35446

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО

Доклад

Медицина и ветеринария

В тот день я подумал идя домой что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон определиться в терминах к примеру понятие параноидный для психиатра это не совсем то что вкладывает в него психолог и нет числа этим трудностям перевода. При этом все и психиатры и психологи занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно Еще одна проблема илиили: двух мнений быть не может существует только единственно правильное учение и психотерапевт который его исповедует а все...

Русский

2013-09-15

35.5 KB

0 чел.

ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО?

Недавно с большим интересом поучаствовал в работе одной научной конференции, где в основном присутствовали психиатры и психологи, хотя были также и философы, культурологи, даже литераторы. Всех, в той или иной степени, интересовали темы психотерапии – немедикаментозного лечения нервно-психических расстройств. Естественно, не обошлось без дискуссий – как при обсуждении докладов, так и в кулуарах, – на тему «Кто правильнее занимается психотерапией?» Разумный компромисс только стал зарождаться, но… время проведения конференции подошло к концу. В тот день я подумал, идя домой, что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах (к примеру, понятие «параноидный» для психиатра – это не совсем то, что вкладывает в него психолог, и нет числа этим «трудностям перевода»). При этом все – и психиатры, и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно… Еще одна проблема – «или-или»: двух мнений быть не может, существует только «единственно правильное учение» (и психотерапевт, который его исповедует), а все остальное – мура. «Вы за Фрейда или – против?», как шутливо описал эту ситуацию один из классиков психотерапии прошлого века – не припомню, то ли Карл Роджерс, то ли Абрахам Маслоу. Есть «наши» (правильные) и есть все остальные… Альтернатива позиции «или/или» заключается в установке «и, и, и, и…». Задача каждого найти среди этих «и» одно свое (впрочем, их может быть и несколько – люди называют это гибкостью).

…Самые разные люди очень часто задают мне вопрос: чем психиатр отличается от психолога? И тогда кто такой психотерапевт? Давайте разберемся.

Психиатр – это врач – специалист, областью интересов и компетенции которого являются психические расстройства. Естественно, такой специалист изначально должен иметь высшее медицинское образование в соответствии со своей специализацией (психиатрия или психоневрология), а право на психотерапевтическую практику потребует от него отдельной последипломной подготовки. Причем для того, чтобы к этой подготовке приступить, врач должен быть изначально сертифицирован как психиатр.

Психолог – специалист в области общих закономерностей психических процессов, имеющий университетское образование (оно изначально немедицинское), и не имеющий прямого отношения к такой профессии, как психиатрия. В то же время, пройдя специальную последипломную подготовку, например, по психологическому консультированию, он может заниматься психотерапией. Психические заболевания (или, в более широком смысле слова, нервно-психические расстройства) могут иметь отношение к психологу либо как проблема психодиагностики (не путать с постановкой медицинского диагноза – речь здесь идет о применении различных психологических тестов, шкал и т.п.), либо в таком аспекте, как психотерапия.

Психотерапевт и психотерапия – понятия «сборные» и обозначают скорее сферу деятельности (для психолога) или узкую специализацию, «вторую специальность» (если речь идет о психиатре-психотерапевте).

И врач (психиатр-психотерапевт), и психолог (психолог-психотерапевт) проходят длительную (обычно многолетнюю), а подчас дорогостоящую и многоуровневую специальную последипломную подготовку по специальности «психотерапия», обычно в соответствии с избранным теоретическим направлением или подходом (семейная психотерапия, гештальт-психотерапия, психоанализ и многое другое).

Пациенты, выбирая специалиста для прохождения у него психотерапии, часто рассуждают так: «Иванов – психиатр. Но что я – псих, чтобы идти к нему? Нет, пойду я лучше к психологу, я ведь нормальный, просто проблемы у меня некоторые…». Или другой вариант: «У меня же депрессия, чем мне может помочь психолог? Он даже таблетки выписывать не имеет права!»

Я думаю, что главную роль в правильном выборе специалиста должен сыграть не только и не столько предпочтение раскрученному имени или «тренду» («пойду к такому-то, его ведь по телевизору показывают» или «нет, этот – отстой, он ведь плохо отзывается о психоанализе»). Не подходит и однозначное следование принципу наших президентских выборов пятнадцатилетней давности – «Голосуй сердцем». Истина где-то посредине. Вы сами почувствуете после нескольких встреч, к тому, что вам надо, специалисту пришли или нет. Не всегда это удается с первой попытки, но, слава богу, удается и совсем нередко…  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40064. Язык как знаковая система 45 KB
  Ознакомиться с видами знаков. Приобрести навыки определения структуры знаков. Рассмотреть сферу применения знаков при создании информационных продуктов.
40065. Парадигматические отношения в ИПЯ 51.5 KB
  Ознакомиться с видами парадигматических отношений. Овладеть практическими навыками распознавания парадигматических отношений в ИПЯ. Перечень лексических единиц Месяц декабрь Искусственный язык специализированный язык Танец народный танец Библиографическая запись поле данных Самолет фюзеляж Алфавит ИПЯ знак Год месяц...
40066. Синтагматические отношения в ИПЯ 54.5 KB
  Ознакомиться с видами грамматических средств в ИПЯ. Овладеть навыками практического использования грамматических средств в ИПЯ. № документа Поисковый образ документа в индексах ИПЯ УДК ББК таблицы для областных библиотек ГРНТИ 1 16075.
40067. Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 1. Отбор и нормализация лексики 49 KB
  Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1 Таблица 1 Способы достижения однозначности лексических единиц в ИПЯ Наименование ИПЯ Наименование элемента организационной структуры Устранение синонимии Устранение многозначности 1. Выявить все использованные в заданном ИПЯ ссылки для устранения синонимии: см. Привести примеры использования в заданном ИПЯ различных способов устранения полисемии и омонимии: развертывание слова до словосочетания и лексикографический способ.
40068. Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий 38 KB
  Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...
40069. Лингвистическое обеспечение сайтов 40 KB
  Сформировать умения определять состав лингвистического обеспечения сайтов. Задание 1: Проанализировать состав ИПЯ используемых для подготовки информационных продуктов и услуг информационных учреждений. Таблица 1 Состав ИПЯ используемых для подготовки информационных продуктов и услуг Наименование информационного продукта или услуги Наименование используемых ИПЯ Назначение функция ИПЯ 1 2 3 Технология работы: Проанализируйте структуру сайта заданного информационного учреждения...
40070. Объектно-признаковый язык 55 KB
  Таблица 1 Виды фактографической информации Лексическая единица Вид информации фактическая прогнозная количественная качественная Технология работы: Проанализировать лексическую единицу см. По результатам тематического поиска в базе данных Дипломные работы отобрано 34 документа; 4. Таблица 2 Типы лексических единиц Лексическая единица Тип лексической единицы Кемеровский государственный университет культуры и искусств номенклатурный знак Технология работы: Проанализировать...
40071. Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ 48.5 KB
  Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.
40072. Технология расчета контрольного числа для кодов классификаторов технико-экономической и социальной информации 45.5 KB
  Рассмотреть методы расчета контрольного числа для кодов для кодов классификаторов ТЭСИ. Приобрести навыки расчета контрольного числа для кодов классификаторов ТЭСИ. Обеспечивающие средства: методика расчета контрольного числа перечни кодов.