3532

Определение постоянной Планка

Лабораторная работа

Физика

Определение постоянной Планка. Задача: проградуировать монохроматор по излучению ртутной лампы, построить график, из которого найти длину волны, соответствующую границе спектра поглощения. Приборы и принадлежности: универсальный монохроматор, ртутна...

Русский

2012-11-05

57 KB

36 чел.

Определение постоянной Планка.

Задача: проградуировать монохроматор по излучению ртутной лампы, построить график, из которого найти длину волны, соответствующую границе спектра поглощения.

Приборы и принадлежности: универсальный монохроматор, ртутная лампа, лампа накаливания, кювета с раствором К2Cr2O7.

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известно, что твердые и жидкие  раскаленные тела дают сплошной спектр, в котором красный цвет переходит незаметно в оранжевый, оранжевый в желтый и т.д.

Разреженные пары и газы дают линейчатый спектр испускания, состоящий из ряда цветных узких полосок (линий), разделенных темными промежутками, при этом каждый химический элемент имеет свой характерный спектр испускания, отличающийся числом и цветом линий. Например, для спектра натрия характерны в видимой части две близкие желтые линии. На изучении линейчатых спектров и основан спектральный анализ.

Если на пути лучей источника, дающего сплошной спектр, поместить среду, избирательно поглощающую некоторые лучи, то на их местах в сплошном спектре появятся темные полосы или линии. Такие спектры называются спектрами поглощения. Приборы, применяемые для изучения спектров, называются спектрометрами.                  

Согласно квантовой теории атомы и молекулы испускают и поглощают лучистую энергию отдельными порциями - квантами. Энергия кванта пропорциональна частоте световых колебаний:

,                                                     (1)

где Е - энергия кванта; h - постоянная Планка.

Существует много экспериментальных методов определения h и, в частности, метод, основанный на измерении границы спектра поглощения некоторых растворов.

Действие света на поглощающие вещества может вызывать их химические превращения, называемые фотохимическими реакциями. Например, при поглощении света происходит разложение бромистого водорода:

Свободные атомы соединяются далее по схеме

2Н → Н2,                     2ВrBr2.

Фотохимические реакции могут сопровождаться вторичными реакциями. Характерный пример такого рода - реакция смеси водорода и хлора. Известно, что в темноте эти газы не вступают в химическую реакцию. Однако при вспышке света они начинают очень активно взаимодействовать. Фактически при этом происходит взрыв. Суть такого бурного протекания реакции в том, что поглощенный фотон приводит к реакции огромного числа молекул, т.е. «цепной реакции», как показал Н. Н. Семенов.

Под действием света происходит фоторасщепление молекулы хлора на два свободных атома:

Cl2 + Cl + Cl.

Далее каждый атом хлора вызывает цепочку

Cl + H2HCl + H

H + Cl2  → HCl + Cl

и опять                                       Cl + Н2 → НCl + Н.

……………………. и  т.д.

Если при фотохимической реакции не происходит никаких вторичных процессов, связанных с химической активностью веществ, возникающих в результате реакции, то справедлив закон Бунзена – Роско  m = kW,  где  m - масса прореагировавшего вещества; W - энергия поглощенного света. Коэффициент пропорциональности k зависит от рода реакции и частоты света ν. Если предположить, что каждый фотон, поглощенный веществом, вызывает фотохимическое превращение только одной молекулы, то, действительно, число N молекул вещества, испытывающих фотохимическое превращение при поглощении W = 1, обратно пропорционально частоте света (или энергии одного фотона при ν ≥ ν0:

 ~  ,                          ,                    k ~ ,

где μ – молярная масса поглощающего вещества.

В настоящей работе фотохимической реакции расщепления под действием света подвергаются ионы Cr2O7 водного раствора К2Сr2О7, который окрашен в желто-красный цвет. Последнее означает, что этот раствор поглощает сине-фиолетовую часть видимого света.

К2Сr2О7 в водном растворе диссоциирует на ионы К+ и Сr2О72-, а именно

К2Сr2О7 → 2К+ + Сr2О72-.

Ионы калия в видимой части спектра свет не поглощают, а ионы Сr2О72- поглощают все лучи сине-фиолетовой части. Поэтому, если на пути белого света между источником и щелью монохроматора поместить кювету с водным раствором К2Сr2О7, то спектр будет обрезан с сине-фиолетового конца.

