35183

Правовые информационные системы. ПИС

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

В чем состоит официальное опубликование документа Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях признанных официальными действующим законодательством. Как получить доступ к правовым документам регионов России Для профессиональной деятельности наряду с федеральным законодательством необходимы и акты субъектов Федерации. Это существенно более простые по сравнению с профессиональными системами продукты позволяющие пользователям Интернет при необходимости ознакомиться с...

Русский

2013-09-09

174 KB

48 чел.

PAGE  11

1.Какие документы можно отнести к нормативным правовым актам? Нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

2. Какие документы можно отнести к неофициальной правовой информации? Неофициальная правовая информация не влечет за собой правовых последствий. Это материалы подготовки нормативных правовых актов; материалы систематизации законодательства, данные статистики по правовым вопросам, образцы деловых документов; комментарии законодательства; научные и учебно – методические труды по вопросам законодательства.

3. Какие документы можно отнести к информации индивидуально – правового характера? Информация индивидуально – правового характера направлена на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Такая информация исходит от организаций или отдельных граждан в виде договоров, заявлений и т.п.

4. Какие уровни НПА существуют? Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права. Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак. Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

Законы; Подзаконные акты.

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: 1) Конституция Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. 3) Федеральные законы Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено. 4) Законы субъектов федерации Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации. Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону. Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

указы Президента;

постановления Правительства;

акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках);

постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

акты органов местного самоуправления;

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

5.Какие нормативные правовые акты подлежат регистрации в министерстве юстиции? В соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», принятыми Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 №1009 юридической экспертизе и государственной регистрации Минюстом РФ «подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия».

6. В чем состоит официальное опубликование документа? Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются “Российская газета” и “Собрание законодательства Российской Федерации” (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).В соответствии со ст. 4 Федерального закона “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.94 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска “Собрания законодательства Российской Федерации” не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты “Российской газеты” и “Собрания законодательства Российской Федерации” и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 № 963 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”) официальным опубликованием считалось опубликование в “Российских вестях” и “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти” издательства “Юридическая литература” (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 № 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” вместо газеты “Российские вести”, как было ранее.Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является “Вестник Банка России” (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 № 394-1). Для НПА ФКЦБ — “Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг” (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 № 1263).

7. Кто распространяет официальные документы в машиночитаемой форме? Согласно Указу Президента РФ от 23.05.96 №763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» обязанность распространения в машиночитаемом виде официальных текстов актов Президента РФ и актов Правительства Российской Федерации, возложена на Научно-технический центр правовой информации «Система».

8. Что такое базы и банки данных? База данных – совокупность взаимосвязанных наборов данных, организованная по определенным правилам. Для организации и хранения данных используются компьютерные технологии. Банк данных – информационная система, предоставляющая пользователю услуги по хранению и доступу к данным. Банк данных включает в себя комплекс аппаратных, программных, методических, организационно - технологических средств, а также информационные базы данных и специально обученный персонал.

9. Как используется тезаурус для поиска информации? Тезаурус есть совокупность словарей нормативной лексики, термины которых связаны сетевой структурой. Это значит, что, помимо родовидовых отношений, в тезаурусе используются ассоциативные связи, которые могут обозначаться по-разному: или “связан с термином”, или, более сложно, “термин A связан с термином B”. В тезаурусе существует два типа связей:

“выше/ниже”, что очень сходно со связью “обобщающий /специальный”, и

множество других разнообразных связей (например, классификационных).

По существу, вышеназванные тезаурусные связи типа “выше/ниже” не отличаются от связей в словарях-классификаторах. Однако тезаурус имеет и такой тип связей, который, хотя и может быть назван иерархическим, не является типично иерархическим. Подобная связь может вообще не иметь никакого другого эксплицитного значения, кроме того, что существует некая связь между двумя терминами. Дополнительная информация о тезаурусах: все контролируемые словари, классификаторы, тезаурусы, онтологии и метамодели имеют следующие общие особенности:

они являются средствами, помогающими структурировать, классифицировать, моделировать понятия и связи, относящиеся к предметной области, представляющей интерес для определенной группы лиц

они предназначены для выработки и употребления единой терминологии для определенной группы лиц

они представляют собой такой набор терминов, который коллектив согласен использовать для конкретных понятий и связей между этими понятиями

значения терминов являются (в какой-то степени) специальными

словарные термины могут представлять собой не совсем ясные и неточно определенные понятия, которые по-разному используются как индивидуально, так и коллективно.

Для эффективного использования поисковых серверов, прежде всего необходим список ключевых слов, организованный с учетом семантических отношений между ними, то есть тезаурус.

10. Как оценить полноту банка СПС? Оценивать полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом можно двумя способами.

