35059

Права и их защита

Шпаргалка

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на...

Русский

2013-09-08

142.42 KB

11 чел.

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация.

права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку) 

Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых

реализуются основные)( в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в

том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной жизни)

Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц.( Например, если права пенсионеров рассматриваются как общие, то права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров — как особенные;)

Выделяют абсолютные права и свободы (т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению.( К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым — свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.)

личные (гражданские) права и свободы — это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц.

политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти.

экономические, социальные и культурные права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах.

Права человека - это совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться.

2. Личные права и свободы подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

4) на свидания с защитником;

5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;

6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

1) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места

содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в

торговой сети, а также настольными играми;

14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

16) получать посылки, передачи;

17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

18) участвовать в гражданско-правовых сделках.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

1) получать и отправлять денежные переводы;

2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Федеральному закону;

3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

4) подписываться на газеты и журналы и получать их;

5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей;

6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.

Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания.

Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ограничения правового положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в политической сфере.

Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:
    1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
    2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
    3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений,

4. Содержание социально-экономических и культурных прав лиц, изолированных от общества.

Культурные – просмотр фильмов, театров, спектакль

Социальные- пособии, пенсии

Экономические – продажа изделий и т.д

5. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством. На протяжении многих веков проходил процесс постепенного признания индивидуальной свободы и ограничения власти государства.

В России по-прежнему происходят нарушения гражданских, политических и, особенно, социальных и экономических прав. Нарушаются права беженцев и вынужденных переселенцев. Ущемляются права военнослужащих, женщин и детей. Массовый характер носят нарушения прав граждан на информацию, на экологическую безопасность.

В настоящее время институт Уполномоченного по правам в Российской Федерации проходит важный этап своего становления - он формируется как федеральный государственный правозащитный орган, вырабатываются стиль и методы работы, определяются его место и роль в национальной системе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Разработка и принятие законов об Уполномоченном по правам человека в ряде субъектов Российской Федерации, назначение на должность Уполномоченного по правам человека(Основными задачами Уполномоченного являются:

1.восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина 2.совершенствование законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3.развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

4.содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. ), а также, принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года.

6. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе защиты прав человека.

Система защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой систему юридических механизмов, средств, способов, направленных на обеспечение наиболее полной реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства юридических возможностей, закрепленных в российской Конституции, пресечение их нарушений, восстановление нарушенных прав и свобод, а также предупреждение нарушений конституционных прав и свобод.

В Российской Федерации она представлена как государственными, так и негосударственными механизмами, среди которых Уполномоченный по правам человека должен занимать особое место. Его роль в системе защиты прав и свобод обуславливается, хотя бы тем, что единственной целью учреждения данного института было обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

В нашей стране институт Уполномоченного по правам человека, возник в 1993 г. с установлением в Конституции Российской Федерации

7. Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС.

8. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует в четырех видах.

1) судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административный правоотношений, и дел особого производства. При производстве гражданских дел деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, может являться непосредственно предметом спора сторон по гражданскому делу (например, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения).

2) Контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда. Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о нарушении законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов (злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность и др.).

3) Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Проявляется на стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, качающихся различных аспектов исполнения наказания.

Три задачи контрольной деятельностью суда в этом виде — а) контроль за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, с целью предупреждения корыстных и должностных злоупотреблений; б) контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний, с целью охраны прав и законных интересов осужденных (прав на отсрочку, рассрочку исполнения приговора). в) контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, других государственных и негосударственных организаций. Может осуществляться при рассмотрении судом вопросов освобождения осужденного от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение).

4) Вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания — в суд обращаются органы, исполняющие наказание, и уведомляют о начале и месте отбывания наказаний в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных.

9. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Прокурорский надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

1.посещать в любое время органы и учреждения,

2.опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3.знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

4.требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, 5.проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

6.отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

7. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

10. Правовое регулирование деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС.

В настоящее время можно констатировать тот факт, что состояние законности и соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в местах предварительного заключения, а также осужденных в местах лишения свободы является удовлетворительным. В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики их численный состав значительно сократился, улучшилось материально-бытовое и медицинское обеспечение и т. д. В то же время некоторые проблемы, касающиеся защищенности прав подозреваемых, обвиняемых1 , а также осужденных, продолжают иметь место. С целью совершенствования работы по обеспечению законности в местах принудительного содержания с 2001 г. в уголовно-исполнительной системе (УИС) введена должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС2 .

