35450

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни

Доклад

Психология и эзотерика

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении детей много широко разлитых иррадиированных реакций. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какоголибо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

Русский

2013-09-15

13.23 KB

5 чел.

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.

1. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие условные рефлексы и к 3 годам не достаточно устойчивы.

2. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.

3. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.

При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность.

Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

4. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.

5. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Делая первые шаги, ребенок протягивает вперед руки, иногда даже высовывает язык. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

6. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

7. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

8. У детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.

9. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста. Вследствие этих особенностей уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста отличны от таковых детей более старшего возраста. Индивидуальные особенности детей. Наряду с возрастными с первых же дней проявляются и индивидуальные особенности детей. Реакции детей на одни и те же явления жизни неодинаковы, что прежде всего объясняется особенностями их нервной деятельности. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения и подвижность нервных процессов, чем и определяется в основном различное поведение детей, живущих в одних и тех же условиях. Эти основные особенности оказывают влияние на все реакции ребенка. Например, в зависимости от этих особенностей у детей бывают различными быстрота и характер засыпания и пробуждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18212. Методи фізичного виховання 154.5 KB
  Змістовий модуль 1 Тема 4. Методи фізичного виховання. Вихідні поняття метод методичний прийом методика методичний підхід методичний напрямок. Методи навчання рухових дій. Методи вдосконалення та закріплення рухових дій. Методи вдоск...
18213. Основи методики фізкультурно-оздоровчих занять із школярами 158 KB
  Змістовий модуль 6 Тема 12. Основи методики фізкультурнооздоровчих занять із школярами. Здоровя та фактори що на нього впливають. 1.1. Визначення поняття здоровя. Здоровя в ієрархії потреб людини. 1.2. Здоровий спосіб життя та фактори що впливають на здор
18214. Організаційно-методичні особливості проведення уроку фізичної культури в школі 183.5 KB
  Змістовий модуль 5 Тема 11. Організаційнометодичні особливості проведення уроку фізичної культури в школі. План. Зміст навчальної дисципліни Фізична культура. 1.1. Аналіз шкільної базової програми Основи здоровя та фізична культура Київ 2001 року. ...
18215. Організація і методика фізичного виховання дітей та підлітків з ослабленим здоров’ям 87 KB
  Змістовий модуль 6 Тема 13. Організація і методика фізичного виховання дітей та підлітків з ослабленим здоровям. Особливості організації фізкультурнооздоровчих занять учнів підготовчої і спеціальної медичної груп. 1.1. Організація занять фізичними вправами ...
18216. Планування, контроль та облік навчальної діяльності учнів 141.5 KB
  Змістовий модуль 4 Тема 9. Планування контроль та облік навчальної діяльності учнів. Технологія планування та його функції. 1.1. Функції планування вимоги до планування перспективне поточне оперативне планування. 1.2. Технологія планування встановлення мет...
18217. Принципи побудови процесу фізичного виховання 84.5 KB
  Змістовий модуль 1 Тема 2. Принципи побудови процесу фізичного виховання. Усі явища та процеси у природі і житті підпорядковані певним закономірностям і розвиваються відповідно до них. Ці закономірності існують у природі незалежно від волі людини. П
18218. Загальні основи навчання рухових дій 126 KB
  Змістовий модуль 2 Тема 5. Загальні основи навчання рухових дій. Особливості навчання у фізичному вихованні. 1.1. Зміст спеціальних фізкультурноспортивних знань. 1.2. Класифікація рівнів засвоєння знань. Рухові уміння та навички. 2.1. Характеристика
18219. Загальна характеристика та основи методики розвитку рухових здібностей 262 KB
  Змістовий модуль 3 Тема 6. Загальна характеристика та основи методики розвитку рухових здібностей. Поняття про рухові здібності та основні форми їх прояву. 1.1. Визначення поняття рухові здібності потенціальні та актуальні рухові здібності конди
18220. Теорія і методика фізичного виховання, як наукова та навчальна дисципліна. Система фізичного виховання 122 KB
  Змістовий модуль 1 Тема 1. Теорія і методика фізичного виховання як наукова та навчальна дисципліна. Система фізичного виховання. Під терміном теорія в науці і зокрема в ТМФВ розуміють систему основних ідей форму наукового знання що дає цілісне уявлення про законо...