Первый способ. Оценка возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Для этого достаточно запросить список договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие представительного пакета таких договоров является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. Так, например, компания «Консультант Плюс» на 1 января 1999 г. имела более 60 договоров с федеральными органами власти и управления, а также более 500 договоров с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Это реальная гарантия того, что все документы, содержащие открытую информацию, будут доступны пользователю и введены в СПС с копии подлинника.

Второй способ. Формальная оценка общего числа документов различных типов во всех базах разработчика. Практически у любого разработчика СПС существует вариант бесплатной установки полных каталогов на компьютер пользователя. Под каталогом в этом случае понимают специальную демонстрационную версию СПС, содержащую все названия документов без текстов. Однако при таком способе оценки полноты информационных ресурсов необходимо иметь в виду, что формально большое количество документов в СПС не гарантирует аутентичности этих документов. Это связано с тем, что разработчики далеко не всех СПС получают документы из первоисточника, так как не имеют представительного пакета договоров об информационном обмене. Как следствие, разработчики таких СПС не могут вводить документы с копии подлинника, а значит, не могут обеспечить аутентичность документов.

Таким образом, наиболее предпочтительным способом оценки полноты информационных ресурсов компании-разработчика является первый способ, так как он позволяет одновременно оценить не только полноту, но и достоверность информационных ресурсов.

11. Какими конкретными СПС можно воспользоваться для поиска правовой информации в сфере экономической деятельности и управления предприятиями?

  •  «Референт – II» (фирма «Референт»)
  •  «Консультант Финансист» (фирма «КонсультантПлюс»)
  •  «Консультант Бухгалтер» (фирма «КонсультантПлюс»)
  •  «ГАРАНТ – Менеджер» (фирма «Гарант»)
  •  «ГАРАНТ – Директор» (фирма «Гарант»)
  •  «ГАРАНТ – Максимум» (фирма «Гарант»).

12. Как получить доступ к правовым документам регионов России? Для профессиональной деятельности, наряду с федеральным законодательством, необходимы и акты субъектов Федерации. Согласно Конституции российские регионы получили право на законодательную деятельность. Своими актами субъекты Федерации устанавливают ставки региональных и местных налогов и сборов, регулируют вопросы собственности, приватизации, развития социальной сферы и многие другие. Такие документы представляют большую ценность не только для предприятий и организаций, работающих на территории этого субъекта РФ, но и для тех, которые ведут деятельность в трех, пяти, пятидесяти регионах или по всей стране. Получение правовых актов всех субъектов РФ - еще более сложная задача, нежели сбор правовых актов федерального уровня. Во-первых, потому, что источниками такой информации сегодня являются тысячи структур, расположенных в 89 регионах страны. Во-вторых, потому, что каждый регион по-своему уникален, имеет свою, только ему присущую законотворческую и правовую специфику. По этим причинам собирать региональные правовые акты "в центре" было неэффективно. Для решения этой задачи компания "Консультант Плюс" реализовала долгосрочную программу, в которой создание региональных правовых баз данных она доверила своим партнерам - информационным центрам Сети КонсультантПлюс. Компания "Консультант Плюс" передала им специальное программное обеспечение и технологию, а также методику ведения баз данных. Кроме того, необходимо было организовать обучение и подготовку специалистов, которые бы вели базы данных, наладить в каждом регионе взаимодействие с органами власти и обеспечить соответствие всех баз единым, очень жестким стандартам. Разрешение на выпуск системы по законодательству каждого региона давалось лишь в том случае, если продукт отвечал всем критериям качества. Единая технология разработки и единые стандарты ведения баз данных позволили создать сводную систему по законодательству субъектов Федерации. Сегодня она является крупнейшим электронным информационным ресурсом по региональному законодательству и активно используется органами государственной власти и управления, коммерческими структурами, имеющими интересы во многих регионах страны. За короткий по историческим меркам срок - восемь лет - были созданы базы данных правовых актов 79 субъектов РФ.