Становление и развитие данного института (далее – правозащитник) показало объективнувозможность создания эффективного механизма внутрисистемной правозащитной деятельности.

Во многих регионах России осужденные, подозреваемые и обвиняемые охотно обращаются со своими проблемами к этой категории сотрудников как в письмах, так и во время их личных визитов в соответствующие подразделения. Это позволяет оперативно разрешать те или иные вопросы, своевременно восстанавливать нарушенные права. Эффективность деятельности правозащитников подтверждается уменьшением потока жалоб, направляемых иным должностным лицам УИС, в прокуратуру по надзору за соблюдением законности в ИУ, другие инстанции, имеющие возможность вмешиваться в сферу уголовно-исполнительных правоотношений.

11. Основные направления контроля помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС при обеспечении законности в подразделениях уголовно-исполнительной системы.

Особый контроль учреждений и органов уголовно-исполнительной системы состоит из комплекса организационно-методических и практических мер, способов и приемов управленческого воздействия структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов УИС на подчиненные учреждения и органы УИС, неэффективная организация оперативно-служебной которых привела к осложнению обстановки по указанным и иным направлениям деятельности.
Конечной целью особого контроля учреждений и органов УИС  является устранение недостатков в служебной деятельности учреждений и органов УИС, явившихся причиной установления особого контроля. Осуществляет контроль за реализацией структурными подразделениями ФСИН России, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России. Ежеквартально анализирует результаты служебной деятельности сотрудников структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, по оказанию практической помощи подконтрольным органам, адекватности принимаемых мер относительно состояния оперативной обстановки на основе данных статистической отчетности, материалов инспектирований, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, иных информационных материалов, а также отчетов подконтрольных органов.

При необходимости по результатам анализа готовит руководству ФСИН России предложения по совершенствованию работы по обеспечению особого контроля.

12. Проблемы в деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС.

Как и любой другой деятельности должностных лиц различных уровней в пенитенциарной сфере, деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС присущи трудности правового и организационного характера.

Остановимся на основных из них.

1. Одной из причин, не позволяющей правозащитникам качественно выполнять свои обязанности, является недостаточная их компетенция в принятии тех или иных управленческих решений(«О соблюдении прав человека в УИС», то можно отметить, что они не наделены существенными правами воздействия на правонарушителей и предъявления требований об устранении недостатков; могут только получать необходимые сведения, осуществлятьи прием, рассматривать жалобы, обращения, подготавливать заключения по результатам проверок, доклады, ходатайствовать перед начальником территориального органа о принятии со ответствующих мер, то есть реальных рычагов воздействия пока не имеют. Все их возможности опосредованы только властью непосредственного начальника.)

2. Стоит закрепить в полномочиях помощника начальника территориального органа ФСИН. России по соблюдению прав человека в УИС обязанность согласования с ним проектов при-

казов о поощрениях и взысканиях, применяемых к персоналу.

3. Некоторые сложности возникают и при подготовке правозащитниками отчетов по результатам своей деятельности, направляемых в центральный аппарат.

4. Проблемным остается и вопрос штатов правозащитников. В каждом подразделении функционирует лишь один помощник начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС, хотя ранее обозначенное указание директора ФСИН России позволяет иметь в штатах большее их число.

13. Международно-правовые гарантии обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Декларация прав человека:

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Международный пакт о гражданских и политических правах:

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.  Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.  Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

14. Российское законодательство о правах подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, гарантии их обеспечения.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

рган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.

15. Международные документы о правах несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Для понимания сути международных правил исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних необходимо принять во внимание несколько обстоятельств, которые являются существенными для нашего интереса.

1. Несовершеннолетний осужденный — это человек, следовательно, на него распространяется влияние всех международных документов о правах человека.

2. Несовершеннолетний — это, как отмечается в Конвенции о правах ребенка, ребенок. Из чего следует, что необходимо принимать во внимание требования международных документов о правах и благосостоянии детей.

3. Несовершеннолетний осужденный — это лицо, находящееся в заключении, и к нему применимы положения документов, относящихся к этой области.

4. Несовершеннолетний осужденный — это ребенок, находящийся в особых, несвойственных детскому возрасту условиях.

