35099

Теория организации. Система государственного и муниципального управления. Региональная экономика и управление

Шпаргалка

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация — это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их.

Русский

2013-11-04

283.5 KB

2 чел.

СПИСОК ВОПРОСОВ (с ответами) ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Теория организации

[3] Система государственного и муниципального управления

[4] Территориальная организация населения

[5] Региональная экономика и управление

  1.  Теория организации 
  2.  Сущность системного подхода к организациям. Синергетический эффект в организациях.
  3.  Современные организационные теории и концепции. Современное понимание организации.
  4.  Сущность модельного подхода к анализу организаций. Характеристика организационных моделей.
  5.  Концепция организационной культуры. Ресурсы и факторы эффективности организации.
  6.  Развитие и функционирование организации. Управление изменениями и организационное развитие.

  1.  Сущность системного подхода к организациям. Синергетический эффект в организациях

Системный подход стал фактически тем инструментом, который позволил создать современную теорию организации. Можно сказать, что теория организации, как наука, родилась именно в рамках этого подхода.

В основе системного подхода лежит понятие «система». В варианте системного подхода, берущего начало от австрийского физиолога Людвига фон Берталанфи (Ludwig von Bertalanffy, 1901—1972) под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, представляющая собой целостное образование или обладающая свойством целостности. Целостным считается такое образование, которое обладает новыми системными свойствами, отсутствующими у составляющих ее элементов.

Другими словами, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами.

Главным признаком системы является наличие элементов (объектов) и связей между ними, а в качестве основных ее характеристик рассматривают следующие.

Целостность. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов, с другой стороны — из суммы свойств элементов нельзя сделать вывод о свойствах самой системы. Целостность системы — это новые, иные свойства или качества системы в целом, появляющиеся только в результате системного объединения элементов.

Зависимость. Каждый элемент системы, свойства и отношения зависят от их места и функций (значения, назначения) внутри этой системы.

Структурность. Можно зафиксировать и описать систему через определение ее структуры, размещение элементов системы в пространстве и во времени и фиксацию сети связей и отношений этих элементов.

Границы системы. Систему можно выделить (отграничить) из окружающей среды путем определения ее границ.

Иерархичность. Части, подсистемы и элементы системы ранжированы, в определенном порядке разделены по уровням.

Организация — это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации.

В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация — это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Понятие организации, подчеркивающее ее единство и целостность, в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Понятия «организация» и «система» весьма близки. Объясняется это тем, что организация есть частный случай системы.

Для того чтобы обширный комплекс людей, машин, материалов и других ресурсов смог функционировать как единое целое, необходимо их объединение, превращение в организацию, создание специальной системы.

Современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.

Синергетический эффект в организациях. Синерги́я или Синерги́зм (от греч. συνεργία Synergos — вместе действующий) — это комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы. Например, знания и усилия нескольких человек организуются таким образом, что они взаимно усиливаются. Другими словами это положение вещей, обычно передаваемое фразой «целое больше суммы отдельных частей». Формула синергии - (1+1=3) или (2+2=5). 

Часто вместо слова «синергия» употребляется термин «синергетический эффект». Применительно к теории организации и управления синергия означает, что потенциально разумно управляемая и скоординированная группа людей работает более эффективно и производительно, чем те же люди, работающие по отдельности.

С одной стороны, синергетический эффект в организациях возникает благодаря разделению труда (люди, специализируясь на выполнении небольшого количества однородных действий, выполняют их быстрее и качественнее), с другой — благодаря реализации системного подхода.

  1.  Современные организационные теории и концепции. Современное понимание организации.

Современные организационные теории и концепции. Символический интеракционизм. Его родоначальником считается американский социолог и социопсихолог Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, 1863—1931).

Основой символического интеракционизма является то, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от трактовок (значений) символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются результатом межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.

Основной принцип интеракционизма в том, что человек воспринимает и оценивает себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире.

В рамках символического интеракционизма были введены такие понятия, как «роль», «принятие роли», которые позволяют анализировать и предсказывать поведение людей в организации. В целом символический интеракционизм стал одним из основных подходов в изучении взаимодействия людей, групп и общества. В теории управления и организации это направление оказало влияние на появление и развитие, прежде всего, культурологического и постмодернистского подходов, рассматривающих организацию как совокупность отношений (в том числе и с внешней средой), символов, ролей.

То, что человеческий ресурс и организационная культура ныне рассматриваются как неотъемлемые компоненты организации — «заслуга» представителей символического интеракционизма, показавших мир социальных отношений сквозь призму восприятий, трактовок и символов.

Постмодернизм — это особый социокультурный подход, отражающий мировоззрение информационного общества. Важнейшим положением постмодернизма, оказавшим решающее влияние на развитие современных представлений об организациях, стало положение о структуре и системах. 

Постмодернизм изначально отвергает принцип системной организованности, целостности и структурной упорядоченности общества, его институтов и организаций. С точки зрения традиционных подходов это ведет к хаосу и беспорядку, но в постмодернизме это означает многообразие возможностей.

Нестабильность и неопределенность при этом рассматриваются не как некие нарушения в функционировании системы, а как признак и условие ее существования и развития. В современной теории организации данное положение нашло отражение, прежде всего, в концепциях гибких и сетевых структур, подходах к формированию организационных связей и коммуникаций, а также в подходах к изучению взаимодействия организации с внешней средой.

Ситуационный подход. Согласно ситуационному подходу современная деловая организация трактуется как сложная, комплексная и многоуровневая система, состоящая из подсистем, обеспечивающих решение разнородных задач. 

Эти подсистемы рассматриваются как достаточно автономные и выполняющие разнотипную деятельность, контактирующие со своим фрагментом внешней среды и опирающиеся на определенный тип профессионалов и технологию. Для каждой из них характерны свои закономерности функционирования. При этом структура организации, состояние ее подсистем, способы целедостижения считались зависимыми от состояния и типа фрагментов среды, с которыми они взаимодействовали. Акцент делается на сознательном изменении структуры и свойств организации в ответ на требования внешней среды.

Теория ресурсной зависимости. Основные положения теории ресурсной зависимости, сводятся к следующему:

Ни одна организация не может создать все необходимые ей ресурсы и сделать себя самодостаточной. Поэтому она берет их из внешней среды, которая понимается как совокупность ресурсных ниш, другими словами, организаций — источников ресурсов.

Суть взаимодействия организации с внешней средой (другими организациями) — стремление снизить ресурсную зависимость от других и повысить их зависимость от себя. Степень зависимости организации от других определяется важностью нужного ресурса, монополией другой организации на контролируемый ресурс и способностью организации, контролирующей ресурс, распоряжаться им.