Свободный доступ граждан к правовой информации Создание справочных правовых систем по федеральному и региональному законодательству позволило обеспечить профессионалов инструментом для работы с правовой информацией. Но, кроме того, это создало основу для решения другой важной задачи - предоставления доступа к правовому массиву широкому кругу граждан. Для этого Сеть Консультант Плюс ведет ряд некоммерческих проектов. Одним из важнейших является создание специальных банков данных для свободного доступа к законодательству в Интернет. Интернет сейчас является одним из самых открытых и доступных средств получения информации. Поэтому компания "Консультант Плюс" создала специальные банки данных правовых актов и открыла к ним свободный доступ на своем сайте. Крупнейшие из них - обновляемые базы графических образов документов, получаемые путем сканирования исходных текстов. Это существенно более простые, по сравнению с профессиональными системами, продукты, позволяющие пользователям Интернет при необходимости ознакомиться с интересующими их документами, получить их тексты. Для "Консультант Плюс" цель этих некоммерческих проектов - содействие пропаганде права, правовому просвещению и правовому образованию. Ведь если граждане все больше и больше будут привыкать к решению вопросов правовым путем, то неизбежно увеличится и интерес к коммерческим, профессиональным услугам в этой области. Так что и здесь, как мы видим, интересы общества также совпадают с интересами разработчиков справочных правовых систем. В результате совместной работы федеральных и региональных государственных органов и независимых распространителей правовой информации были достигнуты впечатляющие результаты. Причем, это не потребовало от государства сколько-нибудь значимых материальных затрат, ведь основную роль сыграло понимание важности проблемы и стремление к сотрудничеству. В результате были созданы базы данных по федеральному и региональному законодательству, международному праву, судебной практике. Эти системы работают на самых разных предприятиях, в государственных учреждениях, вузах, библиотеках, используются в законотворческой и хозяйственной деятельности, служат целям правового просвещения и правового образования. Можно сказать, что в выигрыше остались все. Государственные органы провели правовую информатизацию без бюджетных затрат - по договорам об информационном обмене сейчас в федеральных и региональных органах власти и управления обслуживается более 25 000 систем КонсультантПлюс. Разработчики справочных правовых систем смогли обеспечить своих пользователей надежной и достоверной информацией, специалисты получили необходимый им инструмент, а все граждане - возможность доступа к массиву российского права.

Правовые акты субъектов Российской Федерации, как правило, помещаются в отдельных БПИ. Наибольшее число региональных БПИ поставляют КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c) и ЦКР (2.2.d). Подробности можно уточнить у самих производителей или их партнеров. Приводим данные о наличии и уровне наполнения БПИ по законодательству отдельных субъектов Российской Федерации - Адыгея республика: КонсультантПлюс (2.2.e); Алтай республика: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Алтайский край: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Амурская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Архангельская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Астраханская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Башкортостан республика: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Белгородская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Брянская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Бурятия республика: КонсультантПлюс (2.2.e); Владимирская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Волгоградская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Вологодская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Воронежская область: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Дагестан республика: КонсультантПлюс (2.2.e); Ивановская область: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Иркутская область: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Кабардино-Балкарская республика: КонсультантПлюс (2.2.e); Калининградская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Калужская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Карелия республика: ЦКР (2.2.d), КонсультантПлюс (2.2.e); Кемеровская область: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Кировская область: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Коми республика: КонсультантПлюс (2.2.e); Костромская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Краснодарский край: КонсультантПлюс (2.2.e), ЦКР (2.2.d), Гарант-Сервис (2.2.c); Красноярский край: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Курганская область: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Курская область: КонсультантПлюс (2.2.e); Ленинградская область: ЦКР (2.2.d), КонсультантПлюс (2.2.e); Липецкая область: КонсультантПлюс (2.2.e); Марий Эл республика: КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Мордовия республика: Гарант-Сервис (2.2.c), КонсультантПлюс (2.2.e); Москва: ЦКР (2.2.d), КонсультантПлюс (2.2.e), Гарант-Сервис (2.2.c); Московская область: КонсультантПлюс (2.2.e), ЦКР (2.2.d), Гарант-Сервис (2.2.c) и др. Правовые акты органов местного самоуправления редко поставляются в отдельных БПИ и, как правило, присутствуют в базах данных по законодательству соответствующего субъекта Российской федерации. Лучше всего представлены правовые акты муниципалитетов - столиц субъектов РФ.

13. Что такое новая редакция документа? Изменение НПА правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой   редакции соответствующих частей (разделов, статей) изменяемого документа . Многочисленные изменения одного документа без создания его редакции приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом . Выход из создавшегося положения эксперты компании - разработчика СПС видят в создании своих, не утвержденных правотворческим органом, редакций нормативных правовых актов. Изменения в документ могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные: • замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом; • отмена отдельных частей текста документа; • дополнение документа   новыми частями. Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений. Новая   редакция   документа - это текст документа с внесенными в него изменениями.

14. В чём состоит юридическая обработка информации, содержащейся в справочно – правовой системе? СПС содержит не только тексты документов, но и дополнительную информацию. Это могут быть комментарии, ссылки на источники опубликования, ретроспектива редакций документов, ссылки на связанные документы, ключевые слова для поиска. Наличие этих возможностей выводит пользователя на принципиально другой уровень организации работы с документом по сравнению с тем, что представляет собой работа с документом в виде печатного издания.

15. Можно ли обнаружть в СПС не вступившие в силу нормативно – правовые акты? Правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, неофициальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера. В СПС включаются только правовые акты, относящиеся к первым двум типам, поскольку акты, относящиеся к последнему типу, имеют сугубо частное значение и касаются только участвующих в урегулированном этими актами правоотношении субъектов. Обычно официальные и неофициальные правовые акты включаются в разные базы, поскольку они рассчитаны на разных пользователей, а также различаются по юридической силе актов и по источникам. Для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.

Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

• материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

• материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

• материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

• образцы деловых бумаг;

• комментарии законодательства;

• научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

16. Что такое полнота СПС? Полноту той или иной информационной базы следует оценивать прежде всего с точки зрения задач, решаемых разработчиком, и целей стоящих перед ним. Вместе с тем полнота информационного банка СПС — понятие относительное. (Далее под информационным банком СПС будем понимать множество всех документов, входящих в эту сие тему.) Например, полнота ИБ системы нормативных правовых актов РФ будет измеряться отношением числа включенных в нее нормативных актов к числу реально существующих нормативных актов на момент создания базы, и тематическая подборка нормативных актов может превратиться из полной в неполную за считанные месяцы или даже недели вследствие изменения законодательства. Важно отметить, что достаточно часто потребителей интересует не только полнота отдельных баз, но и информационные ресурсы компании — разработчика СПС в целом. Дело в том, что если пользователь приобретает только одну или несколько баз, предлагаемых тем или иным разработчиком, иногда ему могут потребоваться документы самой разной направленности, не вошедшие в купленный им комплект. Также многие специалисты хотят быть уверенными в том, что по мере развития их компании и расширения круга интересов они смогут получить у компании — разработчика СПС всю необходимую дополнительную информацию.

17. Что такое точность СПС? Достоверность правовой информации в СПС — это ее соответствие тексту оригинала. Для официальной правовой информации оригиналом будет официальный экземпляр правового акта или его официальная публикация, для неофициальной — любое зарегистрированное печатное издание. Качество текстов документов в СПС, их аутентичность не менее важны для потребителей, чем полнота ИБ. К сожалению, по объективным причинам невозможно полностью исключить опечатки и технические ошибки. В любом издании, включая официальные, они иногда встречаются. Поэтому компании — разработчики СПС должны осуществлять многократную сверку текстов с оригиналами, что практически исключает вероятность появления опечаток и ошибок. Так, компания «Консультант Плюс» работает только с достоверными официальными текстами правовых актов, то есть с бумажными текстами — копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями. Это связано, в частности, с тем, что практика использования электронных текстов правовых актов в качестве официальных источников пока отсутствует. Кроме того, если проанализировать опыт работы большинства ведомств, то, к сожалению, нетрудно убедиться, что практически нигде в органах государственной власти и управления нет стройной системы сбора файлов, с которых печатаются тексты документов. Иногда правки в документ вносятся чуть ли не в момент подписания, файл с окончательным вариантом документа может потеряться и т.п. В силу этих и некоторых других организационных причин наладить «рассылку» файлов с текстами документов подобно тому, как функционирует «рассылка» их бумажных копий, органам власти на практике пока не удается. Официальная публикация нормативного акта также может отличаться от первоначально подписанной версии, поскольку технические правки и корректура идут вплоть до момента публикации. Поэтому даже если получать файлы из самого надежного источника, то все равно их необходимо сверять с окончательными официальными текстами. Процедура такой проверки требует большой и кропотливой работы. Необходимо отметить, что «кадровый голод», присущий некоторым органам власти, негативно сказывается на качестве подготавливаемых ими документов. Зачастую именно авторы документов допускают ошибки и опечатки. Однако вносить какие-либо исправления в официальные тексты документов компании — разработчики СПС не вправе. Встречая эти ошибки, пользователь СПС зачастую считает их результатом плохой работы компании-разработчика, а не ведомства. Поэтому компании вынуждены снабжать выявленные ошибки примечаниями, разъяснять их суть пользователям.

18. Универсальные и специализированные базы данных? Правовые базы данных нормативных правовых актов могут быть универсальными, так и специализированными. Универсальные базы данных содержат нормативные документы по всему законодательству. Специализированные рассчитаны на отдельные отрасли законодательства, например, таможенное законодательство и трудовое законодательство.

19. Какие СПС имеются на рынке?

  •  «Консультант-Плюс»
  •  «Гарант»
  •  АРМ –«Юрист»
  •  «Кодекс»
  •  «Референт»
  •  «Юридический мир»
  •  «Ваше право»
  •  «Юрисконсульт»
  •  «законодательство России»
  •  «1С: Эталон»

20. Каков состав базы документов «Консультант Плюс: Версия Проф»? Универсальный правовой информационный банк, полностью включающий документы ИБ "Российское законодательство", а также:

  •  все нормативные акты РФ, не вошедшие в ИБ "Российское законодательство", регулирующие все виды хозяйственной деятельности (в том числе банковскую, внешнеэкономическую, рынок ценных бумаг);
  •  акты официального разъяснения действующих норм, регулирующих отдельные сферы деятельности;
  •  иные правовые акты общего характера, а также акты отраслевого значения;
  •  законы СССР и другие нормативные акты советского периода, представляющие интерес в настоящее время.