Несовершеннолетний осужденный может оказаться умственно отсталым или инвалидом. В этом случае необходимо учесть положения конкретных международных документов, таких как Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.)

Все правила, связанные с обращением с заключенными, вытекают из других положений документов более общего характера. Это документы, которые направлены на охрану прав и свобод человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др. В таких документах содержатся положения, имеющие общий характер, и естественно, что они должны быть учтены также и в деятельности персонала учреждений для несовершеннолетних осужденных.

16. Обеспечение прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в России.

В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством Российской Федерации.

Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм.

17. Международные стандарты обращения с заключенными и особенности их применения к осужденным женщинам.

законодательства и практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, сравнительно недавно. Этому способствовали: объективные закономерности развития преступности в стране (однотипность ее развития вне зависимости от различия экономических, политических условий); преимущественное совпадение средств и методов борьбы с преступностью; общность человеческой сущности и естественных прав лиц, осужденных к уголовным наказаниям; изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики, получившей направление на тесную интеграцию нашей страны в мировое сообщество в рамках ООН и Совета Европы; активная теоретическая и научная проработка проблем их использования в российском уголовно-исполнительном законодательстве. К наиболее важным из них относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчело-

вечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984); Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989); Парижская хартия для новой Европы (1990). Вышеизложенные международно-правовые доку-

менты являются нормами общего характера, они провозглашают приоритет общечеловеческих ценностей и применимы для определения правового статуса лиц, находящихся в сфере уголовной юстиции. Стандарты специального характера (относятся непосредственно к обращению с осужденными в процессе исполнения наказания) содержатся в следующих документах: Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых 30 августа 1955 года (с дополнениями от 1977 года); Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. В стандартах, касающихся правового положения осужденных как субъектов уголовно исполнительных правоотношений, регулируются вопросы повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, а также ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (запрещают применение пыток, не допускают жестокое обращение с заключенными, ограничение применения к женщинам силы, огнестрельного оружия и средств дисциплинарного воздействия по сравнению с мужчинами)

18. Российское уголовно-исполнительное законодательство о правах осужденных женщин, находящихся в местах лишения свободы.

Женщины пользуются всеми правами человека в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и иных областях и имеют равное право на их защиту.

 Женщины, содержащиеся в местах лишения свободы, не должны подвергаться дискриминации, должны защищаться от всех форм насилия или эксплуатации.

В местах лишения свободы женщины должны содержаться отдельно от мужчин.

В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.

К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.

В исправительных учреждениях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образуются дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на территории исправительного учреждения, соответствующим образом оборудуются, вплоть до создания игровых комнат, комплектуются музыкальными инструментами, детской одеждой, игрушками и всем необходимым для детей младшего возраста.

В домах ребенка дети могут находиться с момента рождения и до достижения ими трех лет.

Матери посещают своих детей в свободное от работы время, общаются с ними без ограничения (кроме санитарных и медицинских противопоказаний). Если позволяют условия дома ребенка, то матерям может быть разрешено совместное проживание со своими детьми.

По достижении детьми трехлетнего возраста (а по желанию осужденных женщин и раньше этого срока) они могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо направлены в соответствующие детские учреждения. Для устройства своих детей женщинам предоставляется возможность выехать к родственникам и близким.

Осужденные беременные женщины и осужденные кормящие матери могут получать без ограничений продовольственные посылки и передачи (в том числе в количестве и ассортименте, определяемых медицинским заключением). Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную медицинскую помощь.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.

Беременным женщинам, при сроке беременности свыше 4 месяцев, и кормящим матерям на период освобождения от работы бесплатно предоставляются: одежда, белье, обувь, питание по повышенным нормам, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия.

19. Особенности правового регулирования семейных отношений женщин, осужденных к лишению свободы.

возможность проживания за пределами исправительного учреждения, тем,кто из них имеет детей до трех лет. Кроме того, осужденным женщинам, отбывающим наказание в колониях общего режима, было разрешено носить гражданскую одежду.