Баланс организации с внешней средой достигается через сознательную адаптацию к ее изменениям и активное воздействие менеджеров на внешнюю среду.

Современное понимание организации. На современном этапе развития организационной науки более популярным и часто используемым является определение, смысловая конструкция которого принадлежит американскому теоретику и бизнесмену Честеру Барнарду (Chester Barnard. Оно в наибольшей степени отражает общие аспекты понятия «организация», как субъекта человеческой деятельности и объекта управления.

Организация объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.

  1.  Сущность модельного подхода к анализу организаций. Характеристика организационных моделей.

Организации — сложные и противоречивые создания, адекватно представить их целостность не позволяет ни одна современная концепция или теория. В связи с этим моделирование, формализуя процесс выделения ряда переменных, помогает нам лучше понять сложности организаций и, в какой-то степени, предсказывать вероятные изменения в их деятельности.

Говоря о сущности  модельного подхода к анализу организаций, мы будем опираться на следующее определение: «модель» означает упрощенный, лишенный ряда характеристик «аналог-заменитель» реального объекта (или ситуации), который при определенных условиях воспроизводит свойства этого самого объекта или ситуации. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания.

Модели в теории организации относятся к категории содержательно-концептуальных. С одной стороны, они описывают типичные характеристики, свойственные «чистым» организациям. С другой стороны, описание организации базируется на определенной концепции или точке зрения.

Механистическая (бюрократическая) модель (механизм). Данная модель представляет собой не что иное, как идеальную бюрократию Макса Вебера, о которой мы уже упоминали и которую более подробно рассмотрим далее. Дополним лишь, что термин «механистическая организация» был введен уже в 60-х гг. XX в. американскими учеными Т. Бернсом и Д. Сталкером (T. Burns, G. Stalker) для обозначения системно-рациональной организационной модели в противовес «органической организации».

В самом общем виде организация в механистической модели представляется как инструмент управления, а человек — как «винтик» большого механизма. Жесткая определенность связей (механические приводы и передачи), взаимозависимость подсистем, выстроенность линий управления, иерархичность — вот главные характеристики этой модели.

Механистическая (бюрократическая) модель выстраивается по принципу максимально четкого распределения обязанностей между всеми членами организации, упорядочения любых взаимодействий в организации на основе четкой иерархии. Роль каждого члена строго ограничена его местом в организации. Считается, что эффективность организации только возрастет, если максимально ограничить проявление субъективного фактора.

Органическая (естественная) модель (живая система-организм). В рамках современных теорий организации большое внимание уделялось внешней среде, и организация стала представляться в виде органической модели. Организация в ней выступает как социальный квази-природный организм. «Квази-природный» в данном случае означает «как бы природный», похожий на природный по ряду признаков, но, на самом деле, таковым не являющийся.

Иными словами, организация - это живая система, заботящаяся о выживании и приспособлении к окружающей среде. Внутренние отношения в такой организации строятся на основе взаимозависимости и взаимоответственности. Структуры и механизмы координации формируются и функционируют как самовозникающие и стихийно (гомеостатически) поддерживаемые подсистемы. Так же как и живой организм, органическая организация обладает потребностями, отраженными в их социальных функциях. Жизненный цикл органической организации соответствует жизненному циклу живого организма: рождение, юность, зрелость, смерть, т.е. подчинен естественным закономерностям и логике развития.

Патерналистская модель (семья, клан, община). Название патерналистской модели происходит от латинского слова pater — отец. Организация представляется как частный случай человеческой общности, группа, объединенная отношениями «родства». В основе ее построения и функционирования — «семейные» отношения и иерархия. Целевая ориентация патерналистской организации — работа на благо семьи и ее старейшин. Внутренняя структура такой организации выстраивается под «главу семьи» и отражает характерные особенности «семейных» отношений: достаточно жесткая иерархия, совмещенная с довольно большой долей неформальности в отношениях. Распределение полномочий и обязанностей — прерогатива высшего звена управления (старейшин). Такая модель характерна не только для семейных фирм в прямом смысле слова, но и для небольших творческих организаций и организаций, находящихся на ранних стадиях развития.

  1.  Концепция организационной культуры. Ресурсы и факторы эффективности организации

Важнейшей проблемой современного управления является овладение технологией проектирования «успешных организаций», которые способны эффективно функционировать и развиваться в жесткой конкурентной среде.

При этом организационная стратегия все больше направлена на то, чтобы сокращать диапазон средств силовых административных воздействий, запретительных механизмов и постепенно расширять зону использования внутренних сил самой организации (традиций, законов, ценностей), мотивации трудом и т.п. В связи с этим для оптимизации управленческой деятельности большое значение приобретает формирование организационной культуры.

«Организационная культура» — это совокупность принятых членами организации ценностей и норм поведения (деятельности), система значений и смыслов, которые предопределяют способы осмысления актуальной ситуации и реагирования на нее. Она включает и стиль управления, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, методы мотивации сотрудников, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, имидж организации, даже манеру одеваться и т.д. Таким образом, культура организации призвана мобилизовать энергию его членов и направить на достижение целей предприятия. Способность организации создавать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур данной организации, является одним из самых глубоких источников ее процветания. Зачастую культура организации является единственным предсказателем долгосрочного поведения организации, отражением ее ценностей и убеждений, силы и слабости.

Мы также понимаем организационную культуру как целостный образ базовых представлений, которые наша группа изобрела, обнаружила или достигла в результате попытки справиться с проблемами адаптации к внешней среде или внутренней интеграции и которые оказались достаточно эффективными для их передачи новым членам нашей организации.

Ресурсы и факторы эффективности организации. При системном подходе эффективность деятельности организации рассматривается через ресурсы и факторы общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного развития, и трактуется как способность системы к выполнению функций:

  •  целеполагания (формулировка целей в соответствии с потребностями),
  •  целеобеспечения (использование социально одобренных целей),
  •  достижения цели, экономичности (достижение определенного соотношения между результатами и затратами),
  •  факторной обусловленности (учет внешних и внутренних факторов условий функционирования организации).

Данное определение достаточно широко и охватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности. Сопоставление различных подходов с пониманием сущности эффективности свидетельствует о многозначности этого понятия. Общим для всех определений является представление об эффективности организации как о способности к достижению целей, в качестве которых выступают удовлетворение интересов заказчиков, оптимальное использование внешней среды, повышение экономичности, результативности системы и др.