21. Каков состав базы документов «Консультант Плюс: Москва Проф»? ИБ "Москва Проф" включает все документы ИБ "Московский выпуск" (включающий нормативные правовые акты органов власти г. Москвы, документы разъяснительного характера, справочно-информационные материалы), а также: нормативные правовые акты органов власти г. Москвы, документы разъяснительного характера, не вошедшие в ИБ "Московский выпуск", правоприменительные акты, проекты законов г. Москвы.

22. По какому принципу заполняются поля в Форме для поиска? "Вид документа", "Принявший орган", "Номер". Принцип заполнения этих полей одинаков. При обращении к любому из вышеозначенных полей реквитов на экран выдается окно, содержащее Словарь с перечнем всех возможных значений данного реквизита. Для ввода данных нужно пометить в этом перечне искомое значение реквизита и задействовать кнопку Выбрать.

23. Какие реквизиты документа однозначно его идентифицируют? Для официальных правовых документов обязательными реквизитами, по которым их можно однозначно идентифицировать, являются следующие:

  •  Наименование (вид) документа;
  •  Название;
  •  Принявший орган;
  •  Дата принятия;
  •  Регистрационный номер;
  •  Дата регистрации в Минюсте РФ.

24. Как устроен тематический рубрикатор? Словарь поля Тематика представляет собой тематический рубрикатор иерархической структуры. Этот рубрикатор создан специалистами фирмы-разработчика в соответствии с Общеправовыми классификатором отраслей. Рубрики имеют 4 уровня вложеннос. Для раскрытия рубрики используется клавиша Пробел или щелчек мышью. Повторное использование этих приемов приводит к закрытию рубрики. Все операции для работы с рубрикатором сосредаточены в контекстном меню.

25. В каких случаях заполняется поле «Папки документов»?

27. Что представляют собой ключевые слова? Специалисты фирмы-разработчика создали обширный словарь слов и словосочетаний, представляющих собой общеизвестные и наиболее часто употребимые юридические понятия. Набор ключевых понятий может служить ориентиром в тех случаях, когда нет дополнительной информации о документах. Однако подборка ключевых слов носит субъективный характер, поиск по этому полю не может гарантировать полноты полученного списка, поэтому желательно дополнить этот вид поиска другими, и отражает подходы к формированию.

28. В каких случаях прибегают к указанию слов, входящих в текст документа? К этому виду поиска прибегают в тех случаях, когда неизвестны точные реквизиты документов. Это вид поиска используют в дополнение к поиску по полю Тематика и по полю Ключевые слова. Нередко поиск по словам, входящим в текст документа, используют в качестве уточняющего поиска в списке.

29. По какому принципу составляют запрос с использованием слов, входящих в текст документа? Запрос на слова, входящие в текст документа, готовится с применением логических условий. Нередко требуется составить несколько вариантов поискового запроса, использовать в них синонимы. В целом составление подобных запросов требует определенного навыка.

30. Что представляет собой статус документа? Это дополнительные характеристики документа. Поле Поиск по статусу заполняют в тех случаях, когда хотят видеть наиболее узкий список документов. В словаре поля Поиск по статусу содержатся следующие позиции:

  •  Все акты, кроме недействующих редакций и утративших силу;
  •  Недействующая редакция;
  •  Утратил силу;

При выборе указанных позиций можно пользоваться полем Условие, выбрав в нем один из двух вариантов : ИЛИ, КРОМЕ.

31.Каким образом оценить величину списка документов, полученного в результате поиска? В нижней части окна указана следующая информация: общее количество документов в списке, номер текущего документа в списке, количество и объем выделенных документов.

32. Как отличить в списке действующие документы от тех, которые утратили силу? Результатом поиска документов является список. В окне списка представлены названия найденных документов, снабженные пиктограммами, по которым можно судить о статусе документа. В окне списка документы снабжаются признаком: «Утратил силу», «Недействующая редакция», «Без текста», «Заказан (по договору)».

33. Чем различаются внешние и внутренние папки?

34. Как получить информацию об источнике опубликования документа? По ярлычку Справка на экран выдается специальная справочная информация, которая сопровождается каждый документ в СПС «Консультант-Плюс». Справочная информация содержит следующие поля:

  •  Источник публикации;
  •  Примечание к документу;
  •  Прямые ссылки;
  •  Обратные ссылки;
  •  Название документа.

35. Как обратиться к имеющимся редакциям документа? Внизу текстового окна имеются ярлычки для переключения в справку к документу, в оглавлении документа, к списку документов-корреспондентов и респондентов, редакции документов. Ярлычок Редакции документа позволяет получить доступ к имеющимся в системе редакциям документа.

