35435

Социальная психология личности

Шпаргалка

Психология и эзотерика

Социально-психологические теории личности в социальной психологии. Парыгина о социальной психологии личности. Содержание социально-психологического исследования личности.

Русский

2013-09-10

71 KB

26 чел.

Социальная психология личности

Юнита 4.

1. Социально-психологические теории личности в социальной психологии

2. Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности.

3. Содержание социально-психологического исследования личности.

4. Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

5. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии

6. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений

7. Регуляция социального поведения личности. Социальная установка

1. Социально-психологические теории личности в социальной психологии

В социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки., однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и будет предметом изучения.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика и она требует более точного самоопределния в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности.

Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней двух «родительских дисциплин» социологии и общей психологии. Трудность задачи состоит в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии.

Отличия  социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода:

1) Система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, главный фокус интереса здесь – макроструктура общества и прежде всего такие единицы анализа. Как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений, а следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа общества. В.А.Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип; как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Главная проблема социологического анализа  личности -

это проблема социальной типологии личности.

2) Сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Однако личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами. Не касается вопроса о ее социальной детерминации. Различия в трактовке личности касаются больше всего – представлений о структуре личности. Одни понимают по личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт».

Согласно К.К.Платонову, подструктуры (1) биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые, возрастные иногда патологические свойства личности; 2) психологическая подструктура: индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности – это память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства и воля; 3) подструктура направленности личности: приобретенные человеком знания, навыки, умения, привычки; 4) подструктура направленности личности:имеет особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур -  влечения, желания интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения) различаются по «удельному весу» социального и биологического содержания. Именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.

Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру.

От социологического подхода, подход социальной психологии отличается тем, что она выявляет каким образом сформировались социально-типические черты, почему в одних условиях они проявляются в полной мере. А в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии – нет.

Отличие заключается в том, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных, реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность.

2. Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности.

В работах Б.Д.Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем, рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Задача же социальной психологии – «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений…» социально-психологический подход «характеризуется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы».

  3. Содержание социально-психологического исследования личности.

Задачи исследования личности:

- социальной детерминации психического склада личности;

- социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;

- классовых, национальных, профессиональных особенностей личности;

- закономерностей формирования и проявления общественной активности, путей и средств повышения этой активности;

- проблем внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления;

- самовоспитания личности и пр.

Специфика исследования личности в социальной психологии: понимание личности, предложенное А.Н.Леонтьевым – социальная психология пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах, личность с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), с другой стороны она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

4. Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

Проблемы изучения личности: социализация, социальной установки, социально-психологических качеств личности.

Процесс социализации - «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», « приобщения его к системе социальных связей». Он представляет  собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид устраивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Вопрос о соотношении понятия «социализации» и «воспитания» - в узком смысле слова, термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.

В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса в данном случае может выступать и все общество.

Социализация – процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт. это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Ресоциализация процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляет фундамент личности.

Две стороны социализации личности:

1 – усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека;

2 – момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Содержание процесса социализации:

Выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности:

- деятельность – три процесса

1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами,

2) ориентирование вокруг главного, выбранного, сосредоточие внимания,

3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости;

- общение – переход от монологичного общения к диалогичному, умение ориентироваться на партнера;

- самосознание – развитие самосознания личности.

Поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

 

 

5. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение.

2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;

3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;

4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось ( например, плохой – хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;

5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;

6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;

7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п.

В структуре проявлений личности выделяют три главные составляющие:

1 – индивид – психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.;

2 – персона – социально-типическаие образования личности, обусловленные влиянием социального окружения;

3 – индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Важными социально-психологическими феноменами личности являются:

Заражение – чувственное состояние человека, который определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями;

Негативизм (от лат. отрицание) – необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли;

Аффилициация (от англ. присоединять,  присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей;

Аттракция (от лат. привлекать, притягивать)  - привлекательность возникающая при восприятии человека человеком;

Альтруизм (от лат. другой) – черта личности и нравственная норма бескорыстное и уважительное отношение к другим людям. Готовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими.

Маргинальность (от лат. край, граница) – пограничность периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.);

Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу.

Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Составляющие личности:

1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

 

6. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.

Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь,  личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект.

Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние возраст, интеллектуальный уровень, пол и др. факторы.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (например, манер, движения, поступки и т.п.);

3) внушение – воздействие на поведение и психику человека предполагает некритическое восприятие им особенностей информации.

4) фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как:

1) имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) стыд -  переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать  взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п.

Стадии процесса социализации:

- дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Ее разделяют на два периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства);

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения.

- трудовая социализация охватывает период зрелости человека;

- послетрудовая социализация представляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию.

Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения.

Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я».

Авторитарность (лат влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле.

На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив.

Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым.

Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д.

В этих институтах протекает процесс социализации человека.

7. Регуляция социального поведения личности. Социальная установка

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Изучение этого механизма дает ответ на вопрос о том, чем конкретно регулируется, поведение и деятельность человека.

Чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.

Проблема установки в школе Д.Н.Узнадзе:

- установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

- фиксированная установка в отличие от ситуативной – настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации.

Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное.

Концепция отношений человека И.Н.Мясищева.

Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция. Предрасположенность к каким-то объектами, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том. Что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и тем самым разнообразные весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.

Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.

Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.

Традиция изучений социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45241. ПР - текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технологии создания 44.5 KB
  ПР текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность технологии создания. И в том и в другом случае единицей коммуникации является текст который организуется с целью достижения максимального воздействия на реципиента. В узком смысле: Текст результат речетворческого процесса который характеризуется признаками: завершенность связность цельность жанровая оформленность. Как организованное множество языковых знаков текст приобретает смысл лишь в процессе коммуникации т.
45242. Этапы и технологии формирование материалов паблисити 28 KB
  Источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Этапы формирования: подготовительный сбор информации о фирме и ее деятельности статистика история маркетинговая информации: анализ информации в зависимости от вида СМИ; структурирование материала – выстраиваем структуру фирменный бланк и различия в соответствии с формой подачи – прессрелиз и т. Жанровая разновидность паблисити: Оперативноновостной: приглашение прессрелиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов...
45243. статья. Технология создания: Приглашение: адресное обращение к аудитории четкая социальная ориентация; . 32 KB
  Исследовательско-новостной комментирующий новость: бэкграундер не сама новость а то что под ней лист вопросов-ответов. Прессрелиз сто сообщение содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории.; шрифт – 14; интервал – 15; принцип перевернутой пирамиды: заголовок – суть и интрига; 1 абзац – лидерабзац содержит новость; комментарии и иллюстрации к новости – 34 позиции в порядке убывания; резюме; призыв к действию; даты написания прессрелиза и публикации в СМИ; координаты специалиста составившего...
45244. Информационные ПР-акции: функции, формы, каналы коммуникации 29.5 KB
  Формы: пресс-конференция конференция брифинг семинар симпозиум день открытых дверей телемост имиджевые теле и радио интервью и т. Теле и радио интервью: информационные цели – формирование информационного имиджа; представление руководства. Классификация интервью: интервьюмнение интервьюфакт имиджевое интервью. Инициаторы интервью: журналисты прессслужба.
45245. Брифинг как информационная ПР - акция: цели, аудитория, методика подготовки 28 KB
  Брифинг как информационная ПР акция: цели аудитория методика подготовки Брифинг это плановое мероприятие которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Например брифинги регулярно проводит министерство иностранных дел. На брифингах министерства внутренних дел проходящих раз в неделю можно услышать официальную статистику ДТП раскрытых преступлений узнать о планируемых профилактических мерах по борьбе с организованной преступностью. Еще одна...
45246. Методика подготовки и проведения пресс-конференций 34.5 KB
  Методика подготовки и проведения пресс-конференций Тема: социально-значимая и актуальная не коммерческая дискуссионная диалог спор. Пресс-конференция проводится по мере накопления информации или при наличии глобальных новостей. Мотивация: мотивация организации пресс-конференции; мотивация журналистов статусные персоны корпоративность – присутствие всех СМИ наличие компромата самопрезентация. Прессконференция проводится при хорошем знании журналистов критическая масса – 30 – 40.
45247. Корпоративные коммуникации и материалы корпоративной прессы: виды, функции, принципы организации 34 KB
  В результате оглашения конкретных цифр и фактов сотрудники получают полное представление о готовых итогах развития и перспективах роста компании. Такой отчет может содержать: письмо руководителя в котором выражается благодарность сотрудникам и описывается работа компании ее основные достижения в течение года; отчет об использовании фондов. Этот документ часто оформляется в виде графиков и диаграмм характеризующих использование организацией поступивших средств; анализ финансового положения предприятия; отчет об участии компании в...
45248. Деятельность корпоративной радиостанции и ТВ-центра: приоритеты, аудитория, содержание коммуникации 26.5 KB
  Обычно это организаци-ипартнеры со схожими корпоративными стандартами и принципами. Приоритеты: Главным приоритетом в деятельности корпоративной радиостанции и ТВ центра является формирование корпоративной культуры организации. Сообщения транслируемые по радио и ТВ должны отвечать на следующие вопросы: что происходит в организации почему это происходит в организации что должно произойти в организации Аудитория: Обычно эти самые радиостанции пли ТВ центры находятся на территории самой компании и вещают только на их территории то...
45249. Цели и содержание деятельности корпоративного сайта 28.5 KB
  Цели которые преследуют создатели сайтов: улучшение имиджа и поднятие престижа компании; продвижение торговой марки; доступность информации о продуктах и ценах для клиентов; поддержка дилерской сети доступность информации о продуктах и ценах для дилеров; прямая продажа продукции в Internet организация виртуального магазина; доступность внутренней информации для сотрудников работающих вне офиса; другое. служит дополнительным элементом фирменного стиля; укрепляет имидж и престиж поскольку в российских условиях не каждая...