  1.  Развитие и функционирование организации. Управление изменениями и организационное развитие

Развитие организации — долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы, в особенности путем повышения эффективности управления культурой производства. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук, в том числе организационного поведения. Согласно определению, данному в словаре Webster’s Ninth New Collegiate Dictionary, "изменить" значит:

  •  придать чему-л. другое положение, задать чему-л. другое направление или курс;
  •  совершить сдвиг от одной позиции к другой;
  •  модифицировать;
  •  трансформировать, заменить, перевести в другое качество.

Слово "управлять" определяется как:

  •  умело контролировать или направлять;
  •  осуществлять организаторские, административные и контролирующие функции.

Применительно к организациям, "изменения" означают внедрение новых методов и технологий, с тем, чтобы преобразовать деятельность организаций в соответствии с изменяющимися требованиями рынка или извлечь выгоду из создавшихся в бизнесе возможностей.

"Управление изменениями" — это структурированный процесс, задача которого — предложить и внедрить изменения в соответствии с техническими и экономическими возможностями организации. Процесс "управления изменениями" должен быть последовательным и усиливаться, либо ослабевать в зависимости от потребностей и результатов.

Изменения в организации можно охарактеризовать как целенаправленные воздействия руководства на внутренние переменные в организации, определяющие ее цели, структуру, технологию и человеческие ресурсы. Изменения могут быть проективными, т.е. предупредительными, и реактивными. Например, изменение, которое предпринимается для исправления обнаруженной ошибки, — это типичное реактивное действие, а изменения, осуществляемые для устранения возможной угрозы внешней среды до возникновения фактической проблемы, являются проактивными.

Все переменные организации взаимосвязаны, и изменение одной из них неизбежно скажется на других. Внедрение новой оснастки (например, компьютеров) может привести к изменениям структуры (системы коммуникаций), численности и квалификационного уровня работников, а также характера и уровня выполняемых задач.

Изменения в целях. Для выживания организации руководство должно периодически оценивать и корректировать цели в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации. Цели уточняются по мере достижения поставленных задач, а их радикальное изменение оказывает влияние на все остальные переменные организации.

Структурные изменения относятся к изменениям в системе распределения полномочий и ответственности, в координационных и интеграционных механизмах, делении на отделы, управленческой иерархии и степени централизации. Структурные изменения являются одной из самых распространенных и видимых форм изменений в организации. Необходимость в них возникает, когда происходят большие изменения в целях и стратегии организации.

Изменения в технологии и задачах предполагают преобразование процесса и графика выполнения работ (внедрение нового оборудования, методов обработки материалов, уточнение нормативов и изменение характера работы).

Изменения в людях подразумевают расширение возможностей или модификацию поведения персонала организации. Это могут быть техническая подготовка, подготовка к межличностному или групповому общению, мотивация, повышение квалификации руководящего состава, формирование групп, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой и качества трудовой жизни.

Причины изменения могут носить как внешний, так и внутренний характер. Чаще всего оба типа причин действуют одновременно, и имеют место спланированные действия руководства, учитывающие влияние внешних факторов.

Современный подход к управлению изменениями и развитию человеческих ресурсов называют организационным развитием. Цель организационного развития — повышение эффективности функционирования организации. Достижение эффективности обеспечивается способностью организации быстро и своевременно адаптироваться к изменениям в технике и рынках сбыта, к другим явлениям внешнего окружения, к переменам в структуре и методах самой системы управления. Инструментом достижения этой цели служат изменения в поведении членов организации, сознательно вводимые путем целенаправленного воздействия на систему ценностных ориентации работников, межличностные и межгрупловые взаимодействия, индивидуальные производственные навыки, а также посредством создания условий для более интенсивного использования человеческого потенциала.

Организационное развитие имеет ряд отличительных характеристик:

планируемость и долгосрочность — организационное развитие предполагает разработку комплексных долгосрочных программ совершенствования деятельности организации;

  •  ориентация на ключевые проблемы организации;
  •  системность;
  •  ориентация на действия — организационное развитие концентрируется на действиях и результатах. В отличие от традиционных подходов к развитию, которые имеют тенденцию к описанию происходящих в организации перемен, организационное развитие делает акцент на свершившихся фактах;
  •  использование услуг консультантов по организационным изменениям;
  •  обучение персонала — главная особенность процесса организационного развития в том, что он основывается на переподготовке персонала, являющейся одним из средств осуществления преобразований.

  1.  Система государственного и муниципального управления
  2.  Процессный и ситуационный подходы к управлению
  3.  Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ.
  4.  Система государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации.
  5.  Классификация организационных структур государственного  управления.
  6.  Основные этапы процесса разработки и принятия решений: содержание и сущностные особенности.
  7.  Управленческий конфликт: особенности и способы регулирования.
  8.  Местное самоуправление в странах Европейского Союза: особенности правого регулирования и специфика функционирования.

  1.  Процессный и ситуационный подходы к управлению

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырёх разных точек зрения. Это школы:

  •  научного управления;
  •  административного управления;
  •  человеческих отношений и науки о поведении;
  •  науки управления или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.

В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.

Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

  1.  Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ.

Общее направление современных административных реформ должно отвечать требованиям открытого, демократического и справедливого общества. В "Программе развития" ООН говорится о "хорошем управлении". Это понятие объединяет механизмы, процессы и институты, через которые граждане и группы выражают свои интересы, реализуют свои законные права, выполняют обязанности и балансируют между различиями". Разработчики программы связывают "хорошее управление" с управленческой стороной деятельности всей системы власти в стране. Его можно рассматривать в качестве практики экономической, политической и административной власти по управлению делами государства на всех уровнях.

К ключевым характеристикам "хорошего управления" относятся:

  •  участие (все граждане обладают голосом в принятии решений - прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы; такое широкое участие строится на свободе ассоциаций и слова, а также на способности к конструктивному диалогу);
  •  верховенство права (честность и беспристрастность правовых структур, особенно тех, которые обеспечивают соблюдение прав человека);
  •  прозрачность (свобода информации; ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован);
  •  чувствительность (все институты чутко реагируют на потребности граждан);
  •  ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения широкого консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться);
  •  справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние);
  •  результативность и действенность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан);
  •  подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны общественности и институциональным носителям прав);
  •  стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации).