очень важным элементом статуса осужденной женщины является ее материнство,которое фактически не создает никаких правовых преимуществ для женщины и ее детей, остающихся в полной изоляции от матери на время отбывания ею наказания

В данных учреждениях предусмотрено содержание осужденных беременных женщин, направляемых непосредственно по приговору суда либо переведенным из исправительных колоний обычного типа. В целях оказания своевременной медицинской помощи осужденным женщинам в исправительных колониях указанного вида образованы родильные отделения. Законодатель обязывает создавать в таких учреждениях условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, находящихся в домах ребенка. Осужденные матери могут общаться с детьми в свободное от работы время без ограничения, возможно и совместное проживание матери и ребенка. Как только ребенку исполнится три года, с согласия осужденной женщины он предается для дальнейшего воспитания родственникам, иным лицам либо направляется в соответствующее детское учреждение. Для устройства ребенка у родственников либо в детском доме осужденной женщине предоставляется кратковременный отпуск сроком до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого на проезд туда и обратно. На тот же срок осужденной женщине предоставляется ежегодный краткосрочный выезд для свидания с несовершеннолетним ребенком-инвалидом вне исправительной колонии

Беременным женщинам, кормящим матерям, а также имеющим при себе детей до трех лет предоставляются все соответствующие права и льготы, которыми обладает обычная женщина согласно российскому законодательству. Беременным женщинам, при сроке беременности свыше 4 месяцев, и кормящим матерям на период освобождения от работы бесплатно предоставляются: одежда, белье, обувь, питание по повышенным нормам, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. На питание детей распространяются общие нормы.]

Осужденные беременные женщины, а также имеющие при себе детей до трех лет могут без ограничений приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, находящихся на их лицевых счетах. Кроме того, женщине и ребенку может понадобиться специальная одежда, обувь, медицинская техника,оздоровительно-развивающие приборы, которыми исправительное учреждение обеспечить их не может. Во время беременности, а также в послеродовой период осужденным женщинам и их детям гарантировано предоставление специализированной медицинской помощи.

Характерно,что все без исключения женщины подчеркивают большое значение неограниченной переписки, получение через книготорговую сеть интересующих изданий, в некоторых учреждениях - возможность использования компьютерной сети, а также услуг телефонной связи с близкими родственниками

Переписка осужденных женщин ведется в основном с родственниками, а также (особенно у несовершеннолетних) с лицами, отбывающими лишение свободы в других исправительных учреждениях. Стала популярной так называемая почта знакомств –переписка по газетным и журнальным объявлениям в целях поиска друга, супруга и т.п. Женщины активно участвуют в работе самодеятельных организация, религиозной деятельности, отправлении обрядов, помогают служителям церкви в проведении соответствующих мероприятий и распространении религиозной литературы.

20. Понятие законности при исполнении уголовных наказаний.

Содержание принципа законности наказания состоит в том, что назначенное наказание должно находиться в пределах санкции статьи уголовного законодательства, устанавливающей ответственность за совершённое преступление, а при выборе конкретной меры наказания должны учитываться положения общей части уголовного права[1].

Требование учитывать при назначении наказания пределы, указанные в статье Особенной части уголовного кодекса, а также положения его Общей части

2. Законность наказания заключается в требовании назначения наказания в точном и полном соответствии с уголовным законом. Согласно этому принципу наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления; наказание может назначаться лишь по приговору суда; система и виды наказаний, которые могут быть назначены судом, исчерпывающим образом обозначены в законе; каждое из наказаний может назначаться лишь в порядке и пределах, установленных законом.

21. Требования законности при реализации основных средств исправления

Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются режим, воспитательная работа(Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.), общественно полезный труд(Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.), получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное ,общественное воздействие.

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Требование- обеспечение надзора, в различном содержании различных категорий осужденных.

22. Формы нарушений законности в исправительных учреждениях и их причины.

Формы нарушения – незаконное применение оружие, спец. Средств, наручников, силы, незаконное выдворение в изолятор, вступление в связь с осужденными, причинение вреда здоровью, унижение достоинства.

Причины – неудовлетворенность в материальном обеспечении, отток молодых специалистов, омоложение спец. Контингента, снижение обще образовательного уровня, не хотят заниматься трудом, материально-бытовая и санитарно не соответствуют условиям.     

23. Международно-правовые гарантии прав и свобод человека и международно-правовая ответственность государств за их нарушение.

Данные гарантии закрепляются международно-правовых документах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году, Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека, существуют также такие как:
· Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и  уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о международных обязательствах в  области прав человека и основных свобод

Ответственность в международном праве - это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права, в случае нарушения им международно-правового обязательства.

