характеристика тестов интеллекта. Тест Векслера. Сущность теста Равена (прогрессивные матицы Равена). Тест возрастающей трудности (методика Равена). Тест интеллекта Р. Амтхауэра. Аналитический тест интеллекта Мейли. Краткий отборочный тест В.Н. Бузина. Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттелла.

Психодиагностика креативности. Теоретический обзор понятия. Тест креативности Торранса.

Анализ результатов. Практика использования информации при оказании психологической помощи.

Тема 18. Диагностика направленности личности

Проблема направленности личности. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича). Тест «Потребность в достижении». Тест «Мотивация одобрения». Определение направленности личности (Б.Басс). Краткая шкала измерения самоактуализации (Джоунс, Крендалл).

Тема 19. Исследование структуры личности по «Карте личности Платонова»

Проблема личности в современной психологии. Концепция структуры личности К.К.Платонова, иерархические подструктуры личности.

Оснащение эксперимента по исследованию индивидуальной психологической структуры личности. Порядок работы. Схема записи результатов. Инструкции к заполнению «Карты личности» с использованием метода полярных баллов. Обработка  и анализ результатов. Создание поведенческого и психологического портрета личности на основе анализа результатов.


РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 по дисциплине

«Общий психологический практикум»

(специальность 020400 - Психология).

Форма обучения

Всего

часов

Из них

Форма

контроля

Лекции

Семинары

Самосто-

ятельная работа

Промежу-

точная

Итоговая

ОЧНАЯ

300

12

130

158

Контрольное

задание

(3, 4 сем.)

Реферат

(5 сем.)

Зачет

(3, 4, 5 сем.)

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ

300

52

248

Контрольное задание

(5, 6 сем)

Зачет

(5, 6 сем.)

ЗАОЧ-НАЯ

6 лет

300

4

26

270

Контрольное

задание

(3, 4 сем.)

Реферат

(5 сем.)

Зачет

(3, 4, 5 сем.)

4 года

300

12

288

Контрольное задание

(7, 8 сем)

Зачет

(7, 8 сем.)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Общий психологический практикум» состоит из 6 разделов, включающих 19 тем.

 Раздел 1 включает в себя две темы, в рамках которых студентам дается понятие о психологическом эксперименте и его разновидностях, способах и средствах научного решения проблем экспериментальной психологии, этапах подготовки и проведения экспериментального психологического исследования. Основное, что нужно уяснить при изучении данных тем – это общий алгоритм проведения и логику доказательств психологического исследования.

Раздел 2 также включает в себя две темы, являющиеся математической основой для проведения любого психологического исследования. Темы, без которых дальнейшее изучение дисциплины проблематично, раскрывают основные понятия, используемые при статистической обработке психологических данных, способы измерения, приемы статистической обработки и представления психологической информации. При изучении данных тем особое внимание следует уделить субъективно незнакомым понятиям и теоретическим положениям, а также повторению, расширению, углублению и конкретизации уже знакомых понятий.

Раздел 3 (темы 5-11) включает подробную характеристику экспериментально-психологических методов исследования познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, представлений и воображения, памяти, внимания, мышления, речи.

В разделе 4, состоящем из двух тем, изучаются методы исследования эмоционально-волевых процессов.

Раздел 5: «Методы исследования нервных процессов» включает в себя две темы, в рамках которых рассматриваются методы исследования особенностей нервной системы, в частности методы оценки силы, подвижности и уравновешенности нервной системы.

В разделе 6 (темы 16-19) изучаются экспериментально-психологические методы исследования отдельных свойств личности, такие как методы изучения темперамента и характера, диагностики творческих способностей и интеллекта, направленности личности, а также проводится исследование структуры личности по «Карте личности Платонова».

Каждый из экспериментально-психологических методов, изучающихся в рамках курса осваивается по единой схеме: 1) вводные замечания, включающие в себя краткую теорию изучаемого явления и процесса; 2) цель; 3) методики; 4) процедуры организации и проведения отдельных практических методик; 5) обработка данных; 6) анализ результатов; 7) выводы и обобщения; 8) рекомендации по корректировке изучаемого процесса.

При изучении студентами теоретической части дисциплины «Общий психологический практикум» особое внимание следует уделить повторению тех вопросов, которые изучались в курсе «Общая психология» и содержат систему научных знаний о психических процессах, явлениях и отдельных свойствах личности, рассматриваемых в данном курсе. Следует отметить, что каждая тема практикума начинается с краткой лекции, позволяющей студентам вспомнить или уточнить теоретические сведения. Таким образом, лекционная часть  практикума призвана облегчить студентам процесс усвоения материала по курсу психологии и обеспечить согласование теоретических, концептуальных построений психологической науки с организационно-методической деятельностью будущего психолога. Овладение студентами практической частью заключается в освоении  опыта применения теоретических знаний.


ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Виды научных психологических исследований

Вопросы для обсуждения:

  1.  Типология научных психологических исследований.
  2.  Элементы планирования психологических исследований.
  3.  Психолого-педагогический эксперимент. Логика доказательств в психолого-педагогическом эксперименте.