Ион Сr2О72-, поглощая квант, распадается на две части согласно эндотермической реакции:

Сr2О72- + ΔЕ → СrO3 + CrO42-.                             (2)

Энергия ΔЕ, необходимая для осуществления этой реакции, получается за счет поглощения ионами квантов света, т.е. фактически реакция протекает следующим образом:

Сr2О72- + → СrO3 + CrO42-.                             (3)

Эта реакция расщепления может происходить лишь при вполне определенной энергии кванта   Е ≥ ΔЕ, следовательно, при определенной частоте света. Поэтому существует некоторая минимальная частота ν0 =  или максимальная длина волны λ0, при которой еще возможно поглощение квантов света. Эта максимальная длина волны называется «красной» границей спектра поглощения. Для отщепления СrO3 от иона Сr2O72- необходимо затратить энергию ΔE = 3,67 ∙ 10-19 Дж.

Таким образом, если можно на опыте определить λ0, соответствующую границе поглощения света, то квант действия h легко определить по формуле

,                                                (4)

где с =  3 ∙ 108  м/с  - скорость света в вакууме.

ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЙ

Для наблюдения спектров испускания и поглощения используется монохроматор УМ-2 (рисунок).

Для наблюдения спектра испускания ртутной лампы она помещается перед монохроматором. Излучаемый лампой свет проходит через входную щель монохроматора (ширина которой регулируется винтом 2) и разлагается в спектр. Вращая барабан монохроматора, в окуляр 6 можно видеть поочередно линии спектра испускания ртутной лампы.                                      

Если заменить ртутную лампу на обычную лампу накаливания и поместить между ней и монохроматором раствор, способный поглощать свет определенных длин волн, в окуляр монохроматора можно наблюдать спектр поглощения данного раствора. Определив длину волны, соответствующую границе спектра поглощения, можно определить постоянную Планка.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Работа состоит из двух упражнений.

Упражнение 1. Градуирование монохроматора с помощью ртутной лампы.

1. Включить ртутную лампу.

2. Вращая барабан и наблюдая поочередное прохождение линий спектра ртутной лампы, начиная с желтой, записать соответствующее показание барабана. Цвет основных линий ртутной лампы можно сверять с данными плаката «Спектры», висящего в аудитории.

3. Данные занести в таблицу.

Таблица

Показатель

Длина волны, нм

577,0

546,1

491,6

435,8

404,6

Отсчет по шкале барабана

1

2

3

5. Построить градуировочную кривую, откладывая по оси абсцисс показания барабана, а по оси ординат - соответствующее значение длины волны.

Упражнение 2. Определение постоянной Планка.

  1.  Включить лампу накаливания и между ней и монохроматором поместить кювету с раствором К2Сr2О7.
  2.  Вращая барабан, совместить стрелку с границей спектра поглощения и  записать показания барабана.
  3.  Из градуировочной кривой определить длину волны λ0, соответствующую границе спектра поглощения, и по формуле (4) вычислить постоянную Планка.