Институт ответственности базируется на некоторых принципах, являющихся основополагающими во всех без исключения отраслях современного международного права.

1. Государство не может быть освобождено от международно-правовой ответственности путем ссылки на внутреннее законодательство. Этот принцип применим только в международном публичном праве, так как в частном праве международно-правовая ответственность отрицается именно путем ссылок на национальное законодательство. В этом суть коллизионных норм международного частного права.

2. Принцип ответственности государства за издание законов, находящихся в противоречии с общепризнанными нормами международного права, так и ответственность за не издание законов, необходимых для выполнения международно-правовых обязательств субъектов права.

3. Принцип ответственности субъектов международного права за принудительное удержание под своей властью или зависимостью других, за любые проявления насилия.

4. Принцип ответственности перед международным сообществом за подготовку, планирование и совершение актов агрессии.

5. Принцип применения международно-правовых санкций в отношении субъекта права,

нарушившего обязательства, а также вменение в обязанность возместить причиненный ущерб.

Характерным для международно-правовой ответственности является:

Ответственность предполагает применение к правонарушителю международно-правовых санкций.

Ответственность наступает за совершение международного правонарушения.

Конечной целью для института ответственности является обеспечение международного правопорядка.

Означает наличие определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

24.Международные органы и процедуры защиты и восстановление прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Общество Мемориал  это организация  по восстановлению прав репресированных

Центр содействия реформе уголовного правосудия

Комитет против пыток

Комитет защиты прав заключенных МОПД "ЕДИНСТВО"

— Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (вступила в силу с января 1987 года) и Европейской Конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (вступила в силу с февраля 1989 года),

25. Понятие правоохранительной деятельности государственных органов.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Признаки правоохранительной деятельности:

  1.  реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
  2.  осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
  3.  установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
  4.  реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
  5.  ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;
  6.  обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;
  7.  возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

26. Основные механизмы правоохранительной деятельности государственных органов

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб.

27. Формы деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения прав человека

28. Гарантии соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности ФСИН и ОВД.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

ФСИН:

Всеобщая Декларация прав человека ООН

«Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

Европейская конвенция прав человека(право на жизнь и личную неприкосновенность;

· право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство видов обращения и наказания;

· право на свободу от дискриминации любого рода;

· право на свободу от рабства;

· право на свободу совести и мысли;

· право на свободу вероисповедания;

· право на информацию;

· право на неприкосновенность частной жизни (семейной жизни);

· право на надлежащие правовые процедуры (включает право на гражданство, право на признание правосубъектности, право на судебную защиту, право на справедливый суд);

· право на саморазвитие (включает право на справедливые условия труда, отдых и досуг, социальное обеспечение, право на здоровье, право на образование).

29. Сочетание методов убеждения и принуждения в деятельности сотрудников ФСИН и ОВД по обеспечению прав и свобод личности.

ФСИН:

Убеждение -- это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладе-ние вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, раз-жигание интереса, возбуждение желания.( Поощрение)

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ:

Задержание Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов  Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

30. Основания наступления юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов за совершение действий, нарушающих права и законные интересы личности.

Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный должен претерпеть как дополнительные негативные последствия:

– личного характера (лишение свободы и др.)

– имущественного характера (штраф и др.)

то есть юридическая ответственность – есть кара.

Юридическая ответственность наступает за совершенные правонарушение (исключения составляют крайняя необходимость, необходимая оборона, профессиональный риск).

единственным основанием наступления юридической ответственности является состав правонарушения:

  1.  субъект;
  2.  субъективная сторона;
  3.  объект;
  4.  объективная сторона.

Сотрудники органов внутренних дел за совершение правонарушений привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Основанием для привлечения сотрудника милиции к юридической ответственности является совершение деяния, содержащего состав правонарушения, то есть виновное, противоправное, общественно-опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом.

Дисциплинарная ответственность может налагаться на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Статья 38 этого Положения называет следующие виды дисциплинарных наказаний, применяемых к сотрудникам этих органов:

  1.  замечание;
  2.  выговор;
  3.  строгий выговор;
  4.  предупреждение о неполном служебном соответствии;
  5.  снижение в специальном звании на одну степень;
  6.  лишение нагрудного знака;
  7.  увольнение из органов внутренних дел.