Тема 2. Подготовка и проведение экспериментального психологического исследования

Вопросы для обсуждения:

  1.  Этап подготовки экспериментального исследования, разработка плана и программы эксперимента.
  2.  Этап проведения эксперимента. Сбор, систематизация и обработка данных. Оформление протокола.
  3.  Анализ результатов эксперимента.
  4.  Разработка программы внедрения практических рекомендаций.

Тема 3. Основные понятия, используемые при статистической обработке психологических данных

Вопросы для обсуждения:

1. Краткая характеристика современной математической статистики.

2. Статистические методы обработки количественных данных, полученных в результате психологических исследований.

3. Понятие выборки (N), генеральной совокупности, индивидуального и среднегруппового профиля, групповой иерархии, надежности и валидности.

  1.  Признак и переменная как измеряемые психологические явления.

Тема 4. Способы измерения и обработки психологической информации

Вопросы для обсуждения:

  1.  Приемы измерения и их классификация.
  2.  Типы измерительных шкал.
  3.  Сущность и построение шкалы наименований.
  4.  Сущность шкалы порядка.
  5.  Шкала интервалов: ее свойства, основные операции и конструирование шкалы
  6.  Конструирование и характеристики шкалы отношений. Основные операции на уровне шкалы.
  7.  Обработка результатов экспериментального исследования.

Тема 5. Изучение ощущений (световой и слуховой чувствительности) психофизическими методами

Вопросы для обсуждения:

  1.  Сущностная характеристика и физиологические основы ощущений.
  2.  Пороговые показатели чувствительности. Формула Г.Т. Фехнера. Формула Э. Вебера.
  3.  Методы определения абсолютных порогов чувствительности.
  4.  Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз с помощью периметра Ферстера.
  5.  Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации.
  6.  Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности.
  7.  Исследование на точность глазомера. Линейка Леманна.
  8.  Измерение порогов слышимости чистых тонов. Построение аудиограммы.
  9.  Особенности использования методов определения разностных порогов чувствительности.
  10.  Психологическая оценка ощущений и составление заключений.

Тема 6. Исследование восприятия формы, объема и величины

Вопросы для обсуждения:

  1.  Сущностная характеристика восприятия.
  2.  Цели и задачи исследования восприятия в практике психологического обеспечения.
  3.  Методы исследования восприятия на примере осязания и зрительного восприятия.
  4.  Измерение объема восприятия.
  5.  Геометрические иллюзии зрительного восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера.
  6.  Иллюзии установки.
  7.  Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости).
  8.  Психологическая оценка данного познавательного процесса и составление заключения.

Тема 7. Методы исследования представлений и воображения

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая сущность представлений и воображения.

2. Субъективные и объективные методы исследования представлений и воображения.

3. Содержательные и профессиональные трудности при использовании методов диагностики.

4. Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования.

5. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда.

  1.  Психологическая оценка представлений и воображения; составление заключений.

Тема 8. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти

Вопросы для обсуждения:

  1.  Психологическая сущность и психофизиологические основы памяти.
  2.  Виды, качества и индивидуальные особенности памяти.
  3.  Методы исследования памяти.
  4.  Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания.
  5.  Изучение процесса сохранения материала в памяти методом сбережения.
  6.  Исследование процесса узнавания методом тождественных рядов.
  7.  Изучение методик: «Память на числа», «Оперативная память», «Зрительная память», «Слуховая память», «Память на образы» и др.
  8.  Определение индивидуальных особенностей памяти по методу удержания членов ряда.
  9.  Психологическая оценка памяти и составление заключения.

Тема 9. Основные методы изучения внимания

Вопросы для обсуждения:

  1.  Понятие, виды и характеристики внимания.
  2.  Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы.
  3.  Методика «Расстановки чисел» для оценки произвольного внимания.
  4.  Методика «Корректурная проба» для изучения объема и концентрации внимания.
  5.  Методика «Интеллектуальная лабильность».
  6.  Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции».
  7.  Психологическая оценка внимания и составление заключения.

Тема 10. Методы исследования мышления

Вопросы для обсуждения:

  1.  Психологическая сущность мышления.
  2.  Факторы, мешающие мыслительному процессу.
  3.  Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».
  4.  Оценка развития логического мышления с помощью методики «Закономерности числового ряда».
  5.  Методика «Компасы» для определения способности к формированию пространственных представлений.
  6.  Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма». Использование этой методики для изучения памяти, воображения, личностных особенностей.
  7.  Понятийное мышление. Исследование понятийного мышления с помощью методик: «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Логика связей».
  8.  Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц».
  9.  Изучение особенностей группового мышления с помощью методики «Кораблекрушение».
  10.  Психологическая оценка мышления и составление заключений.

Тема 11. Методы исследования речи

Вопросы для обсуждения:

  1.  Понятие речи и классификация видов речи.
  2.  Основные показатели хорошей речи.
  3.  Методы исследования речи. Прямые и косвенные методы оценки.
  4.  Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.
  5.  Оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи».
  6.  Оценка скорости чтения.
  7.  Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения.
  8.  Психографологические характеристики и особенности письменной речи.
  9.  Анализ исследования речи на основе проведенных методов и составление заключений.