36. Как осуществляется переход в тексте по гиперссылке и возвращение в исходный документ? Внутри текста документа встречаются слова, выделенные синим шрифтом. Это – гиперссылки, позволяющие осуществить переход в тот документ, который упоминается в выделенном слове.

37. Что представляют собой списки документов-корреспондентов и документов- респондентов? Ярлычок Корреспонденты присутствует в системе для тех документов, для которых имеются обратные ссылки, то есть документы-корреспонденты это те, в которых есть упоминание о просматриваемом документе. Ярлычок Респонденты присутствует для тех документов, для которых выявлены прямые ссылки, то есть имеются упоминания о них в просматриваемом тексте.

38. Как быстро найти нужный раздел длинного структурированного документа?

39. Как осуществить поиск нужного места документа в длинном тексте?

Для этой цели служит операция Поиск контекстного меню, которая доступна пользователю из текстового окна. После вызова этой операции на экране возникает окно Найти с полем для ввода текста. При выборе строки для ввода следует руководствоваться следующими подходами:

  •  Если необходимо найти конкретный термин, то лучше вводить неизменяемую основу слова, чтобы отследить вхождение этого слова в текст во всех грамматических формах;
  •  Строчные и прописные не различаются;
  •  Если необходимо найти фрагмент текста, в котором освещается заданный вопрос, то лучше задать одно, наиболее характерное слово, наиболее специфическое, наиболее узкое по содержанию;
  •  Избегать ввода общеупотребительных, распространенных слов (документ, закон, предусматривается), так как эти слова могут встретиться в любом абзаце, поиск будет неэффективным;
  •  Вводить в строку подряд несколько слов можно только в том случае, если они составляют устойчивое выражение;
  •  Избегать строк из большого количества слов;
  •  Вводить текст внимательно, без орфографических ошибок.

40. Как воспользоваться возможностями редактора MS WORD для дальнейшего оформления найденных юридических текстов? Поскольку текстовые документы редактируют чаще всего в MS WORD, то в системе предусмотрена операция копировать в MS WORD, которая осуществляется через кнопку с логотипом MS WORD, расположенную на панели инструментов. При этом происходит вызов MS WORD, на экране пользователя возникает рабочее окно MS WORD с открытым документом, содержащим скопированный фрагмент текста. Если фрагмент текста не был выделен, а кнопка, вызывающая операцию копировать в MS WORD была задействована, то произойдет копирование всего текста документа в MS WORD 

41. Как обратиться к области документа, помеченной закладкой? Если через некоторое время возникает необходимость обратиться к помеченной области документа, то для этого необходимо обратиться к карточке реквизитов и задействовать вкладку Закладки. На экране возникнет окно. Отмечая в перечне закладок одну из позиций, в поле Название документа увидим полное название и точные реквизиты документа, в котором эта закладка проставлена. При помощи двойного щелчка мышью или применив кнопку Закладка, можно попасть в то место документа, где проставлена закладка.

42. Как обратиться к прежним запросам? Для обращения к прежним запросам служит вкладка История на Карточки реквизитов. В системе сохраняется 100 вариантов результативно осуществившихся запросов, с которыми возможна дальнейшая работа.

43. Как сделать уточнение ранее совершенных запросов?При необходимости при помощи кнопки Уточнить можно обратиться к карточке реквизитов с указанными условиями и внести в них изменения, задействовав Папка, пользователь получит на экране список документов. Кнопка Именовать позволяет дать имя запросу. При помощи кнопки Удалить можно сделать очистку Истории.

44. Как настроить печать найденного документа? Любой из найденных в "КонсультантПлюс" документов можно вывести на печать.Предварительно следует обратиться к главному меню системы, пункты Сервис, далее Настройки, далее - вкладка Печать. Это позволит осуществить настройку режимов печати, назначив поля для печати, шрифты и прочие параметры. Настройку параметров страницы производят через главное меню, пункт Макет страницы. Здесь же осуществляется выбор режимов работы принтера, задействуя кнопки Принтер, далее Свойства. Предварительный просмотр выводимого на печать документа можно осуществить через главное меню, пункт Просмотр печати.

45. Каков состав базы документов «Консультант Финансист: Вопросы и ответы»? Содержит консультации в форме "вопрос-ответ" по бухгалтерскому учету и налогообложению, кадровым вопросам, применению ККТ, государственной регистрации для организаций, ведущих учет по общему плану счетов, и индивидуальных предпринимателей. Источник информации: официальные письма Минфина РФ, ФНС РФ и других ведомств, подготовленные в ответ на запросы налогоплательщиков; консультации специалистов профильных ведомств, независимых экспертов.

