3532

Определение постоянной Планка

Лабораторная работа

Физика

Определение постоянной Планка. Задача: проградуировать монохроматор по излучению ртутной лампы, построить график, из которого найти длину волны, соответствующую границе спектра поглощения. Приборы и принадлежности: универсальный монохроматор, ртутна...

Русский

2012-11-05

57 KB

38 чел.

Определение постоянной Планка.

Задача: проградуировать монохроматор по излучению ртутной лампы, построить график, из которого найти длину волны, соответствующую границе спектра поглощения.

Приборы и принадлежности: универсальный монохроматор, ртутная лампа, лампа накаливания, кювета с раствором К2Cr2O7.

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известно, что твердые и жидкие  раскаленные тела дают сплошной спектр, в котором красный цвет переходит незаметно в оранжевый, оранжевый в желтый и т.д.

Разреженные пары и газы дают линейчатый спектр испускания, состоящий из ряда цветных узких полосок (линий), разделенных темными промежутками, при этом каждый химический элемент имеет свой характерный спектр испускания, отличающийся числом и цветом линий. Например, для спектра натрия характерны в видимой части две близкие желтые линии. На изучении линейчатых спектров и основан спектральный анализ.

Если на пути лучей источника, дающего сплошной спектр, поместить среду, избирательно поглощающую некоторые лучи, то на их местах в сплошном спектре появятся темные полосы или линии. Такие спектры называются спектрами поглощения. Приборы, применяемые для изучения спектров, называются спектрометрами.                  

Согласно квантовой теории атомы и молекулы испускают и поглощают лучистую энергию отдельными порциями - квантами. Энергия кванта пропорциональна частоте световых колебаний:

,                                                     (1)

где Е - энергия кванта; h - постоянная Планка.

Существует много экспериментальных методов определения h и, в частности, метод, основанный на измерении границы спектра поглощения некоторых растворов.

Действие света на поглощающие вещества может вызывать их химические превращения, называемые фотохимическими реакциями. Например, при поглощении света происходит разложение бромистого водорода:

Свободные атомы соединяются далее по схеме

2Н → Н2,                     2ВrBr2.

Фотохимические реакции могут сопровождаться вторичными реакциями. Характерный пример такого рода - реакция смеси водорода и хлора. Известно, что в темноте эти газы не вступают в химическую реакцию. Однако при вспышке света они начинают очень активно взаимодействовать. Фактически при этом происходит взрыв. Суть такого бурного протекания реакции в том, что поглощенный фотон приводит к реакции огромного числа молекул, т.е. «цепной реакции», как показал Н. Н. Семенов.

Под действием света происходит фоторасщепление молекулы хлора на два свободных атома:

Cl2 + Cl + Cl.

Далее каждый атом хлора вызывает цепочку

Cl + H2HCl + H

H + Cl2  → HCl + Cl

и опять                                       Cl + Н2 → НCl + Н.

……………………. и  т.д.

Если при фотохимической реакции не происходит никаких вторичных процессов, связанных с химической активностью веществ, возникающих в результате реакции, то справедлив закон Бунзена – Роско  m = kW,  где  m - масса прореагировавшего вещества; W - энергия поглощенного света. Коэффициент пропорциональности k зависит от рода реакции и частоты света ν. Если предположить, что каждый фотон, поглощенный веществом, вызывает фотохимическое превращение только одной молекулы, то, действительно, число N молекул вещества, испытывающих фотохимическое превращение при поглощении W = 1, обратно пропорционально частоте света (или энергии одного фотона при ν ≥ ν0:

 ~  ,                          ,                    k ~ ,

где μ – молярная масса поглощающего вещества.

В настоящей работе фотохимической реакции расщепления под действием света подвергаются ионы Cr2O7 водного раствора К2Сr2О7, который окрашен в желто-красный цвет. Последнее означает, что этот раствор поглощает сине-фиолетовую часть видимого света.

К2Сr2О7 в водном растворе диссоциирует на ионы К+ и Сr2О72-, а именно

К2Сr2О7 → 2К+ + Сr2О72-.