Тема 12. Изучение эмоций методом наблюдения и самооценки

Вопросы для обсуждения:

  1.  Понятие эмоций в психологии.
  2.  Методы исследования эмоций.
  3.  Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.
  4.  Схема выражения лица по Г. де Сюпервилю.
  5.  Самооценка эмоциональных состояний. Метод самоотчета по шкалированному списку или по анкете.
  6.  Метод дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда.
  7.  Изучение вегетативных проявлений эмоций. Методика измерения частоты пульса и кожно-гальванической реакции.

Тема 13. Изучение волевых процессов

Вопросы для обсуждения:

  1.  Понятие воли в психологической науке.
  2.  Устойчивые характеристики воли.
  3.  Схема волевых свойств личности.
  4.  Методы экспериментального исследования волевой активности.
  5.  Самооценка степени развития силы воли.

Тема 14. Методы изучения особенностей нервной системы

Вопросы для обсуждения:

  1.  Структура и функции нервной системы человека.
  2.  Основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и динамичность, лабильность и подвижность.
  3.  Понятие нормы и патологии при исследовании нервной системы.
  4.  Методы изучения нервной системы человека: анатомические наблюдения, эксперимент и стимулирование, поведенческие методы, методы регистрации электрического потенциала и др.

Тема 15. Оценка силы, подвижности и уравновешенности нервной системы

  1.  Типичные поведенческие реакции испытуемого в ситуации оценки нервных процессов.
  2.  Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (методики Е.П. Ильина).
  3.  Определение баланса возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики.
  4.  Определение инертности-подвижности возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики.
  5.  Составление заключения.

Тема 16. Методы изучения темперамента и характера

Вопросы для обсуждения:

  1.  Психологическая сущность и характеристика типов темперамента.
  2.  Методики изучения темперамента.
  3.  Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по опроснику Айзенка.
  4.  Понятие и сущность характера. Группы характерологических черт.
  5.  Акцентуации характера. Методика «Акцентуации характера» по К. Леонгарду.
  6.  Возможности и особенности теста «Психогеометрическая типология».
  7.  Анализ исследования темперамента и характера, составление заключений.

Тема 17. Методы диагностика творческих способностей, интеллекта и креативности

 Вопросы для обсуждения:

  1.  Понятие «интеллект». Подходы к пониманию структуры интеллекта. Структура интеллекта по Гилфорду.
  2.  Оценка интеллекта. Характеристика тестов интеллекта.
  3.  Понятие «творческие способности». Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.
  4.  Психодиагностика креативности. Тест креативности Торранса.
  5.  Практика использования полученной в результате диагностики информации при оказании психологической помощи.

Тема 18. Диагностика направленности личности

Вопросы для обсуждения:

  1.  Проблема направленности личности.
  2.  Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича).
  3.  Тест «Потребность в достижении».
  4.  Тест «Мотивация одобрения».
  5.  Определение направленности личности (Б.Басс).
  6.  Краткая шкала измерения самоактуализации (Джоунс, Крендалл).

Тема 19. Исследование структуры личности по «Карте личности Платонова»

Вопросы для обсуждения:

  1.  Проблема личности в современной психологии.
  2.  Функциональная структура личности по К.К. Платонову.
  3.  Оснащение и проведение эксперимента.
  4.  Схема записи результатов выполнения задания по «Карте личности».
  5.  Обработка  и анализ результатов, составление заключения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400-Психология предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Ее цель заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно добывать информацию, которая впоследствии станет достоянием их будущей профессии.

В практике работы вузов сложилась система самостоятельной работы студентов, состоящая из нескольких блоков.

Первый блок – аудиторная работа – самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов по восприятию и усвоению лекционной информации, а также информации, полученной на практических занятиях. Следует отметить, что учебный курс «Общий психологический практикум» в основном направлен на практическое и организационно-методическое освоение профессии будущим психологом. Однако, как уже было отмечено, каждая тема или раздел сопровождается небольшой вводной лекцией, призванной облегчить студентам процесс усвоения материала и обеспечить согласование теории с практикой. После каждой лекции студентам предлагается самостоятельно выделить основные мысли и понятия лекции, сформулировать вопросы к тексту лекции, сделать обобщения. Для более эффективного освоения организационно-методического материала, изучающегося на практических занятиях, студент обязательно должен  еще раз «проработать» изученный материал, и на основе это попытаться дать собственную оценку той или иной методике. Кроме того, при изучении курса «Общий психологический практикум» целесообразно использовать систему опережающего чтения, т.е. предварительного прочитывания теоретического и материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, что будет являться основательной базой для более глубокого усвоения не только теоретического, а, что особенно важно при изучении ОПП, практического материала аудиторных занятий.

Второй блок – внеаудиторная самостоятельная работа, связанная с домашними заданиями и работой в библиотеке: повторение лекционного материала, а также, что особенно важно – организационно-методического материала практикума; работа с учебниками, учебными пособиями, отдельными методиками, словарями, текстами статей; изучение и описание методического арсенала психолога-практика; конспектирование и реферирование текстов; написание контрольных работ; подготовка к практическим занятиям и зачету.

Третий блок – учебная практика. Содержание практики направлено на развитие готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в целом; на развитие навыков подбора и оценки методов практических исследований, адекватных цели, объекту и предмету исследования, навыков проведения и интерпретации полученных результатов, в частности.