46. В чем состоят особенности тематического рубрикатора базы "Консультант Финансист: Вопросы и ответы"? Поскольку система предназначена для сотрудников бухгалтерских и финансовых служб предприятий, аудиторов и налоговых инспекторов, за основу рубрикатора взят хорошо знакомый этой группе специалистов план счетов бухгалтерского учета.Кроме того, рубрикатор содержит разделы по сферам деятельности ("Налогооблажение организаций и физических лиц", "Банки и банковские услуги", "Ценные бумаги" и др.)

47. Каковы особенности названий документов, входящих в базу "Консультант Финансист: Вопросы и ответы"? Поскольку основное наполнение базы составляют документы в форме "Вопрос - ответ", то все материалы, входящие в систему имеют название в виде вопроса, рассмотрению которого посвящен документ.

48. Какие документы консультативного характера считаются официальными? Нормативный характер носит лишь та часть материалов, которая была выпущена в качестве официальных разъяснений государственных органов власти и управления и прошла официальную регистрацию в Минюсте РФ.

49. Какие документы в базе не являются официальными? Авторами которых являются независимые эксперты.

50. Каков состав базы документов «Деловые бумаги»?Представлена информация, необходимая для ведения делопроизводства в организациях разных форм собственности. Включает типовые формы и образцы заполнения документов, необходимых в повседневной деятельности организаций всех форм собственности и направлений деятельности: учредительные документы, договоры, акты, должностные инструкции, заявления, декларации и др., а также документы для оформления различных сделок между гражданами. Широко представлены формы документов по кадровой политике: трудовые договоры, должностные инструкции, положения о различных структурных подразделениях предприятий, образцы приказов, распоряжений и т.д. Наличие в ИБ большого количества типовых форм документов дает возможность значительно облегчить работу организации по ведению делопроизводства. На основе образцов, представленных в ИБ, внеся в них необходимые изменения, пользователь легко может составить свой документ. Часть официально утвержденных форм доступна в форматах MS-Word и MS-Excel, что обеспечивает простоту и удобство в их использовании.

51. В чём состоят особенности тематического рубрикатора базы «Деловые бумаги»? Тематический рубрикатор носит смешанный характер: в нем представлены как виды деятельности (бухгалтерский учет, аренда, страхование, нотариат), так и виды документов(документационное обеспечение деятельности предприятий, деловая переписка).

52. Какой документ можно считать источником? Документ – источник – это нормативный правовой акт с конкретными реквизитами, как правило утверждённая в нём типовая форма является приложением к такому документу.

53. Что такое номера типовых форм? Официально утверждённым типовым формам присваивается номер. По заданному конкретному номеру типовой формы система быстро выдаёт единственный документ.

54.Как обратиться к документу, утвердившему конкретную типовую форму? Обратившись к справке документа, можно получить информацию о разработчике этого документа и о документе – источнике, утвердившем данный документ.

55. Как получить образец заполнения типовой формы? Найдем образец записей в трудовую книжку, связанных с вопросами перевода на другую работу.

Для этого в поле Тип документа выберем значение образец. Система отреагирует сообщением внизу карточки реквизитов: « Запросу соответствует 118 документов». Это слишком большой список для просмотра, поэтому необходимо конкретизировать информацию об искомом документе. Обратимся к полю Название документа. В поле Выбраны: сформулируем запрос по условию И со словами: труд*, книжк*, перевод*. В результате будет найден искомый документ. Текст документа содержит примерные образцы заполнения трудовой книжки для разных вариантов ситуации перевода. Обратившись к ярлычку Справка, можно получить информацию о документе – о фирме – разработчике и дате последнего изменения.

56. Какова структура информационного банка документов СПС «Гарант»? Документы, входящие в состав информационных банков СПС «Гарант», формируются в виде следующих блоков по всем отраслям законодательства:

  •  Нормативные документы;
  •  Разъяснения, комментарии, схемы;
  •  Судебная и арбитражная практика;
  •  Формы документов;
  •  Международные договоры;
  •  Проекты;
  •  Словари;
  •  Нормативно – технические справочники;

57. Какие документы входят в раздел базы документов для руководителей и менеджеров? Для руководителей и менеджеров выпускаются следующие варианты поставки СПС «Гарант»:

  •  ГАРАНТ –Менеджер;
  •  ГАРАНТ – Директор;
  •  ГАРАНТ – Максимум;
  •  ГАРАНТ – Максимум. Вся Россия;

В эти версии включена информация по гражданскому законодательству, по вопросам хозяйственной и предпринимательской деятельности, по налогооблажению и трудовым отношениям.

58. В чём состоят особенности заполнения карточки реквизитов в блоке слов, входящих в текст документа? Для поиска в тексте документа отдельного слова или словосочетания следует обратиться к главному меню, пункту Поиск, далее - Поиск контекста. В результате на экране появится окно для ввода слов, по которым будет производится поиск.