Гражданско–правовая ответственность, связанная с нарушениями работников органов внутренних дел, имеет определенную особенность: на основании ст. 1070 ГК РФ государство несет материальную ответственность в установленных законом случаях и за ущерб, причиненный гражданам независимо от вины сотрудников.

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел: – наступает, за нарушение ими норм гражданского, трудового  и ряда других отраслей права. Она состоит в применении к нарушителям различных санкций имущественного и неимущественного характера.

31. Контрольные полномочия членов общественной наблюдательной комиссии.

1. Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:

1) в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка. Члены общественной наблюдательной комиссии вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности осужденных, иные помещения мест принудительного содержания, исключением объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, на посещение которых необходимо согласие начальников соответствующих мест принудительного содержания;

2) беседовать с лицами, подвергнутыми административному задержанию и административному аресту, военнослужащими, подвергнутыми дисциплинарному аресту, осужденными к лишению свободы несовершеннолетними правонарушителями, несовершеннолетним и находящимися в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и местах принудительного содержания, в условиях и порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места принудительного содержания видеть их и слышать, и в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

5) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии;

6) обращаться к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов Министерства обороны Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов управления образованием Российской Федерации по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий.

3. В период действия режима особых условий в местах принудительного содержания полномочия членов общественной наблюдательной комиссии посещать указанные места осуществляются с согласия руководителя федерального или соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, органа внутренних дел, пограничного органа федеральной службы безопасности, органа управления образованием Российской Федерации.

4. Члены общественной наблюдательной комиссии для реализации целей и решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, вправе участвовать в иной деятельности, не противоречащей настоящему Федеральному закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

32.Основные нормативно-правовые акты, используемые при осуществлении общественных контрольных полномочий

ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»

члены Наблюдательной комиссии посещают места принудительного содержания, рассматривают предложения, заявления, жалобы и т.д., подготавливают решения по результатам проведения общественного контроля, по вопросам, возникающим в местах принудительного содержания, взаимодействуют с органами гос. власти, уполномоченным по правам человека, общественными организациями, СМКроме этого имеют право беседовать с лицами содержащихся здесь, принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы, запрашивать документы необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений общественно-наблюдательной комиссии, обращаться к должностным лицам администрации мест принудительного содержания, органов прокуратуры, органов ВД, УИС и т.д. по вопросам обеспечения прав человека в данных местах.И и другими субъектами по своему усмотрению, включая другие мероприятия.

Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года"

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Европейские пенитенциарные правила

33. Примерная методика осуществления общественного контроля за соблюдением законности в местах принудительного содержания.

члены Наблюдательной комиссии посещают  места содержания заключенных, рассматривают предложения, заявления, жалобы и т.д., подготавливают решения по результатам проведения общественного контроля, по вопросам, возникающим в местах принудительного содержания, взаимодействуют с органами гос. власти, уполномоченным по правам человека, общественными организациями, СМИ и другими субъектами по своему усмотрению, включая другие мероприятия.

На сегодняшний день комиссии сформированы в 76 субъектах РФ и включают 522 члена, хотя работать в них могут порядка 1600 человек.

Основными задачами комиссий обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля <4>; содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных органов.

Возраст наблюдателя должен быть не менее 25 лет. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Состав комиссии не может быть менее 7 и более 20 членов.

По прибытии в учреждение членов комиссии встречает начальник учреждения УИС или иное лицо, которому поручено их сопровождать. Члены комиссии пропускаются на территорию учреждения по предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего личность члена комиссии, в сопровождении должностного лица учреждения или органа, исполняющего наказания. Для осуществления деятельности комиссий администрация учреждений: проводит разъяснительную работу с осужденными к лишению свободы о целях, задачах и формах деятельности комиссий, назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения, создает возможность для бесед членов комиссии с осужденными, в том числе предоставляет помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации, обеспечивает возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (вечерах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях).

34. Способы выявления нарушений законности в деятельности мест принудительного содержания.