Четвертый блок – научно-исследовательская работа студентов, развертывающаяся в вузе по многоуровневой системе от самостоятельного (по заданию преподавателя кафедры психологии) подбора исследовательских методик, написания контрольных работ и рефератов до выпускной дипломной работы, которая обязательно включает в себя практическое исследование проблемы, и является итогом обучения в ВУЗе по специальности 020400 – Психология.

При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные вопросы этих тем. Результатом самостоятельной работы должно стать представление студента об изученных вопросах, зафиксированное в рабочей тетради в письменном виде посредством конспектирования, реферирования или цитирования изучаемого источника. Это требование касается и самостоятельного изучения процедур получения, представления, обработки, описания и интерпретации эмпирических данных.

Большую помощь в вопросах организации самостоятельной работы студентов по данной дисциплине может оказать следующая литература:

  1.  Ерастов Н.Е. Методика самостоятельной работы. - М.: Мысль, 1985.  
  2.  Методика организации самостоятельной работы студентов. – Казань: КГУ, 1983.
  3.  Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ярмухаметовой. – Казань: КГУ, 1985.
  4.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
  5.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

Следует отметить, что в процессе самостоятельной работы студентов большое значение имеют их консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемой дисциплины, уяснить сложные вопросы.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Выполнение контрольного задания по общему психологическому практикуму позволяет расширить кругозор студента; развивает навыки ведения, обработки и интерпретации данных, ведения беседы как метода исследования в психологии; позволяет ознакомиться со значительным количеством литературы; способствует приобретению студентами навыков самостоятельного творческого решения практических задач; развивает мышление; приобщает будущего специалиста к практической деятельности в рамках выбранной специальности.

Кроме того, выполнение контрольного задания способствует решению таких задач, как:

  •  углубление, обобщение и систематизация знаний по дисциплине;
  •  применение теоретических знаний при решении конкретных исследовательских задач;
  •  совершенствование навыков овладения методикой научного исследования;
  •  развитие умений подбирать, анализировать, сравнивать и обобщать содержание литературных источников, данных практического опыта;
  •  формирование умений по осуществлению самостоятельного поиска интересных диагностических методик, оценке их практической значимости;
  •  формирование умений по выработке и формулированию собственных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных методик;

- приобретение навыков создания психологического и поведенческого портрета личности на основе полученных данных;

  •  приобретение навыков в оформлении собранных материалов, доступном и аргументированном изложении основных результатов своей работы.

Тема контрольного задания выбирается студентом самостоятельно из предложенного перечня направлений исследований. Кроме того, тема может быть предложена и самим студентом, исходя из его склонностей и интересов. В процессе выполнения контрольной работы можно рассматривать направление исследования, предложенное на выбор, целиком, а можно (по договоренности с преподавателем) осветить один из аспектов выбранного направления. В любом случае почти все направления, фигурирующие в списке, предполагают выполнение практической работы.

Структура работы включает в себя следующие разделы:

-   введение;

  •  основная часть;
  •  заключение;
  •  список литературы;
  •  приложения (если есть).

Во введении должны найти отражение:

  •  актуальность выбранной темы;
  •  обоснование объекта исследования (объект – это процесс или явление, избранное для изучения);
  •  формулировка цели и задач исследования. Цель отражает основную идею исследования и формулируется в соответствии с проблемой исследования. Задачи – это последовательные шаги, этапы достижения цели исследования;
  •  формулировка гипотезы исследования.
  •  используемые методы исследования.

Контрольное задание по ОПП обычно пишется в ученической тетради в клетку, но возможен и компьютерный набор. Объем введения не должен превышать 2-х страниц.

Основная часть может состоять из нескольких пунктов и подпунктов, или только пунктов. В ней раскрывается основное содержание работы; приводятся научные данные; описываются процедуры организации и проведения отдельных практических методик; доказывается целесообразность применения тех или иных организационно-методических мероприятий, их соответствие цели, задачам, предмету и объекту исследования; проводится обработка данных и анализ результатов; делаются выводы и обобщения.

Объем основной части контрольного задания по общему психологическому практикуму не ограничивается верхним пределом и зависит от цели, задач, содержания методик и других факторов; однако он не может быть меньше  10-12 страниц машинописного текста или такого же количества листов (лист – это две страницы) ученической тетради.

Заключение характеризует степень и качество выполнения поставленных в работе задач. Оно содержит выводы из анализа теории, результаты изучения объекта исследования, формулировку собственных рекомендаций. Объем заключения не должен превышать 2-х страниц машинописного текста (или 3-4-х тетрадных страниц).

Список литературы необходим для обоснования правильности теоретических и практических выводов и предложений студента, установления достоверности исследуемых зависимостей и т.д. В библиографический список должна быть включена та литература, которая непосредственно использована студентом и на нее имеются ссылки в разделах работы.

Цитируя или упоминая в работе монографии, учебные пособия, статьи, необходимо делать библиографические ссылки. При этом в квадратных или круглых скобках проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Так, например, запись (7, с. 31) означает, что автор ссылается в своей работе на седьмой источник информации в списке литературы и страницу тридцать первую. При цитировании берется текст оригинала и заключается в кавычки. Если же цитата получается слишком громоздкой, то достаточно изложить ее основные положения своими словами, сделав необходимую ссылку на источник и номер страницы. Кавычки при этом не ставятся.

