35450

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни

Доклад

Психология и эзотерика

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении детей много широко разлитых иррадиированных реакций. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какоголибо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

Русский

2013-09-15

13.23 KB

4 чел.

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.

1. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие условные рефлексы и к 3 годам не достаточно устойчивы.

2. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.

3. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.

При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность.

Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

4. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.

5. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Делая первые шаги, ребенок протягивает вперед руки, иногда даже высовывает язык. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

6. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

7. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

8. У детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.

9. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста. Вследствие этих особенностей уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста отличны от таковых детей более старшего возраста. Индивидуальные особенности детей. Наряду с возрастными с первых же дней проявляются и индивидуальные особенности детей. Реакции детей на одни и те же явления жизни неодинаковы, что прежде всего объясняется особенностями их нервной деятельности. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения и подвижность нервных процессов, чем и определяется в основном различное поведение детей, живущих в одних и тех же условиях. Эти основные особенности оказывают влияние на все реакции ребенка. Например, в зависимости от этих особенностей у детей бывают различными быстрота и характер засыпания и пробуждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1864. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации 1.25 MB
  Становление и развитие национальной государственности Кабардино-Балкарской Республики. Конституционные основы организации государственной власти в Кабардино-Балкарской Республике. Президент и Правительство Кабардино-Балкарской Республики в системе исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. Конституционно-правовые основы взаимоотношений КБР с субъектами Российской Федерации в Южном федеральном округе.
1865. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СМЫСЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ 1.25 MB
  Автоматизированная система смысловой обработки текстов. Описание работы системы автоматизированного смыслового анализа текстов. Экспертные системы и система визуального эвристического анализа – сходства и отличия. Алгоритм отбора слов в естественно-тематический словарь. Система смысловой обработки текстов в современной библиотеке как перспективное направление развития ИРБИС.
1866. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 1.25 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.
1867. Курс лекций по микроконтроллерам 1.79 MB
  Основные определения. Классификация МПК. Основные архитектуры процессоров ОМК. Проектирование МПУ на основе периферийных ОМК. Основные особенности периферийных ОМК. Модуль таймера/счетчика контроллера PIC16C58. Система команд контроллера PIC16С58. Встроенные таймеры счетчики контроллера К1816ВЕ51. Принципы организации систем дискретного ввода-вывода в МПС.
1868. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ М.ОНДААТЖЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА 1.24 MB
  Идейно-философский и литературный контекст творчества М. Ондаатже. Постколониальный дискурс и новейшая англо-канадская художественная практика. Ранняя проза М.Ондаатже: эксперимент с границами художественного письма и литературного рода. В львиной шкуре: репрезентация маргинальных групп в альтернативной истории Торонто и значение устного повествования.
1869. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 1.24 MB
  Теоретические основы исследования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности. Роль этноконфессиональной толерантности в обеспечении мира и безопасности в современных условиях. Вопросы формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе. Совершенствование деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности.
1870. Виды рода Astragalus L. и их роль в растительном покрове Предкавказья 1.23 MB
  История изучения видового состава рода на территории Северного Кавказа. Ключ для определения видов рода Astragalus. Распространение, фитоценотическая приуроченность и роль видов рода Astragalus L. в растительном покрове Предкавказья. Перспективы использования видов астрагала. Фитохимическая оценка предкавказских астрагалов.
1871. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.23 MB
  Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога).
1872. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С КЛИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ ПРЕЦИЗИОННОГО МАРКЕТИНГ- МЕНЕДЖМЕНТА 1.23 MB
  Маркетинг-менеджмент как основа интенсификации бизнеса. Проблемы управления маркетингом в условиях информатизации. Разработка принципов и структуры построения системы взаимосвязи предприятия с клиентами. Обеспечение сетевой поддержки системы, ориентированной на задачи управления клиентами. Оценка составляющих экономического эффекта от внедрения рекомендаций по системе взаимодействия с клиентами на основе использования современных информационных технологий.