Конкретным направлением современных административных реформ в странах Запада стало электронное правительство.  Оно рассматривается не только как средство решения политико-административных целей реформы, но и как важный стимул их развития: "Термин "электронное правительство" означает использование информационных и коммуникационных технологий как инструмента для достижения лучшего правления. Таким образом, электронное правительство не является обычным бизнесом, но должно быть сосредоточено на том, чтобы использование этой техники трансформировало структуры, операции и, наиболее важно, культуру управления". При этом подчеркивается, что электронное правительство обладает потенциалом для того, чтобы стать главным инструментом адаптации практики "хорошего управления". Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые информационные и коммуникационные технологии изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом.

В России административная реформа пока сосредоточена на функциях и структурах правительства. Параллельно с этим, но не во взаимной связи идут задачи электронизации России. Утвержденная в январе 2002 г. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" содержит сегмент, касающийся внедрения и массового распространения информационных технологий для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Ставятся задачи:

  1.  обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами;
  2.  совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  3.  совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики.

Хотелось бы надеяться, что осознание взаимной связи административной реформы и внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в публичное управление будет способствовать и первой, и второй стратегиям.

  1.  Система государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  •  государственная гражданская служба; 
  •  военная служба;
  •  правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие "служба" как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Общепринятого определения понятия "государственная гражданская служба" в научной литературе нет.  Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и  т.д.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Существуют общие черты, характерные для муниципальной службы любой развитой страны:

  •  муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;
  •  муниципальная служба функционирует, в конечном счете, под контролем центральной власти;
  •  исполнительские функции осуществляются профессионалами.

По ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе.

Муниципальная служба определяется российским законодательством – ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее в настоящей главе – Федеральный закон № 25-ФЗ) – как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Понятие муниципальной службы устанавливается и через понятие «должность муниципальной службы». Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Таким образом, муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе, на замещаемых путем заключения трудового договора должностях в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования (образуемых в соответствии с уставом муниципального образования), с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Существуют общие черты, характерные для муниципальной службы любой развитой страны:

  •  муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;
  •  муниципальная служба функционирует, в конечном счете, под контролем центральной власти;
  •  исполнительские функции осуществляются профессионалами.
  1.  Классификация организационных структур государственного  управления.

     Субъектом государственного управления является государство в целом, но это не означает что все его органы, предприятия, учреждения и организации участвуют в управлении. Организационная структура государственного управления представляет собой определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь людей, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственного воздействия и поддержание жизнедеятельности самого субъекта управления.

     В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющего воздействия.

     Существуют различные характеристики государственного органа:

 Функциональная – госорган как структура, выполняющая определенные функции государства;

Юридическая – как структура, наделенная определенной компетенцией (совокупностью функций и полномочий), государственно-властными полномочиями;

Социологическая - госорган как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения задач в сфере государственного управления и деятельности.

Организационная – определенная структура рассматривается с позиций организации ее элементов и их взаимосвязей в связи с принадлежностью к государственному аппарату.

    Государственный орган представляет собой формально созданную государством структуру власти, для осуществления определенных функций государства и наделением её властными полномочиями государства. В связи с этим надо различать государственный орган, который создает и реализует управленческие решения, и государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие и создающие материальные, социальные  и духовные продукты и услуги.

    Основой организационной структуры государственного управления являются исполнительные органы власти. Именно они сосредотачивают в себе почти всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Поэтому именно от практической деятельности исполнительной власти зависит фактическая направленность государственного управления, государственный режим и т.п.

    Конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления (человеческий потенциал, информационное обеспечение, демократизм, стиль управления) и др.  

    На организационную структуру государственного управления определенное влияние оказывает состояние и размещение (или положение в общественной системе) управляемых объектов. Традиционно по объекту в государственном управлении различают следующие органы управления:

  •  - по управлению экономическими процессами;
  •  - по управлению социально-культурными процессами;
  •  - по управлению административно-политическими процессами.

Единой классификации государственных органов в сфере государственного управления не существует. Тем не менее, есть некоторые критерии, которые позволяют группировать органы управления. К таким критериям относятся:

Территориальный масштаб компетенции. На его основе выделяют: федеральные (центральные) органы, субъектов федерации и их местные органы, а также органы местного самоуправления.

Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.

Порядок образования. Такое основание классифицирует органы на образуемые (вышестоящим органом в пределах его компетенции) и избираемые (населением или представительным органом).

Характер и содержание полномочий  приводит к разделению органов управления на органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.

Порядок разрешения вопросов компетенции разделяет органы коллегиального и единоличного управления.

Источник финансирования служит способом выделить бюджетные органы и внебюджетные, экономически самостоятельные.

В качестве звена организационной структуры государственного управления можно рассматривать: Президента, Правительство, министерства, ведомства, аналогичные органы субъектов федерации и исполнительные органы местного самоуправления.

  1.  Основные этапы процесса разработки и принятия решений: содержание и сущностные особенности.

В каждой организации имеются особенности принятия управленческих решений, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации.  

Первый этап – подготовка к разработке управленческого решения включает такие элементы как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ управленческой ситуации, диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации.

Второй этап – разработка управленческого решения – заключается в генерировании альтернативных вариантов решений, отборе основных вариантов управляющих воздействий, разработке сценариев развития ситуации и экспертной оценке основных вариантов управляющих воздействий.

Третий этап – принятия решения  состоит из трех элементов: коллективной экспертной оценки, принятия решения лицом, принимающим решение, разработки плана действий.

Переход к реализации принятого решения требует согласования действий и ресурсов по времени и месту. Это достигается за счет планирования реализации принятого управленческого решения. Планы необходимо корректировать в процессе реализации управленческих решений. В основе этого – возможность изменения внешних и внутренних условий, законодательства, конъюнктуры, стратегии предприятия и т.п.

Четвертым этапом является реализация управленческого решения на основе разработанного плана мероприятий. Этап реализации решения предполагает доведение решения до исполнителей, наделение исполнителей ресурсами, делегирование полномочий и координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.

Пятым этапом является этап контроля реализации и анализа результатов развития ситуации после управленческого воздействия.

  1.  Управленческий конфликт: особенности и способы регулирования.

Организационно-управленческий конфликт — это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Как и другие типы конфликта, организационноуправленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанное так или иначе с противоречивыми позициями, целями, ценностями и представлениями об общественном процессе жизни людей, наций, государства и т.д. Вместе с тем специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что здесь речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (части управляющей системы) или ее с другими частями. Взаимоотношения между людьми — членами управляющей организации, в частности, аппарата государственного или местного управления, принципиально отличны от иных институциализированных или неинституциализированных отношений. Они заданы специализированными, четко определенными управленческими функциями и ролевой структурой организации, регламентируются присущими данной организации нормами, а также способами деятельности.