Для перечисления работ, в которых рассматривались исследуемые вопросы, в скобках через запятую указываются номера литературных источников. Например, запись (4, 7, 9) означает, что исследуемый вопрос рассматривался в литературных источниках, стоящих в списке литературы под данными номерами. Следует отметить, что источники указываются в библиографическом списке в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическим описаниям. Например, оформление книги, монографии, учебного пособия производится следующим образом:

  1.  Никольская Т.Н. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. – Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002.
  2.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

Журнальные статьи оформляются так:

  1.  Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 7-9.

В приложениях приводится материал справочного и нормативного характера; рисунки, схемы, таблицы, содержащие эмпирические данные; стимульный материал; тексты вспомогательного плана и др. Кроме того, в конце работы необходимо обязательно прикрепить конверты содержащие продукты деятельности испытуемых (ответы на вопросы тестовых методик, анкет и т.п.). Этот раздел при рациональном его построении позволяет студенту варьировать объем основной части контрольного задания, вынося из него весь вспомогательный и дополнительный материал. Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в работе. Каждое приложение начинается с нового листа и содержит в правом верхнем углу слово «Приложение», напечатанное или написанной от руки с большой буквы (или все слово большими буквами) без кавычек. При наличии в работе нескольких приложений все они нумеруются арабскими цифрами (например: Приложение 1).

Если контрольное задание представляется в машинописном экземпляре, то оно выполненном на листах формата А4 (210х297 мм) и подшивается в папку. Текст излагается на одной стороне листа и ограничивается полями: левое – 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм; межстрочный интервал – 1,5. Оптимальный объем работы - 17-18 страниц машинописного текста.

Первой страницей работы является титульный лист, второй – оглавление. В оглавлении последовательно указываются  названия всех разделов контрольного задания с обозначением номеров страниц, на которых они помещены: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Такие разделы, как введение, заключение, список литературы, приложения в оглавлении не нумеруются.

При оформлении заголовков контрольного задания следует учитывать следующие требования:

  •  заголовки всех разделов работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения) начинаются с нового листа;
  •  заголовки пишутся прописными буквами;
  •  переносы в заголовках недопустимы;
  •  точки в конце заголовков не ставятся;
  •  целесообразнее располагать заголовки по центру.

Нумеруя страницы, главы, пункты, рисунки, таблицы, графики, схемы, необходимо учитывать следующее:

  •  все страницы работы, кроме титульного листа, необходимо нумеровать. Титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем цифра 1 не ставится. На следующей странице, где пишется оглавление, ставится цифра 2;
  •  номер ставится вверху по центру страницы;
  •  главы и пункты нумеруются арабскими цифрами;
  •  рисунки, графики, схемы и таблицы имеют сквозную нумерацию. Под рисунками, графиками и схемами ставится общее слово - Рис., после которого идет арабская цифра и заголовок, поясняющий содержание. Слово: Таблица, после которого идет арабская цифра, помещается в правом углу листа над названием таблицы. Название таблицы печатается жирным шрифтом по центру.

Все слова в работе необходимо писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например: т.п., др., т.д., вуз.


ТЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

  1.  Виды научных психолого-педагогических исследований.
  2.  Классификация задач психологического исследования и методов их решения.
  3.  Статистические гипотезы. Статистические критерии. Уровни статистической значимости.
  4.  Приемы измерения и типы измерительных шкал.
  5.  Метод ранговой корреляции. Факторный анализ.
  6.  Методы исследования в психологии.
  7.  Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
  8.  Виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное.
  9.  Виды беседы в психологии: стандартизованная, частично стандартизованная, свободная. Подготовка и проведение частично стандартизованной беседы (описать конкретный пример).
  10.  Методы определения абсолютных порогов чувствительности (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  11.  Методы исследования восприятия на примере осязания и зрительного восприятия (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  12.  Методы исследования представлений и воображения: субъективные и объективные (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  13.  Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  14.  Методы исследования памяти (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  15.  Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  16.  Метод семантического дифференциала.
  17.  Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.
  18.  Методы изучения волевых процессов (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  19.  Методы исследования эмоций (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  20.  Методы изучения нервной системы человека (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  21.  Методики оценки подвижности нервных процессов с помощью анкеты. Методика «Сортировки слов», ее сущность и назначение (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  22.  Исследование темпераментных характеристик (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  23.  Исследование характерологических особенностей личности (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  24.  Исследование структуры личности по «Карте личности Платонова» (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  25.  Исследование интеллекта с использованием следующих методик: «Тест Векслера», «Тест интеллекта Р. Амтхауэра», «Аналитический тест интеллекта Мейли», «Краткий отборочный тест В.Н. Бузина».
  26.  Исследование интеллекта с использованием методики: «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттелла» (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  27.  Исследование интеллекта с использованием методики «Тест возрастающей трудности (методика Равена)» (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  28.  Понятие «коэффициент интеллекта». Тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ) Г. Айзенка (провести конкретное исследование, сделать заключение).
  29.  Психодиагностика креативности с помощью теста Торранса.
  30.  Диагностика направленности личности. Анализ результатов. Практика использования информации при оказании психологической помощи.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

Важнейшим этапом процесса обучения является зачет. Его цель – контроль, учет и оценка знаний студентов, определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированности умений и навыков целям и задачам обучения по той или иной учебной дисциплине (в частности по учебной дисциплине «Общий психологический практикум»).

