35197

Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Кривые безразличия. Кривые безразличия Кривая безразличия потребителя – кривая построенная в координатах количество товара А – количество товара Б точки которой отражают сочетание товаров выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов комбинаций этих товаров благ обладающих одинаковой полезностью для потребителя вследствие чего ему безразлично какой выбрать набор из двух товаров находящихся в количественном сочетании соответствующем положению точек на кривой безразличия. Общественная кривая безразличия...

Русский

2015-01-19

163.5 KB

2 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Теория потребительского поведения

Преподаватель______________________

Студент____________________________

Воронеж – 2008

План работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Кривые безразличия. Бюджетная линия………………………………………......5

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений………………...9

Тесты…………………………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Введение

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирмы и рынка лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов с клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто, когда, где и почему именно покупает.

Основной вопрос: «Как реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить?» Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и отменной реакцией потребителей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Кривые безразличия

Кривая безразличия потребителя – кривая, построенная в координатах "количество товара А – количество товара Б", точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может иметь различную конфигурацию.

Прежде всего, очевидно, нам необходимо создать некий графический образ пространства благ, чтобы обеспечить возможность графического изображения любого из возможных наборов благ. Заметим, что графические методы наряду со своими неоспоримыми достоинствами имеют и один весьма существенный недостаток: эти методы ограничивают исследователя двумерным пространством. Оказывается, однако, что основные выводы, полученные для случая двух благ, без труда могут быть распространены и на случай сколь угодно большого числа благ.

Именно последнее обстоятельство и дает нам возможность "пожертвовать" количеством благ с целью большей наглядности и доступности изложения.

Пусть потребитель сталкивается только с двумя благами, Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ (например, комбинация А, содержащая х, единиц блага Х и у1 единиц благ Y) может быть представлена в виде точки на графике (рис. 1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат – количество единиц блага Y.

Рисунок 1 – Пространство благ*

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия (впервые примененных английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы благ, имеющие некоторый определенный уровень полезности, и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия. Повторим теперь то же самое с наборами благ, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ .Таким образом, мы получаем множество кривых безразличия – карту безразличия (рис. 2), содержащую полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Рисунок 2 – Карта безразличия**

*Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 56.

** Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 57

Бюджетная линия

Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. С ее помощью проводится анализ возможностей потребителя. Например, товар Х покупается по цене р х, а товар У - по цене Ру. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход 1. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

I=Px · Qx + Py · Qy.

Перепишем это уравнение относительно Qy:

Qy = I / Py - Px · Qx/Py.

Рисунок 3 – Линия бюджетного ограничения.*

Мы видим, что зависимость линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/Py, а угловой коэффициент Рх/Ру, он отрицательный, т. е. наклон линии бюджетного ограничения. зависит от отношения цены товара Х к цене товара Y.

ВЫВОД. Итак, мы рассмотрели способы графического отображения уровня полезности различных наборов благ, пространства благ, выяснили, какую функцию имеют кривые безразличия,  бюджетная линия, и каким образом с помощью графических методов можно получить полную информацию о системе предпочтений потребителя.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 127.

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений 

Потребительское равновесие – структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

Для того, чтобы завершить анализ потребительского выбора, необходимо совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым найти такой набор товаров Х и Y, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров Х и Y, .которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне, показывает линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинаций товаров Х и Y окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т.е. принесет максимум полезности?

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 4). 

Рис. 4. Равновесное положение потребителя.*

В точке М достигается равновесное положение потребителя, потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара Х, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров Х и Y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.

В точке касания наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим ,а наклон бюджетной линии - отношение цены товара Х к цене товара Y (tg α = Р х / Ру), то равновесное положение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим равна обратному отношению цен:

MRS=Pxy.

Между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности существует определенная взаимосвязь:

Рис. 5. Кривая безразличия**

Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получает дополнительное количество товара Х (ΔQx), потеряв некоторое количество товара Y(ΔQу).Дополнительная полезность, полученная от потребления  дополнительного количества товара Х, равна ΔQx · MUx, а полезность, потерянная вследствие меньшего потребления товара Y, равна -ΔQу · МUу. Так как потребитель остался на том же уровне полезности (он двигался вдоль одной и той же кривой безразличия), то та полезность, которую он приобрел вследствие потребления большего количества товара Х, равна той полезности, которую он потерял вследствие потребления меньшего количества товара Y: 

ΔQx · MUx = -ΔQу · МUу,

или

-ΔQу /ΔQx = MUx/ МUу,

но

-ΔQу /ΔQx = P х/ Р у

но следовательно:

MUx/ МUу = P х/ Р у 

т. е.