  1.  Конфликт, связанный с распределением статусов и власти. Первое вытекает из несоответствия количества статусов высокого ранга наличным или потенциальным притязаниям членов организации.
  2.  Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных дисфункций в организации, обусловленных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. В числе объективных — ситуация социального изменения. Организация функционирует в определенных условиях — внутренних и внешних (социальная и политическая среда). Они не остаются постоянно неизменными. Возникающие изменения нарушают устоявшийся способ функционирования, происходит определенная дезорганизация системы.
  3.  Конфликт, обусловленный неадекватным разделением труда между членами организации и соответственно неадекватной ролевой структурой коллектива. Он вытекает из ошибочной стратегии и тактики подбора и расстановки кадров. О банальном варианте такого конфликта уже говорилось — это «болезнь» организации, вызванная деятельностью «второсортных» руководителей и «третьесортных» исполнителей. Непрофессионализм — непосредственное проявление и причина данного конфликта.
  4.  Конфликт, возникающий на базе нарушения формальных и неформальных норм, «правил игры». Любая норма предполагает возможность отклонения от нее в реальном поведении. Противоречие между нормой как идеальной моделью, образцом поведения и ее фактической реализацией становится конфликтом в случае отклоняющегося поведения.
  5.  Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации. Любые классификации сотрудников как база оплаты труда не могут быть идеальными и удовлетворить притязания каждого. Конфликт в этой области отношений предполагается объективно. Субъективное начало делает его реальным.
  6.  Объективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое. Конфликт между системой стимулов, направленных на повышение интеграции, и антистимулами указанного процесса — один из существенных видов в типологии конфликтов, свойственных реализации «организационного императива».

  1.  Местное самоуправление в странах Европейского Союза: особенности правого регулирования и специфика функционирования.

Первые шаги в направлении учета интересов местного самоуправления в Европе были предприняты еще более полувека назад. Многие из европейских государств переболели идеями автономизации регионов. В 70-е годы во Франции, да и в других странах некоторые политические партии активно выступали за создание региональных ассамблей (местных парламентов), даже за введение регионального гражданства. Европейцы нашли достойный выход из положения – расширение полномочий муниципальных органов власти.
Европейский союз принял единую концепцию региональной политики, в которой заложил новый принцип свой жизнедеятельности: «от Союза стран – к Союзу регионов». Идеи регионализма закреплены в своеобразном манифесте – Европейской Хартии местного самоуправления. В соответствии с Хартией территории наделены большими автономными правами в экономической, гуманитарной, социальной сфере, но при этом сохраняется их тесное взаимодействие на государственном уровне. С тех пор политика ЕС выверена и целенаправленна на развитие всех своих более 200 административно-территориальных единиц. Евросоюз все больше поощряет развитие не узконациональных программ того или иного региона, а общих, местных.

В немалой степени процветанию и социальной стабильности в странах Европы способствует деятельность еврорегионов. В эти интеграционные структуры входят два и более приграничных административно-территориальных образования разных государств. Еврорегионы углубляют различные связи между государствами, снимают напряжение в части возможных территориальных претензий, позволяют решать проблемы, связанные с положением национальных меньшинств.

На протяжении всей истории развития ЕС шел интенсивный процесс становления различных структур и институтов, способствующих объединению местных властей европейских государств.

Так, Международный союз местного самоуправления был основан в Генте (Бельгия) в 1913 г. для достижения следующих целей: способствование улучшению благосостояния граждан; повышение эффективности местного самоуправления; выработка общих стандартов в деятельности местного самоуправления и местных служб; обеспечение международного обмена опытом и информацией, а также налаживание личных контактов между главами муниципальных образований; увеличение числа рядовых граждан, вовлеченных в местное самоуправление.

Одной из организаций, оказывающих наибольшее влияние на взаимоотношения между Европейским союзом и местными властями, является Совет европейских муниципалитетов и регионов, основанный в 1951 г. группой лидеров органов местного самоуправления, считающих, что объединенную Европу можно успешно построить путем вовлечения в этот процесс только рядовых граждан через местные сообщества.

Основными задачами, решаемыми Советом европейских муниципалитетов и регионов, являются следующие:

- обеспечение и усиление охраны автономии местного самоуправления;

- развитие общеевропейского духа в местных и региональных сообществах и властях с целью укрепления европейского единства и его дальнейшего развития;

- обеспечение участия и представительства местных и региональных сообществ и властей в европейских и международных организациях.

  1.  Территориальная организация населения
  2.  Территориальные факторы и особенности расселения населения.
  3.  Особенности территориальной организации экономических регионов.
  4.  Россия в системе международного (мирового) разделения труда.
  5.  Проблемы миграции населения в Российской Федерации.
  6.  Городское и сельское население.
  7.  Влияние демографических факторов на размещение населения.

  1.  Территориальные факторы и особенности расселения населения.

Расселение населения показывает распределение жителей по отдельным частям территории страны. При этом части могут быть разного уровня или ранга. Показателями размещения являются численность населения (или доля от общей численности) и плотность населения (количество жителей на единицу площади). Если динамика населения страны в целом зависит в основном от естественного движения населения, то изменение размещения населения внутри России связано в основном с миграционными процессами. Наиболее крупными частями, на которые обычно делят территорию России, являются европейская и азиатская части (Западный и Восточный макрорегионы). При этом по площади азиатская часть (3/4 общей территории) заметно преобладает над европейской (1/4). По соотношению населения картина обратная. Подавляющее большинство населения России проживает в европейской части страны. Доля азиатской части постоянно росла, но в последнее десятилетие она снизилась. Следующий уровень частей, на которые можно разделить Российскую Федерацию,— это социально-экономические районы страны. Дифференциация между ними по численности населения довольно велика. Различие между самым многонаселенным (Центральным) и самым малонаселенным (Северным) превышает 5 раз. Центральный район резко выделяется среди остальных, концентрируя более 75 населения страны. Последний уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны,— это уровень регионов субъектов Российской Федерации. Наиболее многонаселенными из них являются город Москва (10,4 млн человек по данным переписи 2002 г.), Московская область (6,6 млн человек) и Краснодарский край (5,1 млн человек).  Более 4 млн человек насчитывает также население города Санкт-Петербурга, Свердловской и Ростовской областей, Республика Башкортостан. В сумме на эти семь (из 89) регионов России приходится более четверти населения страны. Самыми малонаселенными субъектами Российской Федерации являются автономные округа: Эвенкийский (18,0 тыс. человек), Корякский (25,0 тыс.) и Таймырский (40,0 тыс.). Менее чем по 100 тыс. жителей насчитывается также в Ненецком, Чукотском и Агинском Бурятском автономных округах.