Чтобы облегчить подготовку студентов к зачету по дисциплине «Общий психологический практикум», можно посоветовать сгруппировать вопросы по субъективному уровню сложности:

1. Наиболее субъективно легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки или подробно и обстоятельно разобранные в лекциях и на практических занятиях. Для этой группы вопросов необходимо краткое повторение материала.

2. Относительно хорошо известные вопросы, в которых, однако могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к дополнительной литературе.

3. Наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.

Начать готовиться можно, как с самых простых вопросов, постепенно переходя к более сложным, так, и, наоборот, с наиболее сложных и малоизученных вопросов, завершая подготовку повторением самых субъективно легких и понятных. Следует отметить, что пренебрегать повторением «известных» вопросов не следует, т.к. кажущаяся легкость может создать иллюзию качественных знаний и обернуться на зачете непредвиденными и неприятными моментами.

В ответ на вопрос целесообразно включить следующие структурные элементы:

  •  содержание вопроса с обязательной характеристикой входящих в него понятий и терминов;
  •  методы исследования того или иного процесса или явления с анализом диагностических методик, посредством которых изучается  процесс или явление (при характеристике любой методики необходимо назвать ее цель, оснащение опыта, порядок (ход) работы, математический аппарат, способы обработки данных, особенности анализа результатов и предполагаемые выводы);
  •  значение вопроса для решения практических задач.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1.  Типология научных психологических исследований.
  2.  Психологический эксперимент. Логика доказательств в психолого-педагогическом исследовании.
  3.  Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.
  4.  Статистические методы обработки количественных данных, полученных в результате психологических исследований.
  5.  Понятие выборки (N), генеральной совокупности, индивидуального и среднегруппового профиля, групповой иерархии, надежности и валидности.
  6.  Признак и переменная как измеряемые психологические явления.
  7.  Приемы измерения и их классификация.
  8.  Типы измерительных шкал.
  9.  Сущность и построение шкалы наименований.
  10.  Сущность шкалы порядка.
  11.  Шкала интервалов: ее свойства, основные операции и конструирование шкалы
  12.  Конструирование и характеристики шкалы отношений. Основные операции на уровне шкалы.
  13.  Сущностная характеристика и физиологические основы ощущений.
  14.  Пороговые показатели чувствительности. Формула Г.Т. Фехнера. Формула Э. Вебера.
  15.  Методы определения абсолютных порогов чувствительности.
  16.  Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз с помощью периметра Ферстера.
  17.  Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации.
  18.  Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности. Аудиметр.
  19.  Исследование на точность глазомера. Линейка Леманна.
  20.  Измерение порогов слышимости чистых тонов. Построение аудиограммы.
  21.  Особенности использования методов определения разностных порогов чувствительности.
  22.  Психологическая оценка ощущений и составление заключений.
  23.  Сущностная характеристика восприятия. Цели и задачи исследования восприятия в практике психологического обеспечения.
  24.  Методы исследования восприятия на примере осязания и зрительного восприятия.
  25.  Измерение объема восприятия.
  26.  Геометрические иллюзии зрительного восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера.
  27.  Иллюзии установки.
  28.  Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости).
  29.  Психологическая сущность представлений и воображения.
  30.  Субъективные и объективные методы исследования представлений и воображения.
  31.  Содержательные и профессиональные трудности при использовании методов диагностики.
  32.  Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования.
  33.  Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда.
  34.  Психологическая сущность и психофизиологические основы памяти.
  35.  Критерии классификации памяти.
  36.  Виды, качества и индивидуальные особенности памяти.
  37.  Особенности психологического исследования памяти.
  38.  Методы исследования памяти.
  39.  Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания.
  40.  Изучение процесса сохранения материала в памяти методом сбережения.
  41.  Исследование процесса узнавания методом тождественных рядов.
  42.  Сущность методики «Память на числа».
  43.  Сущность методики «Оперативная память».
  44.  Сущность методики «Зрительная память».
  45.  Сущность методики «Слуховая память».
  46.  Сущность методики «Память на образы».
  47.  Определение индивидуальных особенностей памяти по методу удержания членов ряда.
  48.  Понятие, виды и характеристики внимания.
  49.  Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы.
  50.  Методика «Расстановки чисел» для оценки произвольного внимания.
  51.  Методика «Корректурная проба» для изучения объема и концентрации внимания.
  52.  Методика «Интеллектуальная лабильность».
  53.  Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции».
  54.  Психологическая сущность процесса мышления. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Факторы, мешающие мыслительному процессу.
  55.  Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления.
  56.  Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».
  57.  Оценка развития логического мышления с помощью методики «Закономерности числового ряда».
  58.  Методика «Компасы» для определения способности к формированию пространственных представлений.
  59.  Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма». Использование этой методики для изучения памяти, воображения, личностных особенностей.
  60.  Понятийное мышление. Исследование понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий».
  61.  Исследование понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего».
  62.  Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей».
  63.  Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц».
  64.  Изучение особенностей группового мышления с помощью методики «Кораблекрушение».
  65.  Понятие речи и классификация видов речи. Основные показатели хорошей речи.
  66.  Общая характеристика методов исследования речи. Прямые и косвенные методы оценки.
  67.  Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.
  68.  Оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи».
  69.  Оценка скорости чтения.
  70.  Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения.
  71.  Психоргафологические характеристики и особенности письменной речи.
  72.  Понятие эмоций в психологии. Эмоциональные состояния. Параметры оценки эмоций.
  73.  Методы исследования эмоций.
  74.  Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.
  75.  Схема выражения лица по Г. де Сюпервилю.
  76.  Самооценка эмоциональных состояний. Метод самоотчета по шкалированному списку или по анкете.
  77.  Метод дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда.
  78.  Изучение вегетативных проявлений эмоций. Методика измерения частоты пульса и кожно-гальванической реакции.
  79.  Понятие воли в психологической науке. Волевые действия. Этапы волевого действия. Устойчивые характеристики воли.
  80.  Схема волевых свойств личности.
  81.  Волевая регуляция поведения.
  82.  Методы экспериментального исследования волевой активности.
  83.  Самооценка степени развития силы воли.
  84.  Структура и функции нервной системы человека.
  85.  Основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и динамичность, лабильность и подвижность.
  86.  Понятие нормы и патологии при исследовании нервной системы.
  87.  Методы изучения нервной системы человека: анатомические наблюдения, эксперимент и стимулирование, поведенческие методы, методы регистрации электрического потенциала и др.
  88.  Типичные поведенческие реакции испытуемого в ситуации оценки нервных процессов.
  89.  Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (методики Е.П. Ильина).
  90.  Определение баланса возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики.
  91.  Определение инертности-подвижности возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики.
  92.  Психологическая сущность и характеристика типов темперамента. Зависимость темперамента от особенностей нервной системы. Свойства темперамента.
  93.  Требования к исследованию характеристик темперамента.
  94.  Методики изучения темперамента.
  95.  Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по опроснику Айзенка.
  96.  Понятие и сущность характера. Группы характерологических черт.
  97.  Акцентуации характера. Методика «Акцентуации характера» по К. Леонгарду.
  98.  Характеристика теста «Психогеометрическая типология».
  99.  Возможности использования теста Т.Лири для исследования характера.
  100.  Общая характеристика тестов интеллекта.
  101.  Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.
  102.  Психодиагностика креативности. Тест креативности Торранса.
  103.  Проблема направленности личности.
  104.  Исследование направленности личности. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича).
  105.  Тест «Потребность в достижении».
  106.  Тест «Мотивация одобрения».
  107.  Определение направленности личности (Б.Басс).
  108.  Краткая шкала измерения самоактуализации (Джоунс, Крендалл).
  109.  Функциональная структура личности по К.К.Платонову.
  110.  Оснащение и проведение исследования личности по «Карте личности Платонова».