MUx/ P х = МUу/ Р у

ВЫВОД. Итак, из правил максимизации полезности ординалистов  мы вывели правило максимизации полезности кардиналистов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы последний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность. То есть действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, результат оказывается одинаковым.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 131.

** Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 132.

Тесты

  1.  Какое из следующих утверждений является неверным:

а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

б) каждая на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;

в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой  одно благо может быть замещено другим благом без изменения полезности для потребителя.

Ответ.

Неверным будет утверждение (в) о том, что все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности, т.к. бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы)*, следовательно, все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя, но имеют разную полезность.

  1.  Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это :

а) пересечение кривой безразличия и бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии к кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

Ответ. 

Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это точка касании бюджетной линии к кривой безразличия, потому что для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор и определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

  1.  Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) если доходы потребителей падают, они покупают меньше данного товара;

б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше денного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров;

в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов потребителей;

г) по мере того, как доходы потребителей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

Ответ.

Эффект дохода будет иметь место в случае, удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров. Эффект дохода - это изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

* Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, стр. 57.

Заключение.

Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса потребления и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное понимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

Конечным пунктом движения всех материальных ценностей является потребитель. Так или иначе, особенно в условиях рыночной экономики, потребитель становится как бы негласным «руководителем» фирмы, влияя на процесс ее управления своими предпочтениями  и поведением.

Многие розничные торговцы на западе и в России уделяют большое внимание выявлению потребностей потребителя. Такое внимание к своим покупателям становится залогом их успеха.

Потребитель очень капризен и зачастую у торговых фирм нет возможности удовлетворить все его потребности. Поэтому единственным способом в такой ситуации является умение акцентировать его внимание на тех потребностях, которые выгодны торговой фирме.

Для этой цели необходимо изучать теорию потребительского спроса на современном рынке, потому что именно она дает представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя, а следовательно и увеличить доход фирмы.

Список использованной литературы.

  1.  Экономическая теория: Учебник / Под редакцией И.П. Николаевой. – М: Проспект, 2006.
  2.  Экономическая теория:  Учебник / И. К. Станковская, И.А. Стрелец, М.: Эксмо, 2005.
  3.  Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994.
  4.  Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
    М.: МГУП, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3231. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием 5.47 MB
  Введение Актуальность исследования Одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Евсеев С.П., 2007), что отр...
3232. Оценка современного (фонового) состояния природной среды в условиях предприятия ООО Шахта им. Дзержинского 1.04 MB
  Аннотация Объектом исследования дипломного проекта является: определение потенциальных источников загрязнения природной среды;  оценка современного (фонового) состояния природной среды в условиях предприятия ООО «Шахта им.Дзержинского» го...
3233. Лечебная физическая культура 5.23 MB
  Организация медико-социальной реабилитации. В учебном пособии освещены задачи и содержание медицинской реабилитации с учетом современных достижений, роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении. В систе...
3234. Погрузочные машины 27.41 KB
  Погрузочные машины Погрузчик представляет собой самоходную подъемно-транспортную машину, включающую в себя базовое шасси и технологическое оборудование в виде шарнирно-рычажного механизма с рабочим органом. Привод технологического оборудования в кон...
3235. Фундаменты на естественном основании и свайные фундаменты 1.13 MB
  В данном курсовом проекте по дисциплине “Основания и фундаменты” рассчитаны и запроектированы фундаменты на естественном основании и свайные фундаменты. Приведены необходимые данные по инженерно-геологическим изысканиям, схемы жилого здания, действующие нагрузки по расчетным сечениям.
3236. Философская антропология 26.94 KB
  Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той ...
3237. Основы политологии как науки 66.19 KB
  Шпаргалка по политологии 1. Возникновение и развитие политической науки. 2. Функции и методы политологии 3. Роль политического образования в современном мире 4. Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни. 5. Политическая элита...
3238. Адміністративна відповідальність 625 KB
  Навчально-методичний посібник з курсу Адміністративна відповідальність містить загальні методичні вказівки, програму курсу та зміст дисципліни по модулях і темах, тематичний план, завдання для самостійної роботи та прак...
3239. Политические риски, которые учитываются в поцессе принятия управленческих решений международными компаниями в Украине 37.5 KB
  Политические риски, которые учитываются в поцессе принятия управленческих решений международными компаниями в Украине Политический риск (англ. Political risk) - экстраординарные действия иностранных государств и политические события за рубежом, кото...