Средняя плотность населения составляет в России всего 8,5 человек на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже среднемирового показателя. Особенно низка плотность сельского населения, которое более тесно связано с территорией, чем городское,— всего 2,3 человек на 1 км2. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км2), то в азиатской части она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2).

  1.  Особенности территориальной организации экономических регионов

Россия имела в своем составе 86 (на 01.01.2007) субъектов Федерации (регионов), включая 21 республику, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения — Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 7 автономных округов. Они весьма различались по размерам, численности населения, экономическому потенциалу. На незавершенность процесса административного устройства России указывает также наличие внутри некоторых краев и областей равноправных с ними по Конституции РФ автономных округов (кроме не входящего в другие субъекты Чукотского автономного округа). В Федеральном Собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в 1,5—2 раза. Учреждение в мае 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на выработку модели административного управления не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющейся удобной формой укрепления государственной власти в стране.

В 2003 году возникло движение за объединение регионов. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами. В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края. Население шести упразднённых автономных округов на начало 2007 года составляло 0,3 % от населения России.

  1.  Россия в системе международного (мирового) разделения труда

Главное в процессе развития международного разделения труда - это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.

Реализация преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

Для измерения международного разделения труда используются ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. 

Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.

Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность.

Внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 36,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,6 млрд. долларов США (на 36,2 %), со странами СНГ – 68,6 млрд. долларов США (снижение на 35,5 %).

В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2009 году приходилось 85,4%, на долю стран СНГ – 14,6%.

Сальдо торгового баланса в 2009 году составило 134,3 млрд. долларов США, сократившись по сравнению с 2008 годом на 66,2 млрд. долларов США.
Соотношение стоимостных объемов экспортных и импортных операций составило 64.3% и 35.7% соответственно.

Экспорт России в стоимостном выражении в 2009 году составил 301,7 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 255,0 млрд. долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долларов США (снижение на 32,8%).

Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2009 году без учета торговли России с Белоруссией имела следующую структуру:

Машины, оборудование и транспортные средства - 5.8%
Металлы и изделия из них - 11.3%
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
- 2.9%
Продукция
химической промышленности, каучук - 6.1%
Минеральные продукты -
67.4%
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) -
3.3%
Другие товары -
3.2%

В товарной структуре экспорта России в 2009 году удельный вес топливно-энергетических товаров составил 66,7%, стоимостной объем экспорта этой группы по сравнению с 2008 годом снизился на 38,2%.

  1.  Проблемы миграции населения в Российской Федерации

За последние 15 лет территорию России покинули многие представители тех этносов, которые имеют собственные государства — евреи, немцы, греки, а затем (после распада СССР) и представители народов новых независимых государств — казахи, узбеки, молдаване и др. Миграционные потоки направились в соответствующие страны (Израиль, Германию, Грецию, Казахстан и т.д.). Одновременно из новых независимых государств в Россию интенсивно начали возвращаться русские и представители других российских народов (татары, мордва и др.). Со второй половины 90-х годов началось активное переселение в Россию представителей многих коренных народов соседних государств, привлеченных возможностями трудоустройства. Больше всего в таких поездках (в основном это возвратные миграции) участвуют жители Центральной Азии, Украины, Белоруссии и государств Закавказья. Всего за современный период в Россию переехало несколько миллионов новых жителей. Поток мигрантов значительно уменьшил сокращение численности населения страны, наблюдающееся из-за высокой естественной убыли.

Огромные масштабы имели переселения сельских жителей в городские поселения. В отдельные годы они составляли более 1 млн человек. В 90-е годы в условиях социально-экономического кризиса «северные» льготы потеряли свое значение и начался массовый отток населения из северных и восточных частей страны. Бывшие регионы оттока в староосвоенных районах страны, наоборот, стали иметь значительное положительное сальдо миграций (за исключением северокавказских республик, в которых отток из-за аграрного перенаселения и сложных межнациональных отношений сохранился).

В основном в них стали возвращаться люди, уехавшие раньше в северные и восточные районы страны. В течение нескольких лет (в 1992—1994 гг.) наблюдался также отток городских жителей в сельскую местность, но затем миграционное сальдо городских поселений вновь стало положительным. Общая подвижность населения в результате социально-экономического кризиса уменьшилась.

По ориентировочным оценкам, более 20 млн занятых и учащихся в России участвуют в ежедневных маятниковых поездках. Они особенно развиты в пределах городских агломераций, где потоки маятниковых мигрантов перемещаются в основном между пригородной зоной и центральным городом. Так, в Москву из пригородной зоны столичной агломерации ежедневно на работу или учебу приезжает около 800 тыс. человек, а навстречу им примерно 100 тыс. человек выезжает из Москвы в пригородные населенные пункты.

  1.  Городское и сельское население

Расселение — распределение жителей по населенным пунктам. В процессе развития человеческого общества образовалось две формы расселения — городское и сельское, которые взаимосвязаны, но имеют значительные отличия друг от друга.

Урбанизация — глобальный социально-экономический процесс, выражающийся в концентрации человеческой деятельности на немногих территориях (городских), неуклонном повышении роли городских поселений во всех сторонах жизни общества, постепенном распространении городского образа жизни на всю совокупность населенных пунктов. При этом города (и другие городские населенные пункты) становятся преобладающей формой расселения людей на Земле, а значение сельского расселения постоянно уменьшается.

Главными отличиями городов от сельских поселений являются, во-первых, относительно более крупные размеры и, во-вторых, преобладание в основном несельскохозяйственной деятельности: торговли, ремесла, административного управления, обороны и других видов деятельности, отличных от сельского хозяйства, а затем и промышленности, сферы обслуживания, науки, профессионального образования.

Самым важным считается показатель увеличения доли городского населения в суммарном населении той или иной территории, так как он говорит об изменении соотношения городского и сельского населения в стране или ее отдельных частях. Именно по этому показателю обычно судят об уровне развития урбанизации в той или иной стране.

Города вместе со своими пригородными зонами образуют городские агломерации. Постепенно пригородные зоны начинают развиваться быстрее своих центральных городов, так как все большие масштабы набирают переезд жителей и перенос деятельности в пригороды. Данный процесс получил название субурбанизации. При нем численность и доля городского населения могут даже сокращаться, но городской образ жизни распространяется и на сельские поселения внутри агломераций.

