35450

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни

Доклад

Психология и эзотерика

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении детей много широко разлитых иррадиированных реакций. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какоголибо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

Русский

2013-09-15

13.23 KB

4 чел.

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.

1. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие условные рефлексы и к 3 годам не достаточно устойчивы.

2. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.

3. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.

При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность.

Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

4. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.

5. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Делая первые шаги, ребенок протягивает вперед руки, иногда даже высовывает язык. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

6. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

7. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

8. У детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.

9. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста. Вследствие этих особенностей уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста отличны от таковых детей более старшего возраста. Индивидуальные особенности детей. Наряду с возрастными с первых же дней проявляются и индивидуальные особенности детей. Реакции детей на одни и те же явления жизни неодинаковы, что прежде всего объясняется особенностями их нервной деятельности. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения и подвижность нервных процессов, чем и определяется в основном различное поведение детей, живущих в одних и тех же условиях. Эти основные особенности оказывают влияние на все реакции ребенка. Например, в зависимости от этих особенностей у детей бывают различными быстрота и характер засыпания и пробуждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37214. Финансовое планирование 46.5 KB
  Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов рассчитанных на основе финансовых планов устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов непроизводительные расходы внеплановые финансовые инвестиции....
37215. Финансовый контроль, его цели и задачи 49 KB
  Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Финансовый контроль призван обеспечивать1: правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства правильность ведения бухгалтерского учета составления отчетности; эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; выявление резервов роста бюджетных...
37216. Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей 37 KB
  Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных региональных и муниципальных потребностей. Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов; возможность использования...
37217. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику 44.5 KB
  Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям как: 1 Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества. 2 Регулирование международных интеграционных процессов. 3 Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов.
37218. Финансы 59.5 KB
  Основа финансов предприятия – реальный денежный оборот обслуживающий экономический процесс создание и движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений: отношения денежные; отношения распределительные; отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов; по одностороннему движению денежной формы стоимости без встречных взаимозависимых потоков. Финансы – это экономическая категория по поводу распределения стоимости...
37220. Финансовая политика 39 KB
  Содержание финансовой политики: Разработка общей концепции финансовой политики определение ее основных направлений целей главных задач. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основа финансовой политики стратегические направления которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Задачами финансовой политики является: обеспечение условий для...
37221. Экономическое развитие общества 77.5 KB
  На процесс общественного воспроизводства с одной стороны влияет множество факторов: количество и качество материальных финансовых трудовых ресурсов предпринимательские способности субъектов хозяйствования ускорение научнотехнического прогресса степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода...
37222. Структура оборотных средств предприятия 40.5 KB
  Структура оборотных средств предприятия Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов которые участвуют в одном производственном процессе сразу переносят свою стоимость на себестоимость продукции и требуют своего возмещения по каждому производственному циклу. Фонды обращения – это сумма денежных средств предприятия вложенная в процесс реализации продукции и необходимая для обслуживания этого процесса. Организация оборотных средств необходимая для их эффективного использования включает: определение состава и...