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении экспериментально-психологического исследования необходимо учитывать то, что психодиагностические методики, применяемые при изучении психических процессов или отдельных свойств личности должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценить их величину. Используемые методики должны быть не только валидными и надежными, но и, по возможности, требовать минимум времени для их проведения.

За некоторое время перед проведением тестирования уточняется инструкция к методике, процедура ее использования, способы обработки и формы представления получаемых результатов; готовится стимульный материал. Кроме того, определяется время, необходимое для полного обследования всех испытуемых с помощью данной методики. Следующий этап – определение времени и места проведения тестирования. Время обычно выбирается таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном, привычном для них физическом и психологическом состоянии, никуда не спешили, не были чем-то особенно озабочены. Обстановка и место проведения исследования также не должны вызывать у испытуемых не свойственной им в повседневной жизни напряженности, должны сводить к минимуму возможное действие посторонних факторов, способных повлиять на результаты эксперимента.

Процедурный этап помимо действий, продиктованных требованиями методики, включает в себя обеспечение нужного настроя у испытуемых, выбор формы предъявления общей инструкции, определение характера поведения экспериментатора во время эксперимента, включая способы контроля с его стороны за действиями испытуемых.

В процессе экспериментального психологического исследования очень важен этап анализа результатов. Если данные, полученные экспериментальным путем, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от знания теоретических основ методики, интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то проводится их математико-статистическая обработка.

