35446

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО

Доклад

Медицина и ветеринария

В тот день я подумал идя домой что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах к примеру понятие параноидный для психиатра – это не совсем то что вкладывает в него психолог и нет числа этим трудностям перевода. При этом все – и психиатры и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно Еще одна проблема – илиили: двух мнений быть не может существует только единственно правильное учение и психотерапевт который его исповедует а все...

Русский

2013-09-15

35.5 KB

0 чел.

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО?

Недавно с большим интересом поучаствовал в работе одной научной конференции, где в основном присутствовали психиатры и психологи, хотя были также и философы, культурологи, даже литераторы. Всех, в той или иной степени, интересовали темы психотерапии – немедикаментозного лечения нервно-психических расстройств. Естественно, не обошлось без дискуссий – как при обсуждении докладов, так и в кулуарах, – на тему «Кто правильнее занимается психотерапией?» Разумный компромисс только стал зарождаться, но… время проведения конференции подошло к концу. В тот день я подумал, идя домой, что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах (к примеру, понятие «параноидный» для психиатра – это не совсем то, что вкладывает в него психолог, и нет числа этим «трудностям перевода»). При этом все – и психиатры, и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно… Еще одна проблема – «или-или»: двух мнений быть не может, существует только «единственно правильное учение» (и психотерапевт, который его исповедует), а все остальное – мура. «Вы за Фрейда или – против?», как шутливо описал эту ситуацию один из классиков психотерапии прошлого века – не припомню, то ли Карл Роджерс, то ли Абрахам Маслоу. Есть «наши» (правильные) и есть все остальные… Альтернатива позиции «или/или» заключается в установке «и, и, и, и…». Задача каждого найти среди этих «и» одно свое (впрочем, их может быть и несколько – люди называют это гибкостью).

…Самые разные люди очень часто задают мне вопрос: чем психиатр отличается от психолога? И тогда кто такой психотерапевт? Давайте разберемся.

Психиатр – это врач – специалист, областью интересов и компетенции которого являются психические расстройства. Естественно, такой специалист изначально должен иметь высшее медицинское образование в соответствии со своей специализацией (психиатрия или психоневрология), а право на психотерапевтическую практику потребует от него отдельной последипломной подготовки. Причем для того, чтобы к этой подготовке приступить, врач должен быть изначально сертифицирован как психиатр.

Психолог – специалист в области общих закономерностей психических процессов, имеющий университетское образование (оно изначально немедицинское), и не имеющий прямого отношения к такой профессии, как психиатрия. В то же время, пройдя специальную последипломную подготовку, например, по психологическому консультированию, он может заниматься психотерапией. Психические заболевания (или, в более широком смысле слова, нервно-психические расстройства) могут иметь отношение к психологу либо как проблема психодиагностики (не путать с постановкой медицинского диагноза – речь здесь идет о применении различных психологических тестов, шкал и т.п.), либо в таком аспекте, как психотерапия.

Психотерапевт и психотерапия – понятия «сборные» и обозначают скорее сферу деятельности (для психолога) или узкую специализацию, «вторую специальность» (если речь идет о психиатре-психотерапевте).

И врач (психиатр-психотерапевт), и психолог (психолог-психотерапевт) проходят длительную (обычно многолетнюю), а подчас дорогостоящую и многоуровневую специальную последипломную подготовку по специальности «психотерапия», обычно в соответствии с избранным теоретическим направлением или подходом (семейная психотерапия, гештальт-психотерапия, психоанализ и многое другое).

Пациенты, выбирая специалиста для прохождения у него психотерапии, часто рассуждают так: «Иванов – психиатр. Но что я – псих, чтобы идти к нему? Нет, пойду я лучше к психологу, я ведь нормальный, просто проблемы у меня некоторые…». Или другой вариант: «У меня же депрессия, чем мне может помочь психолог? Он даже таблетки выписывать не имеет права!»

