35197

Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Кривые безразличия. Кривые безразличия Кривая безразличия потребителя кривая построенная в координатах количество товара А количество товара Б точки которой отражают сочетание товаров выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов комбинаций этих товаров благ обладающих одинаковой полезностью для потребителя вследствие чего ему безразлично какой выбрать набор из двух товаров находящихся в количественном сочетании соответствующем положению точек на кривой безразличия. Общественная кривая безразличия...

Русский

2015-01-19

163.5 KB

2 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Теория потребительского поведения

Преподаватель______________________

Студент____________________________

Воронеж – 2008

План работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Кривые безразличия. Бюджетная линия………………………………………......5

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений………………...9

Тесты…………………………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Введение

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирмы и рынка лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов с клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто, когда, где и почему именно покупает.

Основной вопрос: «Как реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить?» Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и отменной реакцией потребителей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Кривые безразличия

Кривая безразличия потребителя – кривая, построенная в координатах "количество товара А – количество товара Б", точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может иметь различную конфигурацию.

Прежде всего, очевидно, нам необходимо создать некий графический образ пространства благ, чтобы обеспечить возможность графического изображения любого из возможных наборов благ. Заметим, что графические методы наряду со своими неоспоримыми достоинствами имеют и один весьма существенный недостаток: эти методы ограничивают исследователя двумерным пространством. Оказывается, однако, что основные выводы, полученные для случая двух благ, без труда могут быть распространены и на случай сколь угодно большого числа благ.

Именно последнее обстоятельство и дает нам возможность "пожертвовать" количеством благ с целью большей наглядности и доступности изложения.

Пусть потребитель сталкивается только с двумя благами, Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ (например, комбинация А, содержащая х, единиц блага Х и у1 единиц благ Y) может быть представлена в виде точки на графике (рис. 1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат – количество единиц блага Y.

Рисунок 1 – Пространство благ*

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия (впервые примененных английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы благ, имеющие некоторый определенный уровень полезности, и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия. Повторим теперь то же самое с наборами благ, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ .Таким образом, мы получаем множество кривых безразличия – карту безразличия (рис. 2), содержащую полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Рисунок 2 – Карта безразличия**

*Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 56.

** Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, глава 3, стр. 57

Бюджетная линия

Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. С ее помощью проводится анализ возможностей потребителя. Например, товар Х покупается по цене р х, а товар У - по цене Ру. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход 1. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

I=Px · Qx + Py · Qy.

Перепишем это уравнение относительно Qy:

Qy = I / Py - Px · Qx/Py.

Рисунок 3 – Линия бюджетного ограничения.*

Мы видим, что зависимость линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/Py, а угловой коэффициент Рх/Ру, он отрицательный, т. е. наклон линии бюджетного ограничения. зависит от отношения цены товара Х к цене товара Y.

ВЫВОД. Итак, мы рассмотрели способы графического отображения уровня полезности различных наборов благ, пространства благ, выяснили, какую функцию имеют кривые безразличия,  бюджетная линия, и каким образом с помощью графических методов можно получить полную информацию о системе предпочтений потребителя.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 127.

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений 

Потребительское равновесие – структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

Для того, чтобы завершить анализ потребительского выбора, необходимо совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым найти такой набор товаров Х и Y, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров Х и Y, .которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне, показывает линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинаций товаров Х и Y окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т.е. принесет максимум полезности?

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 4). 

Рис. 4. Равновесное положение потребителя.*

В точке М достигается равновесное положение потребителя, потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара Х, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров Х и Y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.

В точке касания наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим ,а наклон бюджетной линии - отношение цены товара Х к цене товара Y (tg α = Р х / Ру), то равновесное положение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим равна обратному отношению цен:

MRS=Pxy.

Между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности существует определенная взаимосвязь:

Рис. 5. Кривая безразличия**

Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получает дополнительное количество товара Х (ΔQx), потеряв некоторое количество товара Y(ΔQу).Дополнительная полезность, полученная от потребления  дополнительного количества товара Х, равна ΔQx · MUx, а полезность, потерянная вследствие меньшего потребления товара Y, равна -ΔQу · МUу. Так как потребитель остался на том же уровне полезности (он двигался вдоль одной и той же кривой безразличия), то та полезность, которую он приобрел вследствие потребления большего количества товара Х, равна той полезности, которую он потерял вследствие потребления меньшего количества товара Y: 

ΔQx · MUx = -ΔQу · МUу,

или

-ΔQу /ΔQx = MUx/ МUу,

но

-ΔQу /ΔQx = P х/ Р у

но следовательно:

MUx/ МUу = P х/ Р у 

т. е.

MUx/ P х = МUу/ Р у

ВЫВОД. Итак, из правил максимизации полезности ординалистов  мы вывели правило максимизации полезности кардиналистов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы последний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность. То есть действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, результат оказывается одинаковым.

* Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 131.

** Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994, раздел II, глава 6, стр. 132.

Тесты

  1.  Какое из следующих утверждений является неверным:

а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

б) каждая на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;

в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой  одно благо может быть замещено другим благом без изменения полезности для потребителя.

Ответ.

Неверным будет утверждение (в) о том, что все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности, т.к. бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы)*, следовательно, все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя, но имеют разную полезность.

  1.  Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это :

а) пересечение кривой безразличия и бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии к кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

Ответ. 

Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это точка касании бюджетной линии к кривой безразличия, потому что для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор и определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

  1.  Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) если доходы потребителей падают, они покупают меньше данного товара;

б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше денного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров;

в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов потребителей;

г) по мере того, как доходы потребителей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

Ответ.

Эффект дохода будет иметь место в случае, удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая при этом объемов приобретения других товаров. Эффект дохода - это изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

* Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
М.: МГУП, 2001, стр. 57.

Заключение.

Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса потребления и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное понимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

Конечным пунктом движения всех материальных ценностей является потребитель. Так или иначе, особенно в условиях рыночной экономики, потребитель становится как бы негласным «руководителем» фирмы, влияя на процесс ее управления своими предпочтениями  и поведением.

Многие розничные торговцы на западе и в России уделяют большое внимание выявлению потребностей потребителя. Такое внимание к своим покупателям становится залогом их успеха.

Потребитель очень капризен и зачастую у торговых фирм нет возможности удовлетворить все его потребности. Поэтому единственным способом в такой ситуации является умение акцентировать его внимание на тех потребностях, которые выгодны торговой фирме.

Для этой цели необходимо изучать теорию потребительского спроса на современном рынке, потому что именно она дает представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя, а следовательно и увеличить доход фирмы.

Список использованной литературы.

  1.  Экономическая теория: Учебник / Под редакцией И.П. Николаевой. – М: Проспект, 2006.
  2.  Экономическая теория:  Учебник / И. К. Станковская, И.А. Стрелец, М.: Эксмо, 2005.
  3.  Учебник по основам экономической теории (экономика): Камаев В.Д. и колл. Авт. – М.: 1994.
  4.  Ценообразование: Учебное пособие / Лукин В.Б.,
    М.: МГУП, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20276. Оборудование подсистемы коммутации (SSS) 254 KB
  Подсистема коммутации системы SSS в рамках СМЕ20 реализована на базе известной коммутационной системы АХЕ10. Каждая подсистема разделена на функциональные блоки. Подсистемы APT Подсистема Наименование подсистемы Функции Назначение станции в сети GSM CCS Common Channel Signalling Subsystem ОКС Управление ОКС № 7 MSC GMSC BSC HLR CHS Charging Subsystem Тарификация Обеспечение тарификации и учет стоимости MSC DTS Data Transmission Subsystem Передача данных Пакетирование сообщений при передаче данных в среде ISDN по Dканалу MSC ESS...
20277. ЯПОНИЯ в 20-30-е гг.20в. основные черты экономического и политического развития 16.94 KB
  В годы первой мировой войны и после нее происходил значительный экономический рост Японии. Политическая власть в Японии принадлежала прежде всего императору совету старейшин генро Тайному совету и правительству. Фашизация Японии. преодолевались в Японии за счет милитаризации экономики т.
20278. Причины и характер войны 19.19 KB
  Разгром Франции. Что касается поведения Англии и Франции то дело тут было более сложным. Объясняется это тем что Англия к войне на суше как военноморская держава подготовлена не была а правительство Франции в свою очередь ориентировалось на Англию. На поведении Англии и Франции отразилось также подписание 28 сентября 1939 г.
20279. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 19.04 KB
  КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Вспомните. Начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Битва под Курском знаменательное событие второй мировой войны. Победа на Курской дуге и успешное наступление завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны.
20280. КИТАЙСКАЯ модель развития 19.78 KB
  СССР признал КНР и в феврале 1950 г. в КНР был восстановлен довоенный уровень экономики. Маоисты решили подавить оппозицию внутри КНР и установить военнобюрократическую диктатуру.
20281. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. РАЗГРОМ ФАШИСТСКОГО БЛОКА (1944—1945 гг.) 33.37 KB
  повлияли на ход войны Освобождение Красной Армией территории СССР и европейских стран и народов в 1944 1945 гг. народы СССР встретили с надеждой на полное изгнание врага с советской земли. Красная Армия полностью освободила территорию СССР и перенесла боевые действия на территорию оккупированных европейских стран где провела ряд успешных наступательных операций 1. В ходе наступления были освобождены Румыния с которой СССР подписал перемирие как с бывшей союзницей Германии и Болгария где произошло антифашистское восстание в...
20282. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 39.52 KB
  Тогда СНК принял решение всячески затягивать переговоры рассчитывая на революцию в Германии. В ходе переговоров немцы предъявили ультиматум требуя передачи Германии территории в 150 тыс. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ Раскол Германии. война для Германии закончилась но трагедия германского народа продолжалась.
20283. Сущность и значение новой экономической политики 14.2 KB
  Крутой поворот в экономической политике был сделан на 10 съезде партии состоявшемся в марте 1921 г. съезда большевистской партии политика военного коммунизма заменялась новой экономической политикой нэпом и самой главной мерой которой стала замена продразверстки продналогом.
20284. Образование СССР 16.29 KB
  В ходе гражданской войны возник военнополитический союз советских республик который после войны был дополнен двухсторонними хозяйственными договорами. Однако со временем среди советских республик постепенно начало нарастать стремление к созданию федерации . Сталин предложил план автономизации это значит вхождения самостоятельных республик в состав РСФСР. Ленин который стоял за федеративное строительство это значит вхождение советских республик в Союз на равноправных и добровольных началах.