Наиболее высокая доля городского населения среди экономических районов страны наблюдается в Северо-Западном районе — около 87%. Больше 80% доля горожан также в Центральном районе. Эти территории являются наиболее развитыми с точки зрения урбанизации. Самая низкая доля городского населения наблюдается в Северо-Кавказском районе — 55%. Связано это с двумя причинами. Во-первых, на территории района имеются наиболее благоприятные в стране условия для развития сельского хозяйства, что обусловливает высокую плотность и большую численность сельского населения. Во-вторых, национальные республики, которые составляют большинство регионов в районе, являются наиболее отстающими в развитии урбанизации.

В России выделяются две категории городских пунктов — города и поселки городского типа (ПГТ). Критерием их отделения от сельских поселений является доля занятых в сельском хозяйстве — не более 15% всех занятых в населенном пункте. Кроме того, действует критерий по численности населения. В городах должно проживать не менее 12 тыс. жителей, а в поселках городского типа — не менее 3 тыс. (в курортных поселках — не менее 2 тыс. жителей).

  1.  Влияние демографических факторов на размещение населения

17 февраля 2010. Впервые за 15 лет, по итогам года численность населения в России, по предварительному прогнозу, увеличилась и составила 141 млн 927 тыс человек, сообщил вице-премьер правительства РФ Александр Жуков на совещании в правительстве РФ по итогам реализации нацпроектов в 2009 году.  

Общей тенденцией изменения численности населения на территории России до 90-х годов являлся рост количества жителей, хотя отмечались и демографические кризисы с многомиллионными потерями населения. В противоположность этому сейчас происходит депопуляция (сокращение численности населения) и на перспективу ожидается сокращение населения страны. Как и в подавляющем большинстве стран, численность населения России изменяется в основном за счет естественного движения населения, а не за счет миграций (механического движения).

В 2009 г. численность населения сократилась в 56 субъектах Российской Федерации. Наиболее заметное сокращение сложилось в Чукотском автономном округе (на 1,9%), Псковской и Магаданской областях (на 1,1%). На 0,8% уменьшилось число жителей в Смоленской, Новгородской, Тульской и Тамбовской областях, республиках Коми и Мордовия; на 0,7% - в Кировской, Сахалинской, Мурманской, Владимирской и Тверской областях; на 0,6%-0,5% - в Ивановской, Архангельской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Курганской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Карелия. В 27 субъектах Российской Федерации в 2009 г. наблюдался рост числа жителей (в 2008 г. – в 24, 2007 г. – в 23, 2006 г. – в 14  субъектах Российской Федерации).

Изменения численности населения в 2009 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 кв. км. (в среднем по России плотность населения – 8,3 человека на 1 кв. км.). Почти также плотно заселен Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 кв.км. Самыми малонаселенными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км.

  1.  Региональная экономика и управление
  2.  Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук.
  3.  Теоретические основы региональной экономики и управления и основные парадигмы региона.
  4.  Региональная экономическая система, ее компоненты и основные взаимосвязи.
  5.  Природно-ресурсный потенциал России. Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов и неоднородность экономического пространства.
  6.  Современные направления развития теорий региональной экономики. Теории инноваций и полюсов роста.
  7.  Новые направления и задачи государственного управления региональным развитием.
  8.  Основные направления региональной политики в Российской Федерации.

  1.  Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук.

Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются:

  •  экономика отдельного региона;
  •  экономические связи между регионами;
  •  региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
  •  размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей, занятых в производстве;
  •  региональные аспекты экономической жизни (экономику производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п.);
  •  управленческие процессы в региональных социально-экономических системах;
  •  механизмы и технологии эффективного управления регионами.

Региональная экономика — это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

Место региональной экономики и управления в современной системе наук необходимо рассматривать в двух измерениях.  С одной стороны, региональная экономика входит в систему экономических наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика и управление принадлежит науке, изучающей управленческие процессы в региональных социально-экономических системах. В центре ее внимания и изучение механизмов и технологий эффективного управления регионами. 

  1.  Теоретические основы региональной экономики и управления и основные парадигмы региона

По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время «рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран.

В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита "торговой марки" местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от "центра") является одним из главных направлений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.

  1.  Региональная экономическая система, ее компоненты и основные взаимосвязи

Регион — целостная экономическая система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

  •  высокая размерность;
  •  большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
  •  многоконтурность управления;
  •  иерархичность структуры;
  •  значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
  •  неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью  нескольких основных подсистем, к которым в первую очередь отнесем:

  •  региональное и муниципальное управление;
  •  производство товаров и услуг;
  •  человеческие ресурсы (население);
  •  инфраструктуру;
  •  географию, природные ресурсы и экологию и др.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

  1.  Природно-ресурсный потенциал России. Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов и неоднородность экономического пространства

Потенциал — это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в региональной экономике и могут быть задействованы при необходимости в управлении и производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и развитие региональной экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала региональной экономики.

Природно-ресурсный потенциал России — это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

Природно-ресурсный потенциал России состоит из таких видов экономических ресурсов, как

  •  сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
  •  непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
  •  промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов. Очевидны преимущества регионов либо богатых природными ресурсами, либо специализирующихся на первых переделах добывающих отраслей. Это действующие или перспективные регионы нефте-газодобычи (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Татария, Самарская и Оренбургская области. Астраханская область, Приангарье); центры цветной металлургии (Норильск, Красноярск, Братск, Свердловск, Челябинск, Якутия, Архангельская и Мурманская области) и черной металлургии (Урал, Кузбасс, Белгородская, Вологодская, Липецкая области).

В отдельных регионах и городах находится на высоком уровне наука и промышленность (крупнейшие и крупные города Центра, Северо-Запада, Поволжья, Урала, а также закрытые города, ранее специализированные на производстве наукоемкой продукции оборонного назначения).

Наиболее острая ситуация в экономической сфере, как известно, характерна не только для традиционно отсталых республиках Северного Кавказа и юга Сибири, но и ряда старопромышленных регионов Центра, Северо-запада, Поволжья и Урала.

Неоднородность экономического пространства. Суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. км2), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. км2), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. км2).

На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны; 2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.

Неоднородность экономического пространств характеризуется в первую очередь  диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе.

  1.  Современные направления развития теорий региональной экономики. Теории инноваций и полюсов роста

Современные направления развития теорий региональной экономики. Во-первых, это формирование "новой экономической географии" П.Кругмана. В рамках данного направления дальнейшее развитие получили теория эндогенного роста и исследования М.Портера, посвященные кластерам экономического развития. Эти теории, оперируя категориями пространственной экономики, подводят к выводу, согласно которому экономическая активность, инновации имеют тенденцию к концентрации в пространстве, что способствует созданию условий для устойчивого экономического роста в регионах. Одним из основных факторов при этом является человеческий капитал.