Я думаю, что главную роль в правильном выборе специалиста должен сыграть не только и не столько предпочтение раскрученному имени или «тренду» («пойду к такому-то, его ведь по телевизору показывают» или «нет, этот – отстой, он ведь плохо отзывается о психоанализе»). Не подходит и однозначное следование принципу наших президентских выборов пятнадцатилетней давности – «Голосуй сердцем». Истина где-то посредине. Вы сами почувствуете после нескольких встреч, к тому, что вам надо, специалисту пришли или нет. Не всегда это удается с первой попытки, но, слава богу, удается и совсем нередко…  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80036. Океанология. Динамические явления и процессы в океане 5.52 MB
  Свободная поверхность Мирового океана, не возмущенная динамическими факторами (приливы, течения и др.), определяет фигуру, называемую геоидом. Но наблюдения над уровнем моря в любой точке Мирового океана показывают, что его действительная поверхность не остается в покое, а находится в непрерывном...
80037. Навчальний проект з виявлення, дослідження та впорядкування джерел рідного краю «До чистих джерел» 69.5 KB
  «Не можна двічі увійти в одну і ту ж річку», — сказав знаменитий грецький філософ дві тисячі років тому. У наш час ми розуміємо глибокий зміст цього висловлювання не тільки як метафори, розуміємо буквально — води, що нас оточують, дійсно змінюються прямо на очах, у результаті антропогенного впливу.
80038. Формування інформаційної компетентності особистості в шкільній бібліотеці 72 KB
  Сьогодні шкільна бібліотека володіє значними можливостями щодо вдосконалення освітнього процесу. Нові навчальні програми, нові концепції, різноманітність навчальних курсів, зростаючий інтелектуальний рівень читачів висувають нові вимоги до якості інформаційного забезпечення навчально–виховного процесу.
80039. Школа Успіху, або формуємо компетентності 68.5 KB
  Завдання проекту Виявлення ключових проблем які гальмують підвищення якості освіти та надання рекомендацій щодо розв’язання основних проблем змісту освіти. Створення системи моніторингу формування ключових компетентностей на всіх ступенях освіти дітей.
80040. Довкілля – казка чарівна! 55 KB
  Мета: вчити оцінювати негативне і бездумне ставлення до природи; формувати інтерес до навколишнього середовища; поглиблювати знання про довкілля рідного краю; розвивати комунікативні, творчі здібності, вміння робити висновки, відстоювати свою, думку, презентувати свої дослідження...
80041. Край, у якому ти живеш. Україна – наша Батьківщина 417.5 KB
  Мета: збагачувати знання учнів про Україну, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчання рідного краю; розширити знання народні, історичні та культурні символи українського народу; сприяти формування національної свідомості, осмисленню себе як частини...
80042. Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две судьбы, две личности, два пути великих сыновей украинского народа 134.5 KB
  В своих исследованиях, представленных на конференции по заявленной теме, учащиеся проследили, как среда и время определили разницу в судьбах и литературных путях двух великих украинцев Н.Гоголя и Т.Шевченко. Прилагается электронная презентация темы в формате Pover Point.
80043. Декоративна таця 473 KB
  Необхідність таці люди зрозуміли дуже давно, саме тому її почали використовувати як столове приладдя вже в стародавні часи. Перші таці були зроблені не з каменя, як можна було припустити, а з обпаленої глини, оскільки їм не була потрібна міцність. Представляла вона собою напівкулю.
80044. ПІДПРИЄМЛИВІСТЬ – ОСНОВА КОНКУРЕНТНОСПРОМОЖНОСТІ ВИПУСКНИКА 211.5 KB
  З учнями: діагностика: Виявлення характерних рис дитини Виявлення нахилів і здібностей школярів Виявлення спрямованості учнів 811 класів; анкетування: Мої успіхи і невдачі Формування життєвої компетентності особистості Настрій і його зображення Розуміння почуттів іншої людини...