Контрольные вопросы

  1.  Что должно быть видно в окуляр монохроматора при помещении данного раствора в лучи зеленого света?
  2.  Осуществляется ли реакция (2), если раствор К2Сr2О7 освещается светом, который излучается при переходе электрона в атоме водорода на первый уровень с любого вышележащего уровня?
  3.  Вычислите массу фотона, соответствующего границе спектра поглощения водного раствора К2Сr2О7.
  4.  Во сколько раз различаются значения коэффициента в законе Бунзена - Роско для синего и фиолетового цветов?
  5.  Как объяснить,  что разные тела мы видим окрашенными в разные цвета?
  6.  Можно ли считать постоянную Планка фундаментальной постоянной и каков ее физический смысл?
  7.  Как квантовая теория объясняет поглощение света веществом?
  8.  Какая существует связь между спектрами излучения и поглощения одного и того же вещества? Ответ пояснить.
  9.  Чем отличаются спектры излучения газов, жидкостей и твердых тел?
  10.  Каким еще методом можно определить постоянную Планка?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Детлаф А. А., Яворский Б. М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1989. Гл. 36. § 36.3. –  607 с.
  2.  Сивухин Д. В. Общий курс физики: В 5 т. – М.: Наука, 1986. Т 5. Ч.1. –416 с.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52316. Інтелектуальні ігри на уроці української мови з використанням комп’ютера 1.89 MB
  Мета: закріпити вивчені орфограми фразеологізми односкладні речення; розвивати логічне мислення увагу під час виконання завдань; заохочувати учнів до вивчення української мови використовуючи можливості комп’ютера Обладнання: додатковий матеріал ПК інструкція до проведення тестів на ПК Вчителі: Беседа Людмила Іванівна українська мова ...
52317. Риторика – наука і мистецтво переконувати 67 KB
  Мета: пояснити що є предметом вивчення риторики як науки; окреслити роль і місце риторики в античному світі внесок зроблений у розвиток риторики східними слов’янами з’ясувати причину необхідності поновлення статусу риторики як науки та навчальної дисципліни в сучасній Україні використовуючи сучасне програмне забезпечення в розкритті питань; розвивати мислення комунікативні вміння зокрема робити висновки наводити аргументи та підтвердження тез; увагу пам'ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів; сприяти духовному...
52318. Самое главное для человека – дружба 110.5 KB
  Ход урока І Организация урока ІІ Мотивація учебной деятельности Учитель зарубежной литературы Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур посвящённый теме дружбы т. Что вы знаете о литературном портрете Учитель української літератури Пригадайте що таке літературний портрет. Учитель української літератури Про якого героя йде мова Федькохаламидник із однойменного оповідання Володимира Винниченка. Учитель зарубежной литературы А...
52319. Сім’я як соціальна ланка суспільства 86 KB
  Охарактеризувати сімю як соціальну ланку суспільства логічно пов’язати її з предметом основи правових знань. Розкрити ознаки сім’ї в суспільстві активізувати та узагальнити знання учнів про поняття сімя та правові засади сімейних стосунків€. Розвиваюча: Розвивати вміння аналізувати уявляти та робити висновки навички спілкування правильної поведінки в сім’ї.
52320. Цикли з параметром. Площа криволінійної трапеції 49 KB
  Тема уроку з алгебри: Площа криволінійної трапеціїâ€. Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу. Учитель математики: Що собою являє криволінійна трапеція Як знайти площу криволінійної трапеції Який метод використовується для цього Відповідь на це питання повинна бути проілюстрована малюнком і подана детальна...
52321. Народна казка (українська література), література і фольклор - скарбниця духовних багатств людства (зарубіжна література), виконання ілюстрацій до казки (образотворче мистецтво) 39 KB
  Мета: Розширити знання учнів про казки як вид усної народної творчості; повязати розвиток духовного багатства людства з розвитком фольклору і літератури; удосконалювати навички виразного читання та розуміння прочитаного; розвивати усне мислення; дати поняття про ілюстрацію та працю художників - ілюстраторів дитячої книжки
52322. Розмноження й розвиток рослин 48 KB
  Біологічний диктант вибрати окремо ознаки вітро та комахозапильних рослин Квітки дрібні безбарвні запаху не мають. Квітки великі яскраві. Дрібні квітки зібрані в суцвіття. Квітки розцвітають рано до розпускання листя.
52323. Розвиткове навчання засобами пропонованої технології 161 KB
  Та чи всяка діяльність учня є проявом його розумових зусиль Альтернатива тут така: якщо після виконання якогось завдання учень не прагне вдосконалення чи пізнання нового то він досяг рівня дії; якщо ж стає на шлях пошуку нових способів діяльності в біології – хоча б до самостійного порівняння аналізу тощо тоді це є ознакою пізнавальної діяльності яка є інструментом розвиткового навчання. Засобами розвиткового навчання на уроці за пропонованою технологією є завданнякарточки друковані на папері чи в комп’ютерному вираженні. Вони є...
52324. Сучасний урок. Яким він повинен бути 163 KB
  Стимулюючу роль в організації навчального процесу відіграють заняття учнів у малих групах парна групова колективна форми. Це найпрогресивніша група тварин. Що їх таких різних об’єднує в один тип Від яких тварин вони походять Вивчення нового матеріалу План: Класифікація типу Членистоногі Тип Членистоногі Клас Ракоподібні Клас Павукоподібні Клас Комахи Особливості зовнішньої будови і покривів членистоногих порівняно з кільчаками робота в...