-Прокурорский надзор

прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направления прокурорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, , органами контроля, их должностными лицами,

право прокурора посещать в любое время учреждения и органы,

право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

вправе знакомиться с документами

право прокурору знакомиться также с оперативными материалами

вправе проверять соответствие законодательству РФ правовых актов\

право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона

-Общественный контроль

Общественная наблюдательная комиссия в случае необходимости может обращаться в любые органы государственной власти, исходя из необходимости обращений и компетенции данных органов:

- к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

- к уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- в министерства и ведомства Правительства и администрации Президента Российской Федерации;

- в органы исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации;

В случае бездействия учреждений и органов в разбирательстве выявленных нарушений, а также об игнорировании предложений общественной наблюдательной комиссии, данные сведения могут быть направлены в вышестоящие органы для принятия необходимых мер.

В случае необходимости общественная наблюдательная комиссия может обратиться за поддержкой в иные региональные и федеральные органы государственной власти.

35. Некоторые правовые проблемы осуществления общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания.

1. Обеспечение независимости органов общественного контроля в отношении мест принудительного содержания

2. Обязательность общественного контроля.

Несовершенство правовой базы позволяет избегать общественного контроля при решении многих вопросов имеющих большую знаимость

3.Демократизм и гласность общественного контроля

есть необходимость в законодательном обеспечении максимальной открытости структур общественного контроля, их регулярной публичной отчетности. Кроме того, актуальна выработка механизмов обнародования итогов общественного контроля, прежде всего, посредствам СМИ, финансируемых за счет средств налогоплательщиков.

4.Целостность системы общественного контроля

необходимость выработки общих принципов и стандартов осуществления общественного контроля


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12501. Изучение закона МалюсаИзучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей 1.34 MB
  На основе теоретического анализа описать основные характеристики интеллектуальной деятельности пожилых людей; Описать методы изучения интеллектуальной деятельности пожилых людей; Изучить особенности интеллектуальной деятельности пожилых людей; Разработать практические рекомендации по улучшению интеллектуальной деятельности пожилых людей...
12502. БАНК ВТБ24 178.5 KB
  Всем этим требованиям в полной мере отвечает один из лидеров национального банковского сектора России - банк ВТБ24. За всю историю своего существования ВТБ сумел занять прочные позиции на российском на всех сегментах рынка банковских услуг и добиться международного признания
12503. Финансы домохозяйств: состав и структура доходов и расходов, роль сбережений 349.5 KB
  Предметом исследования курсовой работы являются финансы домохозяйств, состав и структура доходов и расходов населения и роль сбережений. Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств.
12504. Организация бухгалтерского учета расчетов по заработной плате, анализ и контроль фонда оплаты труда 1.61 MB
  В ходе выполнения дипломной работы разработана схема распределения прибыли на КУПСХП «Освейский» и внесены предложения с целью повышения эффективности бухгалтерского учета и кнтроля расчетов по заработной плате.
12505. Анализ современного состояния и перспектив развития банковского сектора в РФ 776.5 KB
  Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов; Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение; Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала...
12506. Исследование поглощения света 113 KB
  Исследование поглощения света [Текст]: методические указания по выполнению лабораторной работы по оптике № 84 для студентов инженернотехнических специальностей / ЮгоЗап. гос. унт; сост.: А.А. Родионов В.Н. Бурмистров Л.П. Петрова. Курск 2010. 8 с.: ил. 2. Библиогр.: с.8. Содер
12507. Настройка доступа к сети Интернет из локальной сети 7.1 MB
  Лабораторная работа №78 Настройка доступа к сети Интернет из локальной сети. Цель работы: Рассмотреть различные варианты подключения к сети Интернет локальной сети использую различные программные средства. Дано: Имеется локальная сеть Workstantion 1 – Workstantion 2 предст
12508. Тұрақты токта физикалық шамаларды өлшеу (өлшеу аспабымен танысу – мультиметрмен) 102.75 KB
  1 Лабораториялық жұмыс. Тұрақты токта физикалық шамаларды өлшеу өлшеу аспабымен танысу – мультиметрмен 3.1 Жұмыстың мақсаты: Тұрақты токтағы электрлік кернеу ток қуат кедергіні өлшеу принципін тәсілдерін және әдістерін оқып үйрену метрологиялық өңдеу әдістерін
12509. Формулалар бойынша есептеулер 76 KB
  №2 лабораториялық жұмыс Тақырыбы: Формулалар бойынша есептеулер. 1.Берілгені: Берілген n – бүтін және x – нақты сандары үшін берілген өрнекті есептеу алгоритмінің блоксхемасын және программасын құру. Өрнектердің мәні циклдік операторлар көмегімен есептеледі. Пр...