35197

Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Кривые безразличия. Кривые безразличия Кривая безразличия потребителя – кривая построенная в координатах количество товара А – количество товара Б точки которой отражают сочетание товаров выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов комбинаций этих товаров благ обладающих одинаковой полезностью для потребителя вследствие чего ему безразлично какой выбрать набор из двух товаров находящихся в количественном сочетании соответствующем положению точек на кривой безразличия. Общественная кривая безразличия...

Русский

2015-01-19

163.5 KB

2 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Теория потребительского поведения

Преподаватель______________________

Студент____________________________

Воронеж – 2008

План работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Кривые безразличия. Бюджетная линия………………………………………......5

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений………………...9

Тесты…………………………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Введение

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирмы и рынка лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов с клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто, когда, где и почему именно покупает.

Основной вопрос: «Как реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить?» Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и отменной реакцией потребителей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Кривые безразличия

Кривая безразличия потребителя – кривая, построенная в координатах "количество товара А – количество товара Б", точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может иметь различную конфигурацию.

Прежде всего, очевидно, нам необходимо создать некий графический образ пространства благ, чтобы обеспечить возможность графического изображения любого из возможных наборов благ. Заметим, что графические методы наряду со своими неоспоримыми достоинствами имеют и один весьма существенный недостаток: эти методы ограничивают исследователя двумерным пространством. Оказывается, однако, что основные выводы, полученные для случая двух благ, без труда могут быть распространены и на случай сколь угодно большого числа благ.

Именно последнее обстоятельство и дает нам возможность "пожертвовать" количеством благ с целью большей наглядности и доступности изложения.

Пусть потребитель сталкивается только с двумя благами, Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ (например, комбинация А, содержащая х, единиц блага Х и у1 единиц благ Y) может быть представлена в виде точки на графике (рис. 1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат – количество единиц блага Y.

Рисунок 1 – Пространство благ*

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия (впервые примененных английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы благ, имеющие некоторый определенный уровень полезности, и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия. Повторим теперь то же самое с наборами благ, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ .Таким образом, мы получаем множество кривых безразличия – карту безразличия (рис. 2), содержащую полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Рисунок 2 – Карта безразличия**

*Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 56.

** Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 57

Бюджетная линия

Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. С ее помощью проводится анализ возможностей потребителя. Например, товар Х покупается по цене р х, а товар У - по цене Ру. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход 1. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

I=Px · Qx + Py · Qy.

Перепишем это уравнение относительно Qy:

Qy = I / Py - Px · Qx/Py.

Рисунок 3 – Линия бюджетного ограничения.*

Мы видим, что зависимость линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/Py, а угловой коэффициент Рх/Ру, он отрицательный, т. е. наклон линии бюджетного ограничения. зависит от отношения цены товара Х к цене товара Y.

ВЫВОД. Итак, мы рассмотрели способы графического отображения уровня полезности различных наборов благ, пространства благ, выяснили, какую функцию имеют кривые безразличия,  бюджетная линия, и каким образом с помощью графических методов можно получить полную информацию о системе предпочтений потребителя.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 127.

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений 

Потребительское равновесие – структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

Для того, чтобы завершить анализ потребительского выбора, необходимо совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым найти такой набор товаров Х и Y, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров Х и Y, .которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне, показывает линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинаций товаров Х и Y окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т.е. принесет максимум полезности?

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 4). 

Рис. 4. Равновесное положение потребителя.*

В точке М достигается равновесное положение потребителя, потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара Х, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров Х и Y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.

В точке касания наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим ,а наклон бюджетной линии - отношение цены товара Х к цене товара Y (tg α = Р х / Ру), то равновесное положение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим равна обратному отношению цен:

MRS=Pxy.

Между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности существует определенная взаимосвязь:

Рис. 5. Кривая безразличия**

Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получает дополнительное количество товара Х (ΔQx), потеряв некоторое количество товара Y(ΔQу).Дополнительная полезность, полученная от потребления  дополнительного количества товара Х, равна ΔQx · MUx, а полезность, потерянная вследствие меньшего потребления товара Y, равна -ΔQу · МUу. Так как потребитель остался на том же уровне полезности (он двигался вдоль одной и той же кривой безразличия), то та полезность, которую он приобрел вследствие потребления большего количества товара Х, равна той полезности, которую он потерял вследствие потребления меньшего количества товара Y: 

ΔQx · MUx = -ΔQу · МUу,

или

-ΔQу /ΔQx = MUx/ МUу,

но

-ΔQу /ΔQx = P х/ Р у

но следовательно:

MUx/ МUу = P х/ Р у 

т. е.

MUx/ P х = МUу/ Р у

ВЫВОД. Итак, из правил максимизации полезности ординалистов  мы вывели правило максимизации полезности кардиналистов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы последний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность. То есть действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, результат оказывается одинаковым.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 131.

** Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 132.

Тесты

  1.  Какое из следующих утверждений является неверным:

а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

б) каждая на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;

в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой  одно благо может быть замещено другим благом без изменения полезности для потребителя.

Ответ.

Неверным будет утверждение (в) о том, что все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности, т.к. бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы)*, следовательно, все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя, но имеют разную полезность.

  1.  Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это :

а) пересечение кривой безразличия и бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии к кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

Ответ. 

Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это точка касании бюджетной линии к кривой безразличия, потому что для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор и определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

  1.  Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) если доходы потребителей падают, они покупают меньше данного товара;

б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше денного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров;

в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов потребителей;

г) по мере того, как доходы потребителей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

Ответ.

Эффект дохода будет иметь место в случае, удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров. Эффект дохода - это изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

* Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, стр. 57.

Заключение.

Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса потребления и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное понимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

Конечным пунктом движения всех материальных ценностей является потребитель. Так или иначе, особенно в условиях рыночной экономики, потребитель становится как бы негласным «руководителем» фирмы, влияя на процесс ее управления своими предпочтениями  и поведением.

Многие розничные торговцы на западе и в России уделяют большое внимание выявлению потребностей потребителя. Такое внимание к своим покупателям становится залогом их успеха.

Потребитель очень капризен и зачастую у торговых фирм нет возможности удовлетворить все его потребности. Поэтому единственным способом в такой ситуации является умение акцентировать его внимание на тех потребностях, которые выгодны торговой фирме.

Для этой цели необходимо изучать теорию потребительского спроса на современном рынке, потому что именно она дает представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя, а следовательно и увеличить доход фирмы.

Список использованной литературы.

  1.  Экономическая теория: Учебник / Под редакцией И.П. Николаевой. – М: Проспект, 2006.
  2.  Экономическая теория:  Учебник / И. К. Станковская, И.А. Стрелец, М.: Эксмо, 2005.
  3.  Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994.
  4.  Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
    М.: МГУП, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40941. Оптимізація функціонування мови як засобу передачі інформації 109.5 KB
  Перекладознавство є філологічною галуззю яка вивчає закономірності процесу перекладу з однієї мови на іншу в його різноманітних виявах а також досліджує міжмовні відповідники різних рівнів і механізми та способи досягнення різних типів еквівалентності текстів оригіналу й перекладу. Об'єктом перекладознавства можна вважати первинний оригінальний текст і вторинний текст як результат перекладу. Предметом перекладознавства є процес перекладу як подвійний інтерпретаційнопороджувальний дискурс головним суб'єктом якого є особистість перекладача....
40942. Розвиток буржуазної держави та права у Великобританії 38 KB
  Розвиток буржуазної держави та права у Великобританії Буржуазна революція в Англії. Розвиток буржуазного права. вже новий король Вільгельм підписав Біль про права яким затверджувалось верховенство парламенту в законотворчості. визначався неписаними правилами колегіальна відповідальність кабінету міністрів формування уряду з партії що перемогла на виборах відмова короля від права вето та ін.
40943. Розвиток буржуазної держави та права у Франції 53.5 KB
  Розвиток буржуазної держави та права у Франції Буржуазна революція у Франції. Розвиток державності Франції у XIX ст. Буржуазна революція у Франції.
40944. Розвиток буржуазної держави та права в Німеччині 42 KB
  Створення імперії організація державної влади та управління. Створення імперії організація державної влади та управління. набула чинності Конституція німецької імперії що діяла аж до 1919 р. Реальна влада в імперії аж до 1890 р.
40945. Розвиток буржуазної держави та права в США 43.5 KB
  Розвиток буржуазної держави та права в США Формування буржуазної держави США. Конституція США 1787. Державний устрій і політична система США в XIX ст. Формування буржуазної держави США.
40946. Основні положення теорії надійності 667 KB
  Але це не означає що люди не цікавилися і не займалися питаннями надійності створюваної ними техніки до тих пір поки не виникла наука про надійність. Створення і використання такої техніки без спеціальних заходів по забезпеченню її надійності не має сенсу. З розвитком і ускладненням техніки ускладнювалася і розвивалася проблема її надійності. Предмет її досліджень вивчення причин що викликають відмови об'єктів визначення закономірностей яким відмови підкоряються розробка способів кількісного вимірювання надійності методів розрахунку і...
40947. Инструменты и технологии рисования во Flash 3.01 MB
  Заливка фигуры растровым изображением Показать/скрыть все слои (Show/Hide All Layers) - если кликнуть левой клавишей мыши в слое под этой пиктограммой, появится крестик красного цвета, а значок с изображением карандаша будет перечеркнут красной линией. Изображение, находящееся в данном слое исчезнет в рабочем поле.
40948. Создание покадровой анимации в Flash 793.5 KB
  Создание покадровой анимации Во Flsh предусмотрено три различных механизма анимирования объектов: покадровая классическая анимация когда автор сам создает или импортирует из других приложений каждый кадр будущего мультика и устанавливает последовательность их просмотра; автоматическое анимирование так называемая tweenedанимация при использовании которой автор создает только первый и последний кадры мультипликации а Flsh автоматически генерирует все промежуточные кадры; различают два вида tweenedанимации: анимация...
40949. Создание анимации вращения 328 KB
  Более того эта анимация работает корректно только если в начальном и заключительном ее кадрах расположен один и тот же флэшсимвол В технологии Flsh используются самостоятельные объекты называемые флэшсимволами Symbols. поэтому анимация движения способна постепенно изменять все эти свойства от первого кадра к заключительному. В случае когда надо совмещать вращение с перемещением в панели Свойств в начальном ключевом кадре анимации задается вращение. Нарисуйте в первом кадре стрелку используя инструмент Кисть B.