После обработки данных в соответствии  с реальными фактами должны быть сформулированы выводы. Выводы должны строго вытекать из того, что на самом деле доказано и опираться на факты. Для того чтобы психологическое исследование было полностью завершено, нужно, чтобы на основе полученных выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические рекомендации.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: МПА, 1995. – 264 с.
    1.  Айзенк Г.Д. Узнай свой  собственный коэффициент интеллекта. – Н.Новгород: Ай-Кью, 1993. – 170 с.
      1.  Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1-2.
        1.  Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: аспект-Пресс, 1998. – 376 с.
        2.  Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1990.
        3.  Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. – М., 1936. – 360 с.
        4.  Броневицкий Г.Г. Психологические основы обучения. – Н.Новгород: НГТУ, 1998. – 129 с.
        5.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 200 с.
        6.  Гамезо М.В., Домашенко Н.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
        7.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1995. – 384 с.
        8.  Дьяченко Н.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – М.: Хелтон, 1998. – 399 с.
        9.  Ильин Е.П. Психология воли. – Спб.: Питер, 2000. – 282 с.
        10.  Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.
        11.  Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
        12.  Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. К.К. Платонова. – М.: Высшая школа, 1974. – 134 с.
        13.  Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
        14.  Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1997. – 688 с.
        15.  Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999. – 632 с. – базовый учебник.
        16.  Никольская Т.Н. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. – 124 с.
        17.  Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
        18.  Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 704 с.
        19.  Особрина С.В. Психодиагностические возможности метода пиктограмм // Диагностика психических состояний в норме и патологии. – Л.: Медицина, 1980. – С. 112-122.
        20.  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998. – 528 с.
        21.  Платонов К.К. Краткий курс системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
        22.  Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
        23.  Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова. Л: ЛГУ, 1987. – 255 с.
        24.  Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990.
        25.  Практикум по общей психологии (диагностические методики). Тема: Память / Сост. Е.Г. Максименко. – Киров: КФ МГЭИ, 2000. –52 с.
        26.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. – базовый учебник.
        27.  Практическая психология для преподавателей. – М.: Филинъ, 1997. – 328 с.
        28.  Программа курса «Математические методы обработки данных психолого-педагогических исследований» / Автор-сост. Н.О. Рябина. – Н.Новгород: НГПУ, 1999. – 7 с.
        29.  Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997.
        30.  Психологические тесты / Под ред А.А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2001.
        31.  Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996. – 336 с.
        32.  Психология индивидуальных различий: Тесты. – М.: МГУ, 1982. – 387 с.
        33.  Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
        34.  Романов Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
        35.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
        36.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Питер, 1996.
        37.  Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
        38.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 356 с.
        39.  Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л., 1972.
        40.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 480 с.
        41.  Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. – 295 с.
        42.  Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. – 400 с.
        43.  Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: МГУ, 1975. – 400 с.
        44.  Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. – С. 3-23.
        45.  Энциклопедия самопознания / Сост. А.И. Красило. – М.: МПА, 1994. – 352 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18069. Изучение влияния параметров электрических цепей на форму их частотных характеристик 34.44 KB
  Цель работы: В лабораторной работе ставится целью изучение влияния параметров электрических цепей на форму их частотных характеристик. Содержание отчета. 2.1 Экспериментальное определение амплитудночастотной и фазочастотной характеристик цепи. Схема...
18070. РОЗРОБКА ТА ВПРОВАДЖЕННЯ СОЛОДКИХ СОУСІВ В ЗАКЛАДАХ РЕСТОРАННОГО ГОСПОДАРСТВА 483.5 KB
  Охарактеризувати в загальному солодкі соуси, їх асортимент та технології приготування солодких соусів; проаналізувати властивості сировини, яка входить до складу солодких соусів; проаналізувати технології приготування солодких соусів; розробити технології виробництва солодких соусів; проаналізувати використання біологічно активних речовин при приготуванні солодких соусів...
18071. Иследовать частотные характеристики последовательного колебательного контура 32.5 KB
  Цель работы: Иследовать частотные характеристики последовательного колебательного контура Содержание отчета. 2.1 Экспериментальное определение амплитудночастотной и фазочастотной характеристик цепи Схема исследуемой электрической цепи Параметры элементов...
18072. Исследовать частотные характеристики параллельного колебательного контура 60.5 KB
  Цель работы: Исследовать частотные характеристики параллельного колебательного контура Содержание отчета. 2.1 Экспериментальное определение амплитудночастотной и фазочастотной характеристик цепи Схема исследуемой электрической цепи: Параметры элементов цеп...
18073. АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ 389 KB
  Основні принципи навчання: науковість, послідовність, систематичність, практична спрямованість, активність студентів, диференціальний підхід, що врахований в тематиці дисциплін, формах та методах проведення занять.
18074. Екологічна оцінка технологічного процесу обробки граніту на виробничому підприємстві «Укр-Інтер-Граніт» 712 KB
  Підприємство займається обробкою та реалізацією виробів з граніту. Головними технологічними процесами є розпилювання блоків граніту, переробка їх на вироби за кресленнями замовника, включаючи процеси шліфування і полірування.
18075. АНТЕНИ СИСТЕМ СУПУТНИКОВОГО РАДІОЗВ’ЯЗКУ 1.3 MB
  ЛЕКЦІЯ №2 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 2: антенИ систем супутникового радіозв’язку 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен системи супутникового ра
18076. АНТЕНИ РАДІОРЕЛЕЙНИХ ЛІНІЙ 284 KB
  ЛЕКЦІЯ №3 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 4: антенИ радіоРЕЛЕЙНИХ ЛІНІЙ 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен радіорелейних ліній. 2. Особли
18077. АНТЕНИ СИСТЕМ КОРОТКОХВИЛЬОВОГО ЗВ’ЯЗКУ ТА РАДІОМОВЛЕННЯ 258.5 KB
  ЛЕКЦІЯ №4 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 5: антенИ систем короткохвильового зв’язку та радіомовлення. 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен коротк...