Ионы калия в видимой части спектра свет не поглощают, а ионы Сr2О72- поглощают все лучи сине-фиолетовой части. Поэтому, если на пути белого света между источником и щелью монохроматора поместить кювету с водным раствором К2Сr2О7, то спектр будет обрезан с сине-фиолетового конца.

Ион Сr2О72-, поглощая квант, распадается на две части согласно эндотермической реакции:

Сr2О72- + ΔЕ → СrO3 + CrO42-.                             (2)

Энергия ΔЕ, необходимая для осуществления этой реакции, получается за счет поглощения ионами квантов света, т.е. фактически реакция протекает следующим образом:

Сr2О72- + → СrO3 + CrO42-.                             (3)

Эта реакция расщепления может происходить лишь при вполне определенной энергии кванта   Е ≥ ΔЕ, следовательно, при определенной частоте света. Поэтому существует некоторая минимальная частота ν0 =  или максимальная длина волны λ0, при которой еще возможно поглощение квантов света. Эта максимальная длина волны называется «красной» границей спектра поглощения. Для отщепления СrO3 от иона Сr2O72- необходимо затратить энергию ΔE = 3,67 ∙ 10-19 Дж.

Таким образом, если можно на опыте определить λ0, соответствующую границе поглощения света, то квант действия h легко определить по формуле

,                                                (4)

где с =  3 ∙ 108  м/с  - скорость света в вакууме.

ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЙ

Для наблюдения спектров испускания и поглощения используется монохроматор УМ-2 (рисунок).

Для наблюдения спектра испускания ртутной лампы она помещается перед монохроматором. Излучаемый лампой свет проходит через входную щель монохроматора (ширина которой регулируется винтом 2) и разлагается в спектр. Вращая барабан монохроматора, в окуляр 6 можно видеть поочередно линии спектра испускания ртутной лампы.                                      

Если заменить ртутную лампу на обычную лампу накаливания и поместить между ней и монохроматором раствор, способный поглощать свет определенных длин волн, в окуляр монохроматора можно наблюдать спектр поглощения данного раствора. Определив длину волны, соответствующую границе спектра поглощения, можно определить постоянную Планка.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Работа состоит из двух упражнений.

Упражнение 1. Градуирование монохроматора с помощью ртутной лампы.

1. Включить ртутную лампу.

2. Вращая барабан и наблюдая поочередное прохождение линий спектра ртутной лампы, начиная с желтой, записать соответствующее показание барабана. Цвет основных линий ртутной лампы можно сверять с данными плаката «Спектры», висящего в аудитории.

3. Данные занести в таблицу.

Таблица

Показатель

Длина волны, нм

577,0

546,1

491,6

435,8

404,6

Отсчет по шкале барабана

1

2

3

5. Построить градуировочную кривую, откладывая по оси абсцисс показания барабана, а по оси ординат - соответствующее значение длины волны.

Упражнение 2. Определение постоянной Планка.

  1.  Включить лампу накаливания и между ней и монохроматором поместить кювету с раствором К2Сr2О7.
  2.  Вращая барабан, совместить стрелку с границей спектра поглощения и  записать показания барабана.
  3.  Из градуировочной кривой определить длину волны λ0, соответствующую границе спектра поглощения, и по формуле (4) вычислить постоянную Планка.

