35446

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО

Доклад

Медицина и ветеринария

В тот день я подумал идя домой что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах к примеру понятие параноидный для психиатра – это не совсем то что вкладывает в него психолог и нет числа этим трудностям перевода. При этом все – и психиатры и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно Еще одна проблема – илиили: двух мнений быть не может существует только единственно правильное учение и психотерапевт который его исповедует а все...

Русский

2013-09-15

35.5 KB

0 чел.

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО?

Недавно с большим интересом поучаствовал в работе одной научной конференции, где в основном присутствовали психиатры и психологи, хотя были также и философы, культурологи, даже литераторы. Всех, в той или иной степени, интересовали темы психотерапии – немедикаментозного лечения нервно-психических расстройств. Естественно, не обошлось без дискуссий – как при обсуждении докладов, так и в кулуарах, – на тему «Кто правильнее занимается психотерапией?» Разумный компромисс только стал зарождаться, но… время проведения конференции подошло к концу. В тот день я подумал, идя домой, что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах (к примеру, понятие «параноидный» для психиатра – это не совсем то, что вкладывает в него психолог, и нет числа этим «трудностям перевода»). При этом все – и психиатры, и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно… Еще одна проблема – «или-или»: двух мнений быть не может, существует только «единственно правильное учение» (и психотерапевт, который его исповедует), а все остальное – мура. «Вы за Фрейда или – против?», как шутливо описал эту ситуацию один из классиков психотерапии прошлого века – не припомню, то ли Карл Роджерс, то ли Абрахам Маслоу. Есть «наши» (правильные) и есть все остальные… Альтернатива позиции «или/или» заключается в установке «и, и, и, и…». Задача каждого найти среди этих «и» одно свое (впрочем, их может быть и несколько – люди называют это гибкостью).

…Самые разные люди очень часто задают мне вопрос: чем психиатр отличается от психолога? И тогда кто такой психотерапевт? Давайте разберемся.

Психиатр – это врач – специалист, областью интересов и компетенции которого являются психические расстройства. Естественно, такой специалист изначально должен иметь высшее медицинское образование в соответствии со своей специализацией (психиатрия или психоневрология), а право на психотерапевтическую практику потребует от него отдельной последипломной подготовки. Причем для того, чтобы к этой подготовке приступить, врач должен быть изначально сертифицирован как психиатр.

Психолог – специалист в области общих закономерностей психических процессов, имеющий университетское образование (оно изначально немедицинское), и не имеющий прямого отношения к такой профессии, как психиатрия. В то же время, пройдя специальную последипломную подготовку, например, по психологическому консультированию, он может заниматься психотерапией. Психические заболевания (или, в более широком смысле слова, нервно-психические расстройства) могут иметь отношение к психологу либо как проблема психодиагностики (не путать с постановкой медицинского диагноза – речь здесь идет о применении различных психологических тестов, шкал и т.п.), либо в таком аспекте, как психотерапия.

Психотерапевт и психотерапия – понятия «сборные» и обозначают скорее сферу деятельности (для психолога) или узкую специализацию, «вторую специальность» (если речь идет о психиатре-психотерапевте).

И врач (психиатр-психотерапевт), и психолог (психолог-психотерапевт) проходят длительную (обычно многолетнюю), а подчас дорогостоящую и многоуровневую специальную последипломную подготовку по специальности «психотерапия», обычно в соответствии с избранным теоретическим направлением или подходом (семейная психотерапия, гештальт-психотерапия, психоанализ и многое другое).

Пациенты, выбирая специалиста для прохождения у него психотерапии, часто рассуждают так: «Иванов – психиатр. Но что я – псих, чтобы идти к нему? Нет, пойду я лучше к психологу, я ведь нормальный, просто проблемы у меня некоторые…». Или другой вариант: «У меня же депрессия, чем мне может помочь психолог? Он даже таблетки выписывать не имеет права!»

Я думаю, что главную роль в правильном выборе специалиста должен сыграть не только и не столько предпочтение раскрученному имени или «тренду» («пойду к такому-то, его ведь по телевизору показывают» или «нет, этот – отстой, он ведь плохо отзывается о психоанализе»). Не подходит и однозначное следование принципу наших президентских выборов пятнадцатилетней давности – «Голосуй сердцем». Истина где-то посредине. Вы сами почувствуете после нескольких встреч, к тому, что вам надо, специалисту пришли или нет. Не всегда это удается с первой попытки, но, слава богу, удается и совсем нередко…  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78163. Личность и творчество 55.97 KB
  Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и в частности для развития его творческого потенциала необходимым условием является свобода. При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Творческая активность это мотивированная готовность личности к творческой деятельности определяемая скоростью...
78164. Межличностные отношения и взаимодействия людей в малых группах 63.18 KB
  Понятие малой группы. Социальнопсихологический климат группы. Социометрическая структура группы. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять либо не одобрять некоторые социальные роли иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
78165. Спецификация функциональных требований к ИС 226 KB
  Статическое описание компании рассмотренное в лекции 4 проводится на уровне функциональных моделей и включает описание бизнеспотенциала функционала и соответствующих матриц ответственности. Дальнейшее развитие детализация бизнесмодели происходит на этапе динамичного описания компании на уровне процессных потоковых моделей. Процессные потоковые модели это модели описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какойлибо бизнесфункции или функции...
78166. МЕТОДОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. 160 KB
  Для того чтобы получить адекватный предметной области проект ИС в виде системы правильно работающих программ необходимо иметь целостное системное представление модели которое отражает все аспекты функционирования будущей информационной системы. Без проведения моделирования предметной области велика вероятность допущения большого количества ошибок в решении стратегических вопросов приводящих к экономическим потерям и высоким затратам на последующее перепроектирование системы. Для отображения структурного аспекта моделей предметных областей...
78168. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ BPWIN 352 KB
  Диаграммы потоков данных Dt Flow Digrmming: работы внешние сущности ссылки потоки работ хранилища данных. Метод описания процессов IDEF3: работы связи объекты ссылок перекрестки. Стоимостный анализ Как было указано ранее обычно сначала строится функциональная модель существующей организации работы SIS как есть. BCанализ может проводиться только тогда когда модель работы последовательная следует синтаксическим правилам IDEF0 корректная отражает бизнес полная охватывает всю рассматриваемую область и стабильная проходит...
78169. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС 235.5 KB
  Основные понятия классификации информации. Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач: однозначного и экономичного представления информации в системе на основе кодирования объектов; организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами на основе классификации объектов; организации взаимодействия пользователей с системой на основе экранных форм вводавывода данных; обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта...
78170. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 224.5 KB
  Создание логической модели данных: уровни логической модели; сущности и атрибуты; связи; типы сущностей и иерархия наследования; ключи нормализация данных; домены. При этом имя сущности должно отражать тип или класс объекта а не его конкретный экземпляр например АЭРОПОРТ а не ВНУКОВО. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности. Каждая сущность должна обладать некоторыми свойствами: иметь уникальное имя; к одному и тому же имени должна всегда применяться...
78171. Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language (UML) 204 KB
  Диаграммы в UML. Диаграммы состояний: начального состояния конечного состояния переходы. Диаграммы внедрения: подсистемы компоненты связи. Диаграммы размещения.