В поле Найти необходимо ввести:

  •  Слово (лучше без окчания);
  •  Словосочетание (подряд идущие в документе слова) - в этом случае слова разделяются пробелом;
  •  Несколько слов или словосочетаний внутри одного текста - в поле Найти должны отделятся друг от друга знаком ; (точка с запятой).

Кнопка Найти далее используется для обнаружения следующего вхождения по тексту.

В области Направление назначается направление для обнаружения следующих по тексту вхождений - Вниз или Вверх.

59. Каковы особенности поиска по ситуации? Это оригинальная технология поиска документов, когда пользователь должен сформулировать для себя ситуацию и обратиться к перечню ситуаций, имеющему два уровня.

К поиску по ситуации прибегают в том случае, когда неизвестны документы с конкретными реквизитами по рассматриваемому вопросу.

60. Как создать вложенную внутреннюю папку? Для создания вложенных папок (подпапок) необходимо: 1. Находим модуль «Файл» (слева в «Списке модулей»). В «Меню модуля» (так же находится слева) выбираем опцию «Создать папку». В открывшемся окне вводим название будущей папки . Далее нажимаем кнопку «Создать». 2. Далее создаем еще одну папку. Для этого так же в модуле «Файл» выбираем «Создать папку» В открывшемся окне во вкладке «Название каталога» выбираем папку, в которой будем создавать подпапку. Затем в «Название каталога» вводим имя подпапки После этих действий нажимаем кнопку «Создать» (количество подпапок не ограничено). В подпапках, в свою очередь, можно создавать свои подпапки. 3. Обратите внимание, что при загрузке файлов важно не ошибиться в выборе папки для загрузки файлов. Нужно только выбрать вложенную папку и загрузить в неё файлы. Нажимаем кнопку «Создать».

Теперь, нажав на кнопку «Посмотреть» в «Меню модуля», вы можете увидеть полученный результат.

Для создания вложенной папки в папке Мои документы выполните следующие шаги:

  1.  Запустите программу Word.
  2.  Выберите команду Файл→Сохранить (File→Save).
  3.  В открывшемся окне диалога Сохранение документа (Save as), показанном на рис. 1.1, щелкните на кнопке Создать папку (Create New Folder).
  4.  В открывшемся окне введите имя для новой папки.
  5.  Щелкните на кнопке OK.
  6.  Закройте Word.

Теперь у вас есть собственная папка для работы с документами, расположенная внутри папки Мои документы.

61. По какому принципу отдельные области текстов документа выделены цветом? Результатом юридической обработки документа является представление документа в текстовом окне с областями, выделенными цветным шрифтом. Для больших документов сложной структуры в начале документа помещено оглавление в виде гиперссылок для быстрого перехода в нужную главу документа. Внутри текста документа тоже имеются гиперссылки в виде текста, выполненного зеленым подчеркнутым шрифтом. Фиолетовый шрифт используется для примечаний. Области документа, набранные шрифтом оливковым цветом, представляют собой недействующие статьи. Однако если документ полностью утратил силу, эта информация отображается в окне документа. Для документов, представленных в виде схем, характерно также наличие графически выделенных областей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14196. Управление конфликтами и стрессами на предприятии 437.5 KB
  Дипломный проект На тему Управление конфликтами и стрессами на предприятии Содержание: Введение. Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии. Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возни
14197. Управление конфликтами на предприятии 401 KB
  Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов социальных групп во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека семьи...
14198. УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ на ЗАО «Ростовская валютно-фондовая биржа» 173.66 KB
  Содержание Введение Глава 1. Классификация банковских рисков методы их оценки и управления 1.1.Классификация рисков возникающих при проведении операций на биржевом рынке 1.2.Банковские риски при проведении операций с иностранной валютой 1.3.Банковск
14199. Использование подходов веб-аналитики для построения модели пользователя 304.5 KB
  Рассматриваются системы электронной отчетности как специфический вид веб-ресурса. Ставится цель повышения эффективности ресурса. Разрабатывается методика построения модели веб-пользователя с применением подходов веб-аналитики. Строится модель и её графическое представление.
14200. Характеристика получения взятки и взяточничества в целом 342 KB
  ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения а также органам местного самоупр
14201. Эмиссионные операции ОАО КБ «Сбербанка России» 212 KB
  Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, инвестиционные свойства которых позволяют совместить высокую ликвидность, невысокий риск и...
14202. Эффективность методики оценки кредитоспособности клиента ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка» 2.3 MB
  ВВЕДЕНИЕ Кредитнофинансовая система –одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни банки опосредуют с...
14203. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКЕ 69.22 KB
  КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКЕ БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белору...
14204. Белорусская народная музыка 219.5 KB
  Белорусская народная музыка Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений приобщения к национальным жизненным истокам. Зарод