Контрольные вопросы

  1.  Что должно быть видно в окуляр монохроматора при помещении данного раствора в лучи зеленого света?
  2.  Осуществляется ли реакция (2), если раствор К2Сr2О7 освещается светом, который излучается при переходе электрона в атоме водорода на первый уровень с любого вышележащего уровня?
  3.  Вычислите массу фотона, соответствующего границе спектра поглощения водного раствора К2Сr2О7.
  4.  Во сколько раз различаются значения коэффициента в законе Бунзена - Роско для синего и фиолетового цветов?
  5.  Как объяснить,  что разные тела мы видим окрашенными в разные цвета?
  6.  Можно ли считать постоянную Планка фундаментальной постоянной и каков ее физический смысл?
  7.  Как квантовая теория объясняет поглощение света веществом?
  8.  Какая существует связь между спектрами излучения и поглощения одного и того же вещества? Ответ пояснить.
  9.  Чем отличаются спектры излучения газов, жидкостей и твердых тел?
  10.  Каким еще методом можно определить постоянную Планка?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Детлаф А. А., Яворский Б. М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1989. Гл. 36. § 36.3. –  607 с.
  2.  Сивухин Д. В. Общий курс физики: В 5 т. – М.: Наука, 1986. Т 5. Ч.1. –416 с.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34106. Уголовная ответственность за порчу земель (ст. 254 УК РФ) 22.5 KB
  Уголовная ответственность за порчу земель ст. Порча земель ст. За порчу земель предусмотрена как административная так и уголовная ответственность в зависимости от последствий. Порча земель это ухудшение физических и биологических свойств почвы снижение ценности земли.
34107. Порядок установления и взимания земельного налога 32 KB
  Существует две формы платы за землю: земельный налог; арендная плата. Земельный налог. Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативноправовыми актами органов местного самоуправления либо законами представительных органов Москвы и СанктПетербурга.
34108. Арендная плата и нормативная цена земли 40.5 KB
  Оценка земли виды стоимости. Существует 4 вида стоимости цены: нормативная цена; кадастровая стоимость; рыночная стоимость; выкупная цена. В любом случае нормативная цена земельного участка не должна быть более 75 от рыночной стоимости аналогичных земельных участков. были внесены изменения в Закон âОб оценке и оценочной стоимости в РФâ и впервые кадастровая стоимость получила закрепление на законодательном уровне.
34109. Пять базовых техник психотерапии:суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация 95 KB
  Абреакция как основа эмоционального состояния и способности пациента справляться с ним. кратко говоря различных ментальных процессов терапевтом индивидуум в авторитетном положении у пациента индивидуума в зависимом положении независимо от или с исключением рационального или критического реалистического мышления последнего. Техническое использование суггестии может быть главным образом формальным к примеру чтобы в общем индуцировать пациента к фантазии или сну какой бы не была эта фантазия или сон или главным образом...
34110. Понятие регрессии. Роль регрессии в развитии психоаналитической терапии 48 KB
  Понятие регрессии. Роль регрессии в развитии психоаналитической терапии. Процесс регрессии как временный постоянный защитный топический ситуационный. Патологическая и нормальная регрессии их формирование в процессе развития и их значение в функционировании психического аппарата и формировании различных уровней психопатологии.
34111. Принцип психоаналитической нейтральности. Реакции аналитика на пациента: рациональные аффективные, комплиментарные, эмпатические, контрпереносные 48 KB
  Принцип психоаналитической нейтральности. В данной теме особое внимание следует уделить пониманию центрального базового значения психоаналитического понимания нейтральности. Слово НЕЙТРАЛЬНОСТЬ neutrlity и концепция ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ были амбивалентными с самого момента рождения психоанализа. Приветствуемая одно время как настолько фундаментальная что принимается как данность к нейтральности тут же стали тихо относиться как мифу.
34112. Психоаналитическое понятие тревоги и ее типы 85.5 KB
  Тревога и процесс регрессии в психоаналитической ситуации. Тревога рассматривается как архаичный аффект оторвавшийся от первоначального смыслового контекста. Объективная тревога это тревога вызванная известной опасностью. Невротическая тревога вызвана неизвестной опасностью.
34113. Неспецифические аспекты психоаналитической терапии 77 KB
  В данной теме необходимо сформировать четкое представление о неспецифических формах взаимодействия аналитика и пациента. Данный раздел дает четкое представление о вспомогательных формах и методах во взаимодействии аналитика и пациента в рамках психоаналитической терапии. Если он будет это делать с неохотой аналитик может сказать что его интересуют факты. Пациента увязнувшего в неискренней похвале своих родителей можно спросить: Ваши родители действительно замечательные люди Расспрашивание для прояснения очевидности: Вместо того чтобы...
34114. Роль сновидений в психоаналитической терапии и техника работы с ними 73 KB
  Работа сновидения. Роль сновидения в работе психического аппарата. Развитие понимание сновидения и его роли в терапевтическом процессе от З. Классические подходы к пониманию сновидения его роль в общей структуре психики.