Во-вторых, важным является изучение локальных социальных, культурных и институциональных отношений как особых сетей. Доказывается, что такие сетевые взаимодействия, в том числе между отдельными индивидуумами и фирмами, и способствуют, и препятствуют успешному внедрению инноваций. В анализ экономического роста вовлекаются все новые инструменты социологии, формализация которых порой невозможна.

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  •  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  •  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  •  целью государственной политики должно быть развитие агентов региональной экономики;
  •  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Теории инноваций. Выдвинул теорию диффузии инноваций Т. Хегерстранд (его основополагающий труд "Диффузия инноваций как пространственный процесс" вышел в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузия, накопление, насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории больших циклов ("длинных волн") великого русского экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регионального жизненного цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты; поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города.

Активное производство может быть размещено в периферийных регионах. Но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение производства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприятных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например, в виде создания образовательных и научных центров (технополисы, наукограды и т.п.).

Теории полюсов роста. В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий и формированию полюсов экономического роста.

Ж. Будвиль показал, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса. По определению Будвиля, региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Таким образом, полюс роста можно трактовать как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств.

  1.  Новые направления и задачи государственного управления региональным развитием

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  •  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  •  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  •  целью государственной политики должно быть развитие региональных экономических агентов;
  •  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Эти подходы приводят к четырем возможным вариантам политики государства.

Первый состоит в поддержке и развитии индустриальных кластеров. Программы поддержки малых предприятий, привлечения инвестиций должны быть встроены в программы развития кластеров для более эффективного использования бюджетных средств. Примером подобной политики является содействие созданию "инкубаторов", где в тепличных условиях проводят обучение предпринимателей. Им также предоставляют все необходимые для начала своего дела услуги - финансовые, консалтинговые, маркетинговые и т.п. В дальнейшем, если фирмы работают в одной или смежных областях, возможно развитие кластеров или ассоциаций как составляющих кластера. В итоге расширяется обмен информацией между фирмами, входящими в общую сеть, интенсифицируется процесс нововведений, повышается конкурентоспособность.

Второй вариант связан с гипотезой "обучающихся" организаций и регионов, реализация которой предполагает усвоение опыта более успешно работающих территориальных образований (имеющих более высокий уровень образования рабочей силы, успешно функционирующие научно-исследовательские организации, налаженные связи между университетами и промышленностью, активно действующие информационные центры, и т.д.). Важная роль при этом отводится ассоциациям, упрощающим обмен, способным развивать новую управленческую и организационную культуру.

Третий вариант предусматривает реализацию тенденции к децентрализации власти, характерную для европейского регионального развития последние два десятилетия и предполагающую принятие многих решений именно на региональном и местном уровне.

Естественно, низкий уровень активности населения в политических процессах, незнание всех доступных возможностей участия в управлении экономикой являются серьезным препятствием для воплощения идей децентрализации. Соответственно, одной из стратегических задач становится развитие общественного сознания или, по терминологии Путнама, "социального капитала".

Четвертый вариант предполагает разработку и реализацию программ, нацеленных на развитие рынка труда, системы повышения квалификации, на предоставление всевозможных услуг, помощи, кредитов средним и мелким компаниям, на выведение из "тени" компаний, функционирующих нелегально.

  1.  Основные направления региональной политики в Российской Федерации

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

  •  стимулирование экономического развития путем создания новых центров  экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
  •  координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
  •  сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48063. Методичні вказівки. Програмування 1023 KB
  Містить методичні рекомендації щодо основних етапів виконання курсової роботи її структури та складу.050102 Комп’ютерна інженерія передбачено вивчення на першому курсі дисципліни Програмування та виконання курсової роботи з цього предмету. Курсова робота призначена для придбання практичних навичок розробки алгоритмів та програм на мові Сі для розв’язання найбільш важливих та поширених задач програмування необхідних для кожного програміста Метою курсової роботи є закріплення та поглиблення знань отриманих студентами на лекційних...
48064. Мікроекономіка. Конспект лекцій 1.71 MB
  Крива ринкового попиту Цінова еластичність попиту. Еластичність попиту за доходом. Перехресна еластичність попиту.
48066. Місцеве самоврядування 1.76 MB
  Право місцевого самоврядування – комплексна галузь права. Право місцевого самоврядування як наука і навчальна дисципліна. Поняття муніципального права України Муніципальне право України галузь права України норми якої виражають волю й інтереси її народу держави та територіальних громад і регулюють суспільні відносини у сфері місцевого самоврядування.
48067. Міжнародна економіка. Опорний конспект лекцій 265.5 KB
  Міжнародне регулювання і нагляд Економічні Фінансові Міжнародні організації Форми МЕВ Міжнародна торгівля Міжнародний рух чинників виробництва Міжнародна торгівля фінансовими інструментами Товарами Послугами Капітал Робоча сила Технології Валютою Цінними паперами Кредитами Розрахунки Державне регулювання Регулювання зовнішньої торгівлі Регулювання руху чинників виробництва Валютне та банківське Регулювання Мікроекономічна політика Макроекономічна політика Базові поняття...
48068. Конспект лекцій. Міжнародна інвестиційна діяльність 938.5 KB
  Міжнародна інвестиційна діяльність: конспект лекцій для студентів напряму Конспект лекцій з дисципліни Міжнародна інвестиційна діяльність призначено для студентів напряму Дисципліна є варіативною для студентів зазначеного фаху і передбачає вивчення сутності та ролі міжнародних інвестицій в сучасному міжнародному бізнесі набуття вмінь аналізу міжнародної інвестиційної діяльності в Україні.
48070. Математическая логикаи теория алгоритмов. Курс лекций 125.5 KB
  Формула логики высказываний: пропозициональные буквы переменные: B C простые высказывания пропозициональные связки логические связки скобки = пропозициональная формула ПФ формула proposition – заявление утверждение; от лат. Формула F называется выполнимой если F истинна в некоторой интерпретации: существует k такое что FIk = И. Формула F называется общезначимой или тавтологией если F истинна во всех возможных интерпретациях: для всех возможных k: FIk = И. Формула F называется противоречием если F ложна во всех...
48071. Формальные теории математической логики 172 KB
  Формальные теории. Задано А альфа множество символов теории алфавит Т. Задано В Ф бета множество аксиом теории. Собственные нелогические аксиомы